Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:16, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается развитие отечественной журналистики в период новой экономической политики.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................4
I. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ СМИ В ПЕРИОД КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГОДОВ……………….………........
1.1.Общественно-политическая ситуация в стране после гражданской войны………………………………………………………………………..….……6
1.2.Характеристика советской журналистики периода нэп и в условиях становления однопартийной печати…………………………….........................10
II. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО РЕЖИМА………………………………….
2.1. Ведущие темы на страницах газет в условиях укрепления монополии партии большевиков………………………………………………. ……………..14
2.2. Развитие советского фельетона и очерка в период нэп ………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……...............................................................................25
ПРИЛОЖЕНИЕ №1...…………………………………………………….…...…..26
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ……………………………………………………….…...…27
ПРИЛОЖЕНИЕ №3...…………………………………………………….……….28
II.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ
СОВЕТСКОГО РЕЖИМА
2.1. Ведущие темы на страницах газет в условиях укрепления монополии партии большевиков
Ленинская идея новой экономической политики встретила резко отрицательное отношение со стороны большинства его соратников. Среди членов партии и значительной части партийных журналистов она рассматривалась как забвение революционных идеалов. И все же в печати день за днем раздавалось все больше трезвых голосов. "Правда", разъясняя значение замены продразверстки натуральным налогом, подчеркивала, что нэп создает условия для восстановления разрушенного войной народного хозяйства, для перехода к новым отношениям в обществе.
В феврале 1921 г. вышла газета "Труд". Будучи ежедневным центральным органом профсоюзов страны, она выпускалась для рабочих и была их голосом. На первый план в деятельности советской журналистики весной 1921 г. выдвигались вопросы организации пропаганды новой экономической политики среди широких масс рабочих и крестьян. Но в большинстве своем такого рода выступления носили декларативный характер. Здесь не было определенной продуманности проблематики, знания процессов, происходивших в хозяйственной жизни. Одним словом, партийно-советская печать еще не перестроилась в соответствии с новыми условиями. Над ней довлел пропагандистский характер, тон, присущий ей в годы гражданской войны.
Активные действия печати сдерживались рядом причин, возникших в предшествовавшие годы. Стремительный количественный рост советской прессы в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции породил и серьезные недостатки, особенно на местах, которые привели к заметным упущениям в работе прессы. Они выражались в крайне низком уровне изданий, объяснимых в военное время, но неприемлемом в мирное. Это снижало интерес к советской журналистике, роняло ее авторитет в читательской среде, сдерживало влияние на массы. На состоянии печати пагубно сказывалась разруха, охватившая страну. Материальные трудности не позволяли заняться подготовкой журналистских кадров, улучшением технической базы газетно-журнального производства.
Во второй половине 1922 г. печать оказалась в состоянии кризиса. Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы, ее полиграфическую и техническую оснащенность. Кроме того, сказались как недостаток журналистских кадров, так и плохая профессиональная их подготовленность. Подавляющая часть журналистов советской прессы не смогла найти те главные темы, которые возникли в связи с нэпом, не смогла быстро перестроиться, она по-прежнему увлекалась славословием, повторением давно известных положений и оказалась оторванной от реальной жизни. Такой крутой поворот в политике партии привел к тому, что многие, не поняв сути нэпа, впали в панику, растерялись.
Далеко не все издания советской прессы сумели противостоять тем условиям, которые предъявил печати нэп. Это наглядно проявилось после перевода периодических органов на хозрасчет, самоокупаемость, существование на средства от подписки. После принятия декрета "О введении платности газет" в конце 1921 г. количество газет стало катастрофически сокращаться. В январе 1922 г. в РСФСР выходило 803 газеты, в марте — 382, а в мае — 330, в июле — только 313. К августу общий тираж периодической печати сократился наполовину.
На ухудшении состояния советской печати сказалось и некоторое оживление частного предпринимательства, приведшего к возникновению значительного количества "издательских объединений. В течение первого года нэпа в Москве было зарегистрировано 220, а в Петрограде — 99 частных издательств. Они наводнили книжный рынок продукцией, рассчитанной на нэпманов, деловых людей, рядового обывателя. Нэпманская стихия проникала в советскую прессу под разными обличиями: то в виде рекламных объявлений, набранных гигантскими буквами, то в виде сообщений о "вечерах обнаженного тела", то в виде низкопробных карикатур и острот.
