Трансформация содержательной модели литературного журнала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать специфику содержательной модели современного регионального литературно-художественного журнала.


Для того чтобы это осуществить, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику литературно-художественной журналистике;
2. Раскрыть термин «содержательная модель периодического издания»;
3. Рассмотреть литературный журнал «Алтай», изучить его выходные данные;
4. Провести анализ содержательной модели выбранного журнала;
5. Выявить специфику содержательной модели региональных литературно-художественных журналов в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Характеристика региональных литературных журналов,
их место в современной системе СМИ. Концепция
композиционной модели периодического издания…………………..5
Тенденции развития литературно-художественных
Региональных журналов………………..…………………………………5
1.2. Содержательная модель периодического издания……………..…..8
1.3. План анализа содержательной модели регионального
литературно-художественного журнала……………………………….15
2. Анализ содержательной модели регионального
литературно-художественного журнала «Алтай»………………..16
2.1. Информация о журнале «Алтай»………………………………….16
2.2. Анализ содержательной модели журнала «Алтай»……………..18
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Антонова (1).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

- критика;

3)жанровое разнообразие материалов:

- фантастика;

- реализм;

- и т.д.

4) Локальность целевой аудитории (кому было бы интересно читать журнал)

- жителям Барнаула;

- жителям районов Алтайского края;

- жителям других  регионов;

- жителям ближнего  зарубежья;

- жителям дальнего  зарубежья;

5) Характер материалов

- авторский 

- редакционный

- сообщение  информагентств

- официальный  документ

- перепечатка  из другого издания (дайджест)

6) Лексико-стилистические  особенности

- издания в  целом

- отдельных  авторских материалов

- презентационные  мероприятия. 

При создании литературно-художественного журнала вряд ли возможно использование принципиально новых приемов. Все зависит скорее от качества опубликованной литературы и критики, а так же в ее ориентированности на аудиторию. Но нельзя исключать и визуальную составляющую: графику и дизайн, хотя надо отметить, что для литературного журнала это все-таки вторично по отношению к вербальной составляющей. В таком смысле литературно-художественный журнал предоставляет редактору меньше свободы, чем другие виды изданий. Однако должна быть определенная концепция.

 В ее основу  должны быть положены все типологические признаки, которые характеризуют литературно-художественный журнал. Такие признаки, как целевое назначение и включаемые в это понятие функциональные свойства, а также читательский адрес, имеют весьма широкие диапазоны. Поэтому от редактора требуется учитывать характер информации (конкретное содержание) издания, конкретизировать, какому читателю оно адресуется и какая цель ставится перед ним. Замысел издания важно согласовывать с автором еще на этапе оценки плана-проспекта. [11, с. 260]

О содержательной модели периодического издания писали многие авторы.   С.Г. Антонова утверждает, что современный журнал может быть оформлен не только полиграфическим способом. Его первым отличительным признаком является наличие содержательной основы. Далее в числе необходимых признаков отмечается редакционно-издательская обработка произведения. Обязательным  условием является оформление в идее самостоятельного объекта и с выходными сведениями. Модель – это в определенном смысле идеализированный образец конкретного издания, подготовкой которого занимается редактор.

Моделирование является творческим процессом, который  основывается на редакторском анализе  информации. В модели целенаправленно  реализуется концептуальный замысел (идея) журнала путем отражения известной информации и привлечения новых существенных  сведений о свойствах будущего журнала. К известной информации относится то, что является общим для издания  данного вида, и то, что использовано и содержится в концепции. Новая информация, дополняющая и уточняющая известную, - это совокупность характеристик того конкретного издания, над которым работает редактор, и сведений, обуславливающих его подготовку. Таким образом, моделирование является средством накопления и организации информации, необходимой для подготовки журнала.[5, с.139] «Информация, - пишет Н.А. Амосов, - сведения о системе, ее структуре и функциях, выраженные моделью. С другой стороны, модель – это система со своей структурой и функцией, отражающими структуру и функции в системе оригинала».[2, с. 54]

Признаками, которые  нужно считать общими, поскольку  они присущи любому изданию и  указывают на его видовую принадлежность, являются целевое назначение и характер информации. Сюда же относится читательский интерес. Четкое и ясное выражение  типологического признака «целевое назначение» возможно через рассмотрение функциональных свойств журнала. Это, к примеру, литературно-художественные журналы, целевое назначение которых сводится к развлечению читателя (остальные функции можно считать вторичными, так как неинтересный для себя журнал читатель не будет покупать и остальные функции журнала все равно останутся нереализованными).

