Сравнительный анализ законодательств о СМИ Армении и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:40, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день проблема саморегулирования СМИ вызывает интерес как со стороны общества, так и со стороны государственных структур. В равной мере роль средств массовой информации как социального института в условиях демократического общества, по мнению экспертов, заключается в отражении плюрализма мнений, создания
моральных и мировоззренческих предпосылок для развития общества.
В равной мере роль средств массовой информации как социального института в условиях демократического общества, по мнению экспертов, заключается в отражении плюрализма мнений, создания моральных и мировоззренческих предпосылок для развития общества.

Файлы: 1 файл

АРМЕНИЯ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

 

На сегодняшний день Кодекс поведения представителей СМИ и Декларацию принципов освещения выборов и референдумов подписали 45 субъектов, представляющих 48 СМИ Армении; инициативу поддерживают 9 журналистских объединений (на армянском языке, на русском языке).

 

На совещании 10 марта 2007 был также избран Наблюдательный Совет по этике СМИ, в состав которого вошли 7 человек. 24 декабря 2011 на собрании представителей медиа и журналистских объединений было решено расширить состав Наблюдательного Совета до 14 членов (при этом в каждом заседании Совета участвует семь его членов, определяемых по принципу ротации). В состав Наблюдательного Совета избраны: Арам Абрамян (главный редактор газеты "Аравот"), Месроп Арутюнян (медиа-эксперт), Гегам Багдасарян (главный редактор журнала "Аналитикон"), Левон Барсегян (председатель Совета гюмрийского Клуба журналистов "Аспарез"), Гегам Варданян (продюсер www.media.am), Ара Казарян (юрист), Гегам Манукян (директор информационных и общественно-политических программ телекомпании "Еркир-медиа"), Ашот Меликян (председатель Комитета по защите свободы слова), Эммануил Мкртчян (генеральный директор информагентства "Арминфо"), Месроп Мовсесян (директор телекомпании "А1+"), Борис Навасардян (президент Ереванского пресс-клуба), Гнел Налбандян (главный редактор телекомпании "Армньюс"), Нунэ Саркисян (исполнительный директор общественной организации содействия СМИ "Интерньюс"), Ольга Сафарян (юрист). 

 

Представители СМИ, подписавшие  Кодекс поведения, признают за Наблюдательным Советом право рассматривать  соответствие их действий и публикаций положениям Кодекса, и выражают готовность публиковать решения Наблюдательного Совета в своих СМИ.

 

Миссия Наблюдательного  Совета заключается в рассмотрении жалоб-заявлений о нарушениях Кодекса  поведения и вынесении заключений по ним.

 

Регламент Наблюдательного Совета по этике СМИ был принят 13 декабря 2009. 24 декабря 2011 в Регламент были внесены некоторые изменения (на армянском языке).

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ  ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМИ

 

Мы, представители средств массовой информации, 

 

- осознавая необходимость  следовать правилам профессионального поведения и объединяться вокруг них, а также обязанность соблюдать по возможности максимально высокие этические стандарты,

 

- подчеркивая право  общества быть информированным  и обязанность СМИ информировать,

 

- указывая на необходимость защищать редакционную независимость и не связывать журналистов какими-либо частными интересами,

 

- признавая принцип  подотчетности СМИ и журналистов  своей аудитории и друг другу, 

 

- отмечая, что определить  единые правила для всех случаев  невозможно, однако возможно соблюдать общие стандарты профессиональной журналистики,

 

принимаем следующие принципы и все обязательства, вытекающие из них:

 

1. Достоверность  и беспристрастность

 

Соблюдение данного  принципа означает:

 

1.1. Проверять до публикации  достоверность сведений, полученных от любого источника, не утаивать и не искажать факты, не публиковать заведомо ложные сведения;

 

1.2. Если редакция получила  информацию, представляющую общественную  значимость, однако не смогла  проверить факты, это обстоятельство должно указываться при публикации;

 

1.3. Основываться на  точных фактах при анализе  и комментариях;

 

1.4. Четко разграничивать  факты и сведения от мнения, анализа и комментария; 

 

1.5. Стремиться к тому, чтобы заголовки, сообщения, фото-, видео- и аудиоматериалы соответствовали действительности, цитаты не приводились вне контекста;

 

1.6. Не искажать содержание  фото- или видеоматериалов, а в  случае применения в фотографиях  и видеосюжетах технических приемов  обязательно сообщать об этом.

