Как правило,
когда ты впервые садишься писать в редакцию, то
стремишься сообщить что-то важное и интересное, ты
хочешь проинформировать других людей о
событии,увиденном тобою. Ты пишешь заметку.
Заметка, информация — первая ласточка
газетных жанров. Она появилась в первой русской
газете «Ведомости», основаннойПетром
I. Короткие сообщения состояли из 10—20
строк.
Чем больше новой и оперативной информации в
газете или в журнале, тем интереснее и привлекательнее издание.
Юнкор обязан следить за газетой и журналом, с
которыми он дружит, и моментально откликаться
на их задания.
Заметка-отклик — боевой жанр и должна быть
всегда на вооружении помощников редакции.
Самое главное
для юнкора при составлении заметки,
информации — это отбор фактов. Нужно
отсеивать случайные, мелкие факты и выделять главные,
типичные, значительные. Еще нередко в редакцию поступают
заметки и информации, которые не могут быть
напечатанными из-за неряшливости в подборе фактов, о
которыхпытается рассказать юнкор.
Юнкор — тот же разведчик, разведчик жизни,
по крупице собирающий то новое, чем богаты
будни любого детского коллектива.
Юнкор, помни:
Заметка — один из жанров информации, самый
простой и доступный каждому начинающему
юнкору, в ней сообща-
ются общественно значимые факты, интересные не
только тебе самому, а миллионам читателей
пионерской прессы.
Заметка — действенная, боевая форма
пропаганды среди отрядов и дружин всего
нового, передового. Но не только об успехах сообщает
она, но честно и прямораскрывает имеющиеся
недостатки.
Заметка может рассказать о любом факте
жизни нашей страны, твоих зарубежных
сверстников, при помощи ее юнкоры откликаются на
все события внутреннейи международной
жизни.
И так, мы поняли, что заметка — основной
жанр стенной газеты. В ее основе всегда
какой-нибудьзлободневный факт из жизни школы. Ее
достоинство в остроте,меткости, краткости и
конкретном изложении факта. Там, где редактор
научил своих юнкоров требовательно относиться к
работе над заметкой и помещать только хорошо
написанные, содержательные заметки, газета
выходит интересной. Прежде чем описывать какое-либо событие,
юнкору всегда нужно определить, а какой будет
заметка: критической или заметкой на обсуждение; положительной
или информационной. У каждого вида этих
заметок есть свои особенности и отличия.
Критические заметки. Этот вид заметок
наиболее распространен в школьных стенных
газетах. Ребятам кажется, что в газете можно
только критиковать, и они охотно описывают в
своих заметках недостатки, но, как правило,
критикуют неумело, длинно, скучно.
Хочешь собрать для заметки материал и
полностью выяснить причины события, о
котором будешь писать, побывай там, где
произошло это событие, и посмотри на всесвоими
глазами.
Заметки на обсуждение. Этот вид заметок
встречается в школьных стенных газетах, к
сожалению, редко. А действенность и острота заметок на
обсуждение очень велика.
В них сильнее, чем в какой-либо другой
заметке, слышен голос коллектива. Если
в критических заметках с осуждением и раскрытием проступка
ученика выступает только один человек
— автор заметки, то во втором случае при
обсуждении поднятого вопроса могут высказывать
свои мнения 5—6 учеников и даже целые классы.А
сколько еще просто прочтут и поспорят вокруг
этой заметки! Конечно, все! Прочитав такую
заметку, каждый захочет высказать свое
суждение, дать ответ.
И пусть письменно ответят в газету не
все. Ведь самое главное в том, чтобы о заметке говорили
все ребята, чтобы она заставила их рассуждать по
поводу очень важного, предложенного редколлегией
вопроса.
Особенность заметок на обсуждение заключается в
предельной ясности и лаконичности поднятого
вопроса. Оттого, как этот вопрос будет
поставлен авторомна обсуждение, зависит и
все обсуждение. На точный, ясно поставленный
вопрос придут в редколлегию точные и ясные ответы,
— то желанное, ради чего редколлегияи
помещала свою заметку на обсуждение.
Положительные заметки. До сих пор многие
редакторы не ценят воспитательного значения
положительного примера. Юнкоры часто
разыскивают материалы только для критических
заметок и проходят мимо очень хороших и
поучительных положительных фактов, а ведь в
каждой школе десятки и сотни хороших учащихся.
Заметка в стенной газете о достойном ученике
— лучшее поощрение для него.
Информационные заметки. Ребятам всегда
хочется знать о делах своей школы, совета
школьного актива, о деятельности детских и
молодежных общественных объединений. Да
как же иначе? Ведь школа для них второй
дом; и едва ли найдутся такие ученики, которым было
бы неинтересно узнать обо всем новом,
чем живетих школа. Информационные за-
метки будят у читателя любознательность и
интерес к школе, к ее делам.
В библиотеку школы поступила художественная
литература. Стенная газета в первом же номере в
разделе «Нам сообщают» коротко пишет о
новинках литературы.
Или:
«В 6-м классе состоялась встреча с актером драматического
тетра Ивановым В. Г., который рассказал о
нелегком труде актера, о тех ролях, которые
ему приходилась играть на сцене театра.
После его выступления ребята из театра миниатюр
показали сценку из своего спектакля. Актер
похвалил ребят и дал несколько советовна
будущее».
«Хороший концерт подготовили для избирателей в
день выборов президента учащиеся из параллели 7-х
классов. Особенно зрителям понравилось
выступление клоунов-пародистов — братьев-близнецов
Виктора и Михаила Романчиков. Молодцы
ребята!».
Директор школы объявил благодарность
ученикам. В газете появляются несколько
строк.
«За отличные успехи, прилежание и отличную дисциплину
учащимся (перечисляются имена и фамилии учащихся и
класс, в котором они учатся) директор школы
объявил благодарность. Редколлегия желает
этим ребятам хороших успехов на будущее».
Мальчики (указываются фамилии и имена) из
9-го класса создали модель действующего
робота и завоевали на республиканской выставке
главный приз. Школьная стенная газета сразу
же помещает об этом заметку.
В информационной заметке редколлегия
ставит в известность читателей и о действенности своих
заметок. Вот одна из них:
Слова своего он не сдержал
«В прошлом номере стенной газеты Карасев
Дима обещал больше не грубить и не оскорблять учителя
истории, а
также извиниться перед ним. До сих пор он
своего слова не сдержал. Это не украшает будущего
мужчину».
И так обо всем новом, что происходит в
школе и может быть поучительным для ребят,
многие газеты пишут из номера в номер. Эти
заметки должны быть по размерамне больше приведенных.
Очень хорошо, если в них будет не только коротко
пересказан факт, а и увлекательно изложен.
Такие сообщения освежают газету, но переполнять ими
номера не стоит. Если газету выпускать
только из информационных заметок, газета
станет однообразнойи читателям эта форма
может скоро надоесть. О некоторых событиях из
жизни школы ребятам хочется узнать больше. На
важные темы редколлегия должна готовить
заметки уже не в виде информации, а шире, подробнее.
Смотрите так
же:
Виды
стенгазет
Какой
должна быть передовая |