Диалог в эфире. Различия интервью в прессе и на ТВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение телеинтервью, этапов его создания и сложный ситуации, возникающих при работе с ним.

Задачи:

- рассмотреть интервью, как жанр и метод

- выявить особенности этапов подготовки к интервью

- проанализировать особенности интервью на современном телевидении

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

I.Диалог в эфире. Различия интервью в прессе и на ТВ........................

1.Подготовка интервью……………………………………………………

2.Проведение интервью…………….............................................................

3.Сложные ситуации и трудные собеседники…………………………………………………………………

4.Завершение интервью

III.Практическая часть.Анализ программы «В главной роли..»……………………………………………………………………….......

Заключение…………………………………………………………………....

Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.96 Кб (Скачать)

1.Строго  стандартизованное. 

Заранее составляются вопросы, которых журналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки. В таком случае вопросы направляться могут к собеседнику заранее, чтобы он смог подготовиться к встрече.

2.Полустандартизованное. 

Так же заранее  составляется список вопросов. Однако в ходе интервью журналист может  перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, то есть углубляться  в область особых его интересов.

3.Нестандартизованное  или свободное. 

Оно не предусматривает  ни заранее составленного жесткого списка вопросов, ни строгого порядка  следования тем. Журналист просто намечает, какие сведения ему нужны, пытается осуществить план. Этот вид интервью предоставляет инициативу журналисту, дает максимальные возможности для  получения незапланированной информации, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем.

4.Смешанный  вид интервью.

Начавшись, интервью первого или второго вида перерастает  в свободное вследствие непредусмотренной  ситуации: отсутствие факта, подтверждающего  гипотезу журналиста.(4)

Работу  над интервью можно  разложить на три последовательные стадии: подготовка; проведение; завершение

1.Подготовка к интервью.

Начало интервью выделяется в особый этап в связи  с тем, что оно выполняет специфические  функции. Эти функции связаны  не с получением информации, а с  установлением психологического контакта с респондентом

Давно стало  аксиомой правило, что к интервью надо готовиться. В эфире интервью пострадает еще больше, если журналист  этим пренебрег. Это заметит не только гость в студии, но и миллионы слушателей или зрителей. Готовясь к эфиру, следует помнить, что  они могут не знать и некоторых  имен, и предыстории события. В  результате информация может быть недопонята. Поэтому в теле- и радиоэфире обязательны краткие ссылки и разъяснения, даже если журналисту кажется, что это уже всем хорошо известно.

Основные операции стадии подготовки к интервью

1. Определение целей интервью. От того, насколько ясны цели интервью, зависит успех всех последующих шагов. Ясная картина целей должна сложиться не только у журналиста. Рассказать о ней необходимо и будущему собеседнику. Цели интервью определяются многими факторами. Это и особенности характера собеседника, и его роль в определенной ситуации, и сложившиеся социально-политические обстоятельства, и масштаб проблем, которые связаны с героем, и возникшие в этой связи общественные стереотипы.

2. Предварительное исследование. В зависимости от поставленных целей сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может либо проводиться по полной программе, либо ограничиться кратким поиском, либо вообще не проводиться. Подготовка или экспромт — вот выбор, который придется сделать журналисту перед каждой своей встречей. Полезные сведения о человеке или ситуации можно получить с помощью наблюдения предметно-вещественной среды. Особенно ценными могут стать подмеченные детали одежды, окружающей обстановки, особенности поведения и манера общения героя, которые потом помогут вам корректировать вопросы, использовать адекватную стилистику беседы.

3.Назначение встречи. О встрече с интервьюируемым, как правило, договариваются по телефону, хотя в последнее время журналисты все чаще пользуются электронной почтой. Но можно условиться об интервью и при непосредственном контакте. Договариваясь о встрече, назначая время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника. От этих обстоятельств зависит, комфортно ли будет себя чувствовать герой интервью. Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время.(5)

2.Основная  часть.

Основная часть  интервью начинается с того момента, когда респондент дал свое согласие на интервью, иначе говоря – с  момента установления контакта. В  основной части все функции разговора  с респондентом интервьюер подчиняет  одной – информативной. В итоге  интервью он должен получить полную и  глубокую информацию по проблеме исследования. Все поведение интервьюера определяется этой целью.

В журналистской  деятельности вопрос является весьма важным орудием получения сведений. Вопрос сразу втягивает противника в дискуссию, не дает возможности уклониться от ответа, заставляет отвечать по существу. Вся сеть вопросов должна загнать противника в угол, а заключительный вопрос подводит итоги обсуждения, окончательно ставит точки над i. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса: прекрасное общее знание предмета обсуждения; формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа; первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу; предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов. Таким образом, вопрос – форма движения мысли, но не замена ее.

Главное значение вопросов – это реализация целей  и задач интервью. Поэтому вопросы  могут быть классифицированы по множеству  оснований, например:

1.По форме вопроса:

а) открытые и закрытые

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению. В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции. Закрытые вопросы широко применяются в массовом опросе. В журналистике они применяются в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.

  б) прямые и  косвенные

 В беседе  могут возникать разного рода  психологические барьеры: собеседник  не может ответить на вопрос  потому, что стесняется, не умеет  выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно.