 

2. Честность в отношениях с источниками информации

 

Соблюдение данного  принципа означает:

 

2.1. По возможности  указывать источники информации;

 

2.2. По возможности  избегать использования конфиденциальных  источников информации, перед тем,  как обещать источнику информации сохранить его анонимность, выяснить мотивы, однако если информация предоставляется только при условии сохранения секретности источника, не раскрывать его ни при каких обстоятельствах;

 

2.3. Избегать тайных  и скрытых способов получения  информации, за исключением случаев, когда традиционные открытые способы не гарантируют получения информации, представляющей общественную значимость. Необходимость применения подобных способов должна быть обоснована в самой публикации;

 

2.4. Уважать авторское  право, исключать плагиат, указывать источники при цитировании и перепечатке.

 

3. Редакционная  независимость

 

Соблюдение данного  принципа означает:

 

3.1. Четко разграничивать  журналистские материалы и рекламу:  каждая оплаченная публикация  должна иметь соответствующую пометку об этом;

 

3.2. Не предоставлять  привилегий рекламодателям и  спонсорам в редакционном освещении; 

 

3.3. Противостоять давлению, оказываемому рекламодателями, спонсорами, владельцами СМИ, с целью повлиять  на освещение событий;

 

3.4. Отказываться от денежных вознаграждений, подарков за публикацию или непубликацию информации, что идет вразрез с профессиональной этикой и приводит к потере доверия.

 

4. Уважение  частной жизни и других прав  человека

 

Соблюдение данного  принципа означает:

 

4.1. Уважать и соблюдать право на неприкосновенность частной жизни: общественной необходимостью может быть оправдано лишь вмешательство в частную жизнь официальных лиц, общественных деятелей, людей, стремящихся к власти или общественному вниманию;

 

4.2. В случае, когда  свобода слова вступает в противоречие с другими основополагающими правами человека, СМИ само решает, чему отдать предпочтение, и несет ответственность за свое решение;

 

4.3. Проявлять особую  деликатность, когда источниками  информации или героями публикаций являются дети, несовершеннолетние. Проявлять осторожность при раскрытии личности несовершеннолетних подсудимых, жертв сексуальных преступлений, а также лиц, совершивших самоубийство;

 

4.4. При сборе сведений, публикации интервью или фотографий, трансляции видео- или аудиоматериалов о людях, перенесших трагедию или горе, проявлять деликатность по отношению к ним;

 

4.5. Придерживаться презумпции  невиновности: взвешивать общественную  значимость при публикации имен  подозреваемых в преступлении  до судебного разбирательства, соблюдая баланс между презумпцией невиновности, правом подозреваемых в преступлении на справедливый суд и правом общества быть информированным.

 

5. Уважение  к представителям различных групп  и 

общечеловеческим  ценностям

 

Соблюдение данного принципа означает:

 

5.1. Избегать предубежденности  в отношении людей по причине  их расовой, половой, возрастной, религиозной, национальной, географической  принадлежности, сексуальной ориентации, физических недугов, внешности  или социального статуса; 

 

5.2. Никоим образом не разжигать национальную, религиозную вражду и нетерпимость, не дискриминировать по политическому, социальному, половому и языковому признакам;

 

5.3. Никоим образом  не пропагандировать войну, насилие,  порнографию;

 

5.4. Проявлять осторожность при распространении информации о террористических актах, исключать появление сюжетов и репортажей, вызывающих симпатию к террористам, проявлять деликатность к очевидцам событий как к источникам информации, избегать идентификации родственников, друзей заложников и возможных жертв без их согласия.

 

6. Честность  в отношениях с обществом

 

Соблюдение данного  принципа означает:

 

6.1. Содействовать свободному  обмену мнениями вне зависимости  от того, совпадают ли они с  мнением редакции;

 

6.2. Быть готовым встречаться и предоставлять возможность ответа тем лицам, в чей адрес в публикациях звучали обвинения;

 

6.3. Признавать собственные  ошибки и быть готовым их  исправлять;

 

6.4. Поощрять выражение  обществом своего критичного  отношения к СМИ, проявлять  готовность вступать с обществом в диалог по вопросам журналистской этики. 

 

Мы  обязуемся руководствоваться принципами, изложенными в Приложении к данному  Кодексу, в период официальной агитационной кампании по выборам и референдумам.

 

Мы, представители средств массовой информации, подписавшие настоящий Кодекс поведения, признаем за избранным нами Наблюдательным Советом право рассматривать соответствие наших действий и публикаций положениям данного Кодекса, и выражаем готовность опубликовать решение Наблюдательного Совета в наших СМИ.

