Экранный образ тележурналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – оценочные критерии и способы формирования образа и его составляющих.
Цель работы – как можно более полно раскрыть составляющие образа тележурналиста, показать механизмы, с помощью которых происходит восприятие и оценка телеведущих зрителями.
В задачи исследования входит:
Описание, анализ и систематизация составляющих элементов образа тележурналиста.

Оглавление

Введение........................................................................................................2
Глава 1. Составляющие образа тележурналиста…………………………4
1.1. Форма образа: внешний вид в системе телеимиджа; речевое общение; невербальные элементы в формировании экранного образа……….4
1.2. Содержание образа. Профессиональные навыки и профессиональная этика как основные составляющие содержательного образа тележурналиста……………………………………………………………7
Глава 2. Анализ образа некоторых телеведущих………………………...9
2.1. Профессиональная этика - составляющая содержательного образа тележурналиста……………………………………………………………………9
2.2. Профессиональные навыки - средство выявления сущности телекоммуникации………………………………………………………………11
2.3. Внешний вид в знаковой системе теле имиджа…………………...13
2.4. Влияние стилевых разновидностей речевого общения на образ телеведущего……………………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

образ.docx

— 42.84 Кб (Скачать)

Заказ #029-05-11

Курсовая работа

Экранный образ тележурналиста

 

Содержание:

Введение........................................................................................................2

Глава 1. Составляющие образа тележурналиста…………………………4

1.1. Форма образа: внешний вид  в системе телеимиджа; речевое общение; невербальные элементы в формировании экранного образа……….4

1.2. Содержание образа. Профессиональные  навыки и профессиональная этика  как основные составляющие содержательного  образа тележурналиста……………………………………………………………7

Глава 2. Анализ образа некоторых телеведущих………………………...9

2.1. Профессиональная этика - составляющая  содержательного образа тележурналиста……………………………………………………………………9

2.2. Профессиональные навыки - средство  выявления сущности телекоммуникации………………………………………………………………11

2.3.  Внешний вид в знаковой  системе теле имиджа…………………...13

2.4. Влияние стилевых разновидностей  речевого общения на образ  телеведущего……………………………………………………………………..17

 

Заключение………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………………….25

 

Введение

В результате произошедшей за последнее  столетие смены основного канала коммуникации (печать – радио –  телевидение) важным становится не содержание, а форма, не сущность, а образ. Современные  аудиовизуальные средства создают  имиджи отдельных людей, групп, событий, явлений, которые, в свою очередь, получают роли и место в символическом  театре массового сознания. А привлекательность  экранного образа и доверие к  тележурналисту повышают эффективность  информационного влияния. Этим (чем  этим?)и обусловливается актуальность данного исследования.

Чтобы понять, каким образом современное  российское телевидение адаптируется к новым требованиям и использует новые возможности, как происходит создание образа телеведущих в этих условиях, требуется осмысление самой  телевизионной практики. Телеведущий  зачастую становится не просто человеком  с экрана или источником информации, но и общественным деятелем, мнение и позиция которого оказывается важным ориентиром для большого числа людей.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды и исследования теоретиков и практиков телевидения  по вопросам массовой коммуникации и  имиджелогии, а также работы специалистов, представляющих отрасли, имеющие смежное отношение к проблеме – основы ораторского искусства и дикторского мастерства, материалы, составляющие профессиональную этику журналиста.

Эмпирической базой исследования послужили телевизионные программы  таких каналов, как Первый канал, НТВ, СТС, РЕН-ТВ и ТВ-ЦЕНТР. Такой выбор был обусловлен интересом к персонам некоторых ведущих, анализ образов которых составил основу эмпирической части работы. Объектом исследования является экранный образ-тележурналиста с точки зрения взаимовлияния формы и содержания.

Так мы говорим не только об аудиовизуальном  образе, но и латентном, который складывается посредством нашего опыта, знаний, сведений, полученных из других источников.

Предмет исследования – оценочные  критерии и способы формирования образа и его составляющих.

Цель работы – как можно более  полно раскрыть составляющие образа тележурналиста, показать механизмы, с  помощью которых происходит восприятие и оценка телеведущих зрителями.

В задачи исследования входит:

Описание, анализ и систематизация составляющих элементов образа тележурналиста.

