Трансформация содержательной модели литературного журнала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать специфику содержательной модели современного регионального литературно-художественного журнала.


Для того чтобы это осуществить, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику литературно-художественной журналистике;
2. Раскрыть термин «содержательная модель периодического издания»;
3. Рассмотреть литературный журнал «Алтай», изучить его выходные данные;
4. Провести анализ содержательной модели выбранного журнала;
5. Выявить специфику содержательной модели региональных литературно-художественных журналов в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Характеристика региональных литературных журналов,
их место в современной системе СМИ. Концепция
композиционной модели периодического издания…………………..5
Тенденции развития литературно-художественных
Региональных журналов………………..…………………………………5
1.2. Содержательная модель периодического издания……………..…..8
1.3. План анализа содержательной модели регионального
литературно-художественного журнала……………………………….15
2. Анализ содержательной модели регионального
литературно-художественного журнала «Алтай»………………..16
2.1. Информация о журнале «Алтай»………………………………….16
2.2. Анализ содержательной модели журнала «Алтай»……………..18
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Антонова (1).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Алтайский  государственный  университет

Факультет журналистики

Кафедра теории и практики журналистики

 

 

 

 

Трансформация содержательной модели литературного журнала

(курсовая работа)

 

Выполнила студентка

4 курса, группа 1581з

Антонова Д.А.

__________________________

Научный руководитель,

д.ф.н., профессор

Фотиева И.В.

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Характеристика региональных литературных журналов,

их место в современной системе СМИ. Концепция

композиционной  модели периодического издания…………………..5

    1. Тенденции развития литературно-художественных

          Региональных журналов………………..…………………………………5

1.2. Содержательная  модель периодического издания……………..…..8

1.3. План анализа содержательной  модели регионального 

литературно-художественного  журнала……………………………….15

2. Анализ содержательной модели регионального

литературно-художественного  журнала  «Алтай»………………..16

2.1. Информация  о журнале «Алтай»………………………………….16

2.2. Анализ содержательной  модели журнала «Алтай»……………..18

Заключение…………………………………………………………………….23

Список  литературы…………………………………………………………..25

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Темой нашего исследования является содержательная модель региональных литературных журналов. Мы будем исследовать ее на примере литературного журнала «Алтай».

Актуальность исследования определяется тем, что тематика регионального литературного журнала ограниченна и локальна. Он зачастую может быть интересен только жителям одной местности, как правило, небольшой. В тоже время региональный литературный журнал иногда единственный шанс для реализации литературных амбиций местных талантов и дарований. Но тираж литературных журналов очень невысок, их популярность падает, и ряд исследователей считает, что содержательную модель региональных литературных журналов необходимо унифицировать, изменить в сторону универсализации.

Проблема в  том, что региональные журналы не выдерживают конкуренции со столичными. Алтайский край - не исключение, источник финансирования регионального литературного журнала – региональный бюджет. Это значит, что за финансовую сторону литературного творчества отвечают чиновники, малокомпетентные в сфере литературы. Это позволяет им диктовать редакционную политику, что не лучшим образом сказывается на качестве содержания. Отсюда и появляется локализация регионального литературного журнала.

Объект  исследования: региональные литературные журналы.

Предмет исследования: специфика содержательной модели литературного журнала.

Цель работы – проанализировать специфику содержательной модели современного регионального литературно-художественного журнала.

 

 

Для того чтобы  это осуществить, необходимо решить следующие задачи:

1. Дать общую  характеристику литературно-художественной  журналистике;

2. Раскрыть термин «содержательная модель периодического издания»;

3. Рассмотреть  литературный журнал «Алтай»,  изучить его выходные данные;

4. Провести анализ содержательной модели выбранного журнала;

5. Выявить специфику содержательной модели региональных литературно-художественных журналов в целом.

Работа состоит  из настоящего введения, теоретической  главы, практической главы и заключения.

