Первый канал и его аудитория

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Под типологией обычно понимается «метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разбиение изучаемой совокупности объектов на группы» . В методической литературе обычно описывают такие понятия как: теоретическая и эмпирическая типологизация. «Теоретическая типологизация — обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели по теоретически обоснованным критериям» . Эмпирическую типологизацию можно характеризовать как «поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в нескольких измерениях одновременно» .

Файлы: 1 файл

курсовик2.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


Глава 1. Аудитория СМИ как типологическая характеристика средства массовой информации

§ 1. Типология средств массовой информации

Под типологией обычно понимается «метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разбиение изучаемой совокупности объектов на группы»[1]. В методической литературе обычно описывают такие понятия как: теоретическая и эмпирическая типологизация. «Теоретическая типологизация — обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели по теоретически обоснованным критериям»[2]. Эмпирическую типологизацию можно характеризовать как «поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в нескольких измерениях одновременно»[3] .

Для того, чтобы выстроить типологию надо применить формальные методы классификации.  Как верно отметил М.В.Шкондин, «ТИП это…образ группы изданий, располагающих общими для этой группы признаками»[4]. Связи между типологией и классификацией очевидны, поэтому многие исследователи определяют данные понятия одно через другое. Так. Б. Г. Миркин вводит следующие определения: «разбиение, классы которого описаны через признаки, использованные при его построении, называют типологией или типологической группировкой. Если типологическая группировка описана еще и в терминах какой-либо другой системы признаков, относящихся к данному явлению, т.е. устанавливает в явной форме теоретические связи между различными сторонами изучаемой системы, то ее называют классификацией»[5] .

В методологии  журналистики вопросы классификации и типологии разрабатываются давно. «Мы полагаем,— отмечает Е. А. Корнилов, что одним из методов, имеющих научный характер и большой опыт использования в точных и гуманитарных науках, является типологический анализ, типологический подход. Он столь интенсивно осваивается журналистской наукой, что в наши дни осознается уже как имманентный... Важно отметить, что именно типологический подход, который является во многом подходом деидеологизированным, пережил реформы, переход российского общества из одной формации в другую, происшедший в 80-х годах. Это произошло вследствие того, что в основу типологического подхода положены не идеологические принципы и критерии, а критерии, связанные с существом, с имманентным состоянием, имманентными категориями журналистики».[6] Имманентный (от лат. immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу[7]. На мой взгляд Е.А. Корнилов верно определяет основу типологического подхода, так как имманентное свойство является неотъемлемым свойством предмета, присущим ему по самой его природе.

Обобщая методологию и методику типологических исследований, Е. А. Корнилов приходит к неутешительным выводам о том, что объем даже самых общепринятых понятий в этой области различными авторами трактуется по-разному, «границы семантических полей этих понятий перекрещиваются в силу неопределенности и противоречий». «Совершенно очевидно, что фундаментальным понятием типологии (учения о типах), первичной категорией, определившей существование этой области знаний, является понятие «тип». Однако представление исследователей об объеме этого понятия слишком разномасштабны, удовлетворительной дефиниции «тип» мы не имеем[8]. В целом Е. А. Корнилов в своем определении типа отдает дань традиционному набору типоформирующих элементов: «тип — это исторически сложившаяся совокупность изданий, объединенная единым по характеру издателем, целевым назначением и аудиторной группой».[9]

Типологическая характеристика средств массовой информации это их классификация по какому—либо общему признаку. Данные признаки при типологической характеристике, могут быть совершенно разнообразными. За основу принимаются форма распространения, форма собственности, регион распространения, время выхода, его аудитория, формат и периодичность.

По форме распространения разделяют  аудиовизуальные и печатные средства массовой информации. Также можно выделить эфирное, кабельное, спутниковое вещание, которое распространяют электронные средства массовой информации.

Территория, на которой распространяется сигнал или издание называется регионом распространения. Распространение транснациональных средств массовой информации не ограничивается границами какого-либо государства, продукцию может использовать аудитория разных стран. Общенациональные средства массовой информации охватывают всю территорию страны. Региональные сигналы телевидения и радио вещают в отдельных регионах страны. Городские и местные средства массовой информации распространяют своё вещание на территории городов или небольших населенных пунктов.

Ещё одной характеристикой средств массовой информации является форма собственности. Она является основанием для анализа средств массовой информации с точки зрения источников финансирования или вложенного капитала. В процессе развития, средства массовой информации сформировало три основных типа изданий и вещательных компаний с разными формами собственности: частные, государственные, общественные.

СМИ являются частными предприятиями, они осуществляют деятельность на средства частных лиц, организации, в их основе функционирования лежит частный капитал. Существуют несколько видов частных средств массовой информации. Самые распространенные из них это индивидуальные предприятия, холдинги и конгломераты.

1. В индивидуальных предприятиях собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение или представителям одного и того же круга владельцев.

2. Холдинги или многоотраслевые концерны, корпорации связанны между собой общими финансовыми интересами.

3. Конгломераты являются объединениями смешанных групп, охватывающие различные сферы деятельности. Такие предприятия объединяют разнородные производства, выпускающие отличные друг от друга виды продукции. Государственные СМИ находятся в собственности государственных структур и обычно значительную часть финансирования получают из госбюджета[10].

Общественные средства массовой информации, по принципам функционирования, ограждены от влияния большого бизнеса и государства. Они достигают это за счет использования особых источников финансирования и методов управления. Финансовыми поступлениями общественных компаний могут быть абонентская плата, доходы от рекламы, государственные субсидии.