Теоретико-сопоставительный анализ портретов  телеведущих: анализ внешности и  образа; невербальной составляющей общения  – мимики, жестов, движений; устной речи с точки зрения содержательности, стилистической точности, соответствия произносительным (литературным) нормам, их адекватности жанру и целям  передачи; выявление латентных составляющих образа; анализ личностного восприятия; выявление типичных ошибок репрезентации  образа.

 

Глава 1. Составляющие образа тележурналиста

1.1. «Форма» образа: внешний вид в системе телеимиджа; речевое общение; невербальные элементы в формировании экранного образа.

 

Экранное произведение – это  продукт творческой активности людей, созданный с использованием оптических, аналоговых или цифровых систем, в  которых изображения (образы) существуют во времени, и воспринимаемый зрителем с помощью оптических и электронных  экранов. 

В XIX веке жители американского штата  Северная Каролина, осваивая новые  жизненные пространства, выбрали  себе подходящий девиз: «Быть, а не казаться!». В 1970 году французские манекенщицы  объединились уже под лозунгом: «Казаться, чтобы быть!». Последнее утверждение  – иллюстрация того, что мы живем  в эпоху имиджей, искусственно созданных  образов.

Для того чтобы узнать есть ли разница  между понятиями «образ» и  «имидж», обратимся к расшифровкам данных терминов, приведенным в  различных словарях.

«Мы можем определить образ как  такую форму классового отражения  действительности (идею), которая, во-первых, отражает общественные отношения через  показ человека в его связи  с обществом и природой; во-вторых, отражает эти отношения обобщенно, типизируя, что в частности приводит к художественному вымыслу; в-третьих, дает это обобщенное отражение общественных отношений в чувственных очертаниях, индивидуализировано; в-четвертых, выполняет  в классовой практике функцию  инженерии душ».[1, с. 26]

Понятие «образ»  трактуется по- разному:

– в философии: результат и идеальная  форма отражения  предметов  и  явлений  материального мира в  сознании человека.

– вид, облик.

– живое, наглядное представление  о конечном.

– в искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального  явления.

– в  художественном произведении: тип, характер.

Имидж  (англ. imadge – образ) – стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие Имидж относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д. В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняемая чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п. Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей, а также в СМИ. При формировании имиджа реальные качества человека тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Ссылка на словарь!!

Имидж (от англ. image - «образ», «изображение») – искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. Ссылка на словарь!!

 

«Имидж объекта – это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике  группы людей на основе образа, сформированного  в их психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик  данного объекта». Ссылка на словарь!!

 

Все вышеприведенные определения  были научными. Теперь автору курсовой работы хотелось бы показать, насколько  они схожи или не схожи с  мнениями представителей современного российского масс-медиа.

Например, публицист Светлана Тарасова, активно изучающая сферу имиджмейкерства в России, в одном из выпусков журнала «CiGAR CLAN» высказалась: «Парадоксально, но английское слово image в русском языке прижилось как родное. Дословно переводимое как «образ», оно приобрело у нас массу тонких смыслов, подчас настолько неуловимых, что общее значение слова трудно определить. Самое распространенное определение таково: имидж – знак, узнаваемый символ, и он отличен от образа».

Константин Абаев,  в прошлом  ведущий программы «Человек и  закон», а в настоящем – генеральный  продюсер медиа-холдинга «Интерактивное телевидение» считает так: «Для меня образ – часть имиджа, который  представляет собой нечто внутреннее. Можно сказать, что в личности существует какой-то коридор, замкнутое  пространство, в рамках которого можно  менять образ. Я могу надевать разные вещи, но я никогда не выхожу за пределы  своего собственного внутреннего мира. Образ – моментальная фотография в рамках текучей жизни имиджа».

А теле и радиоведущий Антон Комолов прокомментировал свое видение имиджа в эфире радиостанции «Европа плюс» следующими словами: «Имидж – понятие достаточно емкое. Оно включает в себя и то, как человек выглядит, и его манеру поведения, и его высказывания. А образ, в моем понимании, – это то, как мы человека представляем себе. Например, не общаясь с кем-то, а зная лишь понаслышке или видя по телевизору и на киноэкране, мы создаем образ того или иного публичного персонажа. И очень часто бывает так, что этот образ совершенно не совпадает с реальностью».[4, с. 18]

Теперь обратимся к работе  исследователя  Института повышения квалификации работников ТВ и радио в Москве Горчаковой В.Г. Она пишет: «Общий закон человеческой психики таков: сознание всегда удерживает в себе некий абстрактный символический образ (миф), который принимает за реальный окружающий мир. Однако массовое сознание не ощущает миф в качестве мифа, становясь, по сути, заложником тех, кто его формирует».

