Телевизионное интервью: его разновидности, подготовка и проведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и современных подходов к проведению телевизионного интервью для их практического применения.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность понятия «телевизионное интервью»;
- рассмотреть основные разновидности телевизионного интервью;
- изучить современные подходы к подготовке и проведению телевизионного интервью;
- провести анализ и дать оценку восприятия телевизионного интервью, а в частности телеведущего зрителем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕРВЬЮ 5
1.1 Понятие, сущность и виды телевизионного интервью 5
1.2 Подготовка и проведение телевизионного интервью 15
2. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ – ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ: ТЕЛЕВЕДУЩИЙ И ЗРИТЕЛЬ, ИНТЕРВЬЮЕР И ИНТЕРВЬЮИРУЕМЫЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

pr.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
  1. Оперативное интервью - разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. Начальник может говорить перед камерой долго, однако в выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20-40 секунд, а цитата будет четко вписана в контекст сюжета. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.
  2. street talk или vox pop - вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. Характерная особенность - постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Для телевизионного репортажа об акции против курения молодежи можно провести, например, опрос студентов и школьников, задавая каждому вопрос: «Курите ли вы? Если да, то не собираетесь, ли бросить курить?». А вот для сюжета о том, какие в городе возникли настроения после террористического акта, унесшего жизни нескольких людей, лучше взять интервью у представителей разных возрастных групп.

  1. Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации - такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.
  2. Портретное интервью сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя - словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.
  3. Креативное интервью чаще называют беседой, диалогом - вид интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью - большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе - правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе - общечеловеческое начало. [15; 19]
  4. Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по тем или иным вопросам политики государства. Соответственно, интервьюируемый – официальное лицо высокого ранга. Очень распространены случаи, когда на то или иное действие президента страны разъяснения даются его помощником или пресс-секретарем. Официальное лицо дает официальные ответы. Вопросы зачастую заранее согласованы, переспрашивать или уточнять что-либо чаще всего не принято. Собственное мнение журналиста в этой ситуации исключено. Журналист озвучивает вопрос и держит микрофон, его функция – обеспечить тиражирование официальной точки зрения. [10; 25]
  5. Интервью-анкета проводится обычно для выяснения мнений разных людей по определенному вопросу. Иногда его называют экспресс-интервью ввиду краткости: 1–2 вопроса. Это, по сути, своеобразный телевизионный опрос общественного мнения. [10; 26]
  6. Проблемное интервью (интервью-дискуссия) предполагает откровенную публичность, явное присутствие телекамеры, а значит, и совершенно иную тональность разговора. В проблемном интервью позиция журналиста (чаще всего – комментатора) имеет не меньшее значение, нежели точка зрения или мнение интервьюируемого. Позиция журналиста в данном случае является неким началом, точкой отсчета для совместного поиска истины. Вот здесь уже журналист обязан владеть предметом, изучить его заранее, дабы ни в чем не уступить собеседнику. Цель такого интервью - ответ на общественно значимые вопросы. В тональности такого интервью обязательно присутствует элемент спора, а в споре нужны аргументы, нужны факты, в которых журналист ошибиться не может, не имеет права. От собственно интервью происходят другие диалогические формы телевизионной работы: беседа, пресс-конференция, дискуссия. Иногда их рассматривают как самостоятельные жанры, однако, очевидно, что сохраняют в себе сущностные признаки интервью, а потому можно, наверное, рассматривать их и как разновидность одного большого жанра. [10; 26].

Данная классификация не исчерпывает всех разновидностей интервью.

 

 

1.2 Подготовка и проведение телевизионного интервью

По определению, данному в ряде словарей, интервью — это беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.

 Телевизионное интервью, как  правило, проходит в прямом эфире  и продолжается 15—20 минут. Аудитория является свидетелем диалога. Телевизионного интервью позволяет передать не только звучащую речь с её ритмикой, эмоциональной окраской (как на радио), но и мимику, жест, поведение собеседников.

Стили поведенческие, используемые журналистами:

Конфронтационный стиль напоминает военные действия. Журналист воспринимает собеседника как противника, находящегося по другую  сторону стола. А стол — это своеобразное поле битвы, в которой надо одержать полную победу. Используемые приемы и маневры сродни военной тактике. При таком стиле поведения в попытках докопаться до истины любыми путями вопросы журналиста могут носить нелицеприятный характер. Процесс поиска материалов воспринимается как сбор сведений об объектах действительности, а люди, располагающие ими, рассматриваются просто как поставщики сведений, или информаторы.

