Творчество советских журналистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 03:38, курсовая работа

Краткое описание

Отечественная журналистика начинается с правления Петра I. Ее официальным рождением считается 1702 год, когда стала издаваться первая русская печатная газета - "Ведомости". У каждого народа журналистика возникала на высокой степени социального развития и Россия не стала исключением. О том, что русская новая газета была высока по своему уровню говорит то, что в последующие годы развитие журналистики пошло в геометрической прогрессии.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 56.29 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность данной работы обусловлена интересом к теме «Творчество советских журналистов» в период ВОВ. В настоящее время стали появляться все больше подробностей с того времени. А журналисты являлись непосредственным каналом передачи этой информации.

Отечественная журналистика начинается с правления Петра I. Ее официальным рождением считается 1702 год, когда стала издаваться первая русская печатная газета - "Ведомости". У каждого народа журналистика возникала на высокой степени социального развития и Россия не стала исключением. О том, что русская новая газета была высока по своему уровню говорит то, что в последующие годы развитие журналистики пошло в геометрической прогрессии. В то время появление "Ведомостей" стало настоящей сенсацией.

С тех пор прошло больше трех сотен лет, однако отечественная журналистика продолжает свое развитие и вряд ли пойдет на спад, так как считается второй древнейшей профессией. Существует великое множество газет и журналов с самой различной тематикой для любого круга читателей, вне зависимости от пола, возраста и интересов.

Объект исследования: Творчество как неотъемлемая часть советской журналистики

Предмет исследования: Статьи в газетах и журналах, в которых раскрывается творчество советских журналистов в период с 1941 по 1953 гг.

Целью работы исследование статей советских журналистов (1941-1953 гг).

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

1) Изучить историю советской  журналистики

2) Определить роль журналистов  на войне

3) Выявить методы изучения  публцистики

4) Выяснить и описать  действия журналистов

5) Рассмотреть работу  советских журналистов и определить  их роль в период ВОВ. 

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический метод  был использован для изучения  истории журналистики.

2. Статистический метод  помог выявить работу советских  журналистов в военное время.   

3. Метод контет-анализа позволил изучить работу публицистов с предоставленными для рассмотрения статьями. 

4. Аналитический метод  позволил провести теоретические  обобщения, сделать вывод, как по  каждой главе, так и по всей  работе в целом.

Историография: вследствие того, что данная тема очень популярна к обсуждению как и при появлении журналистики так и в настоящее время, то в теоретической части за основу материала взяты книги как и книги прошлого века, так и нынешнего.

Книги: Матвиенко С. Ведущие публицисты советской прессы в годы первой пятилетки (1928–1932)1, Назаров А.И. Очерки истории советского книгоиздательства 2, Илья Эренбург. Собрание сочинений в 9 томах 3 – принадлежат к работам прошлого века. В них описываются исторические аспекты журналистики, их проявление и возможности использовать спустя некоторое время после возникновения.

В данной работе основное изучение теоретических аспектов подробной  истории советской журналистики, публицистов и их работы рассмотрено из книг Кузнецов И.В. «История отечественной журналистики (1917-2000)»4, Назаров А.И. «Очерки истории советского книгоиздательства»5. Определить роль журналистов на войне нам помогла книга Овсепян Р.П. «История новейшей отечественной журналистики». В рассмотрении статей советских журналистов нам помогли книги Толстой А. Н. Т53 Повести и рассказы. М., "Худож. лит.", Шолохов М.А. «Собрание сочинений: В 8 томах», Н. А. Тихонов «Стихи. Художественная литература» и Леонид Соболев «Дорогами побед». Так же был использованы журналы «Комсомольская правда; Красная армия, Красноармейская правда, Правда, Красная звезда» для изучения статей советских писателей.

Курсовая работа имеет следующую структуру:     

- введение, которое содержит  следующие элементы: актуальность  выбранной темы; объект, предмет  исследования; обоснование целей  и задач работы; методы исследования; краткое изложения истории изучения  данного вопроса (историографии);         

- основная часть, которая  состоит из двух глав: в первой  главе исследователь затронул  теоретические аспекты выбранной  темы, во второй главе было  проведено практическое исследование;    

- заключение, в котором  сделаны выводы и подведен  итог работы; 

  1. - список использованных источников 
    Этапы развития журналистики
    1. Советская журналистика в предвоенные годы

Публицистика 30-х гг. приобрела исключительно важное значение не только в духовной жизни общества, но и в решении конкретных задач политики. Благодаря публицистике сухие, отвлеченные цифры информационных сообщений, подаваемые во многих газетах под общим заголовком «С фронта индустриализации», а на радио в передачах «Последних известий», становились зримыми, связанными с самоотверженным трудом людей. Вдохновенное слово публицистов позволяло читателю быть рядом с ними, видеть, как сооружаются Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк и Донбасс, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, воспринимать их как символы новой жизни6.

