Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:35, курсовая работа
Известно, что интервью является одним из сложнейших, требующих наибольшего профессионализма жанров журналистского творчества.
Достать желаемую информацию из-под слоя недоверия, понять и раскрыть собеседника, поддержать тему о предмете разговора - задача нелегкая и очень интересная с точки зрения профессионального мастерства журналиста. Здесь требуются знание психологии , понимание ценности получаемой и транслируемой информации и, конечно, донесение её до огромной аудитории.
Введение 3
Глава 1. Особенности взаимодействия и воздействия в телевизионном интервью
5
1.1. Признаки диалога в интервью
5-7
1.2. Модель и способы речевого воздействия
7-12
1.3. Эффективное слушание и коммуникативное взаимодействие
…………………………………………………………………13-14
Глава 2
2.1.Телепрограмма “Женский взгляд Оксаны Пушкиной”. 15-16
2.2.Анализ одного из выпусков телепрограммы
“Женский взгляд”
16-22
Заключение 23-24
Список литературы 25
- “Апелляция к авторитету»”. Ссылка на авторитет дается для подтверждения правильности излагаемой информации.
- “Внесение элемента неформальности”. Коммуникатор рассказывает собеседнику о своих заблуждениях, ошибках, чтобы избежать предвзятости и изменить мнение собеседника в свою пользу.
- “Юмор”. Журналист приводит смешные, парадоксальные примеры, использует шутки, забавные истории, эта тактика может удачно использоваться в речевой коммуникации разных уровней.
- “Да-да-да”. Собеседнику задается несколько вопросов, на которые он обязательно должен ответить «да». После этого, вероятнее всего, на следующий ключевой вопрос он тоже ответит «да».
К эффективным приемам воздействия на собеседника относят следующие.
1.3. Эффективное слушание и коммуникативное взаимодействие
Определим некоторые психологические качества, способствующие установлению контакта а и эффективному процессу интервьюирования с достижением поставленной коммуникативной цели.
Выясним, что такое эмпатия, слушание и то, как они влияют на общую атмосферу интервью и его эффективность.
Полноценный процесс межличностного контакта в ситуации, когда журналист работает в режиме интервью, проходит три стадии:
-визуальный контакт;
- обмен информацией;
- взаимодействие, взаимовлияние.
Польский психолог Ежи Мелибруда отмечает три необходимых качества, способствующих общению: первое – это так называемая надежность говорящего, второе – понятность его сообщения, третье – учет обратных связей относительно того, насколько правильно он понят.
Г.С. Мельник первым правилом профессионального общения называет человеческий интерес.
Эффективность журналистского труда напрямую зависит от эмпатии -способности сочувствия, эмоционального отклика на переживания другого. В процессе журналистского творчества вырабатывается особая эмоциональная природа чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. В эмпатической способности лежат истоки морального развития личности журналиста, которое является условием профессиональной деятельности. Психологической предпосылкой эмпатии является способность как бы входить в состояние другого и постигать причинно-следственные связи в его проявлении. Важным фактором эмпатии является развитая система подсознательного мышления, которую понимают как способность оперировать неполной информацией, соединять разные информативные потоки и признаки, освобождаться от шаблонов и избегать предвзятых суждений. , что журналисту не обходимо умение слушать и, что самое главное, слышать собеседника.
Психологи выделяют три уровня слушания – сопереживающее, слушание с внешним отключением и предвзятое слушание10
На наш взгляд для интервью наиболее эффективен такой вид слушания, как рефлексивное.
Помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника , журналист проводит так же и сверку того, что было понято из его речи, с тем, что собеседник хотел сообщить в действительности.
Рефлексивное слушание предполагает использование таких приемов, как отражение чувств, побуждение, продолжение, оценки, резюмирование (“Итак, вы считаете..”), а также использование следующих приемов поддержки собеседника:
- выяснение, уточнение (“Я не понял”; “Повторите, пожалуйста, еще раз...”, “Что вы имеете в виду?”, “Не могли бы вы объяснить?”);
- парафраз, т. е. повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли (“Вы считаете, что...”, “Другими словами...”);
- отражение чувств (“Мне кажется, вы чувствуете...”);
- побуждение (“Ну и...”, “Что дальше...”);
- продолжение, т. е. вклинивание во фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;
- оценки (“Ваше предложение заманчиво”, “Мне не нравится”);
- резюмирование: (“Итак, вы считаете...”, “Ваши слова означают...”, “То есть...”.)
Слушание, чувствование собеседника предполагают именно взаимодействие интервьюера и интервьюируемого выражением которого является диалог.