Элитарный стиль рождается в определенных социальных условиях в результате процессов социальной стратификации [15; 28]. Сводится к обостренному чувству социальной ответственности журналиста, который стоит на страже интересов определенных социальных групп. В этом случае он выступает в роли учителя, «социального контролера» разных сторон жизни общества: экономики, политики, нравственности. Представитель элитарного подхода «простому человеку» уделяет не слишком много внимания.

Партнерский режим сбор информации осуществляется в процессе человеческой коммуникации и равноправного взаимодействия двух (или более) людей. Этот подход требует большей самоотдачи автора и проникновения в мир собеседника, понимания слагаемых его убеждений, установок, мотивов, даже если это не столь важно для журналистской «истории».

Некоторые особенности эфирного интервью:

  • в эфире допускается перебивание собеседника, так как время эфира ограничено и установлен определенный темп беседы;
  • присутствие перегруженных информацией вопросов для более эмоционального обмена сведениями;
  • для выделения деталей, расстановки нужных акцентов, самопроверки используются уточняющие вопросы;
  • отсутствует возможность подредактировать, исправить, дождаться подтверждения информации из других источников;
  • нежелание людей давать интервью, интервьюеры должны уделять большое внимание психологической «обработке» собеседника: убеждению выступить, подготовке к разговору, обдумыванию правильной стратегии беседы;
  • прямой эфир требует чистой речи, без «беканья» и «меканья». Записанный на пленку текст, как правило, чистят от таких погрешностей, а вот прямой эфир не исправишь;
  • интервьюировать людей приходится в скоростном режиме. 

Подготовка к телевизионному интервью специалистом по ПР, журналистом, предполагает:

  1. Определиться с целью и задачей интервью. Затем, определившись с темой, выбрать вид интервью. В зависимости от вида интервью складывается модель поведения журналиста. К примеру, если стоит задача получение информации и разъяснений о новом законопроекте, материал изготавливается для новостной программы, а само интервью имеет вид протокольного, будет нелепо, если журналист будет придерживаться партнерского или конфликтного стиля ведения интервью.
  2. Придумать тему интервью. Анализ темы, изучение материалов по ней. Она должна быть неизбитой, актуальной, интересной, а в идеале и общественно значимой. Определившись с темой, следует рассмотреть и выбрать кандидатуру интервьюируемого.
  3. Сбор досье — информацию о предыстории  — готовит либо отдельная группа сотрудников, либо сам ведущий. В телепрограммах досье, как правило, служит не только «для внутреннего пользования», т.е. подготовки вопросов для героя передачи, но и для публики, в качестве иллюстративного материала при представлении гостя. Кадры хроники или фотографии используются и как драматический компонент или выполняют формообразующую функцию, разбивая интервью на содержательные части для удобства и интервьюера, и зрителя. [15]
  4. Предварительное знакомство с собеседником - биография, круг интересов; установление психологического контакта с интервьюированным, - вне студии. Можно встретиться с его коллегами родственниками или с героем лично. Обговорить все важные моменты.
  5. Организовать по возможности условленную и личную встречу. «Возможно приглашение собеседника на студию, в павильон для ознакомления его с обстановкой, в которой он окажется во время передачи. Репетировать не следует - это может резко снизить эффект непосредственности и импровизированности интервью». [1; 32].
  6. Определение композиции передачи - построение плана основных вопросов. Ознакомление собеседника с этим планом (в самых общих чертах). Важно прогнозировать возможные ответы собеседника. [1; 33].

Журналист должен иметь четкое представление о ключевой информации, которую он желает получить от собеседника, представлять как будет выглядеть законченный материал.

Далее, когда подготовительный этап пройден, наступает очередь за основным этапом, то есть непосредственно интервью. Итак, встретившись с героем интервью, следует настроить его на нужный лад. Затем уточнить анкетные и другие данные, контактную информацию и всё остальное, что может понадобиться в закадровом тексте или в оформлении титров. Далее предварительно ознакомиться с тезисами, которые будут оглашены в эфире. И только потом переходить к записи интервью на видеокамеру. 

 Режим прямого эфира «разрушают» некоторые законы и приемы интервью. В частности, не следует увлекаться пассивными вопросами, которые побуждают собеседника продолжать разговор («Правда?»; «Понимаю...»; «Да-да, конечно...»). Уязвимы и «немые» вопросы, заданные с помощью невербальных средств мимики и жестов. Любой эфир не выносит пауз. Как правило, в таких случаях журналист делает все возможное, чтобы хоть чем-то заполнить образовавшуюся пустоту в эфире.

Однако могут возникнуть и неизбежные паузы, например, когда эфир ведется с помощью телемостов. Чтобы свести эти паузы к минимуму, находящийся в студии журналист должен помогать своему собеседнику, посылая ему сигналы, что тот может продолжать говорить. В практике телевидения последнего времени утвердилась традиция в конце высказывания называть собеседника по имени, при этом интонация должна быть вопросительной: «Татьяна?», «Михаил?». Это знак того, чтобы включался партнер: «Татьяна, вы меня слышите? Говорите!». [15].