 

Таким образом, газеты, радио, телевидение  – своеобразные режиссеры-постановщики некой пьесы, которая в  нашем  сознании заменяет реальный мир. СМИ  предлагают актеров на уже прописанные  в нашем сознании роли. Достаточно назвать одного «врагом», а другого  «героем» – и мы сами начнем интерпретировать их поведение по модели, которая  существует у нас в сознании. Российское бытие буквально пронизано такими мифоосмысляющими его образами. Так, например, если речь идет о больших деньгах, в голову обывателя, прежде всего, приходит мысль об их нечистоплотности.

Резюмируя мнения теоретиков и практиков, можно заключить следующее:

1. Имидж воспринимается как одна из сторон образа, его часть.

2. Образ представляется нами как нечто возникающее само собой; имидж, напротив, создается специально, в результате целенаправленной деятельности.

3. Имидж имеет свою аудиторию – социальную группу, на которую направлено его воздействие.

4. Представления людей могут в значительной мере влиять на поведенческие характеристики, включающие в себя «возникающий» образ или «создаваемый» имидж

5. Имидж скорее является мифом или мифологизированным образом.

1.2. Содержание образа. Профессиональные  навыки и профессиональная этика  как основные составляющие содержательного  образа тележурналиста

Телеэкран имеет свои изобразительно-выразительные  возможности – этими средствами формируется экранный образ, раскрываются его черты.

«Телевидение синтезировало в  себе выразительные средства слова  и изображения на новом уровне – языка аудиовизуальных образов», которые, обладая определенными  характеристиками, не позволяют воспринимать телеизображение в качестве реальности.

«Телеобраз задуман его автором и направлен на восприятие аудиторией, но он одновременно является собственным творческим актом конкретного зрителя. И у каждого зрителя этот образ находит свое преломление, обретает свои специфические черты» Ссылка!

Телевизионный образ, прежде всего, воздействует на эмоциональную сферу зрителя  и лишь затем на интеллектуальную, побуждая осмыслить содержание кадра. Такая схема восприятия подчеркивает, что образ не только не тождественен реальности, но и не может быть усвоен посредством одних лишь органов  чувств. «В любом случае в образе имеется некая «надстройка», которая  зависит от социальной и психологической  установки индивида, от внутренней модели мира, присущей сознанию, и многого  другого. И все это – в сочетании  с техническими особенностями телевидения  как средства массовой коммуникации». Ссылка!

 

Глава 2. Содержание и форма образа тележурналиста. Анализ образа некоторых  телеведущих.

2.1. Профессиональная этика - составляющая  содержательного образа тележурналиста

 

Целостный образ складывается не только в результате просмотра передачи, но и из сведений, получаемых зрителями  из других источников: интервью, публикаций, личных встреч и т.п. Поэтому в  данной главе автором делается попытка  составить перечень критериев, по которым  мы воспринимаем и оцениваем того или иного журналиста.

Этические нормы имеют для российского  общества особое значение и занимают далеко не последнее место в оценке образа тележурналистов.

Профессиональная мораль предъявляется  журналисту в двух формах: как требования общества, выраженные посредством законодательных  актов, кодексов, в виде общественного  мнения и как нравственные ценности журналиста.

В работе тележурналиста можно руководствоваться  теми нормативами, которые были выработаны международным журналистским сообществом. Прежде всего, это «Международная декларация принципов поведения журналистов», «Международные принципы профессиональной этики журналиста», «Кодекс профессиональной этики российского журналиста».

 «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение  правдивой и достоверной информации  посредством честного отражения  объективной реальности. Журналист  излагает факты добросовестно,  сохраняя их подлинный смысл,  вскрывая важнейшие связи и  не допуская искажений. Он максимально  использует свои творческие способности  для того, чтобы общественность  получила достаточно материала,  позволяющего ей сформировать  точное и связное представление  о мире. Так, чтобы происхождение,  природа и сущность событий,  течение и положение дел были  поняты как можно более объективно.[7, с. 119]

Информация о работе Экранный образ тележурналиста