 

Методы  исследования: традиционный анализ

Эмпирическая  база: журнал «Алтай» за период с марта 2010 года до декабря 2011(12 номеров).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Характеристика региональных литературных журналов, их место в современной системе СМИ. Концепция композиционной модели периодического издания

 

    1. Литературно-художественные региональные журналы в современной социокультурной конъюнктуре

 

Наиболее полную характеристику системы литературно-художественных журналов и их места мы находим в статье Шеиной И.

Она отмечает, что социальные и политико-экономические перемены последних лет значительно трансформировали все сферы жизни нашего общества и оказали решающее влияние на типологию СМИ и, в частности, журналов. При этом автор отмечает, что литературно-художественные журналы представляют собой одну из наиболее консервативных групп: «Их жанровая и содержательная структура сложилась достаточно давно и не претерпела серьезных изменений на протяжении последних ста лет. Однако в настоящий момент ситуация складывается таким образом, что, возможно, актуальным станет вопрос о перспективах существования такой группы изданий вообще. В силу ряда исторических и социально-политических причин журнальная пресса в нашей стране (а литературно-художественные журналы в особенности) долгое время выполняла несвойственные ей функции». [13]

Шеина таким  образом пытается сказать об отсутствии возможности в определенные периоды вести прямую и открытую дискуссию на актуальные социально-политические темы, что и привело к тому, что обсуждение данной тематики велось в завуалированной форме, под видом литературной критики, например. Однако это говорилось в историческом контексте, и к региональным литературным журналам это имеет косвенное отношение, так как, например, литературно-художественный журнал «Алтай» начал издаваться в 1947 году, поэтому пропустил период расцвета военной и революционной литературы. Также «Алтай» не был замечен в идеологической борьбе и в дальнейшем. Тем не менее, редакция позиционирует свой журнал, в том числе и как общественно-политический.

Чуть ли не с  момента возникновения отечественных  литературно-художественных журналов на их страницах шел весь процесс формирования духовного облика и идеологических исканий российской интеллигенции. История интеллигенции в нашей стране всегда была неразрывно связана с историей публицистики. Не случайно, что падение интереса к интеллектуальной («интеллигентской») проблематике совпало с резким падением тиража большинства литературно-художественных изданий». [там же].

Если в советский период и в начале перестройки такой журнал, как, скажем, «Новый мир», мог с полным правом претендовать на роль идеологического и духовного лидера отечественной интеллигенции, то сейчас ситуация в корне изменилась. Литературно-художественные журналы вынуждены искать новую нишу в изменившемся культурном пространстве.

Здесь можно  привести удачный пример того, как  литературно-художественному изданию это удалось. Приложением к старейшему журналу «Вокруг света» является литературный альманах фантастики «Полдень XXI век». Секрет успеха и популярности издания, на наш взгляд, заключается в следующем:

  1. Альманах – бесплатное приложение к популярному журналу, который, в свою очередь, привлекает своей полиграфией, разнообразным и разносторонним контентом;
  2. Главным редактором альманаха является популярный писатель-фантаст Борис Стругацкий, что говорит о качестве предлагаемой литературы в издании;
  3. В альманахе публикуют фантастику, которая находится на пике популярности несколько десятков лет.

Однако региональные литературные журналы лишены возможности издаваться в таком формате. Они издаются малым тиражом, который не раскупается в киосках и на 70 %.

Как уже упоминалось, финансирование региональных литературно-художественных журналов ведется из регионального бюджета, что лишает их необходимости конкурировать. По этой причине у издания отсутствует дизайнерская политика, контент направлен в основном на восхваление и продвижение региона, в котором журнал издается. Как следствие, журнал не может быть универсальным и интересным внутри региона и за его пределами. Однако это – лишь одна из проблем. Вторая, также относящаяся к локализации журнала, это его авторский состав по принципу «кумовства». Редакторы стараются публиковать только старейших и заслуженных писателей, преимущественно это члены регионального Союза писателей, знакомые друг друга, которым со временем просто неудобно отказать в публикации.

Пожалуй, ни на какой другой группе изданий не сказались  в таком объеме те экономические  сложности, которые в той или  иной степени затронули все отечественные СМИ. Складывавшаяся в течение долгого времени аудитория литературно-художественных журналов в настоящее время практически перестала существовать как единое целое. Причиной тому – как финансовые, так и социальные проблемы, заставившие многих людей резко сменить свой привычный круг занятий и интересов.

