Жизнь и творчество Сергея Павловича Дягилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 15:48, реферат

Краткое описание

целью работы является изучение биографии и картины О.Д. Коровина «Дягилев С.П. и Петрушка».
Задачи:
1) Знакомство с творчеством С.П. Дягилева;
2) Знакомство с балетом «Петрушка»;
3) Знакомство с творчеством О.Д. Коровина;
4) Знакомство и характеристика картины, художника О.Д. Коровина «Дягилев С.П. и Петрушка».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………... 3
1. Жизнь и творчество Сергея Павловича Дягилева………………………………............ 4
1.1. Ранние годы жизни С.П. Дягилева и становление его на путь творчества……….... 4
1.2. Слава и признание таланта С.П. Дягилева………………………………………….... 5
1.3. История создания балета «Петрушка»………………………………………………... 7
2. Жизнь и творчество Олега Дмитриевича Коровина…………………………………… 12
2.1. Ранние годы жизни и творчества……………………………………………………… 12
2.2. Творческое становление О.Д. Коровина……………………………………………… 12
2.3. Заинтересованность С.П. Дягилевым и картина О.Д. Коровина «Дягилев С.П. и Петрушка»…………………………………………………………………………………… 15
Заключение………………………………………………….…………….………………... 18
Список литературы…………………………….………………………………………….. 19

Файлы: 1 файл

Дягилев - реферат.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………………...

3

1. Жизнь и творчество  Сергея Павловича Дягилева………………………………............

4

1.1. Ранние годы жизни  С.П. Дягилева и становление его  на путь творчества………....

4

1.2. Слава и признание  таланта С.П. Дягилева…………………………………………....

5

1.3. История создания балета  «Петрушка»………………………………………………...

7

2. Жизнь и творчество  Олега Дмитриевича Коровина……………………………………

12

2.1. Ранние годы жизни  и творчества………………………………………………………

12

2.2. Творческое становление  О.Д. Коровина………………………………………………

12

2.3. Заинтересованность С.П. Дягилевым и картина О.Д. Коровина  «Дягилев С.П. и Петрушка»……………………………………………………………………………………

 

 

15

Заключение………………………………………………….…………….………………...

18

Список литературы…………………………….…………………………………………..

19

Приложение………………………….……………………………………………………...

 

 

 

Введение.

 

Я являюсь ученицей МБОУ «гимназии № 11 им. С.П. Дягилева», и мне всегда было интересно: «Чем же прославился и что сделал Сергей Павлович Дягилев?». Оказывается, наша школа, это бывший дом Сергея Павловича, который был передан, в 1894 году по решению Пермской городской думы, учебному заведению сегодня одной из старейших гимназий Прикамья, которая с 1992 года носит имя С. П. Дягилева. В нашей гимназии располагается музей с уникальными коллекциями. В его собрании представлены: документальные материалы и фотографии пермского периода семьи Дягилевых; предметы усадебного быта из летних имений Дягилевых в Пермской губернии (Бикбарда, Николаевское); фотография 1924 года, на которой импресарио, запечатлен вместе с известным французским художником и драматургом Ж. Кокто; часть личного архива, книги и театральные костюмы Ю. Зорича — танцовщика созданной С. П. Дягилевым труппы «Русский балет в Монте-Карло».

Достойное место занимает также живопись и графика художников Н. Зарубина, А. Зырянова, О. Коровина, А. Тумбасова, В. Герасименко, скульптурные работы А. Уральского.

Придя в музей, меня заинтересовала картина Олега Дмитриевича Коровина «Дягилев С.П. и Петрушка». Я бы хотела освятить данный экспонат, а так же рассказать о жизни и творчестве С.П. Дягилева и О.Д. Коровина.

Данная тема показалась мне интересной, потому что я хочу ознакомиться с творчеством О.Д. Коровина, и понять, чем же так знаменателен Сергей Павлович Дягилев, ведь память о нем во всем мире, а в нашей гимназии создан музей его имени.

Таким образом, целью моей работы является изучение биографии и картины О.Д. Коровина «Дягилев С.П. и Петрушка».

Задачи:

  1. Знакомство с творчеством С.П. Дягилева;
  2. Знакомство с балетом «Петрушка»;
  3. Знакомство с творчеством О.Д. Коровина;
  4. Знакомство и характеристика картины, художника О.Д. Коровина «Дягилев С.П. и Петрушка».

 

1. Жизнь и творчество  Сергея Павловича Дягилева.

 

1.1. Ранние годы  жизни С.П. Дягилева и становление  его на путь творчества.

