Диалог в эфире. Различия интервью в прессе и на ТВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение телеинтервью, этапов его создания и сложный ситуации, возникающих при работе с ним.

Задачи:

- рассмотреть интервью, как жанр и метод

- выявить особенности этапов подготовки к интервью

- проанализировать особенности интервью на современном телевидении

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

I.Диалог в эфире. Различия интервью в прессе и на ТВ........................

1.Подготовка интервью……………………………………………………

2.Проведение интервью…………….............................................................

3.Сложные ситуации и трудные собеседники…………………………………………………………………

4.Завершение интервью

III.Практическая часть.Анализ программы «В главной роли..»……………………………………………………………………….......

Заключение…………………………………………………………………....

Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.96 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………

I.Диалог в эфире. Различия  интервью в прессе и на ТВ........................

1.Подготовка  интервью……………………………………………………

2.Проведение  интервью…………….............................................................

3.Сложные ситуации  и трудные собеседники…………………………………………………………………

4.Завершение  интервью

III.Практическая часть.Анализ программы «В главной роли..»……………………………………………………………………….......

Заключение…………………………………………………………………....

Список литературы………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Каждое  интервью должно начинаться с напоминания:

  «Все, что вы скажете,  может быть использовано  против вас».

Максим  Звонарев

Введение.

Журналист получает необходимую информацию, присутствуя  на важных событиях, знакомясь с  документами и другими источниками, но, прежде всего, общаясь с людьми – носителями информации.

В последнее  время на современном телевидении ,журналисты всё чаще обращаются к интервью. Секрет прост-это динамичный, подвижный жанр, позволяющий быстро отреагировать на происходящие события.

Интервью играет очень важную роль в политической, экономической и культурной сфере.

Для того, чтобы сделать талантливое, захватывающее интервью необходимо не только получить информацию о его основных жанровых особенностях, но и понять насколько они многогранны; прочувствовать все тонкости подготовки к интервью, связанные с особенностями журналистской профессии

В плане журналистской  этики этот жанр весьма опасен, «профессионализм»  ведущего зачастую чреват очень неприятными  последствиями для интервьюируемого. Неэтичность в интервью может явиться в любой из своих многочисленных Форм, начиная с обычной невоспитанности, и кончая чисто профессиональными «ляпами».

Для своей курсовой работы я выбрала тему «Диалог  в эфире», т.к. считаю , что интервью-интересный для изучения жанр, который также является и методом и при его исследовании всегда можно открыть для себя что-то новое,ранее не известное.

Цель  работы – изучение телеинтервью, этапов его создания и сложный ситуации, возникающих при работе с ним.

Задачи:

- рассмотреть интервью, как жанр и метод

- выявить особенности этапов подготовки к интервью

- проанализировать  особенности интервью на современном  телевидении

Курсовая состоит из введения и двух частей-практической и теоретической. Практическая включает в себя 4 пункта , а практическая-анализ программы «В главной роли..» С Юлианом Макаровым на канале Культура. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Интервью в эфире.

Жанры телевизионной  публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством  выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования –  диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный  процесс, выраженный преимущественно  речью с дополнением мимики и  пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе  экрана.

Интервью (от англ, interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.

Если обратиться к семантике английского слова  интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.

Ключевым жанром публицистики интервью становится в XIX в., в период бурного развития периодической  печати, когда диалог приобретает  широкое распространение в качестве способа получения общественно  значимой информации из первоисточника (от ее носителя). Радио раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в  него третью сторону – аудиторию, ставшую реальным слушателем этого  диалога.

Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. В силу аудиовизуального характера  телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко  и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах. (1)

Различия  телеинтервью от печатного  и интервью на радио.

Интервью позволяет  потребителю информации получать эту  информацию как бы «из первых рук», несмотря на наличие в нем определенной доли субъективизма, которым больше всего отличается газетное интервью. Обозначенный субъективизм заключается, на наш взгляд, в следующем: оформляя полученную информацию в виде интервью и перенося на бумагу точно то, что  сказал собеседник, журналист в определенной степени пропускает эту информацию через себя. И то, что выходит  потом на страницах газет в  вопросно-ответной форме, не есть разговор, проходивший между интервьюером и интервьюируемым в чистом виде. Это та же беседа журналиста с интервьюируемым, но в уже в «переводе» интервьюера.

Однако, как было отмечено, эта черта присуща в  большей степени газетному интервью, когда потребитель информации читает то, что слышал журналист, но в меньшей - радио и телевизионному интервью, где тот же потребитель информации получает возможность слышать и  видеть самому. На ТВ потребитель информации слышит и видит то же, что и журналист, то есть получает информацию не в «переводе» интервьюера, а от того, кто является источником этой информации, ее носителем. И в этом случае человек, напрямую не задействованный в процессе интервью, становится в определенной степени его соучастником, поскольку он все слышит и видит, а следовательно, пропускает ее через свое сознание. Здесь потребитель информации осмысливает и «переводит» услышанное и увиденное в соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.

Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что  сказал интервьюируемый, а на ТВ и радиоинтервью - на вопрос, что и как он сказал.

Журналист-газетчик обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится  его разговор с интервьюируемым; ТВ и радиожурналист, напротив, тщательно готовится к самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его усилий связана с подготовкой к интервью.

Ответы на вопросы, поставленные радиожурналистом, одновременно с журналистом получают и слушатели, и таким образом, они как бы становятся участниками разговора  с компетентным лицом, располагающим  важной интересной информацией. Радиожурналист в этом случае выступает как представитель  слушательской аудитории. Газетчик может по своему усмотрению изменить порядок вопросов в материале, который он готовит для печати, опустить одни вопросы и ответы, более подробно, обстоятельно изложить другие. Радиожурналист в случае, если интервью сразу передается в эфир, лишен такой возможности. (2)

Разновидности интервью.

Существует много критериев ,по которым выделают те или иные разновидности интервью как метода и как жанра. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

В зависимости от целей  М.М.Лукина выделяет следующие виды интервью как метода получения сведений:

Информационное интервью-наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения катастрофы национального значения телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек. В ситуации, когда нужно выяснить силу взрыва и предполагаемое количество жертв, у журналиста, конечно же, не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

Костяком типичного  информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как  показывает опыт, вполне достаточно для  сбора фактических сведений.

К выезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времени готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист  при исследовании ситуации и ее причинно-следственных связей чаще полагается на свою наблюдательность.

Нередко журналист  знает о предмете разговора не меньше (а то и больше) собеседника. Но важно, чтобы определенная информация прозвучала именно из его уст.

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.

Есть еще один вид интервью, который ставит перед  собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких  целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также латинский вариант — vox pop. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Журналисты этот вид интервью нередко ошибочно именуют  социологическим опросом, потому что  в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований — фиксированный, четкий вопрос для  большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное  требование к социологическим изысканиям — репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Рассмотрим еще  один вид интервью, когда журналист  не просто оказывается посредником  в передаче информации, а выступает  фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Такое креативное интервью чаще называют беседой, диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало.(3)

Виды  интервью по степени  стандартизации:

Информация о работе Диалог в эфире. Различия интервью в прессе и на ТВ