Первый канал и его аудитория

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Под типологией обычно понимается «метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разбиение изучаемой совокупности объектов на группы» . В методической литературе обычно описывают такие понятия как: теоретическая и эмпирическая типологизация. «Теоретическая типологизация — обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели по теоретически обоснованным критериям» . Эмпирическую типологизацию можно характеризовать как «поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в нескольких измерениях одновременно» .

Файлы: 1 файл

курсовик2.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

В поиске оснований для планирования информационного воздействия практики и исследователи в области массовой информации стремятся к тому, чтобы отыскать устойчивые сочетания социально-психологических и социально-демографических характеристик аудитории. В этом и заключается смысл типологических исследований. Выявление представителей различных типов среди аудитории позволяет сделать адресат массовой информации более конкретным, а также более действенным информационное воздействие на потребителя.

Существует часть информации, которая рассчитана сразу на всех. Такими являются справочные отделы газет и передачи радио и телевидения. Существуют материалы, которые с помощью сочетания различных аспектов проблем, аргументов рассчитываются на более широкую аудиторию. Такими являются большинство познавательных и развлекательных передач телевидения и радио. Осознание границ расчетной аудитории является важнейшей задачей практического программирования деятельности средств массовой информации. 

Переходя от общего представления об аудитории к конкретно-социологическому представлению, надо конкретизировать понятие аудитории.

В целом вся система средств массовой информации рассчитывается на всё население страны, местные средства массовой информации — на все население того региона, в котором они действуют. Население страны или региона является потенциальной аудиторией средств массовой информации.

В рамках каждого из средств информации действуют отдельные программы или издания, которые рассчитаны на определенную часть населения, по определённому признаку. Такая аудитория является расчетной или целевой. Люди, которые вступают в контакт с источниками информации  представляют реальную аудиторию — это те люди, которые смотрят, слушают, читают данные передачи.

Для аудитории средств массовой информации характерна черта, такая как устойчивость, так как работа средств массовой информации рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому способствует система распространения информации: подписка на длительный срок печатных изданий, приобретение радио- и телеприемников, которые позволят длительно «абонировать» эфирную информацию.

Статистическая граница аудитории и не аудитории ежедневных газет, телевидения и радио лежит между такими мерами регулярности обращений: "несколько раз в неделю" и "один раз в неделю". Соотношение потенциальной и реальной аудитории, аудитории и не аудитории, регулярной и нерегулярной аудитории относятся к числу показателей эффективности СМИП[16]. Такие показатели необходимо рассматривать как базовые или как условие для достижения всех других показателей, которые не могут быть получены без контакта с аудиторией.

В каждом издании существуют материалы, которые направлены на все или на отдельные виды аудитории. С другой стороны, в числе аудитории есть люди, которые имеют по положению в системе общественного разделения труда, по положению в системе общественного управления различное объективное отношение к определенным программам. Проще всего обнаружить разницу во взаимоотношениях органа информации с аудиторией массовой и социальными институтами. Некоторые исследователи предложили разделить читателей газеты на «деловых» и «эмоциональных»—тех, кто читает данные материалы по долгу службы, и тех, кому они просто нравятся и потому интересны[17]. В данном разделении отражены две стороны результативности деятельности средств массовой информации это эффективность и действенность. Эффективность  рассматривают в связи с воздействием на массовую аудиторию,а действенность — с воздействием на социальные институты. В целом это является воздействием физически на одних и тех же людей, но в различных функциях одни материалы апеллируют к ним как к конкретным представителям конкретных организаций в сфере их должностной компетенции.  Другие — касаются их в той же мере, как и многих других людей различных профессий и возрастов.

Важным является разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно происходит из явления дифференциации информации внутри системы средств массовой информации. В аудитории многих программ телевидения и радио существует часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается особый акцент. Вообще, у большинства материалов есть двойной адресат, то есть в их аудитории существует две группы: одна, для которой данное сообщение несет информацию, связанную с профессионально – общественно или должностной ролью. Другая — для которой содержание сообщения таким образом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, даже если наши центральные издания обращены к самой широкой аудитории, у неё всё равно есть "свой" особый читатель у изданий в целом, "свой" зритель и слушатель у программ и циклов передач. Массовым программам и изданиям надо рассчитывать свои выступления на обе группы своей аудитории. Но специализированная аудитория «имеет право» и на особое внимание определённого издания или программы. В отношении аудитории к средствам массовой информации сочетается общее и особенное, это позволяет выделить в ней различные группы.

