Взаимодействие между органами власти и СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе анализа в обществе изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации, определить особенности этих отношений на примере работы пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края.

Файлы: 1 файл

Vzaimodeystvie_mezhdu_organami_vlasti_i_SMI.doc

— 547.00 Кб (Скачать)

Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения  информации, способностью проникать во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы.

В своих репортажах и  комментариях средства массовой информации могут обратить внимание  общественности на стороны деятельности правящих кругов, играют роль в ограничении власти и конкретных действий.

Средства массовой информации не могут наградить, но могут сделать  популярным; не могут карать, но могут  высмеять; не могут назначить на должность, но могут содействовать  избранию.

Рассмотрение особенностей средств массовой информации будет неполным без изучения их функций.

Функции средств массовой информации разнообразны. В любом  современном обществе они в той  или иной форме выполняют ряд  общих политических функций. Опыт истории  показывает, что средства массовой информации способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запутывать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.

Г. Ласуэлл – известный  американский политолог и политический психолог выделил четыре основные функции  средств массовой информации:

1. Наблюдение за миром  (сбор и распространение информации);

2. Редактирование (отбор  и комментирование информации);

3. Формирование общественного  мнения;

4. Распространение культуры.

Пресса, радио, телевидение  претендуют на выполнение функций «сторожевой  собаки общественных интересов»; на то, чтобы быть «глазами и ушами общества».

Автор работы считает, что наиболее целесообразно выделение следующих функций средств массовой информации:

  1. Информационная функция.
  2. Средства массовой информации создают своеобразную информационную среду, которая характеризуется единством двух потоков политической информации – «сверху» и «снизу».
  3. Информация «сверху» несет данные о государственных и административных решениях, информация «снизу» – о том, как эти решения воспринимаются.
  4. Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
  5. Информационная деятельность средств массовой информации позволяет людям активно судить о политических событиях и процессах в том случае, если она выполняет образовательную функцию.

Эта функция проявляется  в сообщении гражданам знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать  сведения, получаемые от средств массовой информации других источников. Она  также позволяет правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Средства массовой информации, конечно, не могут обеспечить системное  и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных  учреждений – школ, институтов и  т. д. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации.

Образовательная роль средств  массовой информации тесно связана  с функцией социализации.

Политическое образование  предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Политическая социализация означает усвоение человеком политическим норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Вышеназванные функции  позволяют средствам массовой информации выполнять функцию критики и  контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только средства массовой информации, но и оппозиция, а также специализированные институты судебного и иного контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях. Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации.

Их контрольная функция  основывается на общественном мнении. В отличие от государственных  и иных органов контроля, средства массовой информации не могут применять  административные или экономические санкции к нарушителям. Их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, так как они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной  функции средства массовой информации опираются как на закон, так и на общественное мнение. Контрольная функция средств массовой информации особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве социальных государственных институтов контроля.

Средства массовой информации не только критикуют недостатки в политики и обществе, но и выполняют функцию артикуляции различных общественных интересов, интеграции политических субъектов.

Эта функция позволяет  обеспечивать представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только средствами массовой информации, но и другими инструментами: партиями и группами интересов. Однако без использования средств массовой информации и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

Все рассмотренные выше функции средств массовой информации прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции.

Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или созданного бездействия, в их вовлечении в политику. Средства массовой информации обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг политических функций  средств массовой информации  не исчерпывается вышеназванными. Некоторые  ученые выделяют такие функции, как инновационная – проявляющаяся в инициировании политических изменений, путем постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная функция состоит в обслуживании средствами массовой информации политики, определенных партий и ассоциаций; функция формирования общественного мнения.

Общественное мнение сегодня становится более активным и действенным регулятором политического  процесса. Сила общественного мнения в значительной мере пр6едопределяется средствами массовой информации, не только отражающими сложившиеся настроения, но и формирующими это общественное мнение.

В некоторых случаях  актуализация массового сознания в  виде общественного мнения может  дезорганизовывать процесс политического управления. Когда те или иные политические идеи закреплены в массовом сознании, существуют в истинных, позитивных стереотипах, средства массовой информации способны достичь нужного результата, не обращаясь к общественному мнению. Иное дело, когда радио, печать, телевидение обращены на новые проблемы, когда рождаются конфликтные ситуации, касающиеся миллионов людей.

