Телевизионное интервью: его разновидности, подготовка и проведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и современных подходов к проведению телевизионного интервью для их практического применения.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность понятия «телевизионное интервью»;
- рассмотреть основные разновидности телевизионного интервью;
- изучить современные подходы к подготовке и проведению телевизионного интервью;
- провести анализ и дать оценку восприятия телевизионного интервью, а в частности телеведущего зрителем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕРВЬЮ 5
1.1 Понятие, сущность и виды телевизионного интервью 5
1.2 Подготовка и проведение телевизионного интервью 15
2. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ – ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ: ТЕЛЕВЕДУЩИЙ И ЗРИТЕЛЬ, ИНТЕРВЬЮЕР И ИНТЕРВЬЮИРУЕМЫЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

pr.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург

 

 

Кафедра  ___________________________________

Дисциплина ________________________________

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Студентки группы ___________

 

___________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

 

Телевизионное интервью: его разновидности, подготовка и проведение

 

 

 

 

 

 

Проверил___________________________

Дата _______________________________

 

 

 

Оценка__________________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

«Интервью — беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес». [25].

«Интервью — жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам». [24].

«Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом». [20].

Актуальность. Журналистское интервью по своей природе представляет явление особой социальной значимости. Полученные в процессе его проведения сведения предназначены не только для удовлетворения любопытства участников разговора или ради личных, профессиональных, корпоративных целей. В интервью собеседники — журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) — участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного, хотя и незримого, третьего участника коммуникации — аудитории. [15; 9]

В наше время, когда проще включить телевизор и узнать все новости, чем прочитать их в газете, при восприятии слова «интервью» первой ассоциацией становится телевизионный кадр с ведущим и приглашенным гостем. Глядя в голубой экран мы воспринимаем звуки, цвета, эмоции, всю ту информацию, которая формирует у нас целостную картинку восприятия. Телевидение делает за нас  то, что ранее воображалось при прочтении книг – рисует картинки.

Выбранная тема курсовой работы является актуальной, поскольку знание деталей подготовки и проведение, разновидностей, специфику  телевизионного интерью, во-первых, интересно, во-вторых, интервью как жанр занимает важное место на телеэкране, поэтому проблему интервьюирования, диалогизации нужно продолжать разрабатывать дальше, т.к. знания по этой теме необходимы для практической деятельности журналистам.

Целью курсовой работы является изучение сущности и современных подходов к проведению телевизионного интервью для их практического применения.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть сущность понятия  «телевизионное интервью»;

- рассмотреть основные  разновидности телевизионного интервью;

- изучить современные подходы к подготовке и проведению телевизионного интервью;

- провести анализ и  дать оценку восприятия телевизионного интервью, а в частности телеведущего зрителем.

Объект исследования – телевизионное интервью.

Предмет исследования – особенности жанра телевизионного интервью.

Используемые методы: методы анализа и синтеза, сравнительно-сопоставительный анализ, метод наблюдения, интерпретативный метод; классификационный метод; описательный метод, а также метод моделирования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературы.

 

1. Концепция  интервью

1.1 Понятие, сущность и виды телевизионного интервью

 

Существует несколько определений термина «интервью», каждое из которых имеет свою специфику. Приведем некоторые из них.

Интервью (английское interview – беседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, которая может транслироваться по радио, телевидению или будет напечатана в газете, журнале и т.д.

Интервью - особый информационный жанр журналистики, представляет собой диалог корреспондента и героя публикации. Иначе интервьюера и интервьюируемого.

По мнению М.М. Лукиной, интервью — это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества. [15]

Интервью (от англ. interview- буквально встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Жанры журналистики различаются по целям воздействия на аудиторию, широте освещения реальности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. В связи с этим они подразделяются на три вида - информационные, аналитические и художественно-публицистические. [4; 65]

Интервью - акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений, суждений, представляющих общественный интерес. [17]

Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. [13; 135].

Сущность телевизионного интервью. Телевизионного интервью основано на информации «из первых рук», то есть от того, кто является источником этой информации, ее носителем и его цель показать неподдельные эмоции интервьюируемого, его согласие или несогласие с оппонентом. При этом зритель, напрямую не задействованный в процессе интервью, становится отчасти его соучастником, так как он слышит и видит, а, следовательно, пропускает информацию через свое сознание, в соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.

Телевизионное интервью легко воспринимаемых людьми разной социальной среды, поскольку вопросно-ответное построение снимает напряжение, источником информации, в данном случае, является речь (риторика, интонация, эмоциональная окраска), мимика, жесты, поведение собеседников, интерьер помещения, студии, люди в кадре, действие и пр.

