Понятие и типы жанров в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

1.ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ЖАНРОВ В СМИ.

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Cспециалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам. А журналисты-практики активно используют в своей работе эти многообразные жанры. Открывая любую газету: найдем и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее.

Файлы: 1 файл

понятие и типы жанров.docx

— 70.00 Кб (Скачать)
  • Новая журналистика

  • Трэвел-журналистика

  • Гонзо-журналистика

  • Мультимедийная журналистика

  • Гражданская журналистика (англ. citizen journalism — самодеятельная, непрофессиональная журналистика)

  • Экономическая журналистика

  • Религиозная журналистика

  • Другие

История средств массовой информации зародилась достаточно давно, первоначальным источником для огромных масс населения стали новостные листовки, после чего они переросли в полноценные газеты и журналы. Да, действительно в настоящее время печатные средства массовой информации уходят в небытиё, так как практически все печатные издания имеют свои Интернет ресурсы. Следовательно, практически каждый член общества способен узнать новостную и другую интересующую его информацию с сети Интернет практически с любого места на планете где есть мобильная связь и доступны точки подключения к глобальной сети.

 

 

 

 

 

2.3 Аналитические жанры

 

Объект аналитической публицистики - группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

Функционирование аналитических жанров в российских СМИ связано с нацеленностью изданий не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. "Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры "модифицировались", а, кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций".

К аналитическим жанрам относят: аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, журналистское расследование, обзор, обозрение, прогноз, версию, эксперимент, рекомендацию.

Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

  • выдвижению основного тезиса для доказательства;
  • построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, выводам из системы доказательства.

Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики – одна из примет современных СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Однако именно в последнее десятилетие (точнее – с начала 1990-х гг.) в ответ на экспансию "интенсивной журналистики" получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Итак, комментарий – это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может – факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией. Стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой – предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы. В комментарии главное – прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз – лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария. Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством – следить за движением мысли публициста всегда любопытно. Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.

Среди композиционных узлов комментария выделяют:

  • "ввод" в проблему (эквивалент экспозиции);
  • "постановка проблемы", предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;
  • столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент "развития события");
  • "рекомендация" (своего рода "синтез) – производное от сопоставления "тезиса" и "антитезиса" в результате практической постановки вопроса (эквивалент "кульминации");
  • "образный ориентир" – обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни.

 

 

    1. Художественные жанры

 

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчинённую роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

Образная публицистика, сближаясь по методам своего исследования с искусством, вводит в тексты СМИ личность как некую социально-нравственную целостность, позволяя исследовать героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях. Жанры образной журналистики создают психологически достоверную картину действительности. Принято считать, что тексту СМИ чужд психологизм при изображении внутреннего мира личности. Между тем психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования – уровне автора, уровне героя, уровне аудитории. "Восприятие произведения во многом определяется убедительностью личности повествователя (включая психологическую достоверность его собственных чувств, зафиксированных в тексте) и правдивостью поведения персонажей. Автор и герой создают в тексте мощный психологический фон для восприятия идей, заложенных в материал. Соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты ситуаций. Удачно найденный образ продлевает жизнь журналистского текста – так, как это происходит с художественными произведениями".

Название жанра фельетон происходит от французского слова "feuille", которое переводится как "лист; листок". Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и произведения, которые сейчас называются отчеты, рецензии, обзоры литературы и т.п. Появление таких подвалов в газетах исследователи относят к XVIII в. Со временем понятие "фельетон" стало применяться только по отношению к одному виду текстов, о котором и идет здесь речь.

 

 

 

 

1 Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος) — полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).

2 Серге́й Влади́мирович Михалко́в (28 февраля [13 марта] 1913, Москва, Российская империя —27 августа 2009, Москва, Российская Федерация) — советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1970), трёх Сталинских премий второй степени (1941,1942,1950) и Государственной премии СССР (1978), академик Российской Академии образования, кавалерордена Святого апостола Андрея Первозванного. Депутат Верховного Совета СССР 8—11 созывов (1970—1989). Член ВКП(б) с 1950 года.

3 Тертычный Александр Алексеевич - Профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук; Защитил диссертацию в 2003 году.

 

4 Лев Кройчик - Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории журналистики журфака ВГУ, родился 26 мая 1934 года в Ярославле. Здесь он учился в средней школе. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Воронежского государственного университета и три года работал в газете «Пламя» в Шебекинском районе Белгородской области. С 1962 года Лев Ефремович - сотрудник ВГУ. Сначала - ответственный секретарь газеты «Воронежский университет», преподаватель кафедры советской литературы. В 1968 году Кройчик защитил кандидатскую диссертацию, а в 1983-м — докторскую.

5  Гуревич Семен Моисеевич - 1 апреля 1956 - 8 августа 2013 преподаватель факультета журналистики МГУ имени Ломоносова.

 


Информация о работе Понятие и типы жанров в СМИ