Новая экономическая политика В.И.Ленина и ее влияние на журналистику

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается развитие отечественной журналистики в период новой экономической политики.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................4
I. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ СМИ В ПЕРИОД КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГОДОВ……………….………........
1.1.Общественно-политическая ситуация в стране после гражданской войны………………………………………………………………………..….……6
1.2.Характеристика советской журналистики периода нэп и в условиях становления однопартийной печати…………………………….........................10
II. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО РЕЖИМА………………………………….
2.1. Ведущие темы на страницах газет в условиях укрепления монополии партии большевиков………………………………………………. ……………..14
2.2. Развитие советского фельетона и очерка в период нэп ………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……...............................................................................25
ПРИЛОЖЕНИЕ №1...…………………………………………………….…...…..26
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ……………………………………………………….…...…27
ПРИЛОЖЕНИЕ №3...…………………………………………………….……….28

Файлы: 1 файл

курсовая Баскановой.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

     В выполнении задачи воспитания масс «на  живых конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» (В.И. Ленин) советский очерк играет выдающуюся роль именно потому, что, беря материалом изображения плодотворную практику переделки действительности, он заключает в себе большую познавательно-организующую силу. Не случайно поэтому, что с каждым годом очерк все более и более завоевывает для себя место в газете, в журналистике. Начиная с 1928—1929 вокруг газет «Правда», «Комсомольская правда», в целом ряде журналов (например «Работница») организуются группы очеркистов. В 1929 по инициативе М. Горького основан журнал «Наши достижения», целиком состоящий из очерков, показывающих строительство, успехи науки, техники, изобретательство.

     В связи с тем, что литератуpa в условиях пролетарской диктатуры становится делом широких масс, очерк играет в советской литературе  особо значительную роль. Многие начинающие писатели используют жанр очерка в первых своих литературных опытах. Так, призыв ударников в литературу дал большие результаты на очерковом фронте (очерки Тарасевича, Салова, Михайлова и др.). Очерки Жиги «Думы рабочих», «Новые рабочие» развернулись из рабкоровских заметок. Глубокое знание рабочего быта, внимание к изменениям, происходящим в быту и в психике рабочего, делают, по словам М. Горького, очерки Жиги «живой книжкой».

     При всех своих положительных качествах советский Очерк еще не свободен от недостатков. Сковывает очерковое творчество еще сравнительно низкий культурный уровень многих очеркистов. Особые свойства очеркового жанра, широкая возможность включения в очерк разнообразных явлений по смежности, широкий простор, который представляет очерк для сравнений и ассоциаций, не использованы по-настоящему. Советский очерк зачастую излишне локален, ограничен непосредственно наблюдаемыми событиями, поверхностен, автор не всегда справляется с задачей обогатить изображаемое сопоставлениями. Не всегда удовлетворителен язык этого жанра - подчас наблюдается подчиненность очеркиста языку протоколов и резолюций, в результате чего изображаемое живое явление обесцвечивается. Но советская литература имеет и образцы очеркового творчества (очерки таких писателей, как М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, М. С. Шагинян и др.).

     Являясь одним из жанров советской литературы очерк, как и вся советская литератуpa в целом, своими особыми средствами — показом характерных явлений, типических изменений психики людей — решает задачу создания стиля социалистического реализма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Сложная внутренняя и международная обстановка, в которой оказалась Советская  Россия в период перехода к мирному  хозяйственному строительству, к новой экономической политике, выдвинула перед прессой задачи, решение которых требовало новых подходов. Однако ее активные действия сдерживались рядом причин, возникших и в предшествовавшие годы, и в связи с переходом к нэпу. Суровые экономические условия нэпа, либерализация жизни советского общества еще больше усугубили положение печати. На состоянии прессы сказывался низкий профессиональный уровень журналистов, слабая материально-техническая база и ряд других причин. На базе этих предпосылок возник кризис печати. Многообразие форм его проявления требовало комплексных мер для преодоления тех трудностей, в которых оказалась пресса.

     В первое десятилетие Советской власти отечественная журналистика претерпела серьезные структурные изменения. Вступив в Октябрьскую революцию как многопартийная система, она в годы гражданской войны обретает однопартийность. Либерализация советского режима, вызванная нэпом, стала серьезным испытанием для однопартийной журналистики. Преодолев кризис, она складывалась в многонациональную дифференцированную систему средств массовой информации. Краткосрочность периода либерализации жизни общества способствовала тому, что господствующей становится тоталитарная идеология, что советская журналистика все увереннее стала вписываться в складывавшуюся административно-командную систему. И все же главное место в этом процессе занимала политика партии.

     Значение новой экономической политики нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, ее воздействие на экономику страны было благоприятным. В 20-е годы удалось восстановить народное хозяйство, находившиеся после войны в разрушенном состоянии, и даже в какой-то мере превзойти довоенный уровень. Успехи в возрождении сельского хозяйства позволили накормить население страны и увеличить прирост промышленной продукции. За 1924-1928 гг. практически удалось восстановить промышленность. Благодаря успешно проведенной денежной реформе, удалось перейти к твердой национальной валюте. Материальное благополучие страны возросло.

     С другой стороны, осуществление нэпа проходило трудно и сопровождалось целым рядом негативных моментов. Успехи в восстановлении сельскохозяйственного производства  и явное отставание темпов возрождения промышленности вели нэп через полосу экономических кризисов.  В деревни произошел социальный и имущественный раскол населения, что привело к росту напряженности между двумя полюсами. В городе увеличивалось число безработных. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине 20-х годов в связи с активным финансированием тяжелой промышленности было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция. Все это подрывало финансово-кредитную систему страны.