Целевое назначение в качестве типологического признака отражает тот факт, что издание  создается для передачи определенных знаний. Целевое назначение и читательский адрес связаны и образуют комплексный признак, имеющий важное значение для моделирования изданий на основе функционального подхода. Также одним из основных факторов, оказывающих влияние на подготовку издания, является читатель. К обязательным условиям создания адекватной модели относится рассмотрение и учет характера произведений в журнале.

Работая над  моделью издания, нужно принимать  во внимание стиль изложения произведений. Характер информации, функционально-целевое назначение, читательский адрес определяют все устройство издания, включая организацию и расположение материала, формат и объем, выбор средств и способов его исполнения и формирования. Важное значение, как мы уже упоминали выше, имеют выбор и обоснование структуры журнала.[11, с.141]

Таким образом, по мнению, С.Г. Антоновой, авторская, редакторская, редакционно-техническая и оформительская работа при формировании журнала – единый процесс. Логико-структурная организация материалов в издании, выбор способа последовательного выстраивания структурных элементов – во всем этом присутствуют конструкторско-оформительские решения. Содержательная модель издания определяется не только находящимися в журнале произведениями, его составляет совокупность всех элементов издания.

И.М. Дзялошинский дает описание содержательной модели  издания. Она включает в себя:

- перечень тематических разделов издания с входящими в них рубриками;

- иерархия разделов и рубрик (что главнее и обязательнее),

- тональность материалов (нейтрально-информационная, положительная, отрицательная и т.д.);

- жанровая палитра (портретные интервью, заметки, корреспонденции, статьи, репортажи, а фельетонов и др.);

- территориальная принадлежность материалов;

- характер материалов;

- требования к произведениям (врезка, справка, иллюстрация, цепляющий заголовок, подзаголовки и.д.),

- стиль и лексика (запрещенные слова, темы, обороты). [5, с.32]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. План анализа содержательной модели регионального литературно-художественного журнала «Алтай»

 

На основе рассмотренных  выше данных, построим план анализа  журнала.

  1. Рассмотреть структуру журнала, иерархию рубрик, тематических разделов;
  2. Оценить тематическое и жанровое разнообразие произведений;
  3. Проанализировать авторский состав;
  4. Определить целевую аудиторию журнала;
  5. Определить целевую аудиторию;
  6. Дать общий анализ стиля и лексики материалов;
  7. Рассмотреть и определить роль редакционного состава в отборе контента и содержании журнала;
  8. Выявить достоинства и недостатки литературно-художественного журнала «Алтай».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ содержательной модели регионального литературно-художественного журнала Алтайского края «Алтай»

 

2.1. Информация  о журнале «Алтай»

 

Литературно-художественный журнал Алтайского края «Алтай» издается с 1947 года, главным редактором уже 14 лет является Станислав Вторушин. Учредители – Администрация Алтайского края, Алтайское краевое Законодательное Собрание, Краевое ГУ СМИ, Редакция журнала «Алтай», Алтайская краевая писательская организация. Выходит раз в два месяца.

Визуальные составляющие издания либо отсутствуют, либо присутствуют в слишком малом объеме, при этом тематика изображений не соответствует вербальному контенту издания. Издание черно-белое, обложка не проиллюстрирована, представляет собой рамочку и виньетку из компьютерной программы MicrosoftWord. Бумага – офсет (см. Прил).

Внешне совершенно непривлекательное, даже отталкивающее издание, напоминающее скорее сборник официальных документов, чем литературный журнал.

«Первый номер вышел при участии бригады московских писателей, командированных в край редакцией газеты «Правда». В первоначальном составе редколлегии не было ни одного литератора – только представители крайкома коммунистической партии. Альманах выходил один раз в год, с 1957 года – ежеквартально. В 1990 году альманах преобразован в журнал. В разные годы в журнале публиковались произведения лучших писателей края.

В приложении – книжной серии «Библиотека журнала «Алтай» – вышло более 30 книг, в том числе «По Алтаю» Александра Черкасова (городской голова Барнаула с 1885 по 1890 год); «Чураевы» Георгия Гребенщикова (один из самых выдающихся алтайских писателей, эмигрировал в 1920 году, умер в Америке в 1964 году); «Избранное» Леонида Мерзликина; «Избранное» Владимир Башунова; проза Евгения Гущина и пр.» [9]

Упомянутый  опыт альманаха «Полдень XXI век» и журнала «Вокруг света» в некотором роде попытались повторить редакции информационного агентства «ПолитСибРу» и журнала «Алтай». У портала информационного агентства появилась колонка «Писатели Алтая», где о каждом более-менее известном авторе написана небольшая статья, приведены ссылки на его творческие работы. [5]

Насколько это  способствует популяризации журнала, пока неизвестно, проект существует меньше года. Но прогнозы можно сделать  следующие.

