Творчество советских журналистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 03:38, курсовая работа

Краткое описание

Отечественная журналистика начинается с правления Петра I. Ее официальным рождением считается 1702 год, когда стала издаваться первая русская печатная газета - "Ведомости". У каждого народа журналистика возникала на высокой степени социального развития и Россия не стала исключением. О том, что русская новая газета была высока по своему уровню говорит то, что в последующие годы развитие журналистики пошло в геометрической прогрессии.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 56.29 Кб (Скачать)

«Не раз Страна Советов выходила победителем из тяжелых испытаний, – говорилось в ее передовой статье 1 июля 1941 г. – Сегодня на нее наступает вооруженный до зубов, озверелый, готовый на все враг. Противопоставим ему всю нашу силу, всю нашу волю, образцовую организацию, выдержку и самоотверженность, образцовый революционный порядок, революционную бдительность, и враг будет разбит».20

«Правда» — газета советского народа. В дни Отечественной войны она является и передовой фронтовой газетой. Вместе с бойцами «Правда» переживает все перипетии борьбы, она активный участник войны.  Тысяча триста  номеров «Правды», вышедших в тяжелые годы войны, можно сравнить с миллионами   снарядами, которые разили и уничтожали врага, это было тоже оружие, причём очень важное и эффективное. 

Яркую страницу в историю советской печати периода Отечественной войны вписали «Известия». Двести сорок известинцев ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. В редакции свято чтут память Александра Кузнецова, Михаила Сувинского, Сергея Галышева, Павла Трошкина.21

С первых же дней войны редакционному коллективу пришлось пережить немало трудностей. 24 июля 22в здание редакции попала фашистская бомба. Немецкое радио немедленно сообщило, что «отважные ассы» сравняли с землей здание редакции ненавистной им газеты. Но на следующий день читатели снова получили «Известия». Нередко известинцам приходилось тушить зажигательные бомбы на Пушкинской площади.

В октябре 1941 г. издательство «Известий» было эвакуировано в далекий город. В самый критический момент сражения за столицу известинцы проявили исключительную выдержку, порой не прекращая своей работы даже во время воздушных тревог. Какие бы временные успехи не были у врага, все равно Москва останется «свободным сердцем страны», писала газета в эти дни.

Впечатляюще о подвигах защитников советской столицы, а также о героях обороны Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда рассказывала «Комсомольская правда». Регулярно публиковала газета полосы писем с фронта и на фронт. За время войны таких полос вышло свыше ста. Одной из первых «Комсомольская правда» поведала о бессмертном подвиге Юрия Смирнова. Уже после окончания войны под названием «Друзьям» в газете было напечатано письмо матери героя М.Ф. Смирновой, в котором говорилось: «Друзья мои, самые близкие, родные! В тяжелые дни горя вы разделили мою печаль, помогли мне перенести ее» 23.

Незабываемые события войны ярко запечатлены на страницах прифронтовых газет «Ленинградской правды», «Московского большевика», «Сталинградской правды». В самые тяжелые дни сражений за столицу публикации, газета «Московский большевик»  ежедневно писала о необходимости превратить каждый завод, фабрику и дом в неприступную крепость. В поднятии боевого духа оборонявших столицу особенно велика роль материалов, печатавшихся под рубрикой «Мы с тобой, родная Москва». Под ней помещались письма воинов других фронтов, внимание которых, как и всего советского народа, было приковано к Москве. Авторы писем восхищались мужеством тех, кому выпала честь защищать столицу, и призывали их сильнее бить врага.24

В декабре 1941 г. Советская Армия перешла в победоносное контрнаступление под Москвой. 23 декабря «Московский большевик» сообщил радостную весть: десятки городов и сел Московской области очищены от врага.

Мощным средством идейно — политического и воинского воспитания солдат и офицеров Советской армии непосредственно являлась и армейская печать. Многотомные солидные исторические работы по этому поводу свидетельствуют, что «войска ежемесячно получали 19300 тысячи экземпляров центральных газет и 1 млн. экземпляров журналов. В каждой дивизии каждом соединении флота имелась своя многотиражная газета, выходившая в среднем три раза в неделю. Разовый  тираж только ежедневных газет, которые издавались на фронте, составлял 1 624 тыс. экземпляров» 25.       

