Воспитательная и учебно-творческая работа в хореографическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

Само название темы о том, что мы должны здесь осветить два аспекта. Первый – воспитательная работа в коллективе, второй – учебно-творческий процесс.
Воспитатель – лицо, ведущее воспитательную работу с целью формирования у воспитуемых определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития моральных, физических и умственных качеств.

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ  КУЛЬТУРЫ

 

 

Специальность 071302

“Социально-культурная деятельность и

 Народное художественное творчество”

 

 

                                            РЕФЕРАТ

               по дисциплине «Композиция и постановка танца»

 

                                             на тему:

 

             «Воспитательная и учебно-творческая работа

                           в   хореографическом коллективе»

 

 

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2008

 

        Само название темы о том,  что мы должны здесь осветить  два аспекта.   Первый – воспитательная  работа в коллективе, второй – учебно-творческий процесс.

         Воспитатель – лицо, ведущее воспитательную  работу с целью формирования у воспитуемых определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития моральных, физических и умственных качеств.

         Человек, посвятивший себя педагогической, воспитательной деятельности, должен обладать многими качествами.  А так как хореография

имеет свою специфику, то она, естественно, и определяет особенность

педагога – хореографа.

         Работа по воспитанию участников  хореографического коллектива

весьма многогранна и прежде всего требует от руководителя, глубоких знаний своего предмета. От общей культуры и знаний руководителя во многом зависят мировоззрение, моральные и этические принципы его

учеников.

         Для воспитуемых очень важно  все, что делает воспитатель, с первого до последнего занятия, каждое слово и действие. Даже внешний облик – подтянутость, опрятность, аккуратность, его хорошие манеры, походка – производит впечатление на его учеников.

         Немаловажным аспектом в деле  воспитания участников коллектива является и такое качество руководителя, как выдержка, умение управлять своими эмоциями и чувствами, не терять чувство контроля за своим поведением в любой ситуации и в любое время.

         Занятиям в любительском коллективе  люди посвящают свободное от работы и учебы время. Эти занятия становятся своеобразной формой общения с интересными людьми, участия в общественной жизни, открывают

Перед ним волнующий  и всеобъемлющий мир музыки, танца.

         Здесь участник получает интеллектуальное  развитие, повышает культурный и идейный уровень. Если в течение длительного времени исполнитель воспитывается на полноценном материале (литература, история,

музыка, хореография и  т. д.), то формирует вкус, творческие привязанности, интересы – воспитывается и формируется личность средствами искусства.

Даже способный, но начинающий исполнитель не может освоить  и воспроизвести на сцене значительные творения, поэтому важен воспитывающий  процесс познания тайн творчества. То есть исполнитель – предпосылка  художественного воспитания, с одной стороны, а с другой – гарантия художественного результата – создания сценического произведения.

         Знакомство с историей и культурой  есть воспитание в самом широком  смысле. На основе любви к своему  искусству рождаются патриотические

Чувства, расширяется  кругозор. Процесс этот творческий, активный, не лишенный самотворчества, не подменяющий инициативу указаниям.

              

              Воспитание в коллективе складывается  из нескольких компонентов 

Одним из них является дисциплина, которая, в свою очередь, слагается и     

отношения  участников к занятиям, своим товарищам, руководителю, играющему здесь ведущую роль. От того, насколько руководитель является

образцом дисциплины, насколько сумел заинтересовать участников, увлечь,

вовремя поощрить их успех, тактично и справедливо сделать  замечание, зависит результат деятельности каждого участника и всего  коллектива.

          Хорошо слаженный, стабильно и  творчески работающий коллектив 

Служит критерием оценки профессиональных, творческих и педагогических качеств руководителя. Воспитательная работа – один из самых важных и сложных разделов его работы, где основным принципом является воспитание танцора в коллективе, для коллектива, через коллектив.

         Осознание каждым участником общественных целей способствует

Созданию сплоченности и творческой активности. Работа приобретает  перспективность, создается заинтересованность участников в деятельности коллектива. 

