Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является интервью. В теории журналистики интервью принято рассматривать в двух основных аспектах — как метод сбора информации и как жанр, что, в общем то, и является предметом нашего исследования. Первый рассматривает интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. Второй, так называемый «жанровый», подход — это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами.
Введение…………………………………………………………………………………. 3
1. Интервью как жанр аудиовизуальных СМИ…………………………………….. 5
1.1 Интервью в системе телевизионной журналистики……………………………….5
1 .2 Виды интервью…………………………………………………………………………….. 8
2. Интервью как метод получения информации…………………………………… 12
2.1 Формы организации интервью…………………………………………………………14
2.2 Структура интервью………………………………………….………………………….18
2.3 Интервью в эфире…………………………………………………………………………..19
2.4 Постановка вопросов. Вопросы, которых следует избегать……………………24
Анализ программы «Кинопробы»…………………………………………………… ………….27
Заключение……………………………………………………………………………… 29
Список литературы…………………………………………………………………….. 30
Разговор с партнером перед эфиром. Как уже отмечалось, большинство людей стесняются микрофона и камеры. Чтобы помочь своим собеседникам преодолеть эти барьеры, надо обязательно уделить время для разговора с ними перед записью или прямым эфиром. Рассказать о студии, об оборудовании и т.п.
«Разминка» перед эфиром. Перед эфиром или записью желательно «разогреть» своего собеседника. Обычно обсуждаются темы, которые будут затронуты во время самого интервью. Журналист сообщает, какие вопросы задаст ему во время эфира, какие проблемы будут в фокусе внимания.
«Жертвы» прямого эфира. Режим прямого эфира «разрушают» некоторые законы и приемы интервью. В частности, не следует увлекаться пассивными вопросами, которые побуждают собеседника продолжать разговор. Любой эфир, особенно на радио, не выносит пауз. Как правило, в таких случаях журналист делает все возможное, чтобы хоть чем-то заполнить образовавшуюся пустоту в эфире.
Однако могут возникнуть и неизбежные паузы, например, когда эфир ведется с помощью теле- или радиомостов. Чтобы свести эти паузы к минимуму, находящийся в студии журналист должен помогать своему собеседнику, посылая ему сигналы, что тот может продолжать говорить.
Запись синхрона. Подготовка рядового интервью для информационного выпуска включает два этапа: беседу с источником до съемки, когда интервьюер выясняет обстоятельства дела, и короткий синхрон — сегмент интервью, в котором источник должен в сжатой форме либо суммировать сказанное, либо представить в яркой форме детали или свой взгляд на событие. Первый этап интервью во многом напоминает работу газетного репортера. Здесь журналисты также берут на вооружение традиционный принцип перевернутой пирамиды, чтобы составить предварительное представление о ситуации и выбрать тот подход к ее освещению, который будет предложен зрителям. Особое внимание на этом этапе работы стоит сфокусировать на прояснившихся деталях, которые можно использовать, включая их в сюжет или в закадровый текст. Второй этап, или запись синхрона, похож на перформанс: камера включена, респондент отвечает на поставленные вопросы. Журналист повторяет вопросы, а собеседнику приходится заново говорить о своих впечатлениях. В момент записи желательно не сосредотачиваться на включенной камере, а помочь всеми возможными способами своему собеседнику, установив контакт глазами и доброжелательно его слушая.
Задний план. При подборе места для съемки телеинтервью очень важно выбрать такую обстановку, которая характеризовала бы героя (или событие). При этом важно, чтобы информация несла и дополнительную эмоциональную нагрузку. Если правильно выбран задний план, он может иметь и символическое значение. Например, интервью с лидером экологического движения можно снять на фоне пикетов перед строящейся атомной электростанцией. А с министром по чрезвычайным ситуациям разговаривать лучше не в кабинете, а там, где ведутся восстановительные работы после наводнения. При этом задний план никогда не должен отвлекать внимание зрителя от героя интервью.