 В ходе войны наряду  с усилением военно – экономического  потенциала страны, ростом боевой  мощи и вооружения Советской  армии росла и крепла военная  периодическая печать. Войска получали  новые квалифицированные кадры  журналистов, богаче и совершеннее  становилась полиграфическая база. Всё это обеспечивало дальнейший  рост и расширение сети армейской и флотской фронтовой периодики. В частности, в редакцию газеты «Красная звезда» пришли работать видные советские писатели;  такие как, П. Павленко, А.Сурков, В. Гроссман,  К. Симонов, И. Эренбург и другие.

«Красная звезда», которая с 11 декабря 1941 г. в течение всей войны выходила под девизом «Смерть немецким оккупантам!» В этом девизе лучше всего выражено основное направление выступлений газеты военного периода 26. О массовом героизме советских воинов – пехотинцев, моряков, летчиков, танкистов, артиллеристов рассказывали в газете писатели и поэты, считавшие за высокую честь носить имя ее военного корреспондента.

Формируя высокие патриотические чувства советских воинов, «Красная звезда» и красноармейская фронтовая печать рассказывали о благородных, освободительных целях Отечественной войны, показывали человеконенавистнический характер идеологии гитлеровского фашизма, его расовую теорию. Много писали военные газеты о невиданном вандализме гитлеровцев, устроивших массовые лагеря смерти на временно захваченной ими территории: в Майданеке, Бежице, Треблинке и других местах. «Треблинка! – говорилось в газете 1-го Белорусского фронта «Красная Армия». – При этом слове люди вздрагивали и озирались по сторонам. Простое название населенного пункта страшило всех – и старых, и малых. Люди, жившие рядом с Треблинкой, не спали ночей. Темноту будоражили крики убиваемых мужчин, женщин, детей. Над Треблинкой никогда не рассеивались черные облака и дым» 27.

«Красноармейская правда» публиковала подборки патриотических высказываний бойцов и командиров о родной стране. В одном из таких материалов красноармеец С. Евсеев с удовлетворением отмечал: «Когда мы пробивали немецкую оборону под Витебском, я диву давался: откуда у нас столько самолетов, танков, орудий, такая неисчислимая сила? Потом меня ранило, и я попал в госпиталь. Вернулся на фронт, когда наши войска стояли на границе с Восточной Пруссией. В октябре мы пошли в наступление, и все, что я видел под Витебском, меня уже не удивило бы. Теперь самолеты сосчитать не было возможности. Артиллерия дала такого огоньку – душа радовалась. Я лежал в цепи и говорил себе: гляди, Сергей Петрович, какая мы держава. Воюем, воюем, а сила у нас все больше и больше.

А когда мы штурмовали Кенингсберг и Пиллау, мне кажется, что самолетов и орудий было больше, чем пехотинцев. Родина дала нам все, что требовалось для победы» 28.

Масштаб деятельности военной периодической печати в годы Великой Отечественной войны имел огромные размеры. Помимо центральных, фронтовых, армейских, флотских и множества других военных изданий, параллельно осуществлялся выпуск всевозможных брошюр о героях, сборников стихотворений и рассказов, небольших юмористических журналов. 

        Следует также отметить, что немалое количество газет и листовок издавалось в тылу врага, на оккупированных территориях. Деятельность тех, кто с риском для жизни трудился над выпуском этих изданий, заслуживает, отдельного научного исследования, поскольку в истории журналистики и публицистики она является особой, весьма интересной и незабываемой страницей, которая в настоящий момент, увы, ещё полна белых пятен.

Работавшие на фронте писатели,  кроме корреспонденций,  публиковали во фронтовой печати свои художественные произведения: очерки, рассказы, поэмы, песни, стихи, путевые заметки, фельетоны, которые оказывали большое воспитательное воздействие на воинов.

Таким образом, популярные периодические издания, производили неизгладимые впечатления. Так в годы войны редакция получила очень много писем в военную пору «Правда», многие сотни откликов приходили в редакции на взволновавшие читателей письма. Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов и всех тружеников пера, их активное непосредственное участие в Великой Отечественной войне были высоко оценены советским правительством. Многие газеты были награждены орденами за заслуги на войне. Тысячи газетных работников были удостоены боевых наград, как солдаты и командиры, как боевые и оперативные корреспонденты военной печати.

 

 

2. 2 Советские журналисты

Жила в тылу- не воевала.

