Творчество советских журналистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 03:38, курсовая работа

Краткое описание

Отечественная журналистика начинается с правления Петра I. Ее официальным рождением считается 1702 год, когда стала издаваться первая русская печатная газета - "Ведомости". У каждого народа журналистика возникала на высокой степени социального развития и Россия не стала исключением. О том, что русская новая газета была высока по своему уровню говорит то, что в последующие годы развитие журналистики пошло в геометрической прогрессии.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 56.29 Кб (Скачать)

Большое патриотическое значение имели в годы войны публицистические статьи и памфлеты И. Эренбурга, который выступал в печати, с первых же дней войны, почти ежедневно и опубликовал за это время свыше тысячи статей. Опираясь на огромный фактический материал, Эренбург рассказывал о героизме и могуществе советских людей, о величии нашего стойкого и смелого народа, призванного освободить человечество от фашистского рабства, спасти мировую культуру.

Доказательством этому статья «Жизнь и смерть». В ней рассказывается о неотправленном письме лейтенанта Горбаха, адъютанта генерала Гудериана,  о беспримерной храбрости русских людей.

«Лейтенант пишет: «Вы спрашиваете, какого я мнения о русских. Могу только сказать, что их поведение во время боя непостижимо. Не говоря о настойчивости и хитрости, самое примечательное у них — это невероятное упрямство. Я сам видел, как они не двигались с места под сильнейшим артиллерийским огнем. Брешь тотчас заполнялась новыми рядами. Эта звучит неправдоподобно, но я это видел часто своими глазами. Это — продукт большевистского воспитания и большевистского мировоззрения. Жизнь отдельного человека для них ничто, они ее презирают...» » 32.

Сколько отваги в наших солдатах, у немцев никогда столько не было. Каждый боец полон жизни в глазах, полон воле к победе. Этой статьей автор хочет сказать нам, что русский солдат готов отдать жизнь на Родину.

Прекрасные статьи посвятил писатель друзьям Советского Союза, тем борцам за свободу, которые не сложили оружия в самые тяжелые дни. В них он поднимал вопрос о роли и долге писателя в годы войны. Автор рассуждает о войне на широком историческом фоне, анализирует наиболее значительные произведения русской и мировой литературы, приходит к выводу о возрастании роли литературы во время войны. Стилистические публикации экспрессивны.

«Фронту может присниться тыл, но тылу не приснится фронт: тыл не видит войны. И миллионы людей жадно ищут в газетах статью, помеченную: «От военного корреспондента». Они хотят найти подтекст к скупым словам сводок. Да и фронтовик хочет взглянуть на себя, понять характер этой войны, причину успеха или неуспеха, природу врага, его нисхождение, подъем нашей армии. Военные корреспонденты — это глаза страны и это скромные люди, капитаны, майоры или подполковники, которые делят с армией все трудности походной жизни» 33.

У Эренбурга был свой, ни на чей не похожий «почерк». Примеров можно привести предостаточно из любой статьи писателя.

«Они говорят, что они чтут мораль. Это развратники, мужеложцы, скотоложцы. Они хватают русских девушек и тащат их в публичные дома, выдают их своей солдатне, они их насилуют, заражают сифилисом» 34.

Документальная точность, боевая идейная целеустремленность, предельная сжатость, афористичность изложения, сарказм и гневный пафос в обличении фашизма — отличительные черты автора. Писателю достаточно подчас одного определения, одного слова, чтобы дать убийственную характеристику, заклеймить, и высмеять врага. 

Статьи Эренбурга — это не только своеобразная хроника военных событий; это прямое и точное выражение яростного накала великой и трагической борьбы, итогом которой стала Победа.

Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М.А. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 г. Писатель раскрывал национальный характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, показывал становление и закалку советского воина.

Автор, приехавши на фронт, разговаривает с лейтенантом Виктором Герасимовым, который неожиданно болезненно реагирует на проходящих мимо него пленных немцев.

«И тогда лейтенант Герасимов порывисто вскочил, крикнул красноармейцу резким, лающим голосом:

— Ты что, на прогулке с ними? Прибавить шагу! Веди быстрей, говорят тебе!..

Он, видимо, хотел еще что-то крикнуть, но задохнулся от волнения и, круто повернувшись, быстро сбежал по ступенькам в блиндаж» 35.

И тогда автор решает поговорить с ним и узнать, что произошло. Лейтенант признался, что его фашисты подвергли жесточайшим пыткам. Заставляли пройти несколько километров, а если кто-то падал, то стреляли на месте. Раз в день давали кружку воды и горсть сырого проса. А иногда и вовсе забыли кормить. Опытов над ними никаких не проводили, но и без этого все было не сладко. Герасимову удалось сбежать, чудом. Его подобрали партизаны и таким образом он выжил.

