Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:34, курсовая работа
Целью нашей работы является познать – каково оно художественное искусство Римской Республики. Для этого рассмотрим живопись Древнего Рима.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить литературу по этому вопросу;
- познакомиться с репродукциями;
Введение
Глава 1. Характерные признаки древнеримского искусства
1.1. Исторические корни римской культуры
1.2. Римский стиль живописи
Глава 2. Основные направления и разновидность древнеримской живописи
2.1. Фаюмские портреты.
2.2. Монументальная живопись
2.3. Живопись этрусков
2.4. Живопись эпохи республики
2.5. Живопись времени принципата Августа
2.6. Искусство времени Юлиев – Клавдиев и Флавиев
Заключение
Библиография
Ничто не напоминает в этих сценах о смерти. Эта особенность многих этрусских росписей 6в. до н.э. отличает их от родственных им по назначению греческих надгробий, где чувство печали передано в склонённых головах, в ритмике замедленных движений. Не только сюжеты и композиции сцен наполнены динамикой жизни, но и краски многих этрусских росписей не тёмные и мрачные, а яркие, звонкие. В гробнице Охоты, и рыбной ловли над летящими птицами показаны разноцветные гирлянды – красные, синие, зелёные. В тёмных гробницах при цвете чадящих глиняных светильников краски, по-видимому, не казались слишком яркими.
В
росписях 5в. до н.э больше внимания
уделяется человеческому лицу, которое
изображается крупнее, чётче и совершеннее,
чем раньше. Рисуя голову юноши, мастер
гробницы Леопардов не ограничивается
нанесением контура и равномерной
раскраской. В одних местах он кладёт
краску плотным слоем, а в других
жидко, создавая таким образом впечатление
светотени. При профильном изображении
лучше показывается глаз: линия его
овала, ранее замкнутая теперь разрывается,
и кажется , что человек смотрит
вперёд. Этрусская живопись конца 4
– 3 в. до н.э. характеризуется усложнением
композиции, повышенной динамичностью
и подвижностью фигур, большей пестротой
красочной гаммы. Хорошим образцом
может служить роспись
2.4. Живопись эпохи республики
Стены комнат во многих домах уже в эпоху республики покрывались росписями декоративного характера, часто бессюжетными повторявшими цвет мраморных плит, какими нередко облицовывали стены в роскошных постройках. Порой изображались колонны, пилястры, арки и другие архитектурные элементы. Иногда в центре стены писалась картина на мифологические сюжеты, изображались сценки из жизни, портреты, фантастические и реальные пейзажи, птицы и звери.
Изучение
росписей Помпей, Геркуланума, Стабии
и Рима, позволило наметить определённые
этапы развития римской живописи
до 79 г н.э. Наиболее ранними росписями
принято считать те, в которых
живописец имитирует в цвете
облицовку стены мраморными разноцветными
плитами. Поверхность таких квадратов
обычно закрашена ровным тоном, но иногда
бывают воспроизведены сложные прихотливые
узоры прожилок, как в плитах мрамора.
Подобным образом украшались стены
домов в эллинистический период
и в Греции, в частности на
острове Делосе. Такие росписи
относят к первому помпеянскому
стилю. Особенностью первого стиля
является то, что квадраты выступают
рельефно из плоскости стены и
отделяются друг от друга не только
цветом, но и неглубокими желобками.
Роспись первого стиля
Фреска из Геркуланума призвана воспроизвести систему квадратов, из которых складывается стена. Нижняя часть стены отмечена сплошным массивом как цоколь. Затем рельефно выделены крупные квадраты, - выше квадраты поменьше, а в верхней части обычно выступает рельефный карниз в виде полочки, на которую ставили для красоты небольшие вазы или статуэтки. Отсутствие орнаментов, узоров и украшений отвечает суровости, сдержанности и лаконизму форм, присущих республиканскому искусству.