Но, темнолица и тонка,

Четыре года простояла

В очередях и у станка.

Склоняя голову седую,

Она хотела позабыть,

Как сумку тяжело пустую

Голодным детям приносить…

Л.Татьяничева

 

С первых дней войны жанры публицистики, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах, радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова. Индивидуальное восприятие окружающей действительности, непосредственные впечатления сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком событий. 

Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко и другие писатели-публицисты создали произведения, несущие огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Их творчество способствовало воспитанию масс в духе любви и преданности своей Отчизне. 

Голос советской публицистики эпохи Великой Отечественной войны достигал особой силы, когда главной темой ее произведений становилась тема Родины. В тяжелых условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставить равнодушной читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений в борьбе с врагом.

Тема Родины заняла главное место в публицистическом творчестве А. Толстого с первых дней войны. 27 июня 1941 г. в «Правде» появилась его первая военная статья «Что мы защищаем» .

«Наш народ прежде поднимался на борьбу, хорошо понимая, что и спасибо ему за это не скажут ни царь, ни псарь, ни боярин. Но горяча была его любовь к своей земле, к неласковой родине своей, неугасаемо в уме его горела вера в то, что настанет день справедливости, скинет он с горба всех захребетников, и земля русская будет его землей, и распашет он ее под золотую ниву от океана до океана» 29.

В этой статье автор противопоставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Отчизну от врага. В грозный для страны час слова публициста звучали как призывный набат.

Статьи Толстого помогали глубже осознать, за что борется наш народ – наследник всех материальных и культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Слово «Родина» стало особенно дорогим в дни грозной опасности. Война заставила с особой силой почувствовать ценность того, чем владел народ.

В годы войны большой известностью пользовался сборник писателя «Рассказы Ивана Сударева». Лучший из этих рассказов — «Русский характер».

Используя хорошо известную в литературе форму “рассказ в рассказе”, Толстой повествует о замечательных русских людях: Егоре Дремове, его родителях и о невесте Кате. Каждое действующее лицо рассказа — личность.  
    Тема рассказа отражена в его названии. Начинается со вступления- размышления о том, что это такое. От лица И.Сударева рассказывается о подвигах его друга Егора Дрёмова. Во время курского сражения танк Дремова загорелся, и боец чудом остался жив. Величие его проявляется в том, что никогда не поведал о своей душевной драме. Он добивается, чтобы его снова зачислили в часть. Едет домой, но его там не узнают. Материнские чувства заставляют поехать в часть.

«Входим в избу, он - впереди меня, и я слышу:

     "Мама, здравствуй,  это  я!.."  И  вижу - маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут, оказывается, и другая женщина, Даю честное слово, есть где-нибудь еще красавицы, не одна же она такая, но лично я – не видал.

     Он оторвал  от  себя мать, подходит к этой девушке, - а я уже поминал, что  всем  богатырским  сложением  это был бог войны. "Катя! - говорит он. - Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого..."» 30.

Используется ирония, добродушная усмешка. Основная тема-изображение духовной красоты.

Статьи А. Толстого написаны тем языком, который он лучше всего определил в одной из своих самых вдохновенных статей военного времени, в статье «Родина». Статья, написанная осенью 1941 года, в самые трудные месяцы войны, призывает русских людей любить свою Родину, защищать её и верить в неминуемость победы. Толстой призывает следовать героизму народа, доказывает мысль о том, что любовь к Родине поможет выстоять ее защитникам. Использует пословицы, поговорки, сказочные образы. Заканчивается фразой: «Ничего, мы сдюжим!», которая стала народным выражением. Использует приемы ораторской речи, много высокой книжной лексики, эмоций, исторической аналогии.

«Так неужели можно даже помыслить, что мы не победим! Мы сильнее немцев. Черт с ними! Их миллионы, нас миллионы вдвойне. Все опытнее, увереннее и хладнокровнее наша армия делает свое дело – истребления фашистских армий. Они сломали себе шею под Москвой, потому что Москва – это больше, чем стратегическая точка, больше, чем столица государства. Москва – это идея, охватывающая нашу культуру в ее национальном движении. Через Москву – наш путь в будущее» 31.

За годы войны Алексей Толстой написал около 100 статей. Своими словами он вселил надежду, уверенность советского народа в победе.

Информация о работе Творчество советских журналистов