Речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие в телевизионном интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что интервью является одним из сложнейших, требующих наибольшего профессионализма жанров журналистского творчества.
Достать желаемую информацию из-под слоя недоверия, понять и раскрыть собеседника, поддержать тему о предмете разговора - задача нелегкая и очень интересная с точки зрения профессионального мастерства журналиста. Здесь требуются знание психологии , понимание ценности получаемой и транслируемой информации и, конечно, донесение её до огромной аудитории.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности взаимодействия и воздействия в телевизионном интервью
5
1.1. Признаки диалога в интервью
5-7
1.2. Модель и способы речевого воздействия
7-12
1.3. Эффективное слушание и коммуникативное взаимодействие
…………………………………………………………………13-14
Глава 2
2.1.Телепрограмма “Женский взгляд Оксаны Пушкиной”. 15-16
2.2.Анализ одного из выпусков телепрограммы
“Женский взгляд”
16-22
Заключение 23-24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

курсов.docx

— 56.79 Кб (Скачать)

Жена: “даже если он часто не приходит, я  и дети понимаем. У него очень сложная работа. И мы тоже стареемся ему в чем-то помочь. Ему нужна поддержка близких.”

Р.К. : “Я стараюсь уделит внимание детям, находить время. Потому что детям необходимо общение с мужчиной, с отцом.”

С каждым участником  программы ведущая беседует по-своему, находит индивидуальный подход. Вот, например, с дочерью Кадырова. Понятно, что стили общения с взрослым и ребенком несколько отличаются.

О.П. : “А трудно учиться тебе?”

Табарик, дочь Кадырова : “Удобно.”

О.П. : “В классе сколько у тебя человек?”

Т: “тридцать”

О.П. : “Девочек больше или мальчиков?”

Т: “девочек”

О.П.: “А что  делаешь , когда возвращаешься из школы?”

Т: “кушаю , иду уроки делать.”

Видно, что маленькая девочка несколько смущается , но ведущая говорит очень спокойно ,открыто, дружелюбно. Это помогает раскрепоститься её собеседнику. А самое главное, то, что как мы и упоминали в теоретической части, ведущая испытывает человеческий интерес к собеседнику. Отсюда вытекает эффективное слушание , и эмпатия.

При интересе к самому человеку интересным получается и интервью.

    В программе есть и личные вопросы, помогающие раскрыть собеседника. Вопросы, которые помогают уменьшить дистанцию интервьюера и участников.

О.П.: “А ты строгая мама?”

Медин, жена Кадырова: “Хорошо строгая(улыбается).Иногда с детьми можно быть постороже, иногда баловать их.”

  Программа заканчивается разговором все о той же преемственности. Участники в лице сестер, матери, жены говорят об отце и сыне и их общем деле.

   В завершении говорит сам Рамзан Кадыров: “Похожим быть на Ахмад-Хаджи моя мечта. Я все делаю, исходя из того, как бы сделал он. И когда мне говорят, что я похож на своего отца, я действительно счастлив.”

Может быть идея преемственности выступившая лейтмотивом программы использована для того, чтобы образ чеченского лидера стал более дружественным и близким русскому человеку. Ведь именно Кадыров старший пошел на уступки нашему правительству во имя мира. А сейчас его дело продолжает сын. Ведущая вскользь рассказала нам о традициях не совсем понятного нам народа, о семье его лидера и отношениях в ней, а главное, о том, что человеческие ценности не зависят от национальности, вероисповедания, возраста и пола.

Добавим также то, что общий климат  интервью и самой программы зависит преимущественно от поведения журналиста и характера отношений, которые он устанавливает. А общение ведущей с собеседниками личностное, основанное на понимании, сочувствии, сопереживании. Соответственно и атмосфера возникает приятная , а взаимодействие получается эффективным.

Активной позиция интервьюера позволяет следить за тем, насколько полно раскрывается собеседник. Отметим, что ,на наш взгляд, в данном выпуске ведущей удалось достигнуть цели интервью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   На основе  нашего исследования можно сделать ввод, что интервью – это прежде всего диалог. Слушать и ,конечно, слышать своего собеседника -приоритетные задачи журналиста.

  Без уважения человека, без подлинного интереса к нему невозможно построить удачное коммуникативное взаимодействие. Можно знать и применять множество тактик и методов, но без человечности, понимания и любви не моет быть речи об успешной коммуникации.

  По нашему мнению, журналисту необходимо достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда каждая индивидуальность воспринимается как самая большая ценность. Именно направленность на человека выбор наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, ориентировка , прежде всего на положительные качества в другого залог успеха интервью , т.к. она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся.

    Помимо направленности на людей - своеобразной психологической ”повернутости ” к ним, человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивали. Чтобы хорошо общаться с другими людьми, журналисты должны развивать у себя воображение. Воображение в этом случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека. Важнейшим компонентом успешного общения, также является умение выбирать по отношению другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним. Обращение с другими людьми, отношение к ним и понимание их обычно тесно друг с другом связаны.

 

   Находчивость журналиста, его речевая компетентность , психологические навыки , умение подать себя и собеседника, умение слушать и выбирать верную тактику во многом определяют успешность и эффективность беседы, достижения целей интервью, а также её интересность для зрителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Баранов, А. Н. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога /А. Н. Баранов, Г. Е. Крейдлин // Вопр. языкознания. - 1992.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1988.

Бурковская М. О. Учебное пособие по интервьюированию. М., 2001.

Васильева И. И.Психологические особенности диалога. М., 1984.

Гойхман О. Я., Надеина Т. М.Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. М., 1997.

Голанова Е.И. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности // Русский язык: исторические судьбы и современность: международный конгресс исследователей русского языка (Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 13-16 марта 2001 г.): труды и материалы / под общ. ред. М.Л. Ремневой и А.А. Поликарпова. - М., 2001.

Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью//Русский язык конца XX столетия. М.,2000. С. 427-45320. Голанова Е.И.Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности//Русский язык: исторические судьбы и современность. М.,2001. С. 251.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб 2003.

Мальцева Д.А. “Общение как воздействие и диалог”. www.lib.csu.ru

Мельник Г.С. Общение в журналистике: Секреты мастерства., Спб , 2008

Леонтьев А. А. Психология общения. –  3-е изд. – М.:  Смысл, 1999

Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи//Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 115-116. 23. Якубинский Л.П. О диалогической речи//Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986.

 

 

1 Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи//Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 28.

2 Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб 2003. С. 16

3 Голанова Е. И. “Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995)”. - 2-е изд. - М.: Школа «Языки русской культуры», 2000.

4 Мальцева Д.А. “Общение как воздействие и диалог”. www.lib.csu.ru

5 Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001., С.123.

6 Мельник Г.С. Общение в журналистике: Секреты мастерства., Спб , 2008

7 Баранов, А. Н. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога /А. Н. Баранов, Г. Е. Крейдлин // Вопр. языкознания. - 1992.

Леонтьев А. А. Психология общения. –  3-е изд. – М.:  Смысл, 1999

9 Мельник Г.С. Общение в журналистике: Секреты мастерства., Спб , 2008

10 Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 13

                                          

 


Информация о работе Речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие в телевизионном интервью