Сравнительный анализ законодательств о СМИ Армении и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:40, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день проблема саморегулирования СМИ вызывает интерес как со стороны общества, так и со стороны государственных структур. В равной мере роль средств массовой информации как социального института в условиях демократического общества, по мнению экспертов, заключается в отражении плюрализма мнений, создания
моральных и мировоззренческих предпосылок для развития общества.
В равной мере роль средств массовой информации как социального института в условиях демократического общества, по мнению экспертов, заключается в отражении плюрализма мнений, создания моральных и мировоззренческих предпосылок для развития общества.

Файлы: 1 файл

АРМЕНИЯ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

В равной мере роль средств  массовой информации как социального 

института в условиях демократического общества, по мнению

экспертов, заключается  в отражении плюрализма мнений, создания

моральных и мировоззренческих  предпосылок для развития

общества. Миссия СМИ в этом самом обществе заключается не

только в глубинном  отражении общественных процессов, но и в 

обеспечении широкого участия  граждан в них, тем самым 

сопутствуя становлению  демократических институтов и 

формированию демократического общества. В условиях Армении

этот процесс очень  актуален поскольку здесь ощущается  явный 

недостаток в понимании  функций и ролей общественных

институтов, отсутствие механизмов для интеграции личности в 

общественные процессы и дисбаланс между различными агентами

социализации.

В действительности роль СМИ в общественной жизни страны

экспертами оценивается  как крайне недостаточная. И здесь 

необходимо отметить как объективные, так и субъективные

причины. Прежде всего  отметим, что самую серьезное  воздействие

на общественные процессы в Армении, в той или иной мере может 

оказывать наиболее влиятельное  из медиасредств – телевидение.

Печатная пресса, в  силу своей малотиражности не может  иметь 

значительного влияния, Радио, в силу своей преимущественно 

развлекательной специфики, уж тем более. По оценкам экспертов,

радио по своему значению на формирование общественного 

мнения и влияние  на социальные процессы, несмотря на несколько 

больший охват и аудиторию, имеет меньше шансов, чем пресса.

Возвращаясь к вопросу о телевидении следует отметить, что наши

телеканалы в силу каких-то причин отражают интересы не

общества, а различных  властных структур, экономической и 

политической элиты. В  этих условиях трудно говорить о 

возможностях медиасредств каким-то образом позитивно влиять на

общественные процессы и создание общественного мнения. Без 

общественной поддержки  и доверия, СМИ теряют своё социально-

значимое воздействие  на массовое сознание, и в силу своей 

разобщённости и поляризированности становятся лишь

инструментом в псевдо идеологических баталиях их

"волеизъявителей". В этих условиях некоторые  из наших СМИ, по 

словам экспертов, напоминают скорее ''смысловые галлюцинации

общественно-направленного  характера'', нежели социальный

институт, претендующий на роль ''четвёртой власти'' в обществе.

Тем не менее, специалисты  утверждают, что определённую

конструктивную роль в решении проблем общества они  всё же

играют, но лишь в тех  случаях, когда решаются какие-то мелкие

бытовые задачи, а те, что носят глобальный характер мало зависят

от деятельности медиа.

Наиболее актуальными  из дисфункций СМИ специалисты называют

следующие: дезинформация  и разобщение общества, разделение

его на два полярных лагеря, страхи, атмосфера недоверия к 

обществу в целом. По мнению экспертов, именно в СМИ наиболее

видимы проблемы общества в целом, коррумпированность, ангажированность, доминанта лести и манипуляций, неравенство 

возможностей и отсутствие здоровой конкуренции во всех областях

общественной жизни, подрыв доверия и создание стереотипа о

нелегитимности любых  выборов, как демократического механизма 

делегирования власти.

Специалисты отмечают и  другие дисфункции, в частности, такие 

как негативизм, апатия, агрессия, деградация национальных

ценностей и норм, уход от исторических истоков, дезориентация

общества и манипуляции  различного рода, односторонняя 

пропаганда, и как следствие  поляризированность общества по

любому спектру вопросов, понижение уровня интеллекта

населения, снижение этического уровня, и эстетического вкуса,

безвкусица и очень  низкая культурная планка, потеря

деликатности, безразличие  к проблемам других.

