Жизнь и творчество Сергея Павловича Дягилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 15:48, реферат

Краткое описание

целью работы является изучение биографии и картины О.Д. Коровина «Дягилев С.П. и Петрушка».
Задачи:
1) Знакомство с творчеством С.П. Дягилева;
2) Знакомство с балетом «Петрушка»;
3) Знакомство с творчеством О.Д. Коровина;
4) Знакомство и характеристика картины, художника О.Д. Коровина «Дягилев С.П. и Петрушка».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………... 3
1. Жизнь и творчество Сергея Павловича Дягилева………………………………............ 4
1.1. Ранние годы жизни С.П. Дягилева и становление его на путь творчества……….... 4
1.2. Слава и признание таланта С.П. Дягилева………………………………………….... 5
1.3. История создания балета «Петрушка»………………………………………………... 7
2. Жизнь и творчество Олега Дмитриевича Коровина…………………………………… 12
2.1. Ранние годы жизни и творчества……………………………………………………… 12
2.2. Творческое становление О.Д. Коровина……………………………………………… 12
2.3. Заинтересованность С.П. Дягилевым и картина О.Д. Коровина «Дягилев С.П. и Петрушка»…………………………………………………………………………………… 15
Заключение………………………………………………….…………….………………... 18
Список литературы…………………………….………………………………………….. 19

Файлы: 1 файл

Дягилев - реферат.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

И дальше началась история создания балета «Петрушка». Название себя оправдывало: работу можно было смело назвать «абсолютной петрушкой».

Если в нормальном, уважающем себя музыкально-сценическом произведении сначала создается литературное либретто, на основании которого серьезный композитор, долго находясь в творческом поиске, сочиняет музыку, — то тут всё было перевернуто с ног на голову: композитор сочинял какие-то музыкальные куски, а потом по прослушивании их все, находившиеся вокруг, придумывали, что бы это значило. При этом все, имевшие отношение к этому произведению, то и дело перемещались географически: зимой работа перебазировалась в Болье-сюр-мер, а последние аккорды были дописаны в Риме, где выступала в это время труппа С.Дягилева.

Либретто придумывалось по ходу дела — и самим И. Стравинским, и подключившимся сразу же С. Дягилевым, и привлеченным в качестве художника к новому, еще только создающемуся балету, А.Бенуа.

Дягилев постепенно отошел от создания сюжета, оставив это дело полностью на усмотрение композитора И. Стравинского и художника А. Бенуа, но и те — очевидно, к полному изумлению импресарио Дягилева, оказавшись не профессиональными драматургами, — ну кто бы мог подумать! — не знали, что делать с сюжетом дальше. Тем не менее начатую работу требовалось продолжать.

Когда не успевали друг за другом с переездами, — общались при помощи эпистолярного жанра. Так, И. Стравинский из Кларана писал в Санкт-Петербург (Российская империя) своему соавтору А. Н. Бенуа 21 октября 1910 года: «…Вы связаны со мной обещанием писать с Вами балет, и от этой мысли я отказаться никак не могу. Если обсуждение „Петрушки“ уже было, то я хоть письменно приму участие в нем. Именно мое желание, чтобы „Петрушка“ кончился бы Фокусником, который после того, как Арап убил Петрушку, пришел бы на сцену и, забрав всех троих, то есть Петрушку, Арапа и Балерину, ушел бы с элегантным и жеманным поклоном, так точно, как он вышел в первый раз. По-моему, для названия „Петрушка“ в представлении или слишком мало Петрушки, или же его роль по количеству и по качеству равноценна остальным действующим лицам, как-то Арапу и Балерине, тогда как требуется больше сосредоточиться на нем. Согласны ли Вы со мной? Пока о „Петрушке“ все. Поклон и низкий Анне Карловне, у которой прошу прощения, что вовлекаю Вас в работу, от которой Вы в Лугано отказывались».

