Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:40, реферат
На сегодняшний день проблема саморегулирования СМИ вызывает интерес как со стороны общества, так и со стороны государственных структур. В равной мере роль средств массовой информации как социального института в условиях демократического общества, по мнению экспертов, заключается в отражении плюрализма мнений, создания
моральных и мировоззренческих предпосылок для развития общества.
В равной мере роль средств массовой информации как социального института в условиях демократического общества, по мнению экспертов, заключается в отражении плюрализма мнений, создания моральных и мировоззренческих предпосылок для развития общества.
ВВЕДЕНИЕ.
В равной мере роль средств массовой информации как социального
института в условиях демократического общества, по мнению
экспертов, заключается в отражении плюрализма мнений, создания
моральных и мировоззренческих предпосылок для развития
общества. Миссия СМИ в этом самом обществе заключается не
только в глубинном отражении общественных процессов, но и в
обеспечении широкого участия граждан в них, тем самым
сопутствуя становлению демократических институтов и
формированию демократического общества. В условиях Армении
этот процесс очень актуален поскольку здесь ощущается явный
недостаток в понимании функций и ролей общественных
институтов, отсутствие механизмов для интеграции личности в
общественные процессы и дисбаланс между различными агентами
социализации.
В действительности роль СМИ в общественной жизни страны
экспертами оценивается как крайне недостаточная. И здесь
необходимо отметить как объективные, так и субъективные
причины. Прежде всего отметим, что самую серьезное воздействие
на общественные процессы в Армении, в той или иной мере может
оказывать наиболее влиятельное из медиасредств – телевидение.
Печатная пресса, в силу своей малотиражности не может иметь
значительного влияния, Радио, в силу своей преимущественно
развлекательной специфики, уж тем более. По оценкам экспертов,
радио по своему значению на формирование общественного
мнения и влияние на социальные процессы, несмотря на несколько
больший охват и аудиторию, имеет меньше шансов, чем пресса.
Возвращаясь к вопросу о телевидении следует отметить, что наши
телеканалы в силу каких-то причин отражают интересы не
общества, а различных властных структур, экономической и
политической элиты. В этих условиях трудно говорить о
возможностях медиасредств каким-то образом позитивно влиять на
общественные процессы и создание общественного мнения. Без
общественной поддержки и доверия, СМИ теряют своё социально-
значимое воздействие на массовое сознание, и в силу своей
разобщённости и поляризированности становятся лишь
инструментом в псевдо идеологических баталиях их
"волеизъявителей". В этих условиях некоторые из наших СМИ, по
словам экспертов, напоминают скорее ''смысловые галлюцинации
общественно-направленного характера'', нежели социальный
институт, претендующий на роль ''четвёртой власти'' в обществе.
Тем не менее, специалисты утверждают, что определённую
конструктивную роль в решении проблем общества они всё же
играют, но лишь в тех случаях, когда решаются какие-то мелкие
бытовые задачи, а те, что носят глобальный характер мало зависят
от деятельности медиа.
Наиболее актуальными из дисфункций СМИ специалисты называют
следующие: дезинформация и разобщение общества, разделение
его на два полярных лагеря, страхи, атмосфера недоверия к
обществу в целом. По мнению экспертов, именно в СМИ наиболее
видимы проблемы общества в целом, коррумпированность, ангажированность, доминанта лести и манипуляций, неравенство
возможностей и отсутствие здоровой конкуренции во всех областях
общественной жизни, подрыв доверия и создание стереотипа о
нелегитимности любых выборов, как демократического механизма
делегирования власти.
Специалисты отмечают и другие дисфункции, в частности, такие
как негативизм, апатия, агрессия, деградация национальных
ценностей и норм, уход от исторических истоков, дезориентация
общества и манипуляции различного рода, односторонняя
пропаганда, и как следствие поляризированность общества по
любому спектру вопросов, понижение уровня интеллекта
населения, снижение этического уровня, и эстетического вкуса,
безвкусица и очень низкая культурная планка, потеря
деликатности, безразличие к проблемам других.
И самое важное, полное
пренебрежение символами
общества, где патриотизм и идеалы служения родине скорее
заменены местничеством, а вместо истинных героев нашего
времени, мы видим ложные образы, которые не дают обществу
необходимого толчка и духовного подъёма. Почти забыты
культурные ценности и налицо чрезмерная открытость тех
механизмов, которые выполняли функции внутреннего контроля
общества. Говоря о дисфункциях, стоит сказать также о культуре
языка и образцов поведения. Образы псевдогероев, которых лепят
для нас армянские СМИ, не идут ни в какое сравнение с
российскими, которые всегда более идеализированы.
Глава I. История СМИ и органов саморегулирования Армении.
В первые годы после распада Советского Союза и образования СНГ негативное влияние на развитие журналистики оказала острая внутренняя политическая нестабильность, во многих постсоветских республиках, переросшая в Грузии, Таджикистане, Молдове в масштабные вооруженные конфликты. Война между Азербайджаном и Арменией из-за Карабаха также не способствовала осуществлению позитивных перемен в деятельности журналистов и прессы.
В Армении, пережившей серьезнейший экономический спад, доля граждан, регулярно читающих газеты, сократилась до трех процентов.