  1. Опыт может быть удачным среди представителей чиновничьего аппарата и депутатских корпусов края и города, потому что именно они являются источником финансирования журнала и целевой аудитории «ПолитСибРу».
  2. Опыт может оказаться неудачным, по той же причине. Чиновники и депутаты, в связи со своей задействованностью в редакционной политике, без дополнительных напоминаний в виде колонок информационного портала знают о литературно-художественном журнале «Алтай», а для его популяризации следовало бы привлекать иную целевую аудиторию.

Основная проблема нам видится в том, что источник финансирования, редакционная коллегия, авторский состав и целевая аудитория  совпадают.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  содержательной модели журнала  «Алтай»

 

Структура журнала  довольно четкая, и это – главный плюс издания. Рубрикатор дан в каждом номере, обозначен в оглавлении. Это и постоянные рубрики («в мире интересного» – появляется абсолютно в каждом номере), и «плавающие» («Литературный дебют» – появляется лишь в некоторых номерах), и появляющиеся в связи с приближающейся праздничной датой (например – «65 лет Победы в Великой Отечественной войне»).

Вряд ли можно  четко определить жанровое и тематическое разнообразие журнала. В основном контент делится на поэзию и прозу, последнюю можно условно поделить на любовно-патриотическую («Продолжать дальше эту историю нет смысла, так как все случилось точно по гороскопу и согласно «бабушкиному гаданию»: молодые люди познакомились и скоро поженились. Незнакомец, решивший после армии навестить своего друга, остался в деревне навсегда. И зажили молодые дружно и счастливо.

 Только сельские  юмористы тут же присвоили  кличку новоиспеченному же-ниху - «валенком подбитый». [18]) и юмористическую («Когда Сергей Генералов гневался, то лучшее, что можно было сделать, - под руку ему не попадать. Но и если он шутил - вид имел очень серьезный. Это вводило в заблуждение коллег и знакомых. Он мог «развести» любого. Больше всех страдал от его шуток друг и коллега Андрей Круг, с которым он дежурил работая хирургом «скорой помощи» [18]).

Также в журнале  издается публицистика, однако авторство  принадлежит не критикам, а писателям, издающимся в «Алтае».

Судя по всему, именно наличие публицистики дает журналу  право называться в том числе  и «общественно-политическим». Содержание публицистических материалов довольно однообразно и не имеет отношения к литературе. Например, писатель Анатолий Кириллин пишет о том, как в советское время люди с удовольствием работали в деревне, а сейчас стремятся в город. Причины он видит в общем падании нравов и культуры.

Авторский состав невелик, абсолютно все авторы (из живущих) – жители Алтайского края, абсолютное большинство – Барнаула. [22] Номинально количество писателей составляет несколько десятков, но в их число редколлегия включила и давно умерших поэтов военного времени и Серебряного века (например, Агатов и Ахматова). [список авторов там же] Многие опубликованы всего раз в рубрике «Литературный дебют». Из современных авторов постоянно пишут не более полутора десятка. В их числе сам редактор журнала «Алтай» Станислав Вторушин и Анатолий Кириллин.

Произведения  оформлены по тому образцу, в котором  журнал был оформлен с помощью  членов редакции газеты «Правда»: заголовок выделен заглавными буквами, затем иногда размещается черно-белое фото автора (см. Прил.)

Вместо иллюстрации  используются картины алтайских  художников, однако тема произведений художника и автора, как правило, не совпадает.

Целевая аудитория  предполагается следующая. Русскоязычные  граждане, жители Алтайского края старше 18 лет, имеющие высшее образование, читающие серьезную литературу. Однако из нее стоит исключить, например, интеллектуальное студенчество. Во-первых, студенты предпочитают читать более модные жанры (фантастика, фэнтази, философская проза, детектив), во-вторых, произведения о более молодых людях (а практически все герои прозы в «Алтае» – пенсионеры или люди предпенсионного возраста, как и авторы). [16], [17].

Кроме того, молодые  люди предпочитают читать романтические  истории, а любовная проза практически  отсутствует.

В качестве подтверждающего  примера можем привести произведения «Убывающая деревня» [17], «Дней прошлых гордые следы» [16], «Через тернии к свету» [19]и так далее.

Информация о работе Трансформация содержательной модели литературного журнала