9 декабря 1910 года А. Бенуа из Петербурга ответил в самом вежливом тоне, на который был способен: «Дорогой Игорь Федорович. Вы видите меня у Ваших ног, умоляющим простить мое долгое, неприличное и бестактное молчание на Ваше милое, интересное и во всех отношениях меня тронувшее письмо. Директор приехал, дал ключ Вашему загадочному рассказу о балете, я снова завербован (и в самой значительной степени благодаря соблазну работать с Вами) и, таким образом, готов сочетаться с Вами законным браком для произведения на свет на подмостках монте-карловского театра нашего детища. — Все, что Вы сулите ему, мне всецело нравится (а Дягилев так даже в упоении от номеров музыки), но кое-что остается невыясненным и вот причина моего писания. Разумеется, оно не заменит необходимого собеседования, но приходится подчиняться обстоятельствам» — дальше шло его соавторское видение происходящих с Петрушкой несчастий: как его все презирают, бьют и обижают, но и тот не теряется и весьма лихо дает сдачи, а Арапа за его мерзкие штучки вообще решил прирезать.

Соавтора Стравинского подобный ход дела не совсем устраивал, о чем он поспешил сообщить соавтору Бенуа, на что получил от соавтора Бенуа неизменно уважительное письмо с сетованием «Ох, дорогой, трудно сотрудничать на расстоянии», сердечными приветами, перечнем новых похождений Петрушки и обязательными наилучшими пожеланиями соавтору Стравинскому и всей его семье.

12 декабря 1910 года соавтор Бенуа вообще выразил полное непонимание, почему это не Петрушка убивает надоевшего ему и мешающего злого Арапа, а Арап — Петрушку: Дягилев уже ему объяснил — не найдя, видимо, других аргументов, — что так, видите ли, по уже созданной музыке!

Сюжетная интрига, судя по всему, отчаянно буксовала, и соавторы, явно пребывая в творческих муках и не всегда сразу находя консенсус, долго не могли придумать, что вообще со всем этим делать. Пока, наконец, композитора не осенила идея, что умерший Петрушка должен все равно появиться как неумирающая душа народа. На том и порешили. Дягилев, которому наверняка приходилось постоянно «гарцевать» перед каждым из соавторов в отдельности, чтобы те не разругались и продолжили совместную работу, был тоже вполне доволен.

В результате хронологически первая написанная музыка — та, что понравилась Дягилеву и с чего и началось рождение нового балета, — перешла во вторую картину, музыку к первой картине Стравинский стал срочно сочинять, а будущий балет все-таки приобрел какие-то черты сюжетного действия.

Первый спектакль новой труппы прошел 6 апреля 1911 года в Монте-Карло, затем последовали турне по другим странам, где одновременно дорабатывался и репетировался балет «Петрушка».

Краткое содержание Балета «Петрушка:

Действующие лица:

Петрушка

Балерина

Арап

Фокусник

Балаганный дед

Две уличные танцовщицы

Шарманщик

Купец

Три цыганки

Кучера

Извозчики

Кормилицы

Ряженые: Баба, Черт, Коза

Гусар

Поваренок

Мастеровые

Гуляющие

 

Все действие балета происходит на ярмарочном гулянье в Петербурге.

Сюжет, продиктованной музыкой требовал воплощения балетного представления в тех же тонах, а именно — уводил к русской народной тематике.

Гуляет масленица — гуляет широко: с блинами-пирогами, с питьем и похмельем, играми да хороводами, каруселями да плясками… Тут и Фокусник со своими заводными куклами, танцующими по его прихоти…

Но вот куклы оживают, они уже не просто куклы, они — преображаются, они — как люди, они — живут и любят, становятся жертвами обманов и шуток. И как люди — не выдерживают натиска и улюлюканья зарвавшейся толпы. Они разные: одни — благополучно-наглые, другие — духовно утонченные и одинокие, не вписывающиеся в толпу и уничтожаемые ею. Но именно эти, уничтожаемые, и остаются навсегда — своей одухотворенностью и талантом.

Действие балета делится на три части — четыре картины-сцены:

Картина первая. 1 сцена. Фокус: Масленица. Появление Фокусника. 2 сцена. Русская: куклы Петрушка, Балерина, Арап танцуют под дудочку Фокусника. Петрушка, влюбленный в Балерину, хочет танцевать с ней, но она предпочитает Арапа.