Подготовка рядового интервью для информационного выпуска включает два этапа: беседу с источником до съемки, когда интервьюер выясняет обстоятельства дела, и короткий синхрон — сегмент интервью, в котором источник должен в сжатой форме либо суммировать сказанное, либо представить в яркой форме детали или свой взгляд на событие.

Первый этап - журналисты берут на вооружение традиционный принцип перевернутой пирамиды (от основного к частному), чтобы составить предварительное представление о ситуации и выбрать тот подход к ее освещению, который будет предложен зрителям. Особое внимание на этом этапе работы стоит сфокусировать на прояснившихся деталях, которые можно использовать, включая их в сюжет или в закадровый текст.

Второй этап, или запись синхрона, похож на перформанс: камера включена, респондент отвечает на поставленные вопросы. Журналист повторяет вопросы, а собеседнику приходится заново говорить о своих впечатлениях. В момент записи желательно не сосредотачиваться на включенной камере, а помочь всеми возможными способами своему собеседнику, установив контакт глазами и доброжелательно его слушая. [15].

С появлением цифровой техники работу журналиста упростилась, стало возможным выбрать удачные моменты или продублировать съемку, снять разные планы видеоряда, заснять в кадре задающего вопросы или слушающего журналиста уже после того, как интервью состоялось. Компьютерный монтаж позволяет разделить аудио- и видеоряд, и тогда интервью может идти в качестве звукового ряда за кадром, а на экране — иллюстрирующий его видеоряд.

При подборе места для съемки телевизионного интервью очень важно выбрать такую обстановку, которая характеризовала бы героя (или событие). При этом важно, чтобы информация несла и дополнительную эмоциональную нагрузку. Если правильно выбран задний план, он может иметь и символическое значение. При этом задний план никогда не должен отвлекать внимание зрителя от героя интервью. [15].

Интервью в студии предполагает беседу с приглашенным в студию гостем. Продолжительность может варьироваться от нескольких минут до одного часа. Оно может выходить и в прямом эфире, и в записи, а в некоторых случаях гость может находиться в другой студии, причем неважно, какова ее удаленность. Последний этап телевизионного интервью  – это обработка информации, то есть монтаж сюжета или программы.  Желательно окончательный результат накануне выхода в эфир согласовать с героем материала, чтобы обезопасить себя от ошибок или искажения информации.

 

2. Телевизионное интервью – две стороны одной медали: телеведущий и зритель, интервьюер и интервьюируемый

 

"Средства массовой информации играют огромную роль в построении образа социального мира, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость народов и культур, служат средством формирования целостного представления о мире". [2; 242].

В процессе телевизионного интервью взаимодействуют три стороны: телеведущий, интервьюируемый и зритель. Рассмотрим восприятие зрителя телевизионного интервью в целом и в частности роль телеведущего.

Телевизионного интервью -  аудиовизуальное средство массовой коммуникации, где информация, передаваемая в эфир, персонифицирована автором-ведущим. Телеведущие оказывают влияние на широкую зрительскую аудиторию, формирование нравственных ценностей, идеалов общества. Как к лицу канала (оценивает экранный образ) к ним предъявляются определенные требования помимо высокого профессионализма обязательно наличие опыта, личностных качеств, высоких стандартов поведения, владение на высоком уровне вербальными и невербальными средствами выразительности.

Телеведущий должен четко понимать, для кого он делает свою передачу и с какой целью. Также необходимо знание психологических особенностей общения, «ведь от того, насколько журналисту удалось разговорить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь в дискуссию, во многом зависит объем и качество получаемой им информации». [7; 123].

Для полноценного общения со зрителями в равной степени важны и вербальные и невербальные средства коммуникации. Правильное использование мимики, жеста, интонации придают эмоциональную окраску сообщению телеведущего и помогают вовлечь зрителей в диалог, вызвать обратную связь - «зритель выбирает не столько сами новости, сколько способ их подачи. Это стимул для роста профессионального мастерства». [26; 5].

Для телеведущего очень важен «живой контакт с залом» в прямом и переносном смысле. Чтоб он осуществился, телеведущие пользуются различными приемами и чем опытнее мастер, тем этот арсенал приемов богаче. Важнейшими приемами установления такого контакта являются приветствие в начале выступления и прощание в конце, риторические вопросы, обращенные к слушателям, которые создают диалогичность отношений, открытые жесты, обращенные к собеседникам с каким-либо вопросом или предложением.

Информация о работе Телевизионное интервью: его разновидности, подготовка и проведение