Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:07, курсовая работа
В настоящее время специалисты в области криминологии, детской и подростковой психологии, физиологии, сексологии отмечают всплеск среди детей и подростков «аморального поведения, проституции, суицида, ранней сексуализации, агрессивности, разрушения сложившихся в обществе стереотипов нормотипичного поведения, совершения традиционно табуированных, запрещенных поступков»2. Наблюдается также общее снижение духовного, культурного, интеллектуального уровня развития подрастающего поколения.
Введение……………………………………………………...с. 3-5
Глава 1. «Раніца» и мораль: теория и практика……………с. 6-14
Глава 2. «Раніца» и мораль: как это работает……………...с. 15-20
Заключение…………………………………………………...с. 21-23
Библиография………………………………………………...с. 24-25
Нелли Ксеневич – незаменимый специалист газеты и в вопросах, касающихся счастья, любви и дружбы. Так, журналистка делится с читателями своими личными наблюдениями, своим личным опытом. На протяжении нескольких месяцев Нелли Ильинична рассказывает подросткам о том, что такое счастье: «...может ли человек быть счастлив? Вся сложность вопроса в том, что человек не поверит в счастье, пока оно к нему не придет. Счастье может быть мгновенным, может быть продолжительным, трудным...Счастье для всех людей различно (индивидуально)...» (рубрика «Духовность»).
О любви и дружбе газета пишет много. Существует даже специальная рубрика «Эхо любви», посвященная этим вопросам и проблемам. "Раніцу" прежде всего волнует нравственный аспект в вопросах любви и дружбы. Газета нередко поднимает серьезные темы в своих публикациях, касающиеся ранней сексуализации тинэйджеров, подростковых суицидов, совершаемых из-за неразделенной любви, ранних браков среди молодежи и т.д.
"Раніца"
не читает нотаций, не
Но иногда «героями» публикаций становятся не люди, а абстрактные понятия, такие как взаимопомощь, откровенность, доверие, солидарность, верность, альтруизм. "Раніце" не чужды философские рассуждения, пусть и предложенные аудитории в виде сказок, легенд, притч. Так, газета рассказала читателям о моральной ответственности, поместив на своих страницах притчу о старательном дворнике: «Он честно собирал хворост. Ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: что хворост шел на костры инквизиции» (Катерина Безматерных, «Разговор на вечную тему»; № 40, 8 октября 2005 г.). Конечно, подросткам не всегда удается раскрыть смысл философской притчи или сказки, поэтому журналист старается разъяснить аудитории, о чем идет речь. Например, Катя Безматерных делает это следующим образом: «...человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло...ведь иначе мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла...».
В
разное время появлялись в "Раніце"
небольшие сказки о добре и
зле, стихи о дружбе и любви, легенды
о зависти, долге, чести, совести.
Всего просто не перечислить. Как видим,
очертить круг моральной проблематики,
на которой газета акцентирует свое внимание,
нелегко. "Раніца" пишет обо всем,
что так или иначе имеет отношение к морали,
нравственности, этике. Прежде всего, газета
стремиться познакомить тинэйджеров с
основными категориями и понятиями этики,
пояснить, если возникает такая необходимость,
некоторые моральные требования и представления.
"Раніца" способствует формированию
у подростков их собственной системы моральных
ценностей и ориентиров. И пусть знания,
которые газета дает о морали, - всего лишь
семена, саженцы, зародыши (назвать это
можно как угодно), они все равно обязательно
окрепнут, нальются силой и вырастут в
нечто большее. Может, это и будет «новая
мораль»?
"Раніца"
и мораль: как это
работает.
Российские
психологи и исследователи
Действительно,
"Раніце" сегодня нелегко. Она
не соответствует модным параметрам.
И если сегодня весь медиа-рынок
стремится к идеальным
Итак, в газете высокий количественный показатель публикаций, касающихся моральной проблематики. В качественном отношении они также не переживают упадок. Это материалы, которые в первую очередь предназначены для подростков, т.е. они соответствуют их возрастно-психологическим потребностям. Журналисты в своих материалах опускают жестокости, не встретишь на страницах "Раніцы" грубости и пошлости. Публикации не перегружены терминологией. А это очень важно, ведь материал прежде всего должен заинтересовать читателя своим живым, выразительным, а главное – понятным языком. Журналисты "Раніцы" излагают просто и доступно.
Специфика публикаций на моральную проблематику заключается в том, что газета волей-неволей начинает поучать своего читателя. Случается, "Раніца" грешит этим, но в большинстве случаев журналисты стараются ничего не навязывать молодежной аудитории. Хорошо известно, переходный возраст характеризуется тем, что подростки отрицают общепринятые нормы поведения, не воспринимают всерьез сложившиеся в обществе устои, всему и всем перечат, противостоят большинству и не верят никому. Вот почему газета стремится к снижению степени морализаторства. Читатель должен доверять. А как подросток верить в то, о чем говорят многие, но что не подтверждено никакими доказательствами? Журналисты "Раніцы" все проверяют на себе, становясь при этом на одну ступеньку с читателем. Тем самым, между газетой и ее аудиторией складываются дружеские доверительные отношения.