Интервью в студии. Такой формат телеинтервью предполагает беседу с приглашенным в студию гостем. Продолжительность может варьироваться от нескольких минут до одного часа. Оно может выходить и в прямом эфире, и в записи, а в некоторых случаях гость может находиться в другой студии, причем неважно, какова ее удаленность.Интервью в студии отличается коренным образом от того, которое готовится для газеты. Одна, а чаще несколько телекамер, на которых по мере включения загораются красные лампочки, и жесткий временной прессинг — это, пожалуй, его главные отличия.
На радио этот формат интервью также очень
популярен. Нередко для соединения с респондентом
применяется и телефон. Домашняя или привычная
обстановка офиса в некоторой степени
облегчают ему общение. Кроме того, при
этом журналист может добраться до нужного
человека, в какой бы части света тот ни
находился.12
2.4 Постановка вопросов.
Вопросы, которых следует избегать
Основной этап подготовки интервью - составление перечня вопросов. Как писал великий немецкий философ Гегель, "требуется известное развитие для того, чтобы уметь задавать вопросы, так как иначе может получиться ответ, что вопрос никуда не годиться". Проще говоря, каков вопрос, таков и ответ. Вопросы должны быть: понятными (иметь для собеседника тот же смысл, что и для журналиста), по возможности краткими ( вопрос должен содержать в себе одну мысль, иначе ответ не будет полным), а так же: своевременными, уместными, точными, настраивающими не только на констатацию фактов, но и на размышления, нестереотипными.
Всякий раз ситуация разговора
подсказывает интервьюеру, в
Не все используемые в повседневности формы вопросов стоит журналистам применять в своей практике. Например, слишком длинные, громоздкие, по которым сложно определить, какая, собственно, информация запрашивается. Или такие, в которых, по существу, не содержится желания спрашивать, а есть только констатация или предположение журналиста. Неопытные репортеры, стараясь вложить в свою часть диалога «глубокий смысл», задают сразу два или несколько вопросов, что также нежелательно, так как это дезориентирует собеседника в порядке ответов. Нередко журналистов подводят и «дежурные» вопросы, которые припасены на случай, если не о чем больше спрашивать.
Риторические вопросы. Выделяемые грамматикой в отдельную группу вопросительных предложений, они содержат не вопрос как таковой, а скрытое утверждение, не требующее ответа. При этом в риторическом вопросе имеются все компоненты вопросительного предложения, отличающие его от повествовательного, — специфическая интонация, особый порядок слов, наличие вопросительных частиц, что, безусловно, не может не смутить неопытного интервьюера.
! Риторические вопросы не содержат необходимого вопросительного компонента и тем самым вызывают у собеседника пассивную реакцию.
Подсказывающие (упреждающие) вопросы. Вопросы такого типа уже содержат ожидаемый ответ. В большинстве случаев их следует избегать, потому что они имеют как минимум два вредных последствия. Во-первых, подталкивают собеседника к неполноценному ответу — журналист подсказал ему возможный вариант; во-вторых, собеседник может воспринять их как манипулятивный прием («Он отвечает за меня!»): «Что вы думаете по поводу ужасного выступления депутата от оппозиции?»;
!Упреждающие вопросы имеют как минимум два последствия: могут вызвать манипулятивный эффект или привести к формальному ответу.
Льстивые вопросы. Льстивые, апологетические вопросы, как показывает практика, только вредят. Молодые и неопытные журналисты прибегают к ним, чтобы компенсировать смущение и чувство восхищения по отношению к своему герою. !Льстивый вопрос, в котором гиперболизированы достоинства или поступки собеседника, —неэффективное средство развития беседы.
Однако, льстивые вопросы не следует путать с комплиментами, к которым прибегают журналисты для «наведения мостов», формирования позитивной атмосферы беседы. Комплименты, как утверждают психологи в теории «поглаживания», необходимы для проявления одобрения, подбадривания собеседника. Без лести, «подхалимажа» они лишь стимулируют беседу, придают уверенность собеседнику.