Картина вторая. 3 сцена. Несчастье у Петрушки: Фокусник, узрев непослушанье Петрушки, пинает его; он пытается объясниться с Балериной, но ей непонятны его чувства, он — такой нескладный, ведь Петрушка же! — вызывает у нее только смех, она торопится на всеобщее веселье, на масленицу, на ярмарку, и к уверенному равнодушному и всегда правильному красавцу Арапу.

Картина третья. 4 сцена. Народное гулянье на Масленице. Петрушка спасается от сильного Арапа, нагоняющего его, вот Арап приблизился и со всего маха ударяет Петрушку — и тот рассыпается на опилки. Вот и все, из чего состояла эта смешная и никому не интересная кукла-петрушка. Теперь она мертва и больше никого не сможет смешить своей нелепостью и невзрачностью. Но вдруг над балаганом возникает его знакомая фигура — несуразная, смешная… Как же это? Ведь вот он, лежащий тряпичный петрушка — а наверху в таком же неистовстве и озорстве, как и раньше, высится опять он, Петрушка, недосягаемый и живой. И опять — смеющийся над ними.

 

2. Жизнь и творчество Олега Дмитриевича Коровина.

 

2.1. Ранние годы  жизни и творчества.

 

Пермское изобразительное искусство невозможно представить без произведений О.Д. Коровина. Он написал сотни прекрасных акварелей, сделал множество рисунков, оформил десятки замечательных книг. Каждый пермский художник второй половины 20 века что-то обязан этой творческой личности.

Родился Олег Дмитриевич 27 октября 1915 года в селе Глинском под Екатеринбургом, окончил там школу, но основное воспитание получил в семье юриста Дмитрия Матвеевича Коровина (1886-1938). Какое то время родители с детьми жили в доме своего деда Матвея, сельского священника. Когда детям пришла пора учиться, семья переехала в Екатеринбург, где отец поступил юрисконсультом в банк, а мать занялась домом и детьми. В 17 лет О.Д. Коровин направился в Пермь, в художественное училище (Пермский художественно-педагогический техникум), где учился с 1932 по 1936 год.

Здесь же, в Молотове (Пермь), Олег Дмитриевич встретил свою судьбу – однокурсницу Людмилу Артемьевну Паршакову из Суксуна, которая родила ему двоих сыновей.

В 1936 году Коровин вместе с семьей возратился в Свердловск (Екатеринбург), где и началась его самостоятельная творческая биография. В основном он работал тогда в области станковой живописи, писал большие картины, обычно посвященные юбилеям и праздничным датам. Так, картина «А.С. Пушкина на дуэли» была написана к 100-летнему юбилею со дня гибели великого русского поэта.

 Потом грянула война. Коровин становится связистом, офицером  Красной армии, сопровождающим на  фронт эшелоны с боеприпасами, часто попадает под бомбежки. У художника остались на память  карандашные наброски тех страшных  и напряженных лет. Он не любил  вспоминать о войне…

 

2.2. Творческое  становление О.Д. Коровина.

 

В послевоенные годы О.Д. Коровин написал две большие жанровые композиции: «Где-то на Урале» (1947) и «С новой победой» (1949) – заметные, «зрелищные» картины. Некоторое время Коровин преподавал в Свердловском художественном училище.

В Свердловске у Коровина был широкий круг общения, куда входили живописцы Г.А. Мелентьев, Б.А. Семенов, Н.Г. Чесноков, скульптор А.А. Анисимов и дургие. В конце 1940-х Олег Дмитриевич часто бывал в доме писателя П.П. Баженова, где они обсуждали иллюстрации к «Малахитовой шкатулке», говорили об искусстве.

Сам Коровин был неравнодушен к книжной графике, где его ждали большие успехи. К искусству книги художник впервые обратился в 1948 году. В Свердловском книжном издательстве в 1949 году вышел «Евгений Онегин», в 1950-м – «Малахитовая шкатулка».