Но
о степени доверительности
Подростки
хотят и умеют говорить. Они
отлично дискуссируют. Тинэйджеров
волнует моральная
Не менее популярна и обсуждаема подростками тема патриотизма. Патриотическое воспитание молодежи – в числе главных приоритетов нашей республики. Газета, являясь государственным изданием, поддерживает эту политику. И нужно отметить, "Раніца" не всегда находит поддержку со стороны своих читателей. Многие подростки сегодня готовы покинуть Беларусь в поисках новой «родины». В газету приходят письма, где ребята жалуются на то, что иногда их свободное от занятий время учителя «забирают» под урок патриотического воспитания. Молодежь недовольна. Это, пожалуй, единственный случай, когда газета пытается навязать читателю свою точку зрения. Совсем неорганично, неестественно для "Раніцы" то, что журналисты почти насильно «заставляют» подростков полюбить родину. Вполне закономерна реакция подростковой аудитории: тинэйджеры, привыкшие делать все наперекор взрослым, выступают против таких требований морали. В материале «От бомжей к бомжам» (№ 32, 11 августа 2005 г.) обращается к читателям с вопросом: «Почему сегодня для вас так трудно быть патриотами?». Реакция подростков была мгновенной. В следующем номере молодежь попыталась оправдать себя. В своих письмах подростки, все как один, пришли к выводу: это нормальное явление – быть патриотом своей страны, находясь вне ее государственных границ. По их мнению, любовь к родине не обязывает человека непосредственно участвовать в ее жизни. Правы подростки или нет, покажет время. С возрастом, говорят, человек пересматривает свою систему ценностей и идеалов. Так, вчерашнее сегодня кажется смешным, а завтра о нем вообще никто не вспомнит…
Читательница "Раніцы" Надя Бас это понимает. Надя в своей заметке «Пацаны по вызову» (№ 42, 20 октября 2005 г.) рассуждает о нынешних этических ценностях подрастающего поколения: «…что сейчас смотрит каждый четвероклашка? «Дом-2». Что читает восьмиклассник? «Plаyboy». И все знают символом чего является кролик. Об очередном секс-символе на каждом телеканале в нескольких передачах рассказывают, а вот если человек звезду открыл – скороговоркой в сводке новостей… Если ты сегодня не куришь и не пьешь, то в крутую тусовку тебя не возьмут. Авторитет парня измеряется количеством женских имен в его «послужном списке». Именно по таким читательским письмам и можно судить об эффективности морально-этического воспитания подростковой аудитории издания. Результаты работы «Раніцы» в этом направлении налицо. Газета изначально ставила перед собой цель – воспитать своего читателя как самодостаточную и гармоничную личность. Теперь она может гордиться своими маленькими победами и успехами. Ведь ее потенциальный читатель обладает своим собственным мировоззрением. Он всегда имеет личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить. Он самостоятельно принимает решение, ну и, конечно, до конца отвечает за свои действия. “Раніца” научила подростков простой истине: ”быть личностью – значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину” (“Как становятся эгоистами”, № 42, 20 октября 2005 г.) Читатель газеты духовно богат. А богатство духовной культуры дает ему практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям, условиям жизни. Естественн, “Раніце” небезоазлично, какой выбор сделает подросток, именно поэтому газета ориентирована на совершенствование его духовного мира через внутреннее побуждение, а не внешнее принуждение. Как итог, ребята делают правильный выбор. Вот примеры того, как они рассуждают : “Нужно лирелигиоведение в школе? Большинство из вас ответят “нет”, но не спешите открещиваться. Ведь что прежде всего проповедует религия? Любовь. Так неужели вы не хотите научиться любить?”; “Молодость – время любви. Но не торопитесь окунаться в секс… Когда маме 13, а папе 15 лет, любовь уходит. Остается только проблема – кричащий младенец”; “Сегодня уже никого не удивит детсадовский малыш, который в каждую фразу вставляет крепкое словцо. Мало кого возмутит курящая девушка или пьяный подросток. Мы привыкаем изакрываем глаза… И кто выдумал этот шаблонный тип подростка, но которого и стараются быть похожи наши дети?..” и т.д.
Как видим, “Раніца” воспитываетдостойных людей. Уже в юности они понимают, что должны учиться думать своим умом, привыкать быть независимыми, самостоятельными, инициативными. Конечно, этого мало, чтобы быть полноценной личностью. Ведь личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Личность основывается на морали. И нет другого пути для того, чтобы стать личностью. Благо, журналисты “Раніцы” это осознают и не делают ставки на моду вместо морали.
Информация о работе Моральная проблематика на страницах республиканских молодежных изданий