Провокационные вопросы. Задаются они с целью разозлить собеседника, возбудить страсти, чтобы на волне вспышки эмоций получить открытый, импульсивный ответ. Фактически журналист рассчитывает на то, что собеседник потеряет над собой контроль и выложит все как «на духу». Тоже по-своему манипулятивный прием. Как он действует и какие влечет последствия?
Провоцировать можно с помощью отдельных ключевых слов, на которые «клюнет» герой, или содержанием всего вопроса.
Вот пример из интервью Дмитрия Диброва с кинорежиссером Тиграном Кеосаяном:
Д. Я, перед тем как прозвучала заставка, спросил у Тиграна: «А как он называется, твой фильм?» И выяснилось, что у него дурацкое название — «Ландыш серебристый».
К. Потрясающее название!
Д. И чем же тебе так нравится это мещанское название?
Перегруженные вопросы. В вопросе каждое слово играет свою уникальную роль. Помимо того что слово несет определенный смысл и формирует содержание вопроса, с помощью множества дополнительных факторов оно может наполниться добавочными оттенками эмоционального и модального характера: удивления, сомнения, недоумения, недоверия, уверенности или неуверенности и др. К таким дополнительным факторам отнесем интонацию, логическое ударение, особое позиционирование выделяемого слова, а также специальные грамматические средства выражения, к которым относятся вопросительные частицы. Вопросительные частицы ужели, неужели, разве (кроме частицы ли, имеющей нейтральное вопросительное значение) выражают вместе с вопросом различные модальные оттенки, главным образом сомнения, неуверенности или недоверия.
! Нельзя перегружать вопросы избыточной информацией или ненужным эмоциональным или модальным содержанием. Это затрудняет отвечающего. А два вопроса в одном — одна из самых грубых журналистских ошибок.
«Глупые» вопросы. Под ними подразумеваются
неуместные, неподходящие, не относящиеся
к делу вопросы. К сожалению, в журналистской
практике их не избежать. Всегда наряду
с продуманными, содержательными, побуждающими
к определенной позитивной информации
неизбежны такие вопросы, от которых ваш
герой только поморщится или снисходительно
улыбнется. Хорошо, если интервью протекает
без свидетелей, однако если оно публично,
то журналисту не избежать критики в свой
адрес. Ему сполна достанется и от коллег,
особенно если это пресс-конференция или
коллективное интервью, в котором участвуют
сразу несколько журналистов. Пример:
«Любите ли вы своих детей?» 14
Анализ программы
Теоретически
мы рассмотрели все
стороны интервью, давайте
же посмотрим,
как на практике этот
жанр вписывается
в формат телевизионных
программ.
Как удалось выяснить в ходе исследования, интервью занимает особое место на телеэкране и является непременным элементом многих сложных телевизионных форм. Для определения роли интервью на телевидении проанализируем информационно-развлекательную передачу «Кинопробы», которая выходит в эфир по воскресеньям в 12.45 на телеканале «Лад».
Программа построена следующим образом:
На протяжении всей программы её ведущая Людмила Василевич, рассказывает телезрителям о новостях киномира, подробностях кинопроизводства, историях рождения и создания фильмов, а также знакомит с дебютантами и заслуженными мэтрами киноиндустрии. Монологи ведущей разбиваются рецензиями и анонсами новых фильмов, в которых вкратце описываются сюжеты кинолент, делаются замечания, даются оценки актерам и режиссерам в сравнении с их предыдущими работами. Помимо этого, программа «Кинопробы » включает в себя сюжеты об отечественном кинематографе, репортажи с кинопремьер и, конечно же, интервью.
К слову сказать, интервью (как правило, с известными режиссерами и актерами отечественного и зарубежного кинематографа) является не просто составляющим, а одним из главных элементов телепередачи, ведь с помощью него телезритель может, так сказать, из первых уст, узнать новости из жизни своих кумиров.
Цель программы – информировать развлекая
(основным лексическим инструментарием
является шутка) .
Заключение
Рассмотрев столь многогранный жанр телевизионной журналистики как интервью, мы пришли к следующим выводам:
Информация о работе Интервью как метод сбора информации и как жанр аудиовизуальных СМИ