И самое важное, полное пренебрежение символами государства  и 

общества, где патриотизм и идеалы служения родине скорее

заменены местничеством, а вместо истинных героев нашего

времени, мы видим ложные образы, которые не дают обществу

необходимого толчка и духовного подъёма. Почти забыты

культурные ценности и налицо чрезмерная открытость тех 

механизмов, которые выполняли  функции внутреннего контроля

общества. Говоря о дисфункциях, стоит сказать также о культуре

языка и образцов поведения. Образы псевдогероев, которых лепят 

для нас армянские  СМИ, не идут ни в какое сравнение  с 

российскими, которые  всегда более идеализированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История СМИ и органов саморегулирования Армении. 

В первые годы после распада Советского Союза и образования СНГ негативное влияние на развитие журналистики оказала острая внутренняя политическая нестабильность, во многих постсоветских республиках, переросшая в Грузии, Таджикистане, Молдове в масштабные вооруженные конфликты. Война между Азербайджаном и Арменией из-за Карабаха также не способствовала осуществлению позитивных перемен в деятельности журналистов и прессы. 

В Армении, пережившей серьезнейший экономический спад, доля граждан, регулярно читающих газеты, сократилась до трех процентов.

Однако, как правило, созданные  в постсоветский период многочисленные частные вещательные компании – в большинстве своем маломощные и с ограниченным охватом аудитории – еще не стали реальными конкурентами государственному вещанию. В отличие от государственной радиовещательной службы Армении, ведущей передачи на всю страну, три десятка созданных в этой стране частныхFM-радиостанций имеют ограниченный радиус распространения сигнала. Большинство из них действуют только в пределах столицы, не проявляя интереса к стагнирующей провинции, непривлекательной для рекламодателей.1

18 июля 1995 журналисты, представители  СМИ, профессиональных организаций  Армении учредили Ереванский пресс-клуб. Высшим органом организации является Общее собрание. А руководящими органами - Правление и Совет ЕПК. Среди основных документов, принятых на учредительном собрании - Кодекс члена Ереванского пресс-клуба .

 

 

В настоящее время  во многих странах мира существуют журналистские организации,  которые  объединяют профессионалов,   руководствующихся  одинаковыми этическими принципами. Это пресс-клубы, журналистские объединения

и другие организации, которые обычно создают этические кодексы

для всех своих членов.  Этот кодекс носит рекомендательный,  а

не обязательный характер. Совершенно иная ситуация в крупных

СМИ, в которых есть свой этический кодекс, обязательный для всех

журналистов и редакторов, работающих или желающих работать в

этих СМИ. Как журналистские  принципы, так и  профессиональные

нормы в разных странах  и СМИ могут несколько отличаться друг

от друга,  но большинство  из них являются общепринятыми.  Это

означает,  что журналисты всего мира - одна большая семья, где

каждый может научиться  всему, что  возможно, у другого

1.1 Первый кодекс этики Армении в газете «Аравот»

Первым средством массовой информации Армении, опубликовавшим нормы профессионального поведения, был ежедневник “Аравот”. 8-го сентября 2005 года в передовице газеты “Аравот” был опубликован ее Кодекс профессиональный этики. Документ был разработан творческим коллективом газеты и единодушно принят 6-го сентября.  Внештатные корреспонденты газеты также выразили свое согласие с нормами профессионального поведения.

Кодекс газеты “Аравот” состоит всего из 8 пунктов:

  • Проводить четкое разграничение между фактом и мнением.
  • Обеспечивать точность и объективность публикаций.
  • Предоставлять право на ответ людям, которых раскритико-

вали или обвинили в газете.

  • Избегать оскорблений и навешивания ярлыков.
  • Не критиковать на страницах газеты  “Аравот” журналистов

других СМИ и не отвечать на критику с их стороны.

  • Соблюдать конфиденциальность источников информации.
  • Не публиковать информацию о частной жизни людей, если только это не касается   доходов официальных лиц или же фактов коррупции.

Кодекс также делает оговорку,  что газета  “Аравот”  не выражает точку зрения какой-либо политической группы,  и передовица на первой странице является личным мнением автора,  не отражающим позиции газеты и не влияющим на точку зрения других авторов.

В новейшей истории стран  Южного Кавказа имел место случай,

когда журналистские  организации из трех стран руководство-

вались единым этическим  кодексом.  Телевизионная передача

“Перекресток” -  совместный проект Internews Europe  и офисов

Internews  в Армении, Азербайджане и Грузии. Вот

1.2 Текст кодекса проекта “Перекресток”:

«Мы,  представители  независимых телестудий Армении, Азербайджана и Грузии,  начинаем проект с участием каждой из наших стран, и заявляем,  что обязуемся поддерживать и отстаивать нормы профессиональной и журналистской этики, принятые во всем мире. 

