Воспитательная и учебно-творческая работа в хореографическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

Само название темы о том, что мы должны здесь осветить два аспекта. Первый – воспитательная работа в коллективе, второй – учебно-творческий процесс.
Воспитатель – лицо, ведущее воспитательную работу с целью формирования у воспитуемых определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития моральных, физических и умственных качеств.

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

а детям, только начинающим осваивать пальцевую рекомендуется  жесткость SS.

           Определившись с параметрами  обуви, соответствующими вашим  антропометрическим данным, необходимо  провести примерку и обратить  внимание на следующее: 

    • обувь надевается как перчатки, она должна очень плотно прилегать к стопе;
    • при положении на пальцах -  в пяточной части обуви не должны образовываться складки; детали низа обуви не создавать зазора между стелькой и стопой, а следовать за прогибом стопы, оказывая ей максимальную поддержку; стопа не должна заваливаться вперед;
    • при положении на полупальцах – степень закрытости обуви должна соответствовать стопе, заканчиваться на сгибе и ни в коем случае не переходить на подъем.

          После приобретения новой обуви необходимо подготовить ее к работе.

Во –первых , следует  обработать жесткий носок –« коробочку». Для этого нет необходимости  применять молоток. Можно легко, без всяких усилий, размять «коробочку»  руками. На практике часто приходится сталкиваться,

с тем, что многие танцовщики неправильно определяют зоны

обработки «коробочки» и разбивают боковые части обуви в области большего пальца, что ведет к еще большему его отклонению.

           Известно, что в пуантах износ  обуви начинается с пятачка.  Чтобы это предотвратить и продлить срок жизни обуви, можно порекомендовать

пятачок и подскок  обшить прочными нитками типа штопки. К тому же это позволяет уменьшить  дробный стук пуант.

          Во – вторых, ни в коем случае  нельзя убирать еще влажные  после носки пуанты в полиэтиленовые пакеты. Лучше всего использовать тканные

«дышащие» мешочки.

           Знания о балетной обуви, ее  правильном подборе нужно получать  с детского возраста.  Всегда следует помнить, что первая правильно подобранная обувь в дальнейшем влияет на психофизическое состояние танцовщика. В хореографических школах, студиях, кружках необходимо организовать хотя бы факультативные занятия к правильному подбору балетной обуви. Эти факультативы помогут сформировать серьезное, грамотное отношение к балетной обуви, исключить ошибки при подборе и, в конечном счете, будут способствовать сохранению здоровой стопы.

          Форма (одежда) для занятий народно  – сценическим танцем включает  в себя:  у девушек – купальник  ( в младших классах светлого  цвета), трико

( в младших классах  белые носки), юбку  - солнце  - клёш, придает большую свободу движениям   и лучше подчеркивает достоинства  фигуры, чем юбка со складками.  Юбка должна иметь пояс и  длиной достигать приблизительно 

Середины икры, хотя у некоторых девушек она может быть несколько короче или длиннее, чтобы сохранить в целом пропорции тела, в младших классах юбки короткие, чуть ниже середины бедра. Специальные туфли с каблуками.

          У юношей  – брюки, (в младших классах  темные шорты), футболки

(майки) с коротким рукавом,  сапоги. В настоящее время в  каждом магазине балетной одежды  и обуви   продается фантастическое разнообразие яркой одежды для танцев, полосатых темных гетр и пестрых трико. При всей их привлекательности они не для младших классов, да и старшим этим нежелательно увлекаться. В такой одежде класс превращается в шоу, а гетры скрывают от глаз учителя ряд недостатков, и не дает возможности работать над их исправлением.

         Главное,  каждый учащийся, а в младших  классах  - родитель , должен для себя  уяснить, что для занятий танцем необходимо иметь чистую, аккуратную и соответствующую размеру одежду и обувь.

         Нельзя заниматься в одежде, в  которой ходят повседневно. Занятия  танцем требуют полной свободы  движений, очень больших затрат  физических сил. Участник, который  по настоящему работает во  время 

Занятий, потеет, и естественно, оставаться в такой одежде более чем не гигиенично. Несоблюдение этого правила воспитывает неряшливость и отрицательно влияет на здоровье.

          Форма (одежда) должна быть одинакового  фасона и цвета. Покрой может  быть любой, главное, чтобы  не стеснял в исполнении движений.