 

Все мы слышали о Сергее Дягилеве и конечно, наша школа названа в его честь, так кто же он такой и чем он прославился на весь мир? Но сразу скажу, что его талант настолько велик, что память он нем живет по сей день…

Сергей Дягилев родился 19 марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье офицера-кавалергарда потомственного дворянина Павла Павловича Дягилева. Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея, и его воспитывала мачеха Елена, дочь В. А. Панаева. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается наша гимназия. Особняк построен в 50-х годах XIX века в стиле позднего русского классицизма по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноимённый журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс:

В 1897 году — Выставку английских и немецких акварелистов, знакомившую русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве, затем Выставку скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица в 1898 году. Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства — Врубеля, Серова, Левитана. Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге в 1905 году. Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского в 1906 году и другие.

В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Дягилев превратил ежегодник из сухого издания в художественный журнал.

Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (А.М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).

В сезон 1900—1901 годах Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось увольнением Дягилева.

 

1.2. Слава и признание  таланта С.П. Дягилева.

 

С 1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены выступления музыкантов — «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и другие. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы. Несмотря на успех, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж и балет. При этом, в тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно:

«Смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — все равно никакого содержания и смысла в нем нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности», так говорил М.В. Борисоглебский.

Балетные сезоны затем продолжались до 1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер.

С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 году и просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора. По воспоминанию Сергея Леонидовича Григорьева, постоянного режиссера труппы, их последнее выступление было во французиком городе Виши 4 августа 1929 года.

Антреприза Дягилева оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Будучи талантливым организатором, Дягилев обладал чутьём на таланты. Пригласив в компанию целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов — Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина, он обеспечил возможность для совершенствования уже признанным артистам. Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали его соратники по «Миру искусства» Леон Бакст и Александр Бенуа. Позднее Дягилев с его страстью к новаторству привлекал в качестве декораторов передовых художников Европы — Пабло Пикассо, Андре Дерена, Коко Шанель, Анри Матисса и многих других — и русских авангардистов — Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Наума Габо, Антуана Певзнера. Не менее плодотворным было сотрудничество Дягилева с известными композиторами тех лет — Рихардом Штраусом, Эриком Сати, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Клодом Дебюсси, — и в особенности с открытым им Игорем Стравинским.

С самого начала основным направлением хореографии его сезонов стало стремление раздвинуть рамки классического балета. Эксперименты с танцевальными формами Нижинского опережали время и потому были не сразу приняты зрителями. Фокин добавил движениям «богатую пластику», а продолжатель заложенных им принципов - Мясин - обогатил хореографию «ломаными и вычурными формами». Баланчин же окончательно отошёл от правил академического танца, придав своим балетам более стилизованное и экспрессионистское звучание.

Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова), под которыми и выступали в труппе Дягилева. Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду — даже супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции».

 

1.3. История создания балета «Петрушка».

 

История создания балета «Петрушка» началась с балета «Жар-птица», премьера которого с громадным успехом прошла 25 июня 1910 года в Парижском театре Гранд-опера. Критика буквально захлебывалась в восторгах, прославляя всех авторов и исполнителей балета «Жар-птица».

Конечно, после такого искрометного триумфа и композитор И.Стравинский, и С.Дягилев, организовавший как импресарио и создание, и постановку этого балета, не собирались расставаться, а решили продолжить совместную работу. Этой следующей большой совместной работой должен был стать новый балет — «Весна священная», работа над которым сразу же и началась. Но одновременно композитор работал и над другими, более мелкими по форме произведениями: он создавал сюиту «Жар-птица» (на основе балета), писал музыку на стихи Поля Верлена для баритона и фортепиано и, как и положено композитору, проводил много времени за музыкальным инструментом. После успеха балета «Жар-птица» Стравинский уехал с семьей на отдых, но и деятельность композитора не требует географической определенности и следования определенному месту жительства — работа шла и на отдыхе. Так, находясь некоторое время в Швейцарии, он все равно не бросил музыкальных занятий, сочиняя какие-то наброски к новым своим творениям. А то и просто — для отдохновения — наигрывал приходившие в голову мелодии. Так, при одном таком отдохновении родилась музыка.

Позже сам И.Стравинский писал: «…Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. „Петрушка“! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!».

При следующей же встрече с С. Дягилевым композитор показал ему свое сочинение. С. Дягилев, моментально услышав главную философскую линию в мелодии композитора: одиночество таланта, ненавидимого и затравленного совместными коллективистскими объединениями, — пришел в восторг и предложил создать на эту тему новый балет.

Информация о работе Жизнь и творчество Сергея Павловича Дягилева