     Однако  главное противоречие, которое привело  к краху новой экономической  политики, было не в сфере экономики, а между экономической и политической системой, рассчитанной на использовании административно-командных методах управления. Это противоречие стало непримиримым к концу 20-х годов, и политическая система разрешила его путем свертывания нэпа.

В ходе работы была рассмотрена общественно-политическая ситуация в стране в период нэп, сущность и значение новой экономической политики советской власти, системы советских СМИ и становления однопартийной  печати. Были выявлены особенности развития советской журналистики  в период нэп, также были рассмотрены особенности советского фельетона.

В процессе написания данной работы была достигнута главная цель: изучение преобразований печати  в годы новой экономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 

                          

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Керов В. В. История России. М., 2003.
  2. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000). М., 2002.
  3. Овсепян Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. М., 2001.
  4. О культе личности и его последствиях. Доклад первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н. С. ХХ съезду КПСС //Известия ЦК КПСС. 1989. №3.
  5. Стровский.  Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода. Екатеринбург, 1988.
  6. Махонина С.Я. История русской журналистики начала 20 века // 2004
  7. Жирков Г.В. Журналистика русского зарубежья 19-20 веков // 2004
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

И. Ильф и Евгений  Петров

    В ЗОЛОТОМ ПЕРЕПЛЕТЕ 

 Когда   по  радио  передавали  "Прекрасную   Елену",   бархатный   голос

руководителя  музыкальных трансляций сообщил:

     - Внимание, товарищи, передаем список действующих лиц:

     1. Елена - женщина, под прекрасной  внешностью которой скрывается  полная

душевная опустошенность.

     2. Менелай - под внешностью царя  искусно скрывающий  дряблые   инстинкты

мелкого собственника и крупного феодала.

     3. Парис - под личиной красавца скрывающий свою шкурную сущность.

     4. Агамемнон - под внешностью героя  скрывающий свою трусость.

     5. Три богини - глупый миф.

     6. Аяксы - два брата-ренегата.

     Удивительный  это был список действующих  лиц. Все  что-то  скрывали  под

своей внешностью.

     Радиослушатели  насторожились.  А  руководитель  музыкальных  трансляций

продолжал:

     - Музыка оперетты написана Оффенбахом, который  под  никому  не  нужной

внешней мелодичностью  пытается  скрыть  полную  душевную опустошенность  и

хищные инстинкты  крупного собственника и мелкого  феодала.

     Распаленные  радиослушатели уже готовы были  броситься  с  дрекольем   на

всех этих лицемеров, чуть было не просочившихся в советское  радиовещание,  а заодно выразить  свою  благодарность  руководителю  музыкальных  трансляций,

столь своевременно разоблачившему менелаев, парисов и  аяксов, когда  тот  же

бархатный голос  возвестил:

     - Итак, слушайте оперетту "Прекрасная  Елена". Через две-три минуты  зал

будет включен  без предупреждения.

     И  действительно, через две-три   минуты  зал  был  включен   без  всякого

предупреждения. И послышалась музыка, судя по вступительному слову диктора:

     а)  никому не нужная,

     б)  душевно опустошенная,

     в)  что-то скрывающая.

     Удивлению простодушного радиолюбителя не было конца.

     Вообще  трудно приходится потребителю  художественных ценностей.

     Когда  от радио он переходит к  книге, то и здесь ждут его   неприятности.

Налюбовавшись досыта цветной суперобложкой, золотым  переплетом  и  надписью

"Памятники  театрального и общественного  быта - мемуары пехотного капитана  и

актера-любителя А. М. Сноп-Ненемецкого", читатель открывает  книгу и сразу же

сталкивается  с большим предисловием.

     Здесь  он узнает, что А. М. Сноп-Ненемецкий;

     а) никогда не отличался глубиной таланта;

     б)  постоянно скользил по поверхности;

     в)  мемуары  написал  неряшливые,  глупые  и  весьма  подозрительные  по

вранью;

     г)  мемуары написал  не  он,  Сноп-Ненемецкий,  а  бездарный   журналист,

мракобес и жулик Танталлов;

     д)  что самое существование Сноп-Ненемецкого  вызывает  сомнение  (может,

такого Снопа  никогда и не существовало) и

     е)  что книга тем не менее представляет  крупный интерес, так как ярко  и

выпукло рисует нравы дореволюционного  актерского  мещанства,  колеблющегося

между крупным  феодализмом и мелким собственничеством.

     Вслед  за этим идет изящная гравюра  на  пальмовом  дереве,  изображающая

двух целующихся кентавров, а за кентаврами следует  восемьсот страниц текста,

подозрительных по вранью, но тем не менее что-то ярко рисующих.

     Читатель  растерянно отодвигает книгу  и бормочет:

     -  Говорили,  говорили  и  -  на  тебе  -  опять   включили   зал   без

предупреждения!

     Постепенно  образовалась особая каста   сочинителей  предисловий,  покуда

еще не оформленная  в профессиональный союз, но выработавшая два  стандартных

ордера.

     По  первому ордеру произведение  хулится по возможности с пеной  на губах,

а в постскриптуме  книжка рекомендуется вниманию советского читателя.

     По второму ордеру автора театральных или каких-либо иных мемуаров грубо

гримируют марксистом  и,  подведя  таким  образом  идеологическую  базу  под

Информация о работе Новая экономическая политика В.И.Ленина и ее влияние на журналистику