Экранный образ тележурналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – оценочные критерии и способы формирования образа и его составляющих.
Цель работы – как можно более полно раскрыть составляющие образа тележурналиста, показать механизмы, с помощью которых происходит восприятие и оценка телеведущих зрителями.
В задачи исследования входит:
Описание, анализ и систематизация составляющих элементов образа тележурналиста.

Оглавление

Введение........................................................................................................2
Глава 1. Составляющие образа тележурналиста…………………………4
1.1. Форма образа: внешний вид в системе телеимиджа; речевое общение; невербальные элементы в формировании экранного образа……….4
1.2. Содержание образа. Профессиональные навыки и профессиональная этика как основные составляющие содержательного образа тележурналиста……………………………………………………………7
Глава 2. Анализ образа некоторых телеведущих………………………...9
2.1. Профессиональная этика - составляющая содержательного образа тележурналиста……………………………………………………………………9
2.2. Профессиональные навыки - средство выявления сущности телекоммуникации………………………………………………………………11
2.3. Внешний вид в знаковой системе теле имиджа…………………...13
2.4. Влияние стилевых разновидностей речевого общения на образ телеведущего……………………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

образ.docx

— 42.84 Кб (Скачать)

Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах  он действовал в соответствии со своим  нравственным сознанием.

Характер профессии требует, чтобы  журналист способствовал общедоступности  информации и участию общественности в работе средств массовой информации. Это предполагает обязанность исправления  ошибки и право на ответ».

Помимо этого существует ещё  и Хартия Телерадиовещателей России, подписанная ведущими телекомпаниями. Она, в частности, провозглашает:

«Отказ от демонстрации либо описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия. Отказ от излишне  сенсационной подачи материалов об открытиях  и достижениях в области медицины, способных вызвать у телезрителей и радиослушателей неоправданные  опасения или надежды. Кроме того, провозглашается стремление к чистоте, правильности и образности русского языка в телерадиоэфире, отказ от неоправданного, примитивно-подражательного заимствования иностранных слов, употребления ненормативной лексики, сленговых и жаргонных выражений.

Кодекс профессиональной этики  российского журналиста также гласит:

«Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности  которой он убежден и источник которой ему хорошо известен, Он прилагает все силы к тому, чтобы  избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно  значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. Журналист  обязан уважать просьбу интервьюируемых  им лиц не разглашать официально их высказывания. Журналист уважает  честь и достоинство людей, которые  становятся объектами его профессионального  внимания. Он воздерживается от любых  пренебрежительных намеков или  комментариев в отношении физического  недостатка или болезни человека. Журналист обязан избегать употребления оскорбительных выражений, способных  нанести вред моральному и физическому  здоровью людей».

Хартия Телерадиовещателей имеет раздел «Защита прав и законных интересов граждан и организаций, общественного здоровья и нравственности», озвучивающий следующие принципы: «Уважение и соблюдение неприкосновенности частной жизни. Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица, включая аудиозапись, фото и видеосъемку на частной территории, без его согласия не допускаются».

То есть, профессиональная мораль – это сочетание общественного и индивидуального. «Каждый журналист должен подчиняться как законам, так и нормам, чтобы соответствовать тому образу, который считается обществом профессионально необходимым для данного вида деятельности». Ссылка!

На сегодняшний день, руководство  телевизионных каналов стало  все чаще пренебрегать провозглашенными принципами в погоне за высокими рейтингами. Вследствие этого, имидж некоторых  тележурналистов в глазах зрителей приобретает отрицательную оценку.

2.2. Профессиональные навыки - средство  выявления сущности телекоммуникации

Работа тележурналиста обусловлена  заданием редакции и его личностными  качествами – миропониманием, вкусом, предпочтениями, профессиональной интуицией  и мастерством. «Журналист-ведущий  получил право «свое суждение иметь», обрел утраченную некогда  личностную определенность, собственное  «Я». Именно «клан ведущих» определяет сегодня социальный, интеллектуальный, нравственный и, в известной мере, эстетический облик.» Ссылка!!!

В эталонном облике телеведущего исследователь  Борецкий Р.А. объединяет три слагаемых: природные данные (быстрый и гибкий ум, обаяние, характер и темперамент); компетентность и эрудиция; высокий уровень профессиональной техники, от умения работать на камеры до живого и заинтересованного разговора с собеседником, и подчеркивает огромную политическую и нравственную ответственность телеведущего: «Он «делает» канал, но и канал «делает» – создает, шлифует, формирует его имидж, вырабатывает у зрителей привычку, а затем устойчивую потребность систематического с ним общения».

Заинтересованность в происходящем на экране вызывается не только содержанием, смыслом, но и характером общения. Личность раскрывается в диалоге, а роль катализатора общения играют такие личностные качества ведущего, как чувство юмора, способность заметить смешную сторону  или юмористический подтекст высказывания.