Глава 2 Анализ телепрограммы
2.1. Телепрограмма “Женский взгляд Оксаны Пушкиной”
Телепрограмма
выбранная нами для анализа
является одной из тех, которые
предполагают откровенный
В этой телепрограмме особенно заметна роль интервью в построении сюжета. Интервьюиркемые встречают здесь весьма непринужденную обстановку, доброжелательное отношение и проявление огромного такта со стороны ведущей, что , на наш взглад, является таким важным. В беседе с ней человек может раскрыться совершенно по-новому. Зритель видит такие стороны личности человека, которые в нем раньше и не предполагал. И по ходу передачи человек предстает совершенно в новом свете.
Каждый выпуск
передачи длится 35 минут, в течение которых
ведущая в собственной легко узнаваемой
манере повествует о жизни своего героя.
Гостями “Женского взгляда ” становятся
самые разные люди: звезды политики, спорта,
шоу-бизнеса, коммерсанты, творческие
личности, военные. Несмотря на различные
профессии, возраст и жизненные пути, объединяет
их одно – то, что им удалось добиться
успеха. Причем успеха в самом широком
смысле этого слова – подразумевается
не только блестящая карьера или выдающиеся
творческие достижения, но и счастливая
семейная жизнь, преодоление житейских
невзгод. Героями передачи становились
самые разные известные личности как из
России, так и из других стран.
Впервые эта передача
Отличительной особенностью программы является то, что о фактах, которые иные журналисты, специализирующиеся на освещении светской хроники, могли бы преподнести как сенсацию или разоблачительный репортаж, Пушкина предпочитает говорить негромко, даже порой не делая на них акцента. За такое нежелание крикливо вещать о жареных фактах личной жизни звезд, с одной стороны, и за повышенное внимание к жизненным ситуациям, вызывающим сочувствие у аудитории, а также мелодраматические интонации программа “ Женский взгляд Оксаны Пушкиной” удостоилась в телевизионных кругах шутливого прозвища “cлезовыжималка”, а жанр, в котором работает журналистка, коллеги по цеху окрестили “социальным сентиментализмом”.
2.2.Анализ одного из выпусков телепрограммы
“Женский взгляд”
А теперь проведем анализ
Мы определим интервью
Выпуск начинается с подводки телеведущей, где она представляет героя. Сначала мы не понимаем, о ком будет идти речь. Ведущая умело интригует, тем самым завлекая потенциального зрителя, привлекая его вниамние.
“Почти 15 лет я рассказываю с экрана истории об удивительных людских судьбах, но, пожалуй не было среди моих героев человека, который бы вызывал столь противоречивые суждения. Одни им восторгаются, другие – жестко критикуют, третьи его просто боятся, а есть и те , которые его ненавидит. Но я предпочитаю доверять своим ощущениям, и на мой взгляд, он, вам знакомый с 2005 года, безусловно яркий лидер, который делает все, чтоб его республика процветала, но, прежде всего, он любящий муж, заботливый отец, сын и брат. В тех краях, откуда наш герой обычно не принято рассуждать о том, о чем мы обычно говорим в “Женском взгляде”: о любви, о взаимоотношениях мужчин и женщин, отцов и детей. Наш герой ещё и очень искренний человек, потому как решился поговорить о сокровенном.” Таким образом, ведущая уже создает некое заочное представление о герое, знакомит с ним и создаёт положительную коннотацию.
Далее кулисы открываются, и мы видим того, о ком шла речь.
Программа – это маленький документальный телефильм, приоткрывающий нам завесу жизни известной личности. Какой же на самом деле человек которого мы постоянно наблюдаем по телевизору, множество представлений о котором мы слышим и видим? Особенность СМИ в том, что они постоянно окрашивают мир в свои тона, создают образы и представляют их обществу.
Так перед журналистом, телеведущим стоит задача представить свой уникальный образ и образ собеседника так, чтобы они отражали реальную личность. С нашей точки зрения, программа “Женский взгляд” персонифицирована. Т.е. –это взгляд автора и творца серии, от которого зависит, какой образ другой персоны будет нарисован в сознании аудитории.
В достижении этой цели как раз и помогает метод интервью. Кто знает, может быть для некоторых зрителей человек-главный герой программы станет немного ближе и понятнее. Приведем ебольшой отрывок из беседы ведущей и гостя.
“Рамзан Кадыров : “Я боюсь потерять лицо. Боюсь, что настанет тот день, когда неудобно будет смотреть в глаза друзьям и тем людям, которым я должен. В жизни я боюсь потерять честь , совесть и достоинство.” Странно, что именно этот ответ в драматургии передачи следует первым. Предположительно был вопрос, но в записи мы слышим только ответ. Возможно, ведущая специально спросила, чего же боится столь сильный мужчина-лидер. На наш взгляд именно этот ответ следует первым, чтобы сблизить огромную аудиторию и гостя, показать, что это обычный человек, что он тоже чего-то боится как и все мы.