У лейтенанта – особые счеты с фашистами. И он их не жалел. После ста убитых немцев сбился со счета.

«А я впервые заметил, что у этого тридцатидвухлетнего лейтенанта, надломленного пережитыми лишениями, но все еще сильного и крепкого, как дуб, ослепительно белые от седины виски. И так чиста была эта добытая большими страданиями седина, что белая нитка паутины, прилипшая к пилотке лейтенанта, исчезала, коснувшись виска, и рассмотреть ее было невозможно, как я ни старался» 36.

Так же Шолоховым был написан роман «Они сражались за Родину». В нем повествует о том как, но подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери. Автор рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы.

«Оглушенный и подавленный свирепствовавшим над землею ураганом взрывов, он все же находил в себе силы и, отрываясь от стенки окопа, часто, но осторожно высовывался над бруствером. Горячие толчки взрывных волн откидывали его голову, но он пытливо смотрел сквозь пелену пыли вперед, стараясь рассмотреть, не идут ли вражеские танки, прикрываясь бомбежкой с воздуха» 37.

М. А. Шолохов подводит читателей к мысли, что любовь к Отчизне будет хранится до самой смерти, и все испытания судьбы советский человек выдержит.

Человеческая красота защищавших свою Родину, и испепеляющая ненависть к ее поработителям – главное и в военной публицистике Н. Тихонова. В его статьях, очерках, рассказах воссоздан немеркнущий подвиг героев города-фронта, чье беспримерное мужество вошло в историю, как «чудо Ленинграда».

В 1942 была написана поэма «Слово о 28 гвардейцах», посвященная подвигу гвардейцев под Москвой в 1941.

«Безграничное снежное поле,

Ходит ветер, поземкой пыля.

Это русское наше раздолье,

Это вольная наша земля.

И зовется ль оно Куликовым,

Бородинским зовется ль оно.

Или славой овеяно новой,

Словно знамя опять взметено.

Все равно оно кровное, наше,

Через сердце горит полосой.

Пусть война на нем косит и пашет

Темным танком и пулей косой,

Но героев не сбить на колени,

Во весь рост они стали окрест,

Чтоб остался в сердцах поколений

Дубосеково темный разъезд.

Поле снежное, снежные хлопья

Среди грохота стен огневых,

В одиноком промерзшем окопе

Двадцать восемь гвардейцев родных!» 38

Глубокое стремление правдиво показать не только внешние события, но и раскрыть душу русского человека на войне унаследовал К. Симонов. Не случайно в очерках К. Симонова, написанных в годы Великой отечественной войны, так ясно звучит пафос русских национальных традиций (очерки «Русское сердце», «Русская душа»).

«Я вспомнил лицо Хлобыстова в кабине самолета, непокорную копну волос без шлема, дерзкие светлые мальчишеские глаза. И я понял, что это один из тех людей, которые иногда ошибаются, иногда без нужды рискуют, но у которых есть такое сердце, какого не найдешь нигде, кроме России, - веселое и неукротимое русское сердце» 39.

Его очерки проникнуты идеями уважения к родной стране, непоколебимой верности патриотическому долгу, безграничной самоотверженности в борьбе за правое дело. В творчестве Симонова-военного корреспондента нашло свое отражение морально-политическое единство русского народа, высокая сознательность, чувство личной ответственности за судьбу государства, проявившиеся в самые тяжелые для Отечества годы.

Той же лиричностью, беспредельной любовью к жизни, к Родине и той же ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые «Письма к товарищу» Б. Горбатова. В котором речь идет о ресторане в Каховке, там был баянист, который играл одно и тоже два часа подряд. И мысли кружили в голове этого человека, от мало до велика. «Товарищ! Если ты любишь Родину, и славу се, и боевые традиции ее, – бей, без пощады бей, без страха, бей врага!» 40.

В последний период войны появляются произведения об освободительных операциях нашей армии в европейских странах. Этой теме посвящена, например, книга очерков Л. Соболева «Дорогами побед» (1944).

«Как странно видеть линию нашей обороны с самолета. Тогда, в осаде, нам казалось, что она страшно далека от города – целых двенадцать километров! Мы гордились этим и радовались этому. Теперь, с самолета, видно, что кольцо обороны было угрожающе близко, вплотную к городу. И уже не понимаешь, как смогли защитники Одессы держаться за ней более двух месяцев» 41.