Исследуя «пусковой механизм»  творческого процесса в журналистике, Горохов В.М. пишет: «Чем богаче предмет, тем больше возможностей предоставляется  автору. Вместе с тем, чем активнее журналист, чем полнее выявляются его  знания, чем ярче раскрываются способности, тем точнее решается творческая задача». Любому творческому решению полезен  скрытый «инкубационный период», пока оно не приобретет личностно-значимое содержание. Полезны в этом случае такие приемы, как переформулирование задачи, рассмотрение предмета с разных точек зрения, отказ от штампов, избитых способов действия, использование аналогий, сравнений, ассоциаций, интуиции. Ссылка!

Горохов В.М. также выделяет совокупность признаков, которые характеризуют  индивидуальный стиль деятельности (ИСД): устойчивая для данного журналиста система приемов и методов  работы; обусловленность этой системы  личными качествами автора; функциональная целесообразность приемов и методов  деятельности. Отсутствие ИСД свидетельствует  о безликости автора. С психологической  точки зрения в основе безликости некоторых журналистов лежит  равнодушие, инертность, скудность  мыслительных операций и образов. ИСД  проявляется в оригинальности приемов, которыми пользуется журналист в процессе разработки темы. Творческий прием помогает достичь завершенности и самобытности замысла, цельности изображения, выразить отношение автора к происходящему. «Возможность применения, самого открытия творческого приема определяется емкостью, многоплановостью содержания, потенциалом формы, заключенным в том или ином виде журналистского творчества. Творческий прием отрицает отжившие стереотипы, противостоит стандартам мышления и чувствования». Ссылка!

Несмотря на то, что необъективность, предвзятость, пренебрежение этическими нормами зачастую в глазах общественности не являются признаками непрофессионализма, мы все же полагаем, что к перечисленному разнообразию профессиональных качеств следует добавить психологическую, политическую, социальную «зрелость», так как тележурналист ответственен перед обществом за то воздействие, которое оказывает или может оказать его сюжет (сообщение).

2.3.  Внешний вид в знаковой  системе телеимиджа

В книге «Имиджелогия. Секреты личного обаяния» В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино- или телеэкране наш взор выхватывает и запечатлевает в памяти образы внешне привлекательных людей. Не единожды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других складывается по их внешности». Ссылка!

Именно поэтому, в штате телевизионных  каналов есть такие специалисты  как имиджмейкеры, стилисты, визажисты, которые находятся в постоянном поиске новых интересных, запоминающихся образов. Ведь телевидение тем и  отличается от других каналов СМИ (не считая Интернет), что в нем работает два источника информации: звук и  видео. У русских недаром есть поговорка «встречают по одежке - провожают  по уму». К сожалению или к счастью, на сегодняшний день она работает во всех странах мира.[3, с. 92]

Рассмотрим основные эталоны смотрительности телеведущего:

•  Здоровый вид.

•  Гармония черт лица.

•  Красивые и ухоженные волосы.

•  Стройная и пропорциональная фигура.

•  Белые и ровные зубы.

•  Приятно звучащий голос.

•  Наличие необычных аксессуаров, украшений.

•  Грим.

•  Обувь, одежда.

•  Природное обаяние

И хотя мы живем в режиме всеобщей демократии, именно эти пункты чаще всего являются критериями отбора на должность телевизионного журналиста. Однако есть и исключения из правил.

На телевизионном пространстве, как и театральной сцене, существует множество ролей и персонажей. В последнее время креативность новейших телепроектов поражает и искушает аудиторию. Теперь недостаточно хорошего внешнего вида и заинтересованности в глазах, нужно что-то, что способно затмить и без того «разбалованного» зрителя. В связи с этим, можно поаплодировать тем ведущим, которые на сегодняшний день являются лучшими из лучших.

Вот что думает Константин Абаев, председатель медиа-холдинга «Интерактивное телевидение», по вопросам создания имиджа: «Изменение внешнего облика человека не означает вовсе изменения его имиджа. Если внутри человека существует некая серьезная  субстанция, сильное внутреннее «я», то на такой основе можно создать какой угодно имидж, и он будет работать. Для этого человеку совершенно необходим врожденный вкус, чувство меры, харизма – без этого ни один, даже самый прославленный имиджмейкер, не сможет создать нечто особенное, оригинальное. Чувство стиля и имидж – природные свойства: это как умение писать.»

По-другому думает Антон Комолов, известный радиоведущий: «Безусловно, имидж можно создать – на то и существует огромная армия имиджмейкеров. И это, скорее всего, плохо, потому что профессиональные создатели имиджа могут практически из любого материала сделать конфетку. Пусть у человека абсолютно нет харизмы, он неумен, плохо говорит, да и просто не обаятелен, при наличии времени, средств и СМИ можно вокруг него создать как минимум флер таинственности, имидж этакого «интеллектуала-одиночки», который молчит не потому, что скрывает глупость и косноязычие, а потому что устал от суеты этого мира... Имидж не может быть врожденным. Врожденным, точнее, воспитанным с детства, может быть чувство стиля. Что, кстати, не менее важно, чем искусственно созданный имидж».

