Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности и современных подходов к проведению телевизионного интервью для их практического применения.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность понятия «телевизионное интервью»;
- рассмотреть основные разновидности телевизионного интервью;
- изучить современные подходы к подготовке и проведению телевизионного интервью;
- провести анализ и дать оценку восприятия телевизионного интервью, а в частности телеведущего зрителем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕРВЬЮ 5
1.1 Понятие, сущность и виды телевизионного интервью 5
1.2 Подготовка и проведение телевизионного интервью 15
2. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ – ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ: ТЕЛЕВЕДУЩИЙ И ЗРИТЕЛЬ, ИНТЕРВЬЮЕР И ИНТЕРВЬЮИРУЕМЫЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Для телевизионного репортажа об акции против курения молодежи можно провести, например, опрос студентов и школьников, задавая каждому вопрос: «Курите ли вы? Если да, то не собираетесь, ли бросить курить?». А вот для сюжета о том, какие в городе возникли настроения после террористического акта, унесшего жизни нескольких людей, лучше взять интервью у представителей разных возрастных групп.
Данная классификация не исчерпывает всех разновидностей интервью.
По определению, данному в ряде словарей, интервью — это беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.
Телевизионное интервью, как правило, проходит в прямом эфире и продолжается 15—20 минут. Аудитория является свидетелем диалога. Телевизионного интервью позволяет передать не только звучащую речь с её ритмикой, эмоциональной окраской (как на радио), но и мимику, жест, поведение собеседников.
Стили поведенческие, используемые журналистами:
Конфронтационный стиль напоминает военные действия. Журналист воспринимает собеседника как противника, находящегося по другую сторону стола. А стол — это своеобразное поле битвы, в которой надо одержать полную победу. Используемые приемы и маневры сродни военной тактике. При таком стиле поведения в попытках докопаться до истины любыми путями вопросы журналиста могут носить нелицеприятный характер. Процесс поиска материалов воспринимается как сбор сведений об объектах действительности, а люди, располагающие ими, рассматриваются просто как поставщики сведений, или информаторы.
Элитарный стиль рождается в определенных социальных условиях в результате процессов социальной стратификации [15; 28]. Сводится к обостренному чувству социальной ответственности журналиста, который стоит на страже интересов определенных социальных групп. В этом случае он выступает в роли учителя, «социального контролера» разных сторон жизни общества: экономики, политики, нравственности. Представитель элитарного подхода «простому человеку» уделяет не слишком много внимания.
Партнерский режим сбор информации осуществляется в процессе человеческой коммуникации и равноправного взаимодействия двух (или более) людей. Этот подход требует большей самоотдачи автора и проникновения в мир собеседника, понимания слагаемых его убеждений, установок, мотивов, даже если это не столь важно для журналистской «истории».
Некоторые особенности эфирного интервью:
Подготовка к телевизионному интервью специалистом по ПР, журналистом, предполагает:
Журналист должен иметь четкое представление о ключевой информации, которую он желает получить от собеседника, представлять как будет выглядеть законченный материал.
Далее, когда подготовительный этап пройден, наступает очередь за основным этапом, то есть непосредственно интервью. Итак, встретившись с героем интервью, следует настроить его на нужный лад. Затем уточнить анкетные и другие данные, контактную информацию и всё остальное, что может понадобиться в закадровом тексте или в оформлении титров. Далее предварительно ознакомиться с тезисами, которые будут оглашены в эфире. И только потом переходить к записи интервью на видеокамеру.
Режим прямого эфира «разрушают» некоторые законы и приемы интервью. В частности, не следует увлекаться пассивными вопросами, которые побуждают собеседника продолжать разговор («Правда?»; «Понимаю...»; «Да-да, конечно...»). Уязвимы и «немые» вопросы, заданные с помощью невербальных средств мимики и жестов. Любой эфир не выносит пауз. Как правило, в таких случаях журналист делает все возможное, чтобы хоть чем-то заполнить образовавшуюся пустоту в эфире.
Однако могут возникнуть и неизбежные паузы, например, когда эфир ведется с помощью телемостов. Чтобы свести эти паузы к минимуму, находящийся в студии журналист должен помогать своему собеседнику, посылая ему сигналы, что тот может продолжать говорить. В практике телевидения последнего времени утвердилась традиция в конце высказывания называть собеседника по имени, при этом интонация должна быть вопросительной: «Татьяна?», «Михаил?». Это знак того, чтобы включался партнер: «Татьяна, вы меня слышите? Говорите!». [15].
