Моральная проблематика на страницах республиканских молодежных изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время специалисты в области криминологии, детской и подростковой психологии, физиологии, сексологии отмечают всплеск среди детей и подростков «аморального поведения, проституции, суицида, ранней сексуализации, агрессивности, разрушения сложившихся в обществе стереотипов нормотипичного поведения, совершения традиционно табуированных, запрещенных поступков»2. Наблюдается также общее снижение духовного, культурного, интеллектуального уровня развития подрастающего поколения.

Оглавление

Введение……………………………………………………...с. 3-5
Глава 1. «Раніца» и мораль: теория и практика……………с. 6-14
Глава 2. «Раніца» и мораль: как это работает……………...с. 15-20
Заключение…………………………………………………...с. 21-23
Библиография………………………………………………...с. 24-25

Файлы: 1 файл

МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА СТРАНИЦАХ МОЛОДЕЖНЫХ ГАЗЕТ.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Белорусский государственный университет

Факультет журналистики 
 

Кафедра литературно-

художественной  критики 

Моральная проблематика на страницах республиканских  молодежных изданий 

(на примере  газеты «Ранiца») 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Студентки 4 курса 

Минск

2006

Содержание 
 

Введение……………………………………………………...с. 3-5

Глава 1. «Раніца» и мораль: теория и практика……………с. 6-14

Глава 2. «Раніца» и мораль: как это работает……………...с. 15-20

Заключение…………………………………………………...с. 21-23

Библиография………………………………………………...с. 24-25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Проблема  выбора, формирования и определения  моральных ценностей и ориентиров во все времена и эпохи играла необычайно важную роль в жизни каждого  человека. И  по сей день люди размышляют над вопросами морали: о добре  и зле, о счастье и смысле человеческой жизни, о совести и чести, о достоинстве и благородстве, о добродетели и справедливости. Как и несколько тысячелетий назад, сегодня человек по-прежнему оценивает  происходящее с позиций морали. И вся  его жизнь строится все по тому же принципу – выбор между «да» и «нет». Человек постоянно сталкивается с проблемой морального выбора, в результате которого  формируются его собственные ориентиры и ценности.  Сама жизнь демонстрирует сегодня, что на формирование этих ценностей оказывает влияние культурно-исторический контекст социума. «В условиях белорусской действительности начала XXI века, когда прежняя социально-политическая система уже разрушена, а новая еще окончательно не сформировалась, человек и общество проходят через жернова жестоких духовных испытаний: моральные парадигмы, которые еще недавно были актуальными, потеряли свою значимость, а новые предлагаемые программы носят «ситуационный» характер и сменяют одна другую с невероятной скоростью»1. Как результат набирает силу социальный дискомфорт, апатия и отчаяние. Выход видится в том, чтобы «воспитать» новую мораль. Речь идет о преемственности прежних моральных идеалов и ценностей, об их адаптации в современном  мире и внедрении этих ценностей во все сферы человеческой жизнедеятельности путем принятия их подрастающим поколением.

     В настоящее время специалисты  в области криминологии, детской  и подростковой психологии, физиологии, сексологии отмечают всплеск среди  детей и подростков «аморального поведения, проституции, суицида, ранней сексуализации, агрессивности, разрушения сложившихся в обществе стереотипов нормотипичного поведения, совершения традиционно табуированных, запрещенных поступков»2. Наблюдается также общее снижение духовного, культурного, интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. В то же время психологи утверждают, что одним из важнейших источников социализации подростков являются средства массовой информации. «В то время, как большее внимание исследователи информационного рынка уделяют электронным СМИ, сотрудниками факультета психологии Московского государственного университета  в результате исследований получены сведения, что информацию, например, о сексе каждый третий ребенок получает из газет и журналов»3.

     Каким же образом белорусские молодежные СМИ влияют на современных тинэйджеров? Насколько качественная пресса предлагается этой аудитории? Соответствует ли она возрастно-психологическим потребностям юных читателей? Как она влияет на развитие личности подростка? Какие материалы на моральную проблематику предлагают молодежные СМИ Беларуси на своих страницах? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к такому молодежному изданию как "Раніца". Газета издается с октября 1929 года. До ноября 1993 выходила под названием «Пiянер Беларусi». На протяжении семи десятков лет "Раніца" была одновременно наставником и другом белорусских детей и подростков.