И ученые, и имиджмейкеры, и знаменитости, сходятся в одном: до конца ни один имидж не может полностью соответствовать  внутреннему состоянию. Каждый человек  носит определенную маску, создает  определенный образ, выходя на улицу, общаясь  с людьми. Самим собой он может  стать только за дверью своей квартиры. Женни Шаден, ди-джей «Европы плюс», из-за программной политики радиостанции не может раскрыть свое лицо, находясь, тем самым, «в плену» у придуманного имиджа. Екатерина Андреева, ведущая программы «Время», в одном из интервью рассказала, что обычные для нее в повседневной жизни локоны и свободный спортивный стиль в эфире когда-то давно вне ее желания стилисты изменили на прямые волосы и классическую одежду.

В сегодняшнем культурном пространстве даже самый экстремальный имидж  выглядит как что-то нормальное. Все  труднее и труднее эпатировать, шокировать общество. И в такой  ситуации иногда самый лучший выход  – быть собой.

Исследуем невербальную составляющую образа ведущих при помощи анализа  мимики, жестов, движений человека во время  съемки. Жесты и мимика выдают весьма наглядную информацию о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. «Поза, жест и мимика есть опредмеченное проявление чувств и мыслей людей». Телеведущий всегда должен помнить, что именно эти средства общения часто говорят гораздо больше, чем слова.  Жесты, мимика, поза должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране. Они могут эффективнейшим образом помочь создать атмосферу доброжелательности и искренности. Как полагают некоторые ученые, до 40 %  информации  мы получаем именно из невербального общения.

Невербальные возможности индивида помогают выявить его темперамент, эмоциональность, индивидуальность, а  чаще всего непрофессионализм, неуверенность  в собственных силах или неосведомленность  в обсуждаемом вопросе.

Считается, что чрезмерная жестикуляция «подменяет подлинную выразительность  и часто идет от внутренней беспомощности». Из этого следует, что невербальные средства коммуникации являются не только выразительными средствами, при ненадлежащем использовании они могут стать  «лакмусовой бумажкой» для выявления  непрофессионализма. Излишнее волнение, неуверенность в себе найдут свое выражение прежде всего в позе, выражении глаз, обилии жестов или, напротив, скованности. Вот почему журналистам, формирующим свой позитивный образ, следует обращать особое внимание на эти составляющие.

Рассмотрим некоторые из самых  популярных жестов:

- жест сцепленных в замок  пальцев рук в любом положении  будет принадлежать тому, кто  в это время старается скрыть  свое отрицательное отношение  и возможно, разочарование. 

- жест закладывание рук за  спину (кисть одной руки лежит  в ладони другой), как это делают  лондонские полицейские на дежурстве,  считается жестом уверенного  в себе человека, испытывающим  чувство превосходства над другими.  Поэтому, если принять эту позу  во время стрессовой ситуации, например, выход в прямой эфир, то она придаст уверенности  и уменьшит напряжение. А внешне  похожий с предыдущим, но противоположный  по значению жест, когда руки  заложены за спиной и одна  из них захватывает другую  за запястье или за локоть. В этом случае с высокой  степенью уверенности можно предположить, что этот телеведущий расстроен  и пытается взять себя в  руки.

-жесты с выставлением больших  пальцев рук, например, выглядывающих  из карманов брюк, могут говорить  о превосходстве, властности, а  иногда и агрессивности. 

-еще один выразительный жест, лёгкий наклон головы и подача  корпуса вперёд по направлению  к собеседнику говорят о заинтересованности  в происходящем.

Тележурналистам, также необходимо следить за выражением своих глаз. Их постоянное «бегание», моргание выдают нервозность, неуверенность в себе и заведомую ложь в изречениях.

2.4. Влияние стилевых разновидностей  речевого общения на образ  телеведущего

Речь пойдет о двух направлениях в исследовании речевых характеристик  тележурналистов. Первое касается различных  стилей речевого поведения на ТВ и  общения с аудиторией, грамотной  речи телеведущего (её содержательности, выстроенности и логичности, последовательности развития темы и раскрытии основных позиций). Второе направление связано с состоянием общей речевой культуры на современном телевидении.

Одновременно с общими тенденциями  обогащения русского языка произошло  снятие запретов на использование стилистически  сниженных, неэстетичных, даже ненормативных  слов и выражений. «Эти нововведения способны создать лишь образ непрофессионального  журналиста, пытающегося при помощи нарочито разговорно-жаргонной речи стать «своим» для зрителей, создать  обстановку доверительных отношений  на том низком уровне, когда считается, что «пипл хавает»». Ссылка! С другой стороны, именно знание и правильное использование законов ораторского искусства, стилистики, орфоэпии, техники речи позволяет некоторым телеведущим пользоваться успехом у зрителей.

Совершенно очевидно, что в пределах одного и того же вида искусства  устанавливается разнообразие стилей. Как два лектора по-разному  будут читать один и тот же материал, так и два журналиста каждый по-своему изложат суть. Иначе говоря, речевой  стиль – явление индивидуальное, благодаря ему красноречие тележурналиста становится средством, обеспечивающим привлекательность и успех программе. Как сказал Джозеф Джефферсон – американский актер прошлого столетия,- «произнести яркую речь одно дело, а произнести её ярко-другое».[4, с. 13]

Информация о работе Экранный образ тележурналиста