 

Приложение

К Кодексу  поведения представителей СМИ

 

Декларация принципов освещения 

выборов и референдумов

 

Мы, представители средств массовой информации, подписавшие Кодекс поведения, обязуемся в период официальной  агитационной кампании по выборам и референдумам руководствоваться изложенными ниже принципами:

 

1. Быть толерантными  ко всем партиям и кандидатам;

2. Не наносить личных  оскорблений кандидатам, не высмеивать  их взгляды и мнения;

3. Не публиковать материалы,  содержащие клевету, шантаж и угрозы в адрес кандидатов;

4. Обеспечивать равные  возможности всем кандидатам  для представления своих программ  и позиций в СМИ, применять  единые тарифы при предоставлении  платной площади или эфира; 

5. Не публиковать материалы,  содержащие скрытую политическую рекламу. Четко разграничивать материалы, представленные для публикации (на платной или бесплатной основе) группами поддержки партий/кандидатов, или подготовленные по их заказу, от остальных материалов, либо делать соответствующую пометку об этом;

6. Вещательные СМИ  должны воздерживаться от содействия  конкретным кандидатам или партиям,  а печатные СМИ, имея подобное  намерение, должны заранее и  четко заявить об этом. 

Мы  признаем за избранным нами Наблюдательным Советом право рассматривать соответствие наших действий и публикаций положениям данной Декларации в период официальной агитационной кампании по выборам и референдумам, и выражаем готовность опубликовать решение Наблюдательного Совета в наших СМИ. 

 

Принято 10 марта 2007 на собрании СМИ и журналистов,

подписавших настоящий Кодекс поведения и  Приложение к нему.

 

10 ноября 2007 на собрании СМИ и журналистов в Цахкадзоре

в Кодекс поведения  были внесены изменения.

 

 

Глава II. Российские механизмы саморегулирования СМИ

В современной российской и мировой практике СМИ нередко становятся источником недостоверной информации, выступают в качестве транслятора информационных искажений, превращаются в инструмент информационных противоборств. В результате массовая аудитория испытывает мощнейшее негативное информационно-психологическое воздействие, угрожающее информационной безопасности не только личности, но и другим субъектам общественно-политической жизни. В свою очередь, сами СМИ тоже зачастую становятся объектом противоправных притязаний, например, со стороны органов власти различных уровней.

 

Чтобы добиться справедливости, защитить свои права в информационной сфере рядовые граждане, представители СМИ чаще всего обращаются в суд. Помимо судебных разбирательств существует практика правового контроля в информационной сфере со стороны специальных государственных органов. Речь идет о таких структурах, как Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ (функционировавшая с 1994 по 2000 г.) и некоторых других. Иными словами, наиболее традиционными субъектами обеспечения информационной безопасности общества в нашей стране являются государственные структуры. В этой связи представляет интерес ситуация с организациями гражданского общества, обеспечивающими саморегулирование деятельности СМИ, имеют ли такие механизмы перспективы на российской почве?2

 

На сегодняшний день проблема саморегулирования СМИ  вызывает интерес как со стороны  общества, так и со стороны государственных  структур. Существующие проблемы обсуждаются на различных форумах, реализуются научнопрактические проекты, направленные на улучшение взаимодействия СМИ с некоммерческими организациями (НКО). Один из таких проектов был реализован на территории Саратовской области Саратовским региональным отделением Союза журналистов России1. С их же участием в феврале 2009 г. была проведена конференция, посвященная изучению шведского опыта и его преломлению в деятельности саратовских СМИ.

 

При всей распространенности термина «саморегулирование» сегодня не существует однозначных трактовок его понимания. Можно выделить следующие основные подходы.

 

Некоторые специалисты  в области права СМИ утверждают, что под саморегулированием следует  понимать только добровольные (т.е. являющиеся продуктом свободного волеизъявления журналистов) средства воздействия на СМИ. Любая попытка законодательно обязать СМИ, либо поощрить их за учреждение органов саморегулирования, сторонниками данной теории категорически отвергается. При этом не отрицается возможность существования так называемого «законодательного саморегулирования», когда сам закон обязывает СМИ учреждать органы саморегулирования. Другой подход базируется на понятии законодательного каркаса, когда в закон включены общие (основные) принципы концепции саморегулирования с целью их детализации в практических руководствах, кодексах профессиональной этики и других институтах саморегулирования СМИ (конкретные институты саморегулирования СМИ будут рассматриваться нами ниже). Закон в данном случае не обязывает, а наделяет правом общество, общественные объединения, СМИ создавать добровольные органы саморегулирования2. Сторонники еще одного подхода исходят из того, что характер саморегулирования СМИ зависит от ряда факторов, в том числе от формы государственного правления, степени развития демократических институтов, культурно-исторических, нравственных и других особенностей конкретного общества и государства. Эти условия объявляются первопричинами существования «законодательного саморегулирования», либо добровольного саморегулирования СМИ.

Информация о работе Сравнительный анализ законодательств о СМИ Армении и России