Мы будем иметь в  виду особенности нашего региона  и возьмем на себя ответственность наблюдателей в каждой из наших трех стран, осознавая, что любое дерзкое слово может стать поводом для нового конфликта или человеческой трагедии.

Мы принимаем следующие  принципы за основу нашего сотрудничества:

  • Терпимость:  человеческая,  религиозная,  национальная и политическая.
  • Взаимоуважение: народов, культур, историй и религий.
  • Отказ от использования ярлыков и выражений, оскорбляющих национальное и человеческое достоинство.
  • Сдержанность при освещении конфликтов и других вопросов, содержащих противоречия.
  • Несовместимость профессиональной деятельности журналистов программы с прямым участием в военных действиях
  • Недопустимость приготовления сюжетов по чьему-либо

заказу.

  • Мы будем использовать телевидение не только как источник информации,  но и как средство достижения мира и .взаимопонимания в нашем регионе.

 

1.3 ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СМИ АРМЕНИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Перечислим органы саморегулирования СМИ Армении.

 Институциональные  и производственные этические кодексы Армении: 1. внутренние кодексы журналистских организаций - Ереванского пресс-клуба, Союза журналистов Армении, “Фемиды”, “Интерньюс” Армении, “Журналистов-расследователей”, гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез”; 2. редакционные кодексы профессионального поведения - телепрограммы “Перекресток” “Интерньюс” Армении, телекомпании “А1+”, газеты “Аравот».

Попытки саморегуляции  в период избирательных кампаний: сентябрь 1996 - Общественный наблюдательный совет журналистов, разработавший  и принявший Меморандум "Об общих принципах участия СМИ Армении в освещении президентских выборов" (контроль за соблюдением журналистами принципов объективности и профессиональной этики при освещении избирательной кампании; защита прав журналистов и содействие равному доступу к информации); март 1998 - подписанный руководителями 33 медиа Меморандум Ассоциации средств массовой информации (АСМИ) и Независимый общественный наблюдательный совет, призванный следить за соблюдением принципов Меморандума и оперативно реагировать на их нарушения.

Предпосылки для  формирования системы саморегулирования  в Армении: профессионализация определенного журналистского слоя, понимание преимуществ саморегулирования перед законодательными ограничениями, осознание, что введение форм саморегулирования и создание кодекса поможет вернуть утрачиваемое доверие аудитории. Инициативы медиа-сообщества страны: на примере Ереванского пресс-клуба - проведенное им социологическое исследование для выявления мнений журналистского цеха о формировании системы саморегулирования в стране; организация серии семинаров и встреч; издание спецлитературы; изучение международного опыта саморегулирования посредством организации визитов в различные страны.

 

 Возможная стратегия внедрения системы саморегулирования в Армении: первый шаг - руководители медиа-индустрии/media decision makers (владельцы, учредители, редактора, издатели СМИ), само журналистское сообщество (непосредственно журналисты) и общественность (журналистские и правозащитные организации) как базис для формирования; второй шаг - создание органа саморегулирования для СМИ (жюри по профессиональной этике), специфика которого будет заключатся в отслеживании работы СМИ, рассмотрении жалоб, вынесении решений и разработке рекомендаций, но без предъявления СМИ обязательств по следованию этим решениям/рекомендациям; третий шаг - создание Совета прессы. Возможности внедрения института омбудсмана на общественном вещании Армении.

1.4 ИНИЦИАТИВА ПО САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ СМИ

9 января 2007 Ереванский  пресс-клуб распространил обращение к медиа-сообществу Армении, в котором предлагалось совместно разработать основные нормы профессиональной этики. В обращении ЕПК выражалось пожелание, “чтобы эти нормы были приемлемы для как можно большего числа СМИ и журналистов и применялись бы ими в повседневной деятельности”.

 

На состоявшейся 2 февраля 2007 встрече представителей СМИ, поддержавших инициативу ЕПК, была сформирована рабочая  группа, которая разработала Кодекс поведения представителей СМИ и  изложенную в приложении к нему Декларацию принципов освещения выборов и референдумов (на армянском языке, на русском языке). Эти документы были приняты и подписаны 10 марта 2007 на совещании руководителей СМИ и журналистских объединений.

Информация о работе Сравнительный анализ законодательств о СМИ Армении и России