         Дисциплинированность в общественной, творческой, исполнительской и учебной работе всегда связана с результативностью, с созданием высоко-

художественного репертуара.

          Немаловажным моментом в деле  воспитания коллектива в целом  и 

каждого участника в  частности является репертуар. От его  содержательности

во многом зависит  идейное, эстетическое и художественное воспитание не только коллектива, но и  зрителя.

          Руководитель, приоткрывая дверь в прекрасное, вместе с единомышленниками идет непроторенными дорожками, и решаемые им,

Как профессионалом, творческие задачи становятся близкими для участников коллектива. Делаясь сотворцами, они сами обретают способность к созданию художественных ценностей.

          Целостность, рожденная знанием,  проникновением в сущность материала,  играет положительную роль в осуществлении той воспитательной функции, которая является одной из сильнейших сторон искусства. Пользы

От этого для участников нельзя переоценить. Коллектив живет  богато и

интересно тогда, когда  в нем формируется творчески  увлеченные люди,

когда их творческое мышление дает значительные результаты. Таким образом, процесс воспитания и рождения творческого коллектива может состояться при условии, если учебно – творческий процесс:

          *целенаправлен (освоение техники,  элементов мастерства), дает ему зримый адрес и стимулирует интерес;

            *увлекает неизведанностью пути, характером поиска и возможностью  проявить творческую инициативу;

            * не довлеет недоступностью образов  исполнения мастерами – исполнителями;

             * позволяет наблюдать за процессом созидания нового и соучаствовать в нем;

       * стимулирует  к познанию (чтение материалов, поиск прототипов, музыкальных примеров, этнографических источников);

          * обогащает удовлетворенностью  новыми открытиями.

          Концентрировать же интересы участников коллектива должен

руководитель – творец  - личность. Для того, чтобы создать  единый организм, он должен принимать  интересы тех, кто посвятил себя искусству,

поэтому он должен быть одаренным  педагогом, умело организующим

учебный процесс на каждом этапе развития.

           Приступая к созданию хореографического  произведения, для более

Полного раскрытия его  темы, идеи, образов, руководитель должен привлечь к этой работе участников коллектива; организовать для них  различные встречи с мастерами искусств, просмотры спектаклей, кинофильмов, экскурсии по местам боевой славы, в музеи, знакомство с памятниками старины. Руководитель обращает внимание участников на то, как полученные ими впечатления и знания можно применить при создании художественного образа. Если был просмотр концертной программы

или фильма, надо на конкретных примерах указать на особенности  народных танцев, творческого метода художника – балетмейстера. Эти  обсуждения должны проводиться в  простой и доступной форме беседы.

          Руководитель также может поручить  участникам коллектива выполнить  какие – то задания по сбору  дополнительного материала, 

необходимого для создания будущей хореографической композиции.  

       Очень много полезного могут дать специально организованные выезды в районы и села на праздники, проводимые в данной местности, особенно, если в этих праздниках участвуют фольклорные коллективы, в репертуаре которых песни и танцы родного края.

          Встречи с народным искусством, с людьми, хорошо знающими и любящими фольклорный танец, помогает глубже понять психологический склад характера народа, создавшего танец, формирует у участников

представление о художественных ценностях народного танца.

           Художественное и эстетическое  воспитание коллектива ведется и в

процессе  учебно –  творческой работы. Само название «  Учебно – творческая

работа» говорит о  том, что в ней сочетается, с  одной стороны, познание и 

усвоение языка танца, танцевальных движений, жестов, поз, приобретение навыков техники исполнения, а с другой – умение выразить с помощью этих условных танцевальных движений различные настроения. Обе стороны находятся в неразрывном единстве и взаимосвязи.

           Весь учебно – творческий процесс  начинается с собрания коллектива,

где определяются его  вид и жанр, рассказывается о задачах  любительского коллектива и данного  коллектива в частности. Если это  детский коллектив, то проводится беседа с родителями. Устанавливаются постоянные дни и часы занятий, которые ни в коем случае не должны срываться т. к. это повлечет за собой отрицательное влияние на дисциплину и успех коллектива.