Денежные доходы формируются так, чтобы средства массовой информации не попали под полный финансовый контроль какой-либо структуры. Управление общественными средствами массовой информации, осуществляется наблюдательными советами. В них входят представители политических партий, общественных организаций, государственной власти, других объединений, которые имеют авторитет и признание в обществе. Данные управленческие структуры осуществляют контроль над распределением финансовых средств, определяют информационную политику средств массовой информации, а также следят за соблюдением правила пропорционального распределения эфирного времени  между различными партиями и организациями. Такой порядок приводит к возможности координировать деятельность СМИ в соответствии с интересами общества и декларируется специальными законодательными актами.

Периодичность издания определяется частотностью выхода в определенный период времени. Различают ежедневные, еженедельные, ежемесячные,  ежегодные издания и т.д. Также издания могут не иметь регулярной периодичности своего выхода. В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (музыкальный, информационно-музыкальный формат)[11].

В зависимости от того, для какой аудитории предназначено печатное издание, телевизионный или радиоканал, выделяют универсальные и специализированные средства массовой информации. Кроме этого, аудиторный признак характеризует социальный и политический аспект функционирования СМИ, он является основной категорией при описании массовой и качественной журналистики.

Универсальные средства массовой информации рассчитаны на широкую аудиторию. Общественно-политическая, культурная и другая информация, представленная в таких изданиях, предназначена для любого человека, который интересуется текущими событиями.

Специализированная периодика предназначена для отдельных групп потребителей информационного продукта. Эти группы различаются по социально-демографическим характеристикам, по национальной и расовой принадлежности, а также по личным интересам. Специализированные СМИ ориентированы на тот сегмент аудитории, который они обслуживают.

Таким образом, типология обеспечивает самую эффективную реализацию информационной политики в нынешних условиях, вырабатывает методы общения с аудиторией. Типология определяет особенности взаимоотношений и деятельности с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, зрителями. Правильное определение типологии помогает каналу действовать наиболее эффективно и экономически рационально, с наиболее полным учетом общественных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Аудитория СМИ: понятие, характеристики, значение.

Аудитория является одним из ключевых понятий в социологии и в PR. Подходя к данному понятию с социологической точки зрения, составители Российской социологической энциклопедии определяют аудиторию как совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.[12]. Ф. Джефкинс, Д. Ядин в книге «Паблик рилейшнз» предлагает рассмотреть это понятие в контексте деятельности PR-специалиста. Основываясь на том, что зачастую понятие «аудитория» отождествляют с понятием «общественность», они определяют аудиторию как группу людей внутри организации или вне её, с которой организация так или иначе взаимодействует[13]. Развивая тему взаимосвязи этих двух понятий В.Г.Королько говорит, действительно, иногда возникают ситуации, когда между ними можно поставить знак равенства. Такое случается тогда, когда отдельная группа людей рассматривается как объект определенных форм влияния, пассивный реципиент информации, к примеру, лекций, обращений, посланий и даже линии поведения какого-либо лица или организации, которые рекламируются[14].

Реальными объектами социологического изучения аудитории средств массовой информации являются массы людей, различные общественные группы в определенной системе отношений.

Понятие "аудитория" связано с представлением о множестве людей, включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно определяется как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации.

На уровне специальной социологической теории данное понятие определяет положение масс в системе массовой информации. "Издатель", "журналист", "аудитория" — понятия, которые описывают функции, роли и место различных социальных субъектов в системе. Понятие "аудитория" закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия[15]. В системе массовой информации огромную роль играют институты, за которыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации. Таким образом складываются функциональные отношения  между участниками — журналистом, аудиторией, издателем.

Массовая коммуникация, стремится к тому, чтобы установить обратную связь с адресатом. Именно это делает воздействие человека на человека целенаправленным, корректирует его с учетом реакции партнеров по коммуникации. Не имея обратной синхронной связи, субъекты массовой информации должны ориентироваться на вероятного потребителя, на его характеристики, которые заранее известны журналисту, определяющие ожидания от информации и реакцию на нее. Расчет делается на характеристики типичные и повторяющиеся, потому что адресат в этом случае массовый. Телевидение, газеты и радио, даже в самом специализированном виде обращаются к сотням и тысячам зрителей, слушателей, читателей.

Вся система массовой информации рассчитана на индивидуальное потребление. Данная система ориентируется на прямую связь общества в целом с личностью.

Средства массовой информации обращаются к личности в совокупности её социальных ролей — как к гражданину и семьянину,  представителю какой либо профессии. В целом содержание массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом, все области общественных отношений, в которой находится личность. Поэтому журналистика, и ее практические задачи находятся так близко к конкретной социологии, как член определенного общества,  социальной группы, класса воплощающий в себе некоторые социально-типичные черты.

Социология журналистики рассматривает также те характеристики аудитории, которые определяются рамками самой системы массовой информации и те, что определяются объективным положением в более широкой социальной системе и субъективным отношением к своему положению людей. Свойства аудитории, которые характеризуют ее положение в социальной системе, рассматриваются как факторы, независимые переменные по отношению к характеристике аудитории.

Каждая отдельно взятая социально-психологическая и социально-демографическая характеристика не дает возможности предполагать вероятность выбора человеком информации, реакцию на нее, ее оценку. Так, в системе массовой информации знание лишь профессиональных характеристик аудитории не дает возможности  агадать ее аудиторное поведение. Таким образом, исследователь не может объяснять, а практику прогнозировать поведение аудитории, исходя только из социально-профессиональных характеристик.

Информация о работе Первый канал и его аудитория