Острое чувство времени трансформировалось в годы войны не только в газетных жанрах, но и в стихах, регулярно публиковавшихся в газетах, журналах, звучавших по радио. Даже в самых жарких сражениях бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов, и популярными песнями.

Таким образом, хочется сказать, что газета стала в годы Великой отечественной войны основным посредником между писателем и читателем и самым влиятельным практическим организатором литературного процесса. Почти все, что было создано во время войны писателями – поэмы и лирические стихи, пьесы и повести, - увидело свет на газетной полосе.

Подводя итоги, справедливо утверждение, что главной фигурой фронтовых газет по праву считался военный корреспондент. В годы Великой Отечественной войны они описывали жизнь людей на фронте и в тылу. Используя жанры публицистики, летописцы подвигов раскрывали героизм и мужество фронтовиков, мир их душевных переживаний и чувств, высокий боевой дух. Творчество писателей и журналистов способствовало воспитанию масс в духе любви и преданности Родине, а их произведения несли огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. И в этом огромная ценность и большое воспитательное значение фронтовых публикаций журналистов.

 

Заключение

Развиваясь за «железным занавесом», отделившим СССР от всех развитых стран, отечественная журналистика тем не менее внесла большой вклад в дело борьбы за мир, за развитие и укрепление международной безопасности, против термоядерной угрозы, нависшей над планетой.

В период Великой отечественной войны популярные периодические издания, производили неизгладимые впечатления. Сотни откликов приходили в редакции на взволновавшие читателей письма. Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов и всех тружеников пера, их активное непосредственное участие в Великой Отечественной войне были высоко оценены советским правительством. Многие газеты были награждены орденами за заслуги на войне.

Газета стала в годы Великой отечественной войны основным посредником между писателем и читателем и самым влиятельным практическим организатором литературного процесса. Почти все, что было создано во время войны писателями – поэмы и лирические стихи, пьесы и повести, - увидело свет на газетной полосе.

С полной уверенностью можно сказать, что главной фигурой фронтовых газет по праву считался военный корреспондент. В годы Великой Отечественной войны они описывали жизнь людей на фронте и в тылу. Публицисты раскрывали героизм и мужество фронтовиков, мир их душевных переживаний и чувств, высокий боевой дух. Творчество писателей и журналистов способствовало воспитанию масс в духе любви и преданности Родине, а их произведения несли огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Все их публикации очень повлияли на людей нашего периода. Ведь если бы не они, мы бы никогда не узнали, что же все-таки происходило в годы Великой отечественной войны.

 

 

 

Список используемых источников и литературы

1. Матвиенко С. Ведущие публицисты советской прессы в годы первой пятилетки (1928–1932). М., 1977.

2. Горький М. По Союзу Советов //Наши достижения. 1929. № 1–6; Он же. Собр. соч. Т. 17

3. Зощенко М. Столичная штучка //Советский юмористический рассказ 20-30-х годов. М., 1987.

4. Зорич А. (В.Т. Локоть). Общий знакомый //Известия. 1934. 26 мая; Советский юмористический рассказ 20–30-х годов.

5. Алданов М. Убийство графа Мирбаха //Последние новости. 1936. 1, 7, 11, 19 января; Он же. Собр. соч.: В 6 т. М., 1991. Т. 6.

6. Многочисленные статьи Л. Троцкого о И. Сталине – фрагменты его фундаментального незавершенного труда "Сталин" //Троцкий Лев. Сталин. В 2 т. М., 1990

7. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). М., 2003.

8. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие. М., 1996.

9. Наше Отечество. Опыт политической истории. – М., 1991.

10. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. – М., 1987.

11. Назаров А.И. Очерки истории советского книгоиздательства. – М., 1952.

12. Великая Отечественная война Советского Союза 1941- 1945. Краткая история. М., Воениздат, 1967.

13. Журналисты на войне. Книга вторая. – М., 1974.

14. Кузнецов И., Попов Н. Советская печать в годы Великой Отечественной войны Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1975. № 2.

15. Н. Евсеев // Комсомольская правда №169, 26 мая, 1954.

16. Наше отечество. Опыт политической истории. Т.2. – М. 1991.

17. Журналисты на войне. Коллектив авторов. Кн.2.М: Воениздат, 1973.

18. К. Ворошилов // Красная Армия №145, 9 сентября, 1944.

19. С. Евсеев // Красноармейская правда №169, 30 апреля, 1945.

20. Толстой А. Н. Т53 Повести и рассказы. М., "Худож. лит.", 1977.

21. А. Н. Тостой. Родина // Правда №78, 7 ноября, 1941.

Информация о работе Творчество советских журналистов