          Единая форма способствует дисциплине, подтянутости и аккуратности.

Руководителю необходимо рассказать участникам, в младших  классах – родителям, о значении специальной формы и добиться, чтобы она была у всех.

           Немаловажную роль в учебном процессе и эстетическом воспитании обучающихся, кроме одежды и обуви, играет прическа. Для этого с первых дней необходимо приучать к тому, чтобы мальчик должен быть аккуратен не только в одежде. Он должен быть аккуратно причесан. У девочек волосы собираются сзади в аккуратный пучок, чтобы подчеркнуть красивую линию головы и шеи. Длинные челки следует закалывать назад, чтобы открыть лицо. Во время урока нежелательно носить украшения: серьги, кольца, цепочки, кулоны – отвлекают внимание, мешают при работе с партнером.

Любителям длинного маникюра, придется с ним распрощаться, т. к. во время занятий они могут  нанести травмы, как партнеру, так  и рядом танцующим.

         С первых занятий руководитель  начинает прививать участникам  хореографического коллектива основы и навыки личной гигиены, которые им необходимы (опрятность костюма, абсолютная чистота тела).

         Во время занятий танцами большая  физическая нагрузка ложится  на 

мышцы, сердце, лёгкие, поэтому  необходимо, чтобы помещение, где  проходят занятия, было всегда чистым и проветриваемым, и уже совсем не допустимо, чтобы в этом помещении кто-то курил. К сожалению, некоторые руководители не понимают, какой вред приносят не только самим, но и участникам. Иногда приходится сталкиваться и с тем, что или сам руководитель, или концертмейстер курят во время занятий, а в перерывах это делают и многие участники, забывая о том, что курение усиливает нагрузку на сердце и лёгкие, вызывает утомляемость и отравление организма. Задача руководителя – добиться устранения этих недостатков, заботиться о здоровье участников коллектива.

        Занятия коллектива и его концертные выступления проходят под музыку. Для этого руководителю вместе с руководством организации необходимо пригласить на работу концертмейстера (пианиста, баяниста), который должен быть высококвалифицированным, желательно умеющим хорошо читать ноты с листа и, что немаловажно, уметь импровизировать,

Иметь опыт работы с хореографическим коллективом. Если такого опыта нет, то нужно хотя бы иметь желание  в познании специфики коллектива

и концертмейстерской деятельности в нем. Ведь в ходе работы ему придется

самостоятельно или  совместно с руководителем подбирать нужный музыкальный материал или аранжировать какое – нибудь произведение для чего учреждению необходимо приобрести музыкальный инструмент – баян, фортепьяно

( в последнее время  многие руководители используют  аудиотехнику, что для учебно  – репетиционной деятельности  крайне неудобно Её хорошо и целесообразно использовать, когда готово хореографическое произведение. Ведь весь творческий процесс, о котором будем говорить ниже, ведется от простого к сложному, что возможно достичь только при совместной работе руководителя и концертмейстера.

         Подготовив всё к занятиям  и закончив с организационными  вопросами,

Руководитель приступает непосредственно к учебной деятельности коллектива. Когда мы говорим об учебной работе как о приобретении

Определенной культуры исполнения, мы имеем в виду всё, что относится к учебно – тренировочной  деятельности, независимо от того, идет ли обучение у станка или на середине зала. Учебно – тренировочная деятельность включает в себя:

    • тренировочные занятия у станка и на середине зала;
    • разучивание и отработку отдельных танцевальных элементов и композиций, на основе которых будет осуществляться постановочная работа и формирование репертуара;
    • работу над этюдами по разделу «Основы актерского мастерства»;
    • коллектив, работающий над постановкой на основе классического танца, включает также элементы дуэтного танца.

          Значение каждого из этих пунктов надо пояснять участникам в течение всего учебного процесса и на каждом занятии, подкрепляя примерами из практики, или наглядным показом самого руководителя.

         Учебно – тренировочные занятия  занимают 15- 20 минут у станка и 

35 – 40 – на середине зала. После каждого часа или полутора часов необходимо дать перерыв.

          Содержание и объем учебного  материала могут быть различными  каждого коллектива. Это зависит  от жанра, в котором работает  коллектив, и объема знаний  руководителя.

            Но основная цель учебной работы  – овладение исполнительским  мастерством, техникой исполнения, без чего не может быть творческого

роста коллектива. 