В 1954-1972 годах О.Д. Коровин жил и работал в подмосковном городе Подольске, где сам построил для своей семьи дом. Много рисовал, сотрудничал с московскими издательствами, иллюстрировал книги. Общался со старшим братом Ювеналием, который был известным московским графиком, большим мастером книжной иллюстрации. Братья были погодками и крепко дружили. Это была настоящая и возвышенная дружба двух братьев-художников. Каждый из них шел в искусстве своим путем, их работы нельзя было перепутать. Но было в них самих и в их произведениях что-то общее, родственное. Ювеналий был вдумчивый, неторопливый, казался даже суровым; Олег – «легкий», общительный, артистичный… Они диалектически дополняли друг друга – споря или соглашаясь, они помогали друг другу обретать «себя» К сожалению, виделись они не так уж часто, поскольку жили в разных местах, но переписывались всю жизнь.

В 1972 году семья Олега Дмитриевича Коровина переехала в Пермь, на родину жены Людмилы Артемьевны. Художник жил здесь почти 30 лет, до 2000 года, и это был самый активный, самый плодотворный период в его творчества. Работалось здесь очень много, успешно, разнообразно. В станковой акварели создавались большие циклы произведений, связанных с одной темой и техническими приемами. В книжной графике появились настоящие шедевры: «Наука побеждать» (1980), «Лукоморье» (1983), «Евгений Онегин» (1989)…

Огромную роль сыграли «летние сезоны» художника в поселке Суксун, где родилась его жена Людмила Артемьевна и где была их семейная дача. Суксунские жители стали главными героями многих произведений Коровина, а Суксун – тем источником творчества, который питал и вдохновлял его многие годы. Вообще пермская среда оказалась для Коровина благотворной. Крепкий Союз художников, близкие друзья – И.И. Россик, А.Н. Тумбасов, К.М. Собакин. Наконец, Пермское книжное издательство – одно из самых представительных на Урале, которое ежегодно выпускает до 80 названий книг общим тиражом более трех миллионов экземпляров. В издательстве его уважали и почитали. Главный художественный редактор, заслуженный художник РСФСР М.В. Тарасова писала: «Если бы в Перми награждали художников в номинации «Честь и достоинство», первым кандидатом был бы Олег Дмитриевич Коровин…»

Огромное значение для Коровина имела Пермская художественная галерея, с которой Олега Дмитриевича связывала долгая и прочная дружба. Он появлялся в галереи не только на выставках и мероприятиях, но и просто так, посмотреть на любимые картины, «побеседовать» с любимыми мастерами. Особенно любил русское искусство 19 начала 20 века. В этих залах он всегда находил что-то новое для себя. В галерее состоялись самые представительные выставки мастера.

Необычайная критичность Коровина по отношению к чужому творчеству позволяла ему добиваться больших результатов, в какой бы сфере он ни работал, будь то акварель, рисунок, книжная иллюстрация. Трудно сказать, что лучше всего давалось ему. Он  умел настолько погрузиться в работу, что испытывал огромную радость и настоящее счастье от самого творческого процесса. Оценка происходила потом, через некоторый временный промежуток, причем важнейший для себя он считал любые отклики в на ту или иную работу. Но и сам умел оценить сделанное двумя-тремя точными фразами. И один из главных критериев для него – свобода и органичность высказываний: «Все, что сделано с помощью рассуждений, логики, расчета, не поднимется выше знаемого – и не будет интересным, творчеством, будет информация и только. Надо строить все на интуиции, надеясь на подсознание – может быть, изображать сны?! Суметь рабоать свободно! Освободиться от схем, приказов, циркуляров головы и знаний…»

Олег Дмитриевич Коровин был художником высокой культуры и виртуозного мастерства, достигнутого и чувством, талантом, и десятилетиями каждодневной работы. И хотя начинал он со станковой живописи, его можно назвать одним из видных российских графиков, виртуозно владеющим всеми средствами этого вида искусства. В станковой графике Коровин проявил себя истинным лириком, чутко воспринимающим и воссоздающим мир природы и человека. В пейзажах он отображал спокойные, как бы вечные состояния природы, в людях – наиболее сущностные личностные черты. Его графическим композициям присуща яркая живописность: художник работает большими пятнами света и тени, создает крупную, плавную форму использует широкую, мягкую линию.

Информация о работе Жизнь и творчество Сергея Павловича Дягилева