     Приступая к анализу газеты "Раніца", я  начинаю свое небольшое исследование на тему «Моральная проблематика на страницах  республиканских молодежных изданий». Цели и задачи моей работы заключаются в том, чтобы:

  • Очертить круг моральной проблематики, на которой газета акцентирует внимание;
  • Оценить качество предлагаемых материалов на моральную проблематику по следующим критериям:
    1. Доступность изложения материала для восприятия его подростками;
    2. Степень доверительности:
    3. Степень морализаторства;
    4. Наличие или отсутствие обратной связи с читателем по проблемной теме;
    5. актуальность предложенных тем.
  • Определить степень эффективности подобных материалов в процессе морально-этического воспитания молодежи.

         Таким образом, я ставлю перед собой  задачу не только проанализировать в  газете "Раніца" публикации по моральной  проблематике, но и выяснить, способна ли сегодня молодежная газета выполнять  функцию морального регулятора в  процессе образования и воспитания своих читателей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     "Раніца" и мораль: теория  и практика.

         Уже более десяти лет прошло с тех  пор, как исчезла одна из самых  великих стран мира – СССР. Уже  более десяти лет наши средства массовой информации находятся на пути к полной свободе печати, к демократии. А "Раніца" – тем более. Молодежь – это будущее нашей страны. Молодежь как-то быстрее и проворнее воспринимает изменения в нашем обществе, а потому заинтересовать ее и привлечь к себе – очень важная задача для любого издания. Но, чтобы решить эту задачу, нужно и самой газете успевать за трансформациями времени и, соответственно, за жизнью молодежи. Иначе, можно просто остаться в стороне от всего этого и исчезнуть совсем, как ненужное издание. "Раніца"  участвует в борьбе за место под солнцем наряду с другими   молодежными изданиями Беларуси. Надо отметить, что у газеты выработана своя тактика. Это ориентация на морально-этическое воспитание молодежи.

     Сегодня газеты «Знамя юности» и «Переходный  возраст» зачастую устраивают на своих страницах соревнования по публикации негатива. Нередко материалы, в которых журналисты смакуют жестокости и пошлости, не соответствуют возрастно-психологическим потребностям их читателей. Более того, на смену темам этики, морали, нравственности, культуры, творчества, профессионального выбора, которые способствуют формированию социальной идентичности детей и подростков, пришли частная жизнь шоу-звезд, секс, мода, косметика, развлечения. В молодежной печати наблюдается подмена понятия «мораль». Современный подросток запутался в том, что морально и нравственно, а что может повлечь за собой угрызения совести и наказание. "Раніца" в отличие от других молодежных газет, представленных на отечественном медиа-рынке, позиционирует себя как специалиста по вопросам этики. Моральная проблематика занимает центральное место в газете. И это правильно: вопрос «как жить?» был актуален для подрастающего поколения всегда. «Как жить», «в чем смысл жизни» - это нравственные искания тинэйджеров. Следует отметить, что эти каждодневные вопросы, над которыми рано или поздно задумывается каждый подросток, подсказывают журналистам новые темы для их публикаций, дают им прекрасную возможность написать что-то свежее и оригинальное о  морали и нравственности.

         Так что же такое мораль? Корреспондент газеты "Раніца" в материале «Полюса морального сумасшествия»  ( № 30, 28 июля   2005 г.) рассуждает о морали следующим образом: «Мораль, или этика, - это представление о нормах поведения. Она всегда были предметом споров. Кто-то совсем ее отрицает – это аморальность; кто-то навязывается с ней где не нужно – это морализаторсво, или резонерство, или ханжество; кто-то рассуждает про зависимость морали от возраста, образования, национального характера – это релятивистская концепция этики (не запоминайте это термин, от него уровень моральности не повысится)». Вот в такой доступной форме и с юмором Сергей Абрамович рассказывает подросткам о морали. Философы же определяют это понятие как «специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поступки и сознание человека в различных областях общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях»4. Согласно этому определению, мораль носит всепроникающий и всеобъемлющий характер, т.е. ни наука, ни культура, ни спорт, ни политика, ни право не могут и не должны строить свою стратегию вне моральных ценностей. Вот почему, наверное, в "Раніце" все материалы так или иначе затрагивают вопросы морали и нравственности.