В июле 1921 г. за границей — в Праге — русские эмигранты издали сборник "Смена вех", а затем под таким же названием стал выходить журнал. Позиция его была далеко не однозначной. Но совершенно четко просматривалась его лояльность к Советской власти. Он не призывал к свержению существовавшего в России строя, не вел контрреволюционной пропаганды. Напротив, на его страницах то и дело мелькали фразы о "признании революции", о "мире с народом". Вместе с тем журнал последовательно проводил линию на "деидеологизацию" советского общества, видя в частнособственническом предпринимательстве своего союзника. "Смена вех" декларировала возможность преодоления большевистской революции изнутри.
Русское зарубежье имело в 20-е гг. многообразную газетно-журнальную периодику. В ней представлено все богатство далеко еще не изученного отечественного публицистического наследия. Если его классифицировать по отношению к событиям, происходившим в Советской России, то четко просматриваются три основных направления.
Первое может быть охарактеризовано как консервативное. Его выражали печатные органы монархистов: "Двуглавый орел", "Грядущая Россия" и др. Выразителями политической и культурной национальной мысли стали П. Струве[27] и его журнал "Русская мысль", а также выходившая в Париже ежедневная газета "Возрождение".
Второе — умеренное — направление выражало идейные, программные и тактические установки П. Милюкова, призывавшего извлечь уроки из поражения белых армий. Представители умеренного направления были сторонниками объединения левых кадетов с правыми эсерами. Платформу умеренного крыла русской эмиграции выражали ежедневная газета "Последние новости" и еженедельник "Дни".
Третье — лояльное — направление, одним из идеологов которого был Н. Устрялов. Это направление выражала система сменовеховской журналистики: ежедневные газеты "Новости жизни", "Новый путь", "Путь" и центральные издания — журнал "Смена вех" и газета "Накануне". Некоторые из них получили распространение в РСФСР.
Особое место в журналистике русского зарубежья занимают демократические издания. Речь идет о ежедневной газете И. Гессена и В. Набокова "Руль", журнале Вл. Бурцева "Общее дело". Главными для них стали тема родины, России и самое терпимое отношение к тому, что там происходит.
Что касается изданий социалистических партий, главным образом меньшевистской и эсеровской периодики — журнала "Заря", газет "Знамя борьбы", "Революционная Россия", "Социалистический вестник", то их главной темой была борьба с большевистским наследием.
К апрелю 1923 г. положение печати несколько стабилизировалось. В стране к этому времени выходило около 530 газет, разовый тираж которых составил около 2 млн. экз. Кризис остался позади, более того, обозначился рост печати. Так, создается газета "Батрак" — для деревенского пролетариата, в 1922 г. вышла "Рабочая газета". Это был массовый орган, рассчитанный на широкую рабочую читательскую аудиторию. "Рабочая газета" несколько месяцев выходила под названием "Рабочий". Газета полностью отражала свое название. Ведущее место в ней, как и в "Коммунаре" и "Труде", занимали материалы отделов "Рабочая жизнь", "Рабочий быт" и другие, отражавшие вопросы, волновавшие трудовые коллективы.
Создавая массовую всероссийскую рабочую периодику, редакции делали все от них зависящее, чтобы получить самую активную поддержку читателей-рабочих. Для укрепления связей с ними была учреждена специальная редакция, в состав которой вошли избранные на общегородских собраниях представители от крупных промышленных предприятий. О росте популярности газеты можно судить по редакционной почте: ежедневно она приносила 400—500 читательских писем. Найдя своего читателя и повседневно укрепляя с ним связи, редакция "Рабочей газеты" проводила собрания и конференции с отчетами о своей работе, печатала "Задания читателям", публиковала критические высказывания в адрес газеты. Заметно способствовали притоку читателей и проводимые редакцией анкетирования.