Таким образом, аудитория средств массовой информации является одним из самых важных структурных элементов процесса коммуникации. Знание специфических потребностей аудитории, и её интересов является залогом успешной деятельности средств массовой информации в условиях современного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности аудитории Первого канала

§ 1. Первый канал как общественное телевидение

Открытое акционерное общество «Первый канал» — российский телеканал, обладающий наибольшей областью охвата аудитории России (98,8 % населения). Контрольный пакет акций (51 %) канала принадлежит государству. Вещание осуществляется из Москвы. Штаб-квартира находится в телецентре «Останкино», на улице Академика Королёва, 12. Позиционируется как главный телеканал страны[18].

Первый канал является самым масштабным и авторитетным телеканалом на русском языке, а также надежным источник информации для 250 миллионов зрителей по всему миру.

Четыре международные версии Первого канала вещают в таких странах: Балтии, Европы, Азии, Северной Америки, в Австралии, Канаде, Африке и везде, где существует потребность в высококачественном телевидении на русском языке. Удобно для зрителей и то, что вещание производится с учетом часовых поясов, это позволяет максимально соответствовать особенностям просмотра телевидения в каждом регионе.

С помощью Первого канала зрители, говорящие на русском языке, в любом уголке мира могут оперативно иметь информацию о том, что происходит  в России, знакомиться с российским взглядом на мировые события. Среди русскоязычных жителей стран ближнего и дальнего зарубежья, туристов и россиян, работающих за рубежом, Первый канал является самым востребованным и узнаваемым российским телеканалом.

Первый канал начал свою историю от «Первой программы ЦТ СССР», которая выходила в эфир с 1951 года, и являлась самым старым массовым телеканалом в России. В 1991 году Центральное телевидение было приватизировано и с этого момента стало собственностью РГТРК «Останкино». В этот момент и был основан «Первый канал Останкино», который существовал до 1995 года. В 1995 году был преобразован в «Первый Канал», в то время имевший название «Общественное российское телевидение» (ОРТ). Историческое название «Первый канал» было возвращено в 2002 году[19].

На данный момент «Первый канал» ведёт свой сигнал в системе цвета аналогового цветного телевидения SECAM. В ноябре 2003 канал частично переходит на новый этап — стереовещание. Историю канала можно разделить на три периода. Рассмотрим каждый из них.

1. Советский период.

Первая программа Гостелерадио СССР существовала с 22 марта 1951 года[20]. Изначально он являлся единственным телеканалом в СССР, без постоянного вещания, но со временем появились и другие каналы. В самом начале у Первой программы не было чётко выраженной тематики, он транслировал как новостные программы, так и развлекательные: образовательные и музыкальные программы, кинофильмы, мультфильмы, познавательные и юмористические передачи. Детских передач также было в достаточно большом количестве.

2. С1991 по1995 год.

В это время, на канале происходили большие перемены. С 1991 года «Первая программа» была трансформирована в «Первый канал Останкино» в составе РГТРК «Останкино», приняв другое название Гостелерадио СССР. Председателями ГТРК «Останкино» в разное время были Егор Яковлев и Александр Яковлев[21]. В дальнейшем менялась информационная политика канала, трансформировались концепции. В это время появлялись и другие каналы, составлявшие серьезную конкуренцию «Первому». Таким образом, к началу 1995 года «Первый канал Останкино» полностью потерял свои лидирующие, по отношению к другим каналам, позиции.

3. Период с 1995 года по настоящее время.

Данный период можно охарактеризовать как возрождение канала. Преобразованный первый канал, получивший название «Общественное Российское Телевидение» появился в эфире в первом частотном диапазоне 1 апреля 1995 года. Тележурналист Владислав Листьев стал Генеральным директором Первого канала. Но, так и не успев произвести каких-либо значимых изменений на канале, Листьев был заменён Сергеем Благоволиным.