           Весь учебный процесс необходимо  строить так, чтобы он носил  творческий, целеустремленный характер. Следует помнить слова

А. С. Макаренко о чувстве  перспективы, которое является основой  увлеченности в работе. У каждого  исполнителя должна быть уверенность, что он может преодолеть стоящие  перед ним трудности. Он должен стремиться к достижению творческого успеха, верить в свои силы и ожидать выступления.

          Перспективность в учебе, ощущение  возможности собственного роста 

Основываются на доступности  учебного материала. Это один из принципов  учебы. Работа над освоением учебного материала, преодоление трудностей приносят всем ученикам чувство удовлетворения, делают работу в коллективе целесообразной и, самое главное, результативной. Работая над техникой танца, нельзя забывать о развитии творческого мышления и выразительности исполнителя.

          Немаловажное значение в деле  воспитания исполнителя хореографического  произведения имеет развитие  координации, которая способствует  простоте и свободе исполнения  и превращает технику в подлинное  искусство. Именно в процессе учебной работы необходимо воспитать правдивость и выразительность в передаче содержания танца, добиваться органического слияния отдельных движений.

          Одна из основных задач учебно  – тренировочной работы –  правильная 

Постановка корпуса, рук, ног, головы, укрепление суставно -  связочного аппарата, развитие силы и ловкости, эластичности мышц, овладение танцевальной техникой.

      Наибольший  эффект для решения вышеизложенных  задач можно достичь упражнениями  системы классического танца,  которая составляет основу учебной работы не только профессиональных, но и любительских коллективов.

          Наряду с упражнениями по классическому  танцу в учебный план включается  изучение элементов народно –сценического  танца, но эти занятия должны  иметь самостоятельный характер. Нельзя в одном уроке чередовать элементы классического танца с элементами народно – сценического танца.

Это не даст высоких результатов, другое дело что в коллективе народного  танца ему необходимо уделить  больше внимания, особенно на середине зала.

Помимо прохождения и усвоения учебно – тренировочных упражнений разучиваются и танцевальные элементы, этюды, составляющие основу будущего хореографического произведения.

         Никогда нельзя в начале обучения  спешить. С первых уроков необходимо  приучать участников к мысли серьёзного и сознательного отношения к изучаемому материалу, к пониманию того, что в танце нет предела. Каждое движение, этюд, танец могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности. Каждый из участников должен уяснить, что прежде чем появиться танцу, в начале происходит освоение отдельных его движений, их технология.

         У участников и руководителя  должно быть правильное отношение  к учебной работе. Это очень  важно. В практике любительских  коллективов 

до сего времени можно  встретить различное и не всегда правильное понимание этого вопроса. Одни рассматривают учебную работу как неприятную необходимость и занимаются ею постольку поскольку. Другие

придают первостепенное значение и ставят пред собой цель «дотянуть» всех участников коллектива чуть ли не до уровня ведущих мастеров профессионалов, забывая об их физических и творческих возможностях.

          Первые, как правило, не могут  достигнуть хороших результатов,  так как  их ученики не  имеют необходимых навыков исполнительского  мастерства, а другие берутся за создание репертуара, непосильного для творческих возможностей участников. Учебная работа приобретает творческий характер только в том случае, если она подчинена определенной творческой цели овладению исполнительским мастерством.

         К сожалению, некоторые руководители  не понимают значения учебной  работы и, в частности, занятий  у станка, мотивируя это тем,  что участникам это скучно, и  если её проводить, то они  разбегутся. Это зависит от педагогического  мастерства и такта руководителя. Для этого с первых занятий надо объяснять значение занятий у станка. Только систематичность

Учебных занятий вырабатывает в коллективе настоящее мастерство.

         Сейчас, когда есть большая сеть  студий, школ искусств, средних и  высших учебных заведений, довольствоваться тем, что вышла на сцену группа людей и что -то исполнила, недостаточно. Хорошо, когда есть коллектив и коллектив большой - это достижения руководителя как организатора. Но зрителю этого мало. Ему необходимо получить эстетическое удовольствие от увиденного. И здесь опять зависит от руководителя – педагога, руководителя  - творца ( балетмейстера), который кроме основного предмета, должен знать педагогику, изучать анатомию, музыку быть психологом, понимающим душевное состояние своих учеников.

Информация о работе Воспитательная и учебно-творческая работа в хореографическом коллективе