         Моральные требования и представления в  нашей повседневной жизни можно  встретить в различных формах. Прежде всего, это:

  • Нормы поведения: «не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и т.д.;
  • Моральные качества: доброжелательность, мужество, толерантность, справедливость, мудрость и т.д.;
  • Нравственные принципы: эгоизм – альтруизм, индивидуализм – коллективизм и т.д.;
  • Морально-психологические механизмы самоконтроля личности: долг и совесть;
  • Высшие моральные ценности: счастье, смысл жизни, свобода.

         Журналисты "Раніцы"  воспитывают в своем  читателе прежде всего индивидуальность и личность, поэтому не оказывают  никакого давления на него путем публикации, например, ригористических наставлений  церкви на своих страницах.  Мораль, моральные требования не встречаются в газете в чистом виде. Что вполне естественно. "Раніца" не устанавливает для своих читателей никаких жестких рамок поведения. Такие постулаты как «не лги», «не убий» и другие находят свое отражение в простых житейских историях, которые публикует газета. Прочитав их, читатель сам для себя определит, что есть хорошо, а что – плохо. У историй всегда есть свои герои. Непридуманные, реальные. Это главное – не потерять доверие со стороны аудитории. В газете существует специальный клуб «Послушай меня», занимающийся подбором людей, которые впоследствии могут стать героями публикаций. Клуб «Послушай меня» также приглашает подростков к участию в дискуссиях. Подростки на страницах газеты высказывают свои мнения, соглашаются, выбирают, отрицают... И приходят к выводу. Он может быть, кстати, не всегда близким к тем требованиям, о которых заявляет мораль.   Но тинэйджеров никто не разубеждает в их «правоте». Газета просто наряду с рассуждениями  подростков публикует мнения оппонентов – журналистов, психологов, педагогов. У читателя всегда есть выбор: он может встать на позицию своих ровесников, а может прислушаться к тому, что говорят более мудрые люди. Именно в такой работе над собой газета и видит какой-то смысл. Это как в древнем поверье: на одном плече у человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя. Подросток оказывается в подобной ситуации: он сам выбирает для себя подходящее поведение. Газета всего лишь намекает на правильное решение проблемы. Подобный намек мы видим, к примеру, в дискуссии, развернувшейся на страницах "Раніцы", по проблеме живодерства: «Одна моя знакомая, большая защитница животных, жаловалась на то, что ей все время приходится иметь дело с людьми, которые издеваются над кошками и собаками. Я задала ей как-то вопрос:

    • А что ты чувствуешь по отношению к живодерам?
    • Как что? – спросила собеседница. – Да я их сама убить готова!

     Мысли об убийстве рождают убийство. Попробуйте пожалеть недочеловеков, которые пришли на этот свет без души и поэтому издеваются над животными » («Навстречу проблемам»; № 48, 1 декабря 2005 г.).

     Вообще, для "Раніцы" характерно то, что  она постоянно ставит своего читателя перед выбором. Моральным выбором. Все журналистские материалы, на мой взгляд, построены именно таким образом, чтобы  подросток сам определил для себя свою жизненную позицию. Так, прочитав материал о тюремных заключенных, раскаявшихся, но не принятых и отверженных обществом, читатель вряд ли встанет на преступную стезю. "Раніца" учит, что ситуация морального выбора  хотя и дает нам возможность «спрятаться» за общественные интересы, но не избавляет нас от суда совести. Читатель "Раніцы" знает, что жить по совести трудно, точнее трудно выдержать ее жесткий контроль, но поступать по совести  легко, и именно она помогает в трудный момент выбора не солгать самому себе, а поступить искренне, человечно.