Такое кардинальное изменение характера аудитории не могло не привести к процессу постепенной трансформации литературно-художественных журналов. Причем спектр их трансформации необычайно широк – от изданий, тяготеющих к религиозной, исторической и/или культурно-просветительской тематике, до журналов, рассчитанных на узкий круг ценителей альтернативной литературы.

Процесс создания нового стереотипа культурных ценностей  влечет за собой изменение облика и характера большинства изданий, эксплуатирующих эту тему. Переоценка ценностей неизбежна, так же, как неизбежно и ее влияние на систему СМИ.

 

    1. Содержательная модель периодического издания

 

С. Г. Гуревич описывает содержательную модель периодического издания следующим образом: «Модель издания обычно является долгосрочной. В ней даны все важнейшие характеристики. Такая модель формируется с учетом многих факторов, прежде всего – целей и задач издания, его типологической специфики, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива – его возможностей и др. Это общая модель состоит из трех главных частей – содержательной, композиционной и графической. Содержательная должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в издании, какие стороны жизни общества отображать. Это основа моделирования газеты и журнала. В ней определяются цели и задачи издания, содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической). Модель раскрывает и структуру содержания издания: связи важнейших тематических направлений и их «удельный вес» – значение, соотношение, пропорции между материалами, отображающими разные стороны жизни, предназначенные для всей ее аудитории или для каждой  из ее основных групп. Одна из сторон модели – определение характера и роли материалов издания: информационных, аналитических и проблемно-постановочных, критических и пропагандирующих положительный опыт – и соотношения между ними. И не случайно из-за сложности содержательной модели издания ее часто разрабатывают в форме развернутого описания. Содержательная модель периодического издания ежегодно оптимизируется – в нее вносятся некоторые изменения, добавления, но «ядро» остается неизменным. На этой основе делают годовые модели, которые затем конкретизируют в моделях номеров газеты или журнала, выходящих в разные дни недели и разные месяцы». [4, с. 65]

Исходя из этого, мы можем определить, на какие стороны журнала «Алтай» следует сделать акцент при исследовании.

  1. Определить характеристики журнала;
  2. Понять, на какую целевую аудиторию он рассчитан;
  3. Рассмотреть формы публикуемых художественных произведений (проза, поэзия);
  4. Оценить жанровое разнообразие.

 

А. Семаш пишет, что в качестве исходного положения при определении подходов к формированию содержательной модели принимается необходимость учета информационных потребностей населения (реальных и потенциальных читателей) и возможностей редакционного коллектива.

Содержательная  модель издания включает следующие элементы:

1) тематические  направления:

- иерархия основных разделов и рубрик

2) модальность  материалов

- нейтрально-информационные

- положительные

- критические

- разноплановые (проблемные)

3) Жанровая палитра  материалов 

- фактографические (хроника, заметка)

-содержащие комментарий (репортаж, корреспонденция, зарисовка, аналитический (очерк, статья)).

4) Локальность  материалов (территориальная принадлежность  информации)

- город

- районы края, области, край, область, Россия, «ближнее зарубежье»

- «дальнее зарубежье»

5) Характер материалов

- авторский

- редакционный

- сообщение информагентств

- официальный документ

- перепечатка из другого издания (дайджест)

6) Лексико-стилистические  особенности

- издания в целом

- отдельных авторских материалов

- презентационные мероприятия

 

Стоит, правда, отметить, что автор рассматривает  все вышеизложенное относительно научно-популярных журналов, однако, эти признаки содержательной модели имеют универсальный характер.

Ели рассматривать  все это применительно к литературному  журналу, то мы получим следующее:

1) тематические  направления:

- иерархия основных  разделов и рубрик. Следует оценить продуманность и четкость издания;

2) разнообразие литературных материалов:

- поэзия;

- проза (роман, повесть, рассказ);

Информация о работе Трансформация содержательной модели литературного журнала