Понятие и типы жанров в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

1.ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ЖАНРОВ В СМИ.

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Cспециалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам. А журналисты-практики активно используют в своей работе эти многообразные жанры. Открывая любую газету: найдем и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее.

Файлы: 1 файл

понятие и типы жанров.docx

— 70.00 Кб (Скачать)

КУРСЫ ЖУРНАЛИСТИКИ


 

Занятие №2. ЖАНРЫ. Понятие и типы жанров в СМИ.

1.ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ЖАНРОВ В  СМИ.

 

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Cспециалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам. А журналисты-практики активно используют в своей работе эти многообразные жанры. Открывая любую газету: найдем и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее.

Жанровая форма предполагает определенный способ организации материала с изображением жизненных явлений. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информативности, свой уровень обобщения фактов. Жанр - исторически складывающийся вид произведения. В литературоведении - тип художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты, принадлежащие обширной группе произведений.

Это позволяет рассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений.

Сегодня наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности. Но если в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра, то электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания, в этом отношении остаются менее всего изученными.

Понятие жанра

Понятие жанр происходит от французского слово "genre", что означает в дословном переводе – род, вид. Жанр – эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Впрочем, исходное значение термина вовсе не помогает прояснить, что такое жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.

Жанр – подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Жанр отражает свойство избирательности искусства, его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жизни. Поэтому жанровая определенность - в значительной степени функция мастерства, нежели таланта.

"Жанры с трудом поддаются  систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде  всего потому, что их очень  много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа1 до С.В. Михалкова2 басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными".

В отличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, отклик творческих усилий художников на запросы времени, исторической обстановки. Сначала появляется потребность в некоторых идеях, затем формируется функция, а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр является предметно-функциональным понятием.

Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. Хотя в журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике "чистота" жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для "бульварных" изданий и низкопробных теле- и радиопередач.

Под журналистскими жанрами А.А. Тертычный3 подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. "Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более четко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров периодической печати.

Жанр – категория гносеологическая. Появление на газетной полосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. Жанр – категория морфологическая. Публицистический текст – это особая форма бытия произведения. Объем познаваемого материала в заметке, интервью, репортаже, отчете, корреспонденции, статье различен, что предопределяет структуру повествования – максимально сжатую в заметке, развернутую в статье.

Таким образом, морфология жанра – это:

а) особенности структуры повествования;

б) место факта в повествовании;

в) образный строй повествования;

г) специфика разработки проблемы (конфликта).

Жанр – категория аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Система ценностной ориентации автора напрямую зависит от его мировоззрения, мироощущения, мировосприятия. Жанр – категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и убедительнее эта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она аудиторией.

Жанр всегда остается оптимальной формой решения творческой задачи. Поэтому в основе выбора жанра всегда лежит цель творческой задачи. Обусловленность жанра связана:

а) с объективными свойствами анализируемого или описываемого факта;

б) с конкретными задачами, решаемыми данным изданием и данным автором;

в) с мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста.

Разные ученые различают разные же способы разделения журналистских жанров. Самый распространенный способ классификации жанров предусматривает их деление на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Но встречаются и другие способы. Например, исследователь Лев Кройчик4 разделяет тексты на:

  • Оперативно-новостные — все виды заметок.

  • Оперативно-исследовательские — отчет, репортаж, интервью.

  • Исследовательско-новостные — рецензия, корреспонденция, комментарий.

  • Исследовательские — статья, письмо.

  • Исследовательско-образные — фельетон, эссе.

Жанр по Кройчику — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.

По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Гуревич.5 Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров.

По Гуревичу все жанры делятся на:

  • Жанры новостной информации

  • Диалогические жанры

  • Ситуативно-аналитические жанры

  • Эпистолярные жанры

  • Художественно-публицистические жанры

  • Сатирические жанры

Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:

  1. Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос, некролог и др.

  1. Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.

  1. Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история и др.

  1. Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.

Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет. В то же самое время жанры в СМИ не изменились, и во всех интернет-СМИ отображается огромное количество разнообразной информации, среди которой можно её условно разделить на:

  • оперативно-новостные блоки,
  • оперативно-исследовательские блоки,
  • исследовательско-новостные публикации,
  • исследовательско-образные блоки,
  • исследовательские работы.

Так что от начала проведения первого печатного распространения газет и журналов, до настоящего времени практически ничего не изменилось в плане распределения разнотипных новостных блоков и статей в средствах массовой информации. Ведь понятие СМИ не утратило своей актуальности и по-прежнему основным потребителем трудовой деятельности является массовое общество. Ведь без общественно необходимой информации человечество уже практически не может существовать, ввиду того что мы ежедневно стремимся получать всё новую и новую информацию. Зачастую до недавнего времени наиболее популярным источником информации было телевидение, а в настоящее время всё большее количество людей неотъемлемо получают все новостные информационные блоки посредством мировой сети Интернет. Где, как и ранее в газетах, печатаются разнообразные новостные статьи, ведь жанры в СМИ не изменился и, пожалуй, уже не изменится, ведь он достаточно полноценно раскрывает все необходимые возможности информирования общества. Тем более что понятия СМИ предполагает предоставление информации, а следовательно представленные блоки как на телевидении, так и в газетах и Интернете всё равно можно считать информационными, ввиду того что общество получает определённую известную до этого или нет информацию. Что и позволяет рассчитывать на постоянное количество людей стремящихся получить ту или иную информацию, так как практически все ресурсы именуемые СМИ предоставляют информацию. Да и, пожалуй, нет ни одного общественно активного ресурса, который бы не предоставлял информацию, так как потребляет её только человек.

Жанрообразующие факторы

В современной теории журналистики выделяются в качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы:

  • предмет отображения,
  • целевая установка (функция) отображения,
  • метод отображения.

В качестве предметов отображения в журналистике может выступать любой факт действительности, из области политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но в тоже время предметом не может быть единичное явление, предметом журналистики в целом признается современность в совокупность множества составляющих её социальных ситуаций. Однако, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.

Кроме того, еще одним предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущих делах, свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, это не значит, что события не отображаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров. В публикациях этого плана они выступают как объект углубленного исследования или художественного осмысления.

Последовательность взаимосвязанных действий и событий – это процесс, причем результат предыдущих действий, событий выступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления последующих действий, событий. Процесс можно определить и как динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи "если... то" ("если наступит это, то должно наступить то-то..."). Если перевести это общее представление о сути процесса на язык обычного журналистского понимания "движения вещей", то можно сказать, что речь идет о динамичном порядке следования результатов действий, которые выражают различные степень и состояние выполнения задач. Анализ событий является исходным моментом в анализе процессов. Это происходит, прежде всего, тогда, когда начинают интенсивно разворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изложенное выше толкование процесса, журналист должен, прежде всего, определить исходное звено цепочки взаимосвязанных событий.

Ситуация, как и процесс, является одним из наиболее важных предметов отображения, прежде всего в аналитической журналистике. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, между социальными группами, слоями, между странами и т.п., соотношение сил, взаимных требований и ожиданий. Но аудиторию интересует не только то, что происходит в окружающем мире (события, происшествия, процессы, ситуации), но и люди как основные действующие лица происходящего, прежде всего со стороны их личностных особенностей. Что такое личность? Социальная психология определяет личность как "человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности".

Информация о работе Понятие и типы жанров в СМИ