Заинтересованная в расширении связей с рабочей средой редакция "Рабочей газеты" наладила выпуск многих журналов как приложений к газете. В их числе "Крокодил", "Работница", ежемесячный научно-популярный журнал "Хочу все знать", ежемесячный детский журнал "Мурзилка", еженедельный иллюстрированный журнал "Экран", "Листок рабкора" и др.
Большой
популярностью среди
2.2. Развитие советского фельетона и очерка в период НЭП
После
Великой Октябрьской
Советский фельетон не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую, социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи.
Советский фельетон крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанные партийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретные факты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в фельетоне публицистического и художественного элементов. В.В. Маяковский дал блестящие образцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного фельетона.
Победа
социализма, невиданные в мире успехи
социалистического
Первые фельетоны Ильи Ильфа (псевдоним Ильи Файзильберга) появились в "Гудке" в 1923 г. Они носили целенаправленный характер и подвергали осмеянию всякие безрассудные действия и различного рода бюрократические проявления. Лаконичные заголовки — "Банкир-бузотер", "Новый дворец", "Диспуты украшают жизнь" и т. д., отражающие суть проблемы, сравнения, точные и неожиданные эпитеты, сопоставления позволяли автору полностью выразить в избранном им жанре свою сатирическую мысль.
Острый комический сюжет, остроумное осмеяние порока были характерны для фельетонов "Сатирика Саббакина" и "Оливера Твиста" (псевдонимы Валентина Катаева). Евгений Петров (псевдоним Евгения Катаева) избрал предметом сатиры мещанство, человеческие пороки ("День мадам Белополянкиной", "Энтузиаст", "Его авторитет" и др.), самые нелепые случаи жизни, вызывавшие своей абсурдностью смех у читателя: "Гусь и украденные доски", "Беспокойная ночь" и т.д.
Четвертая полоса "Гудка" заложила фундамент школы советского фельетона, стала колыбелью сатирического таланта многих выдающихся писателей и публицистов страны.
Очерк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния "среды" (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы "нравоописательные"; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
В условиях пролетарской диктатуры и строительства социализма развитие очерка приобретает ряд существенных особенностей. Прежде всего богатство практической деятельности пролетариата, освоение новых участков действительности, перестройка отношений людей друг к другу, к труду обусловили расширение тематики очеркового творчества: Советский очерк начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Дм. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения — таково главное направление советского очерка этого периода. Толчок в своем развитии получает очерк в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный очерк, посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, собиранию кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, очерк многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Так например мелкобуржуазная группа писателей «Леф» выдвинула ряд очеркистов, давших образцы очеркового творчества, в которых господствовало объективистское изображение, демонстрация вещей, хозяйственных процессов или утверждалось голое делячество. Индустриальные натюрморты давал Б. Кушнер. Практицизм, оперативность, передача организационно-деловой стороны процесса преобладали в очерках С. Третьякова. Эта установка очеркистов «Леф» на передачу фактов самих по себе сочеталась с игнорированием явлений классовой борьбы, с неуменьем показать человека, с приглушением своего авторского отношения к действительности. В дальнейшем развитии советского очерка узость творческой практики и теории очеркистов-лефовцев особенно становится ясной. Плеяда пролетарских очеркистов поставила темой творчества производство, строительство новых отношений в деревне. В очерках Вл. Ставского, Жиги и др. пролетарских очеркистов факты действительности подвергались обобщению, типизации, вскрывалось всемирно-историческое значение наблюденных примеров. Воздействие на читателя достигалось не только подбором красноречивых самих по себе явлений, но и партийностью освещения их. Значительную роль в развитии советского очерка сыграла группа очеркистов «Комсомольской правды» — Б. Галин (кн. очерков «Переход»), Г. Киш («Исповедь молодого инженера»), З. Чаган («Сегодня»), Я. Ильин («Жители фабричного двора»). Заслуга этих очеркистов состоит в том, что в своем творчестве они поставили проблемы социалистической организации труда; обладая публицистич. темпераментом, они подняли на принципиальную высоту злободневные факты, хотя и не избежали излишней патетичности и некоторой стилизации их изображения.
Информация о работе Новая экономическая политика В.И.Ленина и ее влияние на журналистику