В первом веке до н.э. возникает стиль, получивший наименование второго. Образцы его росписей можно видеть в вилле Мистерий в Помпеях. Во втором стиле уже нет рельефности квадратов, они лишь кажутся выступающими из стены. Живописно показана и полочка – карниз. Мастера вводят изображения колонн и полуколонн коринфского ордера, арок, перекинутых с одной колонны на другую. Пластичность первого стиля заменяется иллюзорной объёмностью. В композициях больше динамики, широты изображённого пространства. К 1-ому веку до н.э. римлянами были завоёваны огромные земли. Мир раскрывался перед нами во всей своей широте и многообразии. Новые горизонты, манящие перспективы будущего, сильные впечатления от порой диковинных, заморских земель – всё это вызывало появление новых форм в искусстве последнего века республики. В росписях заметно стремление как бы раздвинуть стены, представить пространство, превосходящее размеры комнаты показать стену в виде высокой ограды, поверх которой виднеется небо, верхние части соседних зданий. В живописи находило своё выражение то же преодоление стесняющих, сковывающих образ рамок, которое проявлялось в скульптурных портретах Цицерона, Помпея, в которых человек выступал уже не как носитель родовых привилегий но, прежде всего в своей общественной роли. Плоскость стены, отделяющей внутренность дома от внешнего мира, оказывается в живописи второго стиля как бы нарушенной. На ней красками изображены уходящие в глубину колоннады, портики. Комната с глухими стенами порой уподобляется террасе, с которой как в виллах римских патрициев, открываются далёкие пейзажи. Сокращение иллюзорно выступающих предметов даются не с одной точки, а с нескольких, учитывается движение вдоль стены. Природа показывается на фресках не только в виде реальных цветущих садов, как в росписях виллы Ливии, но и в панорамах фантастических ландшафтов.
В
одном из домов на Эсквилинском холме
Рима были исполнены пейзажи, воспроизводящие
далёкие страны, где побывал Одиссей.
В пейзаже « Одиссей в стране
листригонов» изображены громоздящиеся
коричневые скалы фантастических островов,
виднеются покрытые зелёной растительностью
горы, оживлённо снуют люди, бродят
животные. Картины природы нарисованы
будто несколько сверху, они развёртываются
перед зрителем постепенно, от одной
стены к другой. Мастер показывает
гибкие стволы деревьев и мощные глыбы
скал, желтый песок морского берега,
зелень листвы, синюю поверхность
залива. Тёмные тени ложатся от коричневых,
будто покрытых загаром людских
фигурок, отражаются в реке морда
и ноги пьющего козла. В подобных
сюжетных росписях второго стиля
немало подробностей, убеждающих в
богатстве жизненных наблюдений
художников.
Но, несмотря на реальность
Фреска
«Альдобрандинская свадьба», бывшая
некогда в собрании Альдобрандинии,
а теперь хранящаяся в Ватикане,
изображает брачную церемонию. Насколько
был ярок, звучен красный цвет в
росписях виллы Мистерий, настоль
здесь мягок, лиричен общий тон
голубоватых и золотых красок.
Центральную часть композиции занимает
ложе, на котором сидит взволнованная,
погруженная в думы невеста. Её успокаивает
Афродита, у изголовья ждёт прекрасный
юноша Гименей, в ногах, облокотившись
на невысокую колонну, стоит Харита
с флаконом благовоний в руке. Возвышенность
центральной стены оттеняют бытовые
детали боковых частей фрески: пробует
температуру воды закутанная в одежды,
очевидно, мать невесты, в вестибюле изображены
девушки с лирой и благовониями у фимиатерия.
В формах республиканского искусства
чувства всегда выражены с предельной
простотой, нет пафоса, излишней эмоциональности.
Произведения различных видов искусства:
храм «Фортуна Вирилис», портрет старика
из Ватикана, рельефы со сценой жертвоприношения
с алтаря Домиция, живописные композиции
заметно близки друг другу как памятники
одного стиля, одного периода, воплотившие
настроения римлян времени республики.
Именно в республиканскую эпоху нашли
своё выражение черты собственно римского
искусства. Творческая мысль латинян сумела
противостоять совершенным образцам и
формам искусства, которые существовали
в то время у соседних народов. Римляне
многому научились в годы республики у
этрусков и греков, но и не потеряли своего
художественного лица.
2.5. Живопись времени принципата
В
декоративной живописи конца принципата
Августа возникает стиль, названный
третьим помпеянским. