Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа
Язык и стиль периодической печати занимает важное место в системе средств массовой информации. Его усвоение - надежная основа успешной практической работы в данной сфере деятельности.
Цель работы – рассмотреть на примере региональной газеты Ханты-Мансийского автономного округа «Новости Югры» реализацию языка и стиля текстов периодической печати.
Введение 3
Глава 1. Формирование социально-оценочной позиции читателя 7
Социально-прагматическая роль категории оценочности 7
Стандартизация – один из стилевых признаков газетно-публицистической речи 12
1.3. Эмоционально-экспрессивные ресурсы газеты 15
Глава 2. Изобразительно-выразительные средства газетной публицистики 19
2.1. Функции изобразительно-выразительных средств газетной публицистики. 19
2.2. Метафора как способ мышления 20
2.3. Сравнение 21
2.4. Градация 22
Глава 3. Заголовок в газетном тексте 23
Заключение 27
Приложения 30
Библиографический список 42
Материалы прессы, безусловно, должны быть объективными, беспристрастными, правдивыми. Использование оценки в газете необходимо, так как средства массовой информации предназначены не только для того, чтобы дать или углубить фактические знания, но и для влияния на аудиторию.
Отличительные
особенности газетно-
Среди
оценочных средств, являющихся главным
атрибутом публицистического
В отличие от юмора, который говорит о явлении, как бы низводя его, показывая мнимость того, на что он претендует, ирония, наоборот, приписывает явлению то, чего ему недостает, как бы подымает его, но лишь для того, чтобы резче подчеркнуть отсутствие приписанных явлению свойств. То есть, если юмор создает лишь образ явления, то ирония старается дать ему характеристику11.
Особую
выразительность может
Преобразование пословиц и поговорок, цитат из художественных, публицистических произведений, также создает эффект пародирования, иронизации. «Настоящий полковник» - название данной статьи о начальнике МЧС России по ХМАО – Югре взято из строк знаменитой песни. (см. приложение 4).
В ироническом тоне пишут о политике, об экономических и социальных трудностях области, об убийствах и т.д. – о таких серьезных вещах, которые никак не могут вызывать смех.
В прессе можно наблюдать различные способы непрямого выражения оценки. Среди них важное место занимают кавычки. На первый взгляд утверждение о неявном воздействии кавычек на читателя может показаться парадоксальным, ведь кавычки - это, прежде всего, графический знак, сигнал, выделяющий элементы текста. “Правила употребления кавычек сами по себе прямо не выражают их оценочности”, - пишет Суджата Рао. - Однако оценочный потенциал кавычек проявляется, когда речь идет о вторичном, “псевдоцитатном” их использовании”12.
Например,
«В семье не было традиций, ребенок чувствовал
себя «частью команды» (см. приложение
6). Здесь кавычки играют роль некого сравнения.
Чаще кавычки используются для выделения
названий, в ином случае в прямой речи.
«Девятого апреля 2008 года начальнику ОГПС-1
Главного управления МЧС России по ХМАО
— Югре полковнику внутренней службы
Олегу Белоконному указом президента
России № 470 было присвоено почетное звание
«Заслуженный спасатель Российской Федерации»
(см. приложение 9).
1.2.
Стандартизация –
один из стилевых
признаков газетно-
Одним из основных принципов газетной речи является сочетание и чередование в ней языкового стандарта и экспрессии, по-разному проявляющихся в различных газетных жанрах. Принято различать два понятия и два явления, свойственные газетной речи: стандарт и штамп. Одни исследователи отождествляют стандарт с негативными качествами языка: сухостью, трафаретностью, однообразием и т.д. Другие считают, что стандарт не только не противоречит разнообразию и богатству языка, а, напротив, предполагает их, подразумевает индивидуальное мастерство, оригинальность, вкус и т.д. По мнению Л.П. Ивановой, “стандарт обусловлен тем, что у пишущего, как правило, нет времени на длительное обдумывание, так как газета сразу должна откликаться на все заслуживающие внимания события, поэтому корреспондент зачастую вынужден использовать традиционные книжные языковые средства, лежащие на поверхности языкового сознания”13.