Основа телевизионного интервью - вопросы, которые делятся на:

  • общие и частные;
  • простые и сложные (предъявляющие завышенные требования к памяти интервьюируемого, превышающие его информированность);
  • закрытые (содержат подсказку - варианты возможных ответов), открытые (требуют от интервьюируемого достаточно полных ответов), полузакрытые (интервьюируемому предоставляется возможность не только выбирать из предложенных вариантов, но и формулировать свой собственный ответ, если имеющиеся не совпадают с его мнением);
  • прямые (относящиеся непосредственно к личности интервьюируемого) и косвенные (проективные) - вопросы, выясняющие мнение или отношение  людей к предмету вопроса косвенным образом;
  • нейтральные (не нарушающие психологический комфорт респондента при формировании ответа) и острые (касающиеся интимных сторон личной жизни интервьюируемого, нарушающие его представления о престиже,  самоуважении, социальной и психологической дистанции в интервью);
  • адресные (выяснение биографические данные собеседника) и программные (по теме экранного интервью);
  • контактные (устанавливающие контакт с интервьюируемым), игровые, отвлекающие (снимающие напряжение, усталость интервьюируемого), напоминающие (активизирующие внимание и память  интервьюируемого); зондажные, уточняющие (выясняющие понимание  интервьюируемым смысла заданного вопроса);
  • содержательные (направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязей) и функциональные (упорядочивают течение опроса. Они в свою очередь делятся на функционально-психологические, вопросы фильтры и контрольные вопросы);
  • вопросы-фильтры (используются, когда необходимо выделить и опросить только часть всей совокупности опрашиваемых) и контрольные (проверяется логическая непротиворечивость, достоверность,  искренность ответов);
  • буферные (главная их цель — смягчение взаимовлияния вопросов в беседе, обеспечить плавный переход от одной теме к другой. Например: "А теперь несколько слов о...") и ударные (без смягчения взаимовлияния вопросов в беседе).

Независимо от предпочитаемого жанра журналист должен уметь работать, как интервьюер и обязан знать, как готовить вопросы, какого типа они бывают, как выстраивать «драматургию» интервью и чего нельзя делать, так как современное телевизионное интервью строится в вопросно-ответном ключе, в ассиметричном разговорном стиле, со спадами и подъемами, с паузами между вопросами и ответами, за которые аудитория может осознать информацию и двигаться дальше. [3].

Существуют определенные правила формулирования вопросов, принятые в конкретно-социологических исследованиях, применительно к телевизионному интервью кратко их можно сформулировать так: четкая трактовка вопроса, без двойного толкования, без лишних слов и ограничения вариантами.

Жанр интервью, как правило, используют, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды. Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:

1) политические и государственные  деятели, специалисты и другие  люди, обладающие специфическими  знаниями в какой-то конкретной  области; их интервьюируют, чтобы  узнать о чем-нибудь;

2) знаменитости, которых  интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;

3) обыкновенные люди, с  которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут  интервью, чтобы выяснить общественное  мнение о том или ином событии. [13; 173].

Цели интервью первой и второй категорий в какой-то степени перекрещиваются, многие выдающиеся личности – эксперты в своей области. Например, хорошо известный политический деятель, выступая как официальное лицо по некоторым аспектам политики своей партии, может в процессе интервью ярко раскрыться как личность.

Если исходит из понятия телевизионного интервью, то в идеале оно должно выглядеть как непринужденная беседа на заданную тему, при этом один из собеседников информирован больше другого. Исключение - ситуации официального характера.

Различается несколько разновидностей интервью [15; 16-20]:

  1. Информационное интервью - наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения катастрофы национального значения телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек. В ситуации, когда нужно выяснить силу взрыва и предполагаемое количество жертв, у журналиста, конечно же, не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим, для более тонкой проработки сюжета, вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения. «Вы действительно видели, как взорвался самолет?» - спрашивает журналист у свидетеля авиакатастрофы. При этом в кадре нужен не праздный, случайно оказавшийся недалеко от места съемки и подчиненный общему эмоциональному возбуждению зевака, готовый отвечать перед камерой на любые вопросы.

К выезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времени готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист при исследовании ситуации и ее причинно-следственных связей чаще полагается на свою наблюдательность.

Оказавшись со съемочной бригадой на месте пожара, журналист замечает, что шланги для тушения тянутся не к ближайшему пожарному крану, а почти через весь квартал. Он задает вопрос руководителю пожарной команды: «Почему не используется ближайший кран?». Выясняется не только его неисправность, но и то, что в таком, же состоянии находится почти половина пожарных вентилей в городе. Так, рядом с событием, связанным с тушением пожара, возникает проблемный сюжет о пожарной службе города.

  1. Аналитическое интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? Что? Где? Когда? то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается, прежде всего, в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.

С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

Подобные вопросы побудят собеседника излагать свои знания, представления, мнения о предмете будущей публикации таким образом, что выявят причинно-следственные связи обсуждаемого события, будут вынесены определенные оценки, сформулирован прогноз развития события, приведены необходимые аргументы в пользу излагаемой позиции. Подобным образом содержание текста интервью «насыщается» элементами анализа действительности, что и делает его аналитической публикацией.

Конечно, вполне возможны случаи, когда интервьюируемый осуществляет анализ событий, ситуаций, процессов, не ожидая наводящих вопросов. Однако это чаще всего бывает в том случае, когда он сам заинтересован в наиболее подробном, детальном освещении предмета разговора, что, конечно же, облегчает задачу автора будущей аналитической публикации.

Информация о работе Телевизионное интервью: его разновидности, подготовка и проведение