Подготовка рядового интервью для информационного выпуска включает два этапа: беседу с источником до съемки, когда интервьюер выясняет обстоятельства дела, и короткий синхрон — сегмент интервью, в котором источник должен в сжатой форме либо суммировать сказанное, либо представить в яркой форме детали или свой взгляд на событие.
Первый этап - журналисты берут на вооружение традиционный принцип перевернутой пирамиды (от основного к частному), чтобы составить предварительное представление о ситуации и выбрать тот подход к ее освещению, который будет предложен зрителям. Особое внимание на этом этапе работы стоит сфокусировать на прояснившихся деталях, которые можно использовать, включая их в сюжет или в закадровый текст.
Второй этап, или запись синхрона, похож на перформанс: камера включена, респондент отвечает на поставленные вопросы. Журналист повторяет вопросы, а собеседнику приходится заново говорить о своих впечатлениях. В момент записи желательно не сосредотачиваться на включенной камере, а помочь всеми возможными способами своему собеседнику, установив контакт глазами и доброжелательно его слушая. [15].
С появлением цифровой техники работу журналиста упростилась, стало возможным выбрать удачные моменты или продублировать съемку, снять разные планы видеоряда, заснять в кадре задающего вопросы или слушающего журналиста уже после того, как интервью состоялось. Компьютерный монтаж позволяет разделить аудио- и видеоряд, и тогда интервью может идти в качестве звукового ряда за кадром, а на экране — иллюстрирующий его видеоряд.
При подборе места для съемки телевизионного интервью очень важно выбрать такую обстановку, которая характеризовала бы героя (или событие). При этом важно, чтобы информация несла и дополнительную эмоциональную нагрузку. Если правильно выбран задний план, он может иметь и символическое значение. При этом задний план никогда не должен отвлекать внимание зрителя от героя интервью. [15].
Интервью в студии предполагает беседу с приглашенным в студию гостем. Продолжительность может варьироваться от нескольких минут до одного часа. Оно может выходить и в прямом эфире, и в записи, а в некоторых случаях гость может находиться в другой студии, причем неважно, какова ее удаленность. Последний этап телевизионного интервью – это обработка информации, то есть монтаж сюжета или программы. Желательно окончательный результат накануне выхода в эфир согласовать с героем материала, чтобы обезопасить себя от ошибок или искажения информации.
"Средства массовой информации играют огромную роль в построении образа социального мира, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость народов и культур, служат средством формирования целостного представления о мире". [2; 242].
В процессе телевизионного интервью взаимодействуют три стороны: телеведущий, интервьюируемый и зритель. Рассмотрим восприятие зрителя телевизионного интервью в целом и в частности роль телеведущего.
Телевизионного интервью - аудиовизуальное средство массовой коммуникации, где информация, передаваемая в эфир, персонифицирована автором-ведущим. Телеведущие оказывают влияние на широкую зрительскую аудиторию, формирование нравственных ценностей, идеалов общества. Как к лицу канала (оценивает экранный образ) к ним предъявляются определенные требования помимо высокого профессионализма обязательно наличие опыта, личностных качеств, высоких стандартов поведения, владение на высоком уровне вербальными и невербальными средствами выразительности.
Телеведущий должен четко понимать, для кого он делает свою передачу и с какой целью. Также необходимо знание психологических особенностей общения, «ведь от того, насколько журналисту удалось разговорить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь в дискуссию, во многом зависит объем и качество получаемой им информации». [7; 123].
Для полноценного общения со зрителями в равной степени важны и вербальные и невербальные средства коммуникации. Правильное использование мимики, жеста, интонации придают эмоциональную окраску сообщению телеведущего и помогают вовлечь зрителей в диалог, вызвать обратную связь - «зритель выбирает не столько сами новости, сколько способ их подачи. Это стимул для роста профессионального мастерства». [26; 5].
Для телеведущего очень важен «живой контакт с залом» в прямом и переносном смысле. Чтоб он осуществился, телеведущие пользуются различными приемами и чем опытнее мастер, тем этот арсенал приемов богаче. Важнейшими приемами установления такого контакта являются приветствие в начале выступления и прощание в конце, риторические вопросы, обращенные к слушателям, которые создают диалогичность отношений, открытые жесты, обращенные к собеседникам с каким-либо вопросом или предложением.
Информация о работе Телевизионное интервью: его разновидности, подготовка и проведение