Стандарт - это устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает четкой семантикой и помогает экономно выразить мысль, способствуя быстроте передачи информации. Он позволяет оперативно откликаться на события, обеспечивает нейтральный фон газетного стиля, уравновешивает экспрессивность. Это основной строительный материал любой речи, в том числе и речи, рассчитанной на публицистическое воздействие. Поэтому вполне закономерно использование речевых стандартов (стереотипов, клише). Своеобразным признаком газетно-языковых стандартов является их способность к потере нейтральности. По различным причинам они могут превращаться в штампы. Это обычно связано с утратой стандартными формулами ясности и точности семантики, экспрессивно-оценочных качеств, с перемещением в необычные для них сферы общения14.
Основной признак штампа - абстрактность, отсутствие семантической содержательности, стереотип мышления. “Беда штампов еще в том, что они, даже при внешней своей красивости и “складности” не рождают у читателя никаких ощущений, никаких ассоциаций, никаких мыслей. Это песня не только без слов, но и без музыки. Это писание невидимыми чернилами”15.
Например,
«ситуация» синоним к словосочетаниям
«положение дел», «обстановка», «совокупность
обстоятельств»: «А сейчас ситуацию усугубляют
мировые экономические
Значительно обедняют речь, снижают ее качество канцеляризмы - элементы официально-делового стиля, введенные в стилистически чуждый для них текст. Канцелярский характер высказывания нередко обусловлен наличием в нём большого количества отглагольных существительных. К примеру могу привести отрывок из статьи: «Интернет-трейдинг — это способ заработка и накопления капитала при помощи совершения торговых операций на биржах ценных бумаг посредст вом сети Интернет» (см. приложение 5).
Вялой,
аморфной получается фраза, если содержит
несколько вводных слов или сочетаний;
основная мысль тонет в речевом потоке:
«Неизвестно, стоит ли им покупать, к примеру,
новую машину или квартиру, да и вообще
делать какие-то денежные вложения, если
неизвестно, кому все это будет принадлежать
завтра, и не надо ли будет делить все со
скандалом».
1.3.
Эмоционально-экспрессивные
ресурсы газеты
Газетно-публицистическая речь - это, прежде всего, речь, призванная воздействовать и потому максимально учитывающая интересы и удобства аудитории. Следовательно, и с точки зрения адресата она подчеркнуто социальна. В изменении общей стилистической картины современных публицистических текстов отчётливо проявляется тенденция к высказыванию авторской точки журналиста с читательской аудиторией. Автор не навязывает своё зрения и самовыражению. Исследователи считают, что это во многом сказывается на уменьшении в последние годы количества художественно-публицистических жанров и увеличении интереса к информационной и аналитической журналистике.
В.В. Виноградов ввел в научный оборот широко употребительный теперь термин “образ автора”: «Именно в своеобразии речевой структуры образа автора глубже и ярче всего выражается стилистическое единство целого произведения”16. Эта мысль ученого относится к художественной речи. Несколько иное положение в публицистике. Здесь важен не образ автора, а сам автор как конкретная личность – т.е. его взгляды, устремления, общественная позиция, даже некоторые личные качества.
Главный принцип публицистической речи - прямое, непосредственное выражение авторского «Я». Здесь все оценки принадлежат автору независимо от того, выступает ли он от своего имени или от имени определенной общественной группы. Поэтому стиль публицистического произведения всегда носит эмоционально-личностный характер. Г.Я. Солганик пишет: «Так же как для каждого крупного периода существует своя публицистическая картина мира, точно так же существует и свой обобщенный автор (образ автора) со своим отношением к действительности, известной степенью публицистичности, эмоциональности. Обобщенный автор - это усредненная характеристика, идеальный образ автора, вобравший в себя черты множества конкретных авторов данного периода. Так, обобщенный автор тоталитарного периода - это официальный, застегнутый на все пуговицы, прежде всего социальный человек, выражающий эмоционально, пристрастно и пафосно господствующую идеологию, использующий апробированные, общепринятые обороты речи. Личность автора, индивидуальность проявляются слабо»17.
