Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:33, курсовая работа
Цель работы – проанализировать специфику содержательной модели современного регионального литературно-художественного журнала.
Для того чтобы это осуществить, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику литературно-художественной журналистике;
2. Раскрыть термин «содержательная модель периодического издания»;
3. Рассмотреть литературный журнал «Алтай», изучить его выходные данные;
4. Провести анализ содержательной модели выбранного журнала;
5. Выявить специфику содержательной модели региональных литературно-художественных журналов в целом.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Характеристика региональных литературных журналов,
их место в современной системе СМИ. Концепция
композиционной модели периодического издания…………………..5
Тенденции развития литературно-художественных
Региональных журналов………………..…………………………………5
1.2. Содержательная модель периодического издания……………..…..8
1.3. План анализа содержательной модели регионального
литературно-художественного журнала……………………………….15
2. Анализ содержательной модели регионального
литературно-художественного журнала «Алтай»………………..16
2.1. Информация о журнале «Алтай»………………………………….16
2.2. Анализ содержательной модели журнала «Алтай»……………..18
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………..25
Также и люди послестуденческого возраста не оценят журнал. Как правило, эта аудитория предпочитает литературные новинки, а произведения в «Алтае» таковыми не назовешь.
Современные популярные авторы не печатаются, литературная критика на литературные новинки отсутствует.
Пенсионерам могут
быть интересны материалы и
В итоге в
целевой аудитории остаются, как
упоминалось, сами авторы, редакционная
коллегия, администрация и Алтайское
краевое законодательное
В каждом произведении фигурирует либо Барнаул, либо алтайское село, либо просто село или город, то есть безымянный населенный пункт. Однако в описываемом городе без труда угадывается Барнаул. Авторы делают акцент на прославление родного региона, города или села, поэтому целевой аудитории за пределами Алтайского края даже не предусматривается.
Журнал позиционирует себя как современное издание. В нем регулярно публикуют дебютантов. В 2010 году напечатали стихи 25-летнего барнаульца Дмитрия Мухачева:
Семафоры, разъезды, развилки, дома, пригороды, провода.
Рай, где отсутствие сигарет – единственная беда.
Декабрь не щадит понаехавших нас – от мороза слезятся глаза:
это Казанский вокзал, мама, это Казанский вокзал.
В переходе на «Комсомольскую» можно купить газет и воды,
а пустое сиденье в вагоне будет наградой за все труды,
компенсацией всех убытков и возмещением всех потерь.
От жизни не спрячешься ни за углом, ни под стулом, ни в темноте.[22]
Тем не менее, в
журнале преобладают
Главная и единственная эстетическая платформа журнала по-прежнему – бытописательский реализм (на тему: каково быть писателем, как трудно быть писателем, как прекрасно быть писателем и так далее). Тон здесь задают произведения, выполненные в стилистике Петра Проскурина, Федора Абрамова, Леонида Леонова:
«Пауза затягивалась, неловко как-то стало. Возникшую заминку в застолье нарушила доярка Стеша (имя, популярное в 30-х годах) Круглова:
- Дайте сказать тост, - она подняла стопку. - Мой Федька (аналогично) вчера кричал: «Возродим деревню! Будем средним классом!»(лозунговая система наблюдается как в советское время, а понятие «средний класс» появилось ближе к 1995).
- Хорошо, хоть не олигархом, - уточнил Филя (старомодное имя. Почему-то считается, что в деревнях людей зовут именно так: Стеша, Филя, Федя)-скотник.
- Ага: сейчас Федька вверх животом деревню поднимает, - продолжала Стеша, - кобель наш в будку нырнул, когда он на карачках по снегу на крыльцо полз. Так вот, я за то, чтобы слово не расходилось с делом.
- Правильно, - поддержал Иван Дмитриевич, - и подымем. Всенепременно.
- «Кругленький», он и есть «кругленький», - сказал для себя Филя-скотник, ни к кому не обращаясь. - Но тост хороший, - и выпил спиртное одним глотком.