В конце 20-х – 30-е годы происходит значительный количественный рост и увеличение тиражей газет и журналов. Система газетно-журнальной периодики пополнилась новыми газетами и журналами. Из новых всесоюзных изданий следует выделить «Литературную газету», она ставила своей задачей проводить в области художественной литературы принцип свободного соревнования различных группировок и течений.

Публицистика первых пятилеток представлена множеством жанров. Как и в прошлые годы, широко использовался жанр статьи. Характерной особенностью «Правды», «За индустриализацию», белорусской «Звязды» и других газет стала публикация экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений.

Все заметнее на страницах периодических изданий становится очерк. Его различная тематическая направленность приводит к внутреннему разделению очерка по различным типам и видам. Одно из ведущих мест занял индустриальный очерк. Им мастерски владел Б. Горбатов, сделавший его главным действующим лицом человека труда, обуреваемого жаждой творческого созидания.

В публицистике 30-х гг. особо выделялся и сельскохозяйственный очерк. Многое для его развития и становления сделали Вл. Ставский и А. Колосов.

Различия в специфике общественных отношений города и деревни, в конкретных задачах публицистов, писавших на различные темы, делают понятным и дальнейшее структурирование жанра очерка. Развитие массового социалистического соревнования, движения передовиков и новаторов производства вызывают к жизни портретный очерк. Его создают Б. Галин, Ю. Жуков, А. Авдеенко и др.

Новым чертам в облике страны посвящался путевой очерк. Это в первую очередь очерки М. Горького «По Союзу Советов»7, опубликованные в созданном им первом очерковом журнале «Наши достижения». С именем Горького связано создание журналов «СССР на стройке», «Колхозник», «За рубежом», «Литературная учеба». В периодической печати часто публиковались его очерки, статьи, заметки и не только на литературные, но и на общекультурные, общеполитические, производственные, бытовые темы.

Одним из самых популярных фельетонистов в 30-е гг. был М. Зощенко. Он создал галерею сатирических персонажей, породивших понятие «зощенковский герой»: «лицо официальное», «дама в фельдекосовых чулках и шляпке», «коммунальщик» и др. Зощенко явился создателем оригинальной комической новеллы, совершенно неповторимого художественного стиля. В таких фельетонах-новеллах, как «На живца», «Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Научное явление» и других автор как бы снимает различные социально-культурные пласты, добираясь до тех, где гнездятся истоки равнодушия, бескультурья, пошлости8.

Если М. Зощенко опирался на опыт беллетристических жанров, то другой видный сатирик и юморист, Александр Зорич9, использовал документально-публицистические традиции, шел от газетного фельетона. Он, как и М. Кольцов, долгое время работал в «Правде». В 30-е гг. советское общество под влиянием коммунистической пропаганды было охвачено стремлением к социальным переменам. Вместе с тем своеобразные формы проявления получает зло, изощряется плутовство. Отсюда смена тематических ориентиров Зорича. Если в конце 20-х гг. его волновали уродливые явления быта, то теперь внимание сатирика привлекают факты ловкого и энергичного приспособленчества к новым условиям жизни. Разоблачению подобного рода проявлений в обществе посвящает Зорич цикл фельетонов: «Елки-палки», «Герой», «Общий знакомый» и др.

Советская страна, населяющие ее народы жили своими проблемами. Но русское зарубежье и ее печать внимательно следили за событиями, происходившими в России. Огромные расстояния, различия в идейно-политических позициях не могли разорвать единый литературно-публицистический процесс. Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившие в Советской России.