Личность повествующего скрепляет все части повествования. В языке, стиле произведения выражается авторская индивидуальность. Она запечатлевается и трактовкой события, и отбором деталей, и использованием изобразительных средств. Своеобразие личности окрашивает все моменты творческого процесса, создает эмоциональный подтекст18.
Современная газета характеризуется принципиально новым типом отношения к адресату. Соответственно, языковые средства подбираются таким образом, чтобы создать эффект диалогичности в пределах письменной речи. Отношения «адресант - адресат» всегда занимали особое место в формировании языка газеты, при этом учитывались: «во-первых, целевая установка, общая стратегия речи, избираемая говорящим, и, во-вторых, характер, то есть особенности, своеобразие, уровень - культурный, образовательный, возрастной и т.п. – аудитории, читающей или слушающей»19.
Что касается газеты «Новости Югры», то она стремится к прямому контакту с адресатом. Для этих целей используются разные формы и приемы: демонстрация противоположных точек зрения, проведение социологических опросов, ответы на вопросы читателей, имитация «прямого эфира» в прессе. Предоставляется возможность дискуссионного обсуждения политических, экономических, социальных проблем, критики. Газете интересны личное мнение и личная оценка выступающих о происходящих событиях и процессах, что, несомненно, привлекает внимание читателей.
Также привлекаются читатели разнообразием тем и многообразием стилей. Более того, допускается смешение стилей, когда в небольшом тексте соседствуют языковые единицы разных стилистических рядов. В примере можно привести предложение из статьи «ЗаБРАКованные отношения» (см. приложение 3): «И если вдруг увянет любовь, можно спокойно без дележки имущества и любимого кота разойтись».
Большие
эмоционально-экспрессивные
Один из эффективных приёмов воздействия на читателя - использование в тексте восклицательных и вопросительных предложений, разнообразных по строению и семантике; вопросов - проблемных, риторических, заключающих в себе различные виды экспрессии: «Что такое гражданский брак? Можно ли назвать его браком в полном смысле этого слова?» (см. приложение 7). Здесь с первых строк раскрывается вся суть и основная тема материала.
К разнообразным способам контактоустанавливающих интонаций в газетных текстах можно добавить вводные конструкции: «Например, фальшивость таких отношений» (см. приложение 7); употребление глаголов повелительного наклонения «А в его голубых глазах (только взгляните на фото, и увидите сами) отражается душевная чистота и надежность» (см. приложение 9).
Итак, подводя итого по данной главе, мы должны отметить, что изменения в политической и экономической жизни общества, повлекшие за собой смену идеологических и нравственных ориентиров, разрушение мифологем, созданных советской печатью в предшествующий период, размежевание печатных органов по признаку отстаиваемых ими идеологических позиций – все это отразилось на системе русской лексики. Многие слова поменяли свой смысл на противоположный. Произошло перераспределение лексических средств внутри стилистических групп. Таким образом, оценочная программа - это ведущая программа газетно-публицистического текста, которая в свою очередь присуща всем стилям и охватывает весь лексический состав языка. Этим, сообщая факты, опираясь на них, журналист дает им определенную политическую трактовку и оценку, формирует общественное мнение и активно воздействует на ум и чувства читателя. Насыщая язык оценочными средствами, журналист расширяет его возможности, обогащает синонимику, углубляет и, создавая многообразные варианты и оттенки, уточняет семантику слова. При этом автор не только называет предмет, но и выражает отношение к нему. Помимо этого, мастерство журналиста заключается в умелом выборе готовых выражений, их сочетании, варьировании, производящем впечатление новизны, в умении не пользоваться клише, потерявшими экспрессивно оценочные качества, семантическую ясность, точность.
Информация о работе Язык и стиль региональной газеты Новости Югры