     Воспитать настоящего человека для "Раніцы" – это значит показать ему настоящую  жизнь, это значит  научить его определять грань между добром и злом, это значит воспитать в нем моральные качества, научить жить по совести, по нравственным принципам. Как стать мужественным? Как стать честным и справедливым? Можно долго рассказывать о том, как воспитать в себе эти качества путем тренировок – хороших поступков. А можно, как это делает "Раніца", рассказать о людях, которые  в каком-то смысле являются моральным идеалом. «Моральный идеал – это все самое лучшее, что выработано моралью. Он служит высшим моральным образцом, на который ориентируются люди в своем стремлении к духовному совершенству»5. Так, газета довольно часто публикует материалы о людях, которые представляют сбой прямо-таки энциклопедический пример мужества, толерантности, справедливости и т.д. Снежана Скавинская, например, в материале «Хочу увидеть этот свет» (№ 45, 10 ноября 2005 г.) рассказывает о радио ди-джее, потерявшем зрение, но не желание жить: «Ди-джей в темных очках... Несмотря на свою немощь, парень не растерялся, не стал жаловаться на жизнь, а смог, от большинства из нас, отыскать смысл собственной жизни». Дети-инвалиды – главные герои публикаций, когда хочется показать и доказать то, что всем в этом мире движет любовь к жизни.

     А вопрос о смысле жизни является основным среди «вечных» вопросов, о которых ведется речь на страницах "Раніцы". «Вопросы морали – это философские вопросы. Они требуют постоянного размышления  и не имеют бесспорных и окончательных решений: мысль остановить нельзя. Не случайно их называют «вечными» вопросами»6. Они касаются смысла человеческой жизни, смерти и бессмертия человека, уникальности человека и возможности внеземных форм жизни и разума, надежды на будущее, перспектив человека, прогресса человечества. В юности чаще всего задумываются над тем: кто я? Каков я? Кем и каким мне быть? Вопрос «Кто я?» возникает не случайно. Сравнение себя, своих качеств с другими людьми позволяет сделать молодому человеку некоторые открытия внутри себя, увидеть свое внутреннее и внешнее «я». «Когда я думаю о себе, я порой ужасаюсь» или «Когда я думаю о себе, я горжусь собой»... Каждый человек может отыскать в себе в одно и то же время и хорошее, и плохое. "Раніца" помогает подросткам определиться. «На публике мы все носим маску, стараясь предстать перед окружающими в выгодном свете. Но не увлекайтесь обманом. Рано или поздно вам захочется «скинуть» маску, и важно, чтобы под ней оказался более-менее соответствующий выбранному образу человек. Это очень нелегкое дело – не быть собою»  (Александра Ксеневич, «А глаза все равно выдадут»; № 50, 15 декабря 2005 г.). И поверьте, подобных советов в "Раніце" – уйма. Ведь вопрос «Кто я?» подразумевает в юности  оценку не столько и не только имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить. Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодежь переходит к «поиску» себя в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель (этому в "Раніце" посвящена рубрика «Профориентация»). Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. «Я хочу быть счастливой. Это значит быть нужной.  Быть нужной – вот смысл жизни», «Жизнь как тетрадь... И меня туда не вписали», «...дайте мыло и веревку...Зачем мне жить без любви?», «Жить, чтобы...пить и курить... » и т.д. Подобных рассуждений о смысле жизни в "Раніце" хватает. И это понятно: вопрос этот очень непростой. У кого-то возникающий вопрос о смысле жизни свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, и такие подростки  рады поделиться своими открытиями с любимой газетой... А кто-то, наоборот, в растерянности, т.к. этот самый вопрос порождается неудовлетворенностью собой, нередко чувством одиночества. Тут на помощь приходит психолог "Раніцы" Нелли Ксеневич. Она в доступной форме объясняет подростку его проблему, старается не только выявить «болезнь», но и помочь ее вылечить. Способы, нужно отметить, у Нелли Ильиничны неординарные. Разобраться в себе, по мнению психолога, можно, сравнив себя с окружающими. И если вы кому-нибудь завидуете, то сделать это совсем просто. «Зависть нужна для того,  чтобы понять, чего мы хотим от жизни, и она подсказывает, что необходимо сделать, чтобы достичь желаемого...» («Реформируем школу завистников»; № 52, 29 декабря 2005 г.).

Информация о работе Моральная проблематика на страницах республиканских молодежных изданий