- А мы чего? - поддержал его уже пьяненький Вася Тепляков, обращаясь больше к Игнату: «Подпишем с тобой подушную грамоту, и делай, что хочешь, поскольку ты хозяин и мы должны горой за тебя… Потому ты мужик хваткий, своего не упустишь. А провинность какая выйдет - хоть розгами секи, хоть барщину накладывай, хоть штрафуй, только на кол не сади, - говорил Тепляков все больше захмелевая.
- А надо будет и посажу, - расслабился Игнат. - Но дисциплину буду держать, - он поднял сжатый кулак. - За дисциплину! У меня не пошалишь. Пей-выпивай, а про работу не забывай…
Некоторые из гостей вспомнили, как он давал накачку Генке Спиридонову, до драки чуть не дошло. Тот мелко опахал межевой столб и пахал-то с прострелами, не радея за чужое: где плуг подымет, где по самый лемех загонит». [25]
Время и место действия, как правило – Советский Союз либо послесоветское время. Герои – писатели, читатели, сельские и городские обыватели. Тематика – возрождение села, падение нравов. В юмористических рассказах частотны старомодные имена (Прокофий, Агриппина), иногда присутствует явный плагиат. Например, автор по фамилии Ююкин взял опубликованный много лет назад о кролике, назвал кролика котом и написал рассказ «Кот», опубликованный в 2010 году в «Алтае». [31]
В литературном журнале нет возможности вести прямую и открытую дискуссию на актуальные социально-политические темы.
Основная проблема
литературно-художественного
Неплохой маркетинговый ход – это сотрудничество журнала с уважаемым информационным агентством «ПолитСибРу». Агентство публикует рассказы не только о заслуженных пожилых писателях, но и молодых (от 20 до 30 лет)[1]. Правда, в последней категории преобладают поэты.
Проза пишется либо слишком длинными, трудночитаемыми предложениями. Впечатление, что автор любуется или хвастается своим мастерством, что еще раз доказывает, что целевая аудитория журнала – сами авторы.
Заключение
Проанализировав специфику содержательной модели современного регионального литературно-художественного журнала Алтайского края «Алтай», мы пришли к выводам, которые могут быть универсальны и применимы к другим региональным литературно-художественным журналам.
Первое, что можно сказать – такое понятие, как литературно-художественная журналистика не существует, так как литературное произведение перестало являться откликом на политическое либо социальное событие. Точнее, такие литературные произведения существуют до сих пор, но они являются единичными, и их уже нельзя объединять в систему.
При этом следует отличать региональную литературную журналистику, так как она преимущественно финансируется из краевого либо областного бюджетов, не является коммерческой, не предполагает окупаемости продажами, а значит, у нее нет стимула популяризации и увеличения тиража. Отсюда возникает ряд проблем, которые идут одна за другой. Первая уже обозначена. Это отсутствие интереса в собственном развитии у редколлегии. Как следствие – малая распространенность журнала на рынке. Отсюда низкая популярность, литературы как таковой.
Содержательная модель периодического издания представляет собой совокупность графичеких и контекстуальных приемов для создания системы, единообразия и структуры периодического издания. В литературном издании это рубрикаторы, иллюстрации, контент.
5. Выявить специфику содержательной модели региональных литературно-художественных журналов в целом.
Литературно-художественные журналы – одна из самых консервативных групп СМИ. На примере журнала «Алтай» мы убедились, что структура жанров и содержания журналов довольно однобока, не изменяется годами. Сейчас актуальным является вопрос о перспективах существования такой группы изданий вообще. Если краевые и городские бюджетные СМИ играют важную роль в выборных кампаниях и политической жизни региона, то существование литературно-художественных журналов не имеет такого смысла. Их единственным предназначением остается реализация литературных амбиций.
Список литературы
Эмпирическая база
Информация о работе Трансформация содержательной модели литературного журнала