в) личные и безличные

Весьма существенен  выбор личной и безличной формы  вопроса. Личная форма вопроса выявляет индивидуальное мнение, безличная форма  дает ответ не о собственной точке  зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления  о том, что требует реальность 

2. По воздействию  на собеседника: наводящие или подсказывающие вопросы Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить журналист, а какие для него нежелательны. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют журналисты, особенно те, которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегося представления.

3. По функции: 

а) основные

б) зондирующие 

в)дополнительные

 При подготовке  к интервью журналист должен, прежде всего, составлять основные  вопросы, которые должны принести  наиболее важные сведения. Однако  в реальной ситуации основной  вопрос может и не сработать.  Люди часто уходят от ответа. В таком случае с помощью  зондирующих вопросов и анализа  поведения собеседника журналист  сможет определить причину неудовлетворительного  ответа и задать ряд дополнительных  вопросов с тем, чтобы получить  сведения, на которые был рассчитан  основной вопрос.

Чаще всего  зондирующие и дополнительные вопросы  не готовятся заранее, а возникают, когда не срабатывает основной вопрос, а так же в тех случаях, когда  возникает неожиданно новый поворот  темы или новая тема разговора. Вот  так же и контрольные вопросы  могут составляться заранее, но и  появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающей информации на достоверность. Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов. Прежде всего, вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста.

 Насколько  возможно, необходимо учитывать  уровень знаний собеседника и  стараться построить вопрос таким  образом, чтобы понятия и термины,  входящие в вопрос, были ему  знакомы. Нужно быть готовым  перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Хороший журналист  находить с каждым собеседником  общий язык, но это вовсе не  значит, что он должен оперировать  теми же разговорными выражениями,  профессиональными словами, что  и собеседник. Следующее требование  к вопросу – он должен содержать  в себе одну мысль. В противном  случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить.

Для успешного  проведения ее журналисту очень важно  научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать – это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу – журналисту не безразлично, какой  он получит материал, а время, как  правило, ограничено. Управление ходом  беседы – сложное дело, требующее  большого опыта, знаний, такта.(6) 

3.Сложные ситуации.

Личный  вопрос.

Личные вопросы  выделяются как наиболее трудная  часть интервью, затрагивающая не проблемы, но факты, касающиеся человека лично, или его близких. Даже опытные репортеры страшатся момента, когда приходится спросить мать о том, как именно был убит ее сын, или журналист вынужден поинтересоваться у правительственного чиновника, верны ли слухи о его финансовых злоупотреблениях. Такие вопросы необходимо задавать деликатно, однако достаточно настойчиво.

Когда задаются личные вопросы, желательно:

- тщательно их формулировать во время предварительной подготовки (домашних заготовок);

- изучать биографию и особенности характера собеседника;

 -стараться интервьюировать в обстановке «с глазу на глаз»;

-не упускать возможности пообщаться в случайной и непринужденной обстановке; когда собеседник не насторожен, а расслаблен, раскован, он с большей вероятностью ответит на вопросы;

-пытаться сразу же «сломать лед» во взаимоотношениях с собеседником, поработав вначале общими вопросами (поговорить хотя бы о погоде);

- отвлекать внимание собеседника от камеры или микрофона;

 -не прерывать собеседника для уточнения записи в блокноте.

 То есть  делать все для того, чтобы  он изначально и на всем  протяжении разговора чувствовал  себя комфортно.

Иногда легче  задавать деликатный личный вопрос не прямым текстом, а завуалировано, в  смягченном варианте (например, вместо жесткого: «Расскажите, как погиб ваш сын?» желательнее попросить: «Расскажите немного о сыне...»)

 Возможно сконструировать предисловие к личному вопросу, своеобразный пролог к щекотливому разговору. Нередко роль пролога играют «реверансы» типа: «Извините, но я вынужден вас спросить...» или: «Прошу прощения за вторжение в деликатную сферу, но...», «Я знаю, вы очень заняты, но все же...», «Простите за беспокойство...» и т.д.

 При необходимости  задать личный вопрос часто  используется такой прием, как  «задабривание» собеседника, не  склонного к общению. В ход  идут и уговоры, и лесть,  и прочие обходные маневры.  Иной раз, однако, следует поступать  совсем наоборот: в общении с официальным лицом, резко отказавшим в комментарии, «открыть свои карты», намерения газеты, которую вы представляете, прямо попросить его содействия как гражданина (прибавив, однако, что вы ощущаете некоторую бестактность темы и понимаете неудобство вопроса для него лично). Лестью в данном случае будет продемонстрированная уверенность в его способности подняться выше личной обиды (нанесенной бестактным вопросом) ради важности проблемы.

Запретные темы.

 Попытки поговорить  на интимные темы, вызов на  доверчивое раскрытие перед незнакомым  человеком, естественно, редко  когда удаются. Чаще неосторожный, или чересчур развязный журналист  «получает отповедь»: «Я не  хотел бы говорить на эту  тему...», «Это слишком лично..., Я думаю, не стоит заострять на этом внимание» и так далее. Особенно плох в данной ситуации «эффект улитки», — человек мгновенно замыкается в себе, «уходит в раковину», все предварительные усилия разговорить собеседника пропадают даром, интервью просто рушится. 

Информация о работе Диалог в эфире. Различия интервью в прессе и на ТВ