Название «Общественное Российское Телевидение» по мнению В.В. Егорова не соответствовало той функции, которую оно за собой закрепило. В своей книге он пишет: «В конце XX века общественное телевидение в глазах населения и политиков превратилось в трибуну одного олигарха и окончательно потеряло какой бы то ни было общественный характер»[22].

В июне 1995 года пост генерального продюсера ЗАО «ОРТВ» занял Константин Эрнст. Его первым важным проектом являлась серия роликов «Русский проект» — социальная реклама ОРТ, которые были показаны между фильмами и программами на ОРТ.

В октябре 1997 года на пост генерального директора вступила Ксения Пономарёва. В 1998 году её заменил  Игорь Шабдурасулов. 6 октября 1999 года Константин Эрнст был назначен генеральным директором телекомпании, а своим заместителем он назначил Сергея Доренко.

В 1999 году для вещания за рубеж была образована компания ЗАО «ОРТ-международное», 100 % акций которой являлись собственностью ОАО «ОРТ», преобразованного из ЗАО «ОРТВ».

В этот период времени ОРТ переживал творческий кризис, из-за чего пришлось закрыть большое количество программ. На данном этапе канал кардинально меняет собственное оформление.

2 сентября 2002 года телеканал приобрёл название ОАО «Первый канал», международная версия — ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть», компания по производству видеокассет, впоследствии DVD-дисков — «Первая видеокомпания», а лейбл — «Первый музыкальный лейбл»[23].

На сегодня «Первый канал» является серьезной коммерческой компанией. Согласно официальной позиции, самым важным для канала является сохранение и развитие традиций просветительских, культурологических интеллектуальных программ и программ, которые относятся к развлекательному вещанию, и к популярному жанру — кинопоказ, а также новостного, аналитического и общественно - политического телевидения.

Большое внимание уделяется имиджу «Первого канала», создаются новые ролики-заставки, меняются в лучшую сторону логотипы, создаётся оригинальная система анонсирования отдельных программ, которая постоянно усовершенствуется.

Лауреат многочисленных международных телевизионных премий, Первый канал содержит в себе новаторские концепции телевещания, богатые отечественные традиции, а также актуальные мировые тенденции. Точная и оперативная информация, масштабное кинопроизводство и оригинальные программы позволяют Первому каналу стать  эталоном телевизионного качества по всему миру, первым по популярности среди зрителей и крупнейших рекламодателей.

 

 

 

 

 

 

§ 2. Характеристики и специфики телевизионной аудитории Первого канала

Первый канал тщательно отслеживает потребности зрительской аудитории, которые меняются постоянно. Аудиторию Первого канала представляют все основные категории зрителей. В ней преобладают люди со средними и высокими доходами, это прежде всего руководители среднего и высшего звена. Представители аудитории Первого канала отличаются высокой степенью лояльности и динамично растет.

Первый канал так же привлекает жителей сельской местности и малых городов, потому что этот канал имеет самую широкую территорию распространения сигнала и вещает даже в тех точках, где другие каналы не выходят на связь со своим зрителем.

Генеральный директор телекомпании «Первый канал. Всемирная сеть» Николай Дубов говорит: "Аудитория «Первого канала» во всем мире превышает 250 миллионов человек. Его смотрят в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, в США и т.д. За пределами России «Первый канал» транслируется в четырех международных версиях, в каждой из которых программа передач адаптируется с учетом часовых поясов регионов. Его смотрят как проживающие за рубежом россияне, русскоязычные жители стран бывшего Союза, туристы, так и иностранные студенты, изучающие русский[24]".

Основу структуры «Первого канала» составляет информационное вещание, то есть новостные выпуски и информационная программа «Время», имеющая стабильную зрительскую аудиторию. Программа Время состоит из авторских и биографических сюжетов, содержит передачи о легендарных личностях и эпохальных событиях. Данная программа выходит в то время, когда большее число телезрителей собираются у домашних экранов. У неё существует собственная устойчивая аудитория, которая смотрит почти все выпуски программы в течение недели. Её представляют пенсионеры и доля специалистов с высшим образованием. Наиболее популярным является традиционный вечерний выпуск, который транслируется ежедневно в 21: 00. «Ночное Время», является информационно-аналитический каналом, который выходит в эфир с итогами дня и содержит в себе прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам.

Информация о работе Первый канал и его аудитория