Однако, как правило, созданные
в постсоветский период многочисленные
частные вещательные компании –
18 июля 1995 журналисты, представители
СМИ, профессиональных
В настоящее время во многих странах мира существуют журналистские организации, которые объединяют профессионалов, руководствующихся одинаковыми этическими принципами. Это пресс-клубы, журналистские объединения
и другие организации, которые обычно создают этические кодексы
для всех своих членов. Этот кодекс носит рекомендательный, а
не обязательный характер. Совершенно иная ситуация в крупных
СМИ, в которых есть свой этический кодекс, обязательный для всех
журналистов и редакторов, работающих или желающих работать в
этих СМИ. Как журналистские принципы, так и профессиональные
нормы в разных странах
и СМИ могут несколько
от друга, но большинство из них являются общепринятыми. Это
означает, что журналисты всего мира - одна большая семья, где
каждый может научиться всему, что возможно, у другого
1.1 Первый кодекс этики Армении в газете «Аравот»
Первым средством массовой информации Армении, опубликовавшим нормы профессионального поведения, был ежедневник “Аравот”. 8-го сентября 2005 года в передовице газеты “Аравот” был опубликован ее Кодекс профессиональный этики. Документ был разработан творческим коллективом газеты и единодушно принят 6-го сентября. Внештатные корреспонденты газеты также выразили свое согласие с нормами профессионального поведения.
Кодекс газеты “Аравот” состоит всего из 8 пунктов:
вали или обвинили в газете.
других СМИ и не отвечать на критику с их стороны.
Кодекс также делает оговорку, что газета “Аравот” не выражает точку зрения какой-либо политической группы, и передовица на первой странице является личным мнением автора, не отражающим позиции газеты и не влияющим на точку зрения других авторов.
В новейшей истории стран Южного Кавказа имел место случай,
когда журналистские организации из трех стран руководство-
вались единым этическим кодексом. Телевизионная передача
“Перекресток” - совместный проект Internews Europe и офисов
Internews в Армении, Азербайджане и Грузии. Вот
1.2 Текст кодекса проекта “Перекресток”:
«Мы, представители независимых телестудий Армении, Азербайджана и Грузии, начинаем проект с участием каждой из наших стран, и заявляем, что обязуемся поддерживать и отстаивать нормы профессиональной и журналистской этики, принятые во всем мире.
Мы будем иметь в виду особенности нашего региона и возьмем на себя ответственность наблюдателей в каждой из наших трех стран, осознавая, что любое дерзкое слово может стать поводом для нового конфликта или человеческой трагедии.
Мы принимаем следующие принципы за основу нашего сотрудничества:
заказу.
1.3 ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СМИ АРМЕНИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Перечислим органы саморегулирования СМИ Армении.
Институциональные и производственные этические кодексы Армении: 1. внутренние кодексы журналистских организаций - Ереванского пресс-клуба, Союза журналистов Армении, “Фемиды”, “Интерньюс” Армении, “Журналистов-расследователей”, гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез”; 2. редакционные кодексы профессионального поведения - телепрограммы “Перекресток” “Интерньюс” Армении, телекомпании “А1+”, газеты “Аравот».
Попытки саморегуляции в период избирательных кампаний: сентябрь 1996 - Общественный наблюдательный совет журналистов, разработавший и принявший Меморандум "Об общих принципах участия СМИ Армении в освещении президентских выборов" (контроль за соблюдением журналистами принципов объективности и профессиональной этики при освещении избирательной кампании; защита прав журналистов и содействие равному доступу к информации); март 1998 - подписанный руководителями 33 медиа Меморандум Ассоциации средств массовой информации (АСМИ) и Независимый общественный наблюдательный совет, призванный следить за соблюдением принципов Меморандума и оперативно реагировать на их нарушения.
Предпосылки для формирования системы саморегулирования в Армении: профессионализация определенного журналистского слоя, понимание преимуществ саморегулирования перед законодательными ограничениями, осознание, что введение форм саморегулирования и создание кодекса поможет вернуть утрачиваемое доверие аудитории. Инициативы медиа-сообщества страны: на примере Ереванского пресс-клуба - проведенное им социологическое исследование для выявления мнений журналистского цеха о формировании системы саморегулирования в стране; организация серии семинаров и встреч; издание спецлитературы; изучение международного опыта саморегулирования посредством организации визитов в различные страны.
Возможная стратегия внедрения системы саморегулирования в Армении: первый шаг - руководители медиа-индустрии/media decision makers (владельцы, учредители, редактора, издатели СМИ), само журналистское сообщество (непосредственно журналисты) и общественность (журналистские и правозащитные организации) как базис для формирования; второй шаг - создание органа саморегулирования для СМИ (жюри по профессиональной этике), специфика которого будет заключатся в отслеживании работы СМИ, рассмотрении жалоб, вынесении решений и разработке рекомендаций, но без предъявления СМИ обязательств по следованию этим решениям/рекомендациям; третий шаг - создание Совета прессы. Возможности внедрения института омбудсмана на общественном вещании Армении.
1.4 ИНИЦИАТИВА ПО САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ СМИ
9 января 2007 Ереванский пресс-клуб распространил обращение к медиа-сообществу Армении, в котором предлагалось совместно разработать основные нормы профессиональной этики. В обращении ЕПК выражалось пожелание, “чтобы эти нормы были приемлемы для как можно большего числа СМИ и журналистов и применялись бы ими в повседневной деятельности”.
На состоявшейся 2 февраля 2007 встрече представителей СМИ, поддержавших инициативу ЕПК, была сформирована рабочая группа, которая разработала Кодекс поведения представителей СМИ и изложенную в приложении к нему Декларацию принципов освещения выборов и референдумов (на армянском языке, на русском языке). Эти документы были приняты и подписаны 10 марта 2007 на совещании руководителей СМИ и журналистских объединений.
Информация о работе Сравнительный анализ законодательств о СМИ Армении и России