Общественное мнение становится в этом случае мощным средством  политики, инструментов реализации политических замыслов и достижений политических целей.

Формирование общественного  мнения происходи по-разному. К примеру: «средства массовой информации отфильтровывают  индивидуальные точки зрения, обобщают их в мнения групповые и затем  придают им характер всеобщности, массовости, распространенности».

Средства массовой информации всегда стремятся использовать общественное мнение в политических целях, и,  как правило, это им удается.

В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио  продуцируют и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни.

Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.

В этом главная отличительная  черта средств массовой информации как политического института.

Итак, средства массовой информации, с одной стороны, выступают  как неформальный орган власти. С  другой стороны, как институт гражданского общества.

Средства массовой информации выполняют важные функции в обществе, такие как: информационную, образовательную, критики и контроля, формирования общественного мнения и другие.

 

1.2. Формы  взаимодействия средств массовой  информации и органов власти

Если сравнить итоги  крупных политических реформ в России за последнее столетие, то можно заметить их общую тенденцию: возрастание роли и влияния различных средств массовой информации.

Эта тенденция прослеживается на примере реформ «60-х – 70-х годов XIX века, 1905-1907», период с 1985г.  по настоящее  время. Сходным при этом является изначальное провозглашение гласности, как государственной политики и постепенная трансформация ее в свободу печати. Такой процесс становится, как правило, основой для противоречий, заложенных во взаимоотношениях власти и прессы.

Рассмотрим, как это проявлялось в хронологии.

В период с 60-х - 70-х  годов XIX века был принят закон о печати – «Закон от 6 апреля 1865 года, провозгласивший  свободу слова в России», а  «Программа о делах печати Александра II» стала опытом нормативных документов, строивших отношение власти и прессы на основе закона.

В 1917 году был принят Декрет о печати, в котором говорилось: «когда новый порядок упрочится, всякие административные воздействия  на печать, будут прекращены; для  нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом». Следовательно, уже в этом документе были зафиксированы определенные ограничения по участию оппозиции в освещении происходящих событий. Возрастала классовость – отсюда и провозглашение административного воздействия на средства массовой информации.

Между средствами массовой информации и властью всегда были противоречия. Они затрагивали не только попытки власти подчинить  себе средства массовой информации, но и иные формы взаимодействия.

Рассмотрим основные модели взаимоотношений средств массовой информации с властными структурами в России и за рубежом.

Характер взаимоотношения  правительства, других властных структур со средствами массовой информации варьирует  от страны к стране.

Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные общественные ценности, идеалы, партийные ориентации и установки.

Большинство средств  массовой информации в развитых странах  предпочитают подчеркивать свою независимость  от государства, государственно-политических институтов и прежде всего от правительств.

Из-за неоднозначности  позиций средств массовой информации взаимоотношения между ними и  властными структурами складывается либо «по конфликтной, либо по консенсусной, либо по консенсусно-конфликтной модели».

Преобладание консенсусной модели зависит от объективного отражения  средствами массовой информации происходящих событий в обществе. С помощью  средств массовой информации общественное мнение становится известным органом  государственной власти, учитывается ими и таким образом оказывает воздействие на проводимую политику.

Конфликтная модель возникает  в основном, либо из-за необъективной  подачи информации средствами массовой информации, либо из-за ограниченного  доступа журналистов в органы государственной власти.

В научной литературе описаны три модели взаимодействия средств массовой информации и власти.

Первая модель.

«Средства массовой информации полностью независимы от государства. При этом они хотели бы получить от власти информации о каждом ее шаге, накапливать, обобщать и распределять информацию.

Вторая модель.

Средства массовой информации сотрудничают с государством в той  степени, в какой государство  дотирует их, но при этом оставляет  за собой право на критическое  отношение к деятельности властных структур.

Третья модель.

Средства массовой информации работают под контролем государства, проводят в жизнь его политику».

В различных политических режимах проявляется одна из этих моделей, которые имеют свои черты  и особенности.

Будет ошибочным утверждение, что властные структуры и средства массовой информации не стремятся к консенсусу, к диалогу. Это подтверждается тем, что в органах власти, в различных ведомствах существуют отделы или управления по связям с общественностью (пресс-службы), функционирующие на основании Федерального закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Эти подразделения призваны наладить диалог данной властной структуры со средствами массовой информации, через представление сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц, «по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, ссылки справочных материалов и иных формах».

Информация о работе Взаимодействие между органами власти и СМИ