            На первом же собрании указывается  и на тот момент, что каждый участник, пришедший заниматься танцем, должен иметь специальную одежду (форму), предназначенную для исполнения движений танца у

станка на середине зала и во время постановочно – репетиционной  работы.

          Одежда (форма) у каждого участника  должна быть своя. Лучше иметь 

Два комплекта – один  для занятий классическим танцем ( часть костюма может быть использована в сценическом исполнении номера), вторая – для занятий народно – сценическим танцем.

          К репетиционной форме (одежде) для занятий классическим танцем  относится:

           * У девушек – купальник (в  младших классах светлый), мягкие балетные туфли, трико (колготки) или в младших классах носки и пуанты.

           * У юношей – трико (ласины) или в младших классах темные шорты,

мягкие балетные туфли  с белыми ноками, футболки (майки) с  коротким рукавом.

          В последние годы заметно вырос интерес к балету не только как к виду

академического искусства, но и как к способу самовыражения, к возможности самосовершенствования. 

           Творческий успех любого артиста  балета тесно связан со специальной

Обувью, и правильный ее подбор является неотъемлемой частью успеха. Но,

К сожалению, не всегда удается  получить профессиональную помощь и  грамотную консультацию при подборе  специальной обуви. Дети в училищах

студиях, кружках получают первые знания, навыки от педагога, который чаще всего передает уже устаревшие « секреты» - ломать обувь, обстукивать молотком носочную часть пуант – «коробочку». При этом педагоги не всегда хорошо разбираются  в существующих моделях обуви.

          Обувь, как известно, является  самым важным приспособлением для выполнения танцевальных движений в классическом балете. Стопа артиста работает в позициях и движениях  далеко выходящих за ее естественные пределы. Нефизиологичность некоторых балетных движений, неправильно подобранная обувь ведет к профессиональным травмам и заболеваниям.  

 Наиболее распространенными являются:

           1. Поперечное плоскостопие + вальгусное  отклонение большого пальца –  80 % .

           2 . Продольное плоскостопие –  5 % .

           3 . Омозолелость – 66 % .

           4 . Молоткообразность пальцев –  27,3 %.

           Это одна сторона проблемы. Вторая  сторона, как нам кажется,  - это 

Очень низкая информированность  о танцевальной обуви, ее конструктивно  –технологических характеристиках. Часто  приходится наблюдать случаи, когда артисты балета просто теряются при выборе обуви. Ведь известно, что не существует системы ее подбора. Каждый производитель выпускает различные модели с разной маркировкой, и в такой ситуации легко растеряться. Чтобы избежать этого и помочь артисту при выборе, фирма

« Grihsko» решила дать следующие рекомендации по правильному подбору жесткой балетной обуви (пуант).

         Первый шаг  -определиться с  моделью пуант. Фирма выпускает  основные модели: «Vaganova», « Maya II» для балерин с высоким и умеренно

высоким подъемом; « Fouette», «Maya I» для балерин с нормальным подъемом; «Elite», «Grihsko 2007» - универсальные модели для всех типов стоп. На обуви с подошвенной стороны нанесена маркировка – модель, размер, полнота, степень жесткости деталей низа. Каждая модель производиться в 17 размерах и промаркирована в дюймовой системе.

Для перевода размера  в другую (штрихмассовую или метрическую) систему нумерации в салонах  «Grinsko» имеется специальная таблица. Каждая модель

Выпускается в 5 – ти полнотах и маркируется значком «X»  Полнота определяется обхватом стопы по внутреннему и наружному пучкам.

Пуанты выпускаются  с 5-ю степенями жесткости (прочности) деталей низа и маркируется SS. S. M. K. SH. – соответственно супермягкие, мягкие, средние, жесткие, супержесткие. Подбор обуви должен зависеть от высоты подъема стопы и от развитости мышечно – связочного аппарата.    Из практики известно, что обладательницы высоких подъемов подвержены переломам, растяжениям стопы,  и им рекомендуется обувь повышенной жесткости SH,

Информация о работе Воспитательная и учебно-творческая работа в хореографическом коллективе