Некоторую информацию, полученную в интервью, ведущая преподносит сама.
“В словах главы Чеченской Республики, Рамзана Кадырова нет излишнего пафоса. Понятия чести справедливости прививаются каждому ребёнку в чеченской семье буквально с пеленок. К детям относятся строго, а на мой взгляд, даже сурово. И Рамзан не был исключением. Он очень скучал по отцу, но когда тот возвращался домой, Рамзан даже не мог с ним обняться.” Стиль повествования телеведущей простой,не сложный для восприятия. Чувствуется, что нет попытки навязать свою точку зрения. Но при этом очень аккуратно перед нами все-таки вырисовывается образ персонажа.
Р.К. : “Я два раза обнялся с отцом. У нас не принято. Когда я вообще был маленьким, Когда он приехал, все двоюродные братья обнимали, тогда я тоже думал, что можно. Я подошел, он меня оттолкнул. После этого один раз в 95-м году, один раз в 2004 году, я помню обнялся с отцом.”
“Со своими детьми Рамзан общается иначе. Видимо, понимает, что все мы в мире не вечны, а детям так необходимо его тепло. Хотя, следуя чеченским традициям, он должен себя вести иначе.”
Р : “После женитьбы я никогда не сидел в доме, где жена. У нас не принято.Когда дети заходят в дом или они должны уходить, или я должен уходить. В одной комнате мы никогда не сидели даже.”
“Рамзан женился на своей школьной приятельнице в 1996 году. Мира на чеченской земли тогда не было, и молодожены испытали на себе все тяготы военного времени.”
Р: “Она никогда ни в чем даже не мешала мне. Как бы нам ни было трудно, в годы первой кампании , второй, когда я не мог приезжать домой, никогда слова про это она мне не сказала. Главное-это то, что ты есть для нас: для меня, для детей для матери. Будет трудно если я буду наделять тебя своими проблемами, плакать, жаловаться. С её стороны это будет не правильно. Она всегда поддерживала , поддерживает меня. И я очень уважаю её. Это дано не каждой женщине. В моём понимании, Медни уникальная женщина. ”
Для более цельного и объективного представления о герое ведущая приглашает в программу и других участников, которых также интервьюирует, таким образом, воссоздавая более полную картину личности.
Жена Рамзана, Медни: “Я очень счастливая женщина. У меня очень красивые дети, умные, хорошие. У меня,хотя, всё равно у нас так не принято, любящий, заботливей муж.”
“Медни родила Рамзану черырёх дочерей и троих сыновей. Сыновей в семье Кадыровых, конечно же, ждали с нетерпением, но и рождению дочек Рамзан был рад , потому как к женщинам у чеченцев особое отношение. Есть даже специальный праздник, который так и называется День чеченской женщины. Мне удалось на нём побывать. ” Далее ведущая рассказывает о том, что в основу праздника положен исторический факт: подвиг чеченских девушек во время Кавказской войны. Говорит о том, что чеченских девушек отличает не только покорность и преданость , но и невероятная сила духа.
“Исполнение праздника Дня чеченской женщины было желанием отца Рамзана, первого президента Чеченской республики, Ахмада - Хаджи Кадырова. Как я уже и говорила, здесь не принято рассуждать о любви о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. ” Дальше ведущая рассказывает о том, какой хорошей парой были родители Рамзана Кадырова.
Р. К.: “Когда мой отец смотрел на человека, сразу давал ему характеристику и она оправдывалась. То , что он прогнозировал и насчет каких-то событий, обычно сбывалось.”
Потом ведущая немного рассказывает о деятельности Ахмада Хаджи Кадырова и о том, как Рамзан почитал своего отца.
Р. К. : “сам я мечтал, чтобы отец сказал, что я хороший. Правда в лицо он так и не сказал мне этого. Редко за что-то хвалил.
Потом идет рассказ ведущей о том, чем увлекался герой в детстве и юности. О том, что сам занимался боксом и сейчас способствует развитию этого вида спорта в республике.
На наш взгляд , одним из важных моментов этой серии программы и всего интервью является рассказ Рамзана Кадырова о работе своего отца , о его смерти . Скорее всего, это кульминационный момент, потому что после смерти отца дело перешло к сыну. Атмосфера преемственности передается ведущей за счет определенных деталей в программе. Например, упоминание о том , что Кадыров младший надеется, что его, возможно, видит отец и гордится им. Или иногда “ Рамзан видит во сне отца. ” И плавный переход на деятельность самого Кадырова младшего “Вообще-то Рамзану редко снятся сны, да он и спит мало. Его трудовой день не нормирован и заканчивается глубоко за полночь. Видимо поэтому за короткие сроки под руководством Кадырова младшего была проведена титаническая работа, на выполнение которой отводили 30-50 лет.”
Информация о работе Речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие в телевизионном интервью