И. Гессен – бывший редактор газет «Право» и «Речь», депутат государственной Думы, член ЦК партии кадетов, а после Октябрьской революции и гражданской войны – основатель и бессменный глава берлинского издательства «Слово» и редактор газеты «Руль» – высказывал умеренные суждения, проводил демократические взгляды. Либеральных взглядов придерживался и В. Набоков, непосредственный участник издания газеты, руководитель группы кадетов, сгруппировавшихся вокруг «Руля». Направление газеты подвергалось нападкам, как со стороны большевиков, так и со стороны отдельных эмигрантских организаций.

Долгие годы «Рулю» сопутствовал успех. Однако финансовые трудности начала 30-х гг. не обошли и его. Чтобы спасти издание, Гессен пошел на союз с группой «Крестьянская Россия». Газета, во главе которой был бывший эсер А. Аргунов, пыталась вести себя как герценовский «Колокол». Но из этого ничего не получилось. В середине октября 1931 г. вышел последний номер газеты «Руль».

Среди публицистов парижской газеты «Последние новости» был и Марк Алданов. Раскрытию тайны гибели немецкого посла в Советской России в 1918 г. он посвятил серию статей, опубликованных в четырех номерах «Последних новостей» в январе 1936 г. под общим заголовком Убийство графа Мирбаха" 10.

Позиция изданий социалистических партий и в 30-е гг. оставалась резко отрицательной по отношению к коммунистической партии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская «Заря», эсеровские «Знамя борьбы» и «Революционная Россия», «Бюллетень оппозиции» Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти. В феврале 1929 г. Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первый номер «Бюллетеня оппозиции». Троцкий был главным редактором и подчас единственным автором, основным публицистом. До 70–80% материалов «Бюллетеня» принадлежали его стиль. Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорары от его публикаций и пожертвования его сторонников.

В истории «Бюллетеня оппозиции» просматриваются несколько периодов. Первый начался в июле 1929 г. и продолжался до 1933–1934 гг. – до окончательного прихода к власти Гитлера в Германии и установления личной диктатуры Сталина в СССР. Второй период охватывает 1933–1934 гг. и завершается началом второй мировой войны, т. е. 1939 г. Третий период связан с деятельностью троцкистских и примыкавших к ним коммунистических организаций в условиях начавшейся войны.

Главные темы первых двух этапов деятельности «Бюллетеня оппозиции» связаны с борьбой за возвращение к ленинским истокам ВКП(б) и Коминтерна, настойчивой попыткой Троцкого создать альтернативный III-му IV-й Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР, осуществляемым Сталиным и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к «политической революции» в СССР, устранению Сталина.

Журнал был рупором распространения идей Троцкого, его страстной неприязни к Сталину и сталинизму. Поэтому одно из ведущих мест в «Бюллетене» занимала тема Сталина во всех ее аспектах: историко-биографическом, историческом, партийном, теоретическом и многих других. Вот лишь несколько статей, опубликованных в журнале: «К политической биографии Сталина», «Сталин как теоретик», «Сталин и Коминтерн», «Сталин снова свидетельствует против Сталина», «Заявления и откровения Сталина», «Гитлер и Сталин», «Сталинские репрессии в СССР» и десятки других11.

Советская журналистика активно учувствовала в создании культа личности Сталина. Восхваляя на все лады его «прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток», она утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета.

Настойчивое проведение СМИ авторитарной идеологии способствовало тому, что она проникала во все сферы не только экономической, но и духовной жизни общества, в том числе в журналистику. Она оказалась полностью подчиненной административно-командной системе и лишенной самой незначительной самостоятельности.

Конец 20-х – 30-е годы характеризуются значительным усилением партийного контроля над средствами массовой информации. Только в 1928 г. в принятых многочисленных постановлениях ЦК ВКП(б), в том числе «Об отделе партийной жизни «Правды», «О мероприятиях по улучшению юношеской печати», «О реорганизации радиовещания», «Об обслуживании книгой массового читателя» неизменно подчеркивалось, что главной задачей средств массовой информации является коммунистическое воспитание трудящихся, внедрение в среду читателей «боевых традиций большевистской партии», что СМИ – это «острейшее большевистское орудие на идеологическом фронте». 12

Печать стала орудием административно-командной системы. Это проявилось в том, что она превратилась в политический пресс и средство расправы с иномыслием. Пресса в условиях тоталитарного режима стала средством формирования культа личности Сталина, жестким орудием осуществления административно-командного давления сверху, средством расправы с теми, кто не выполнял указаний и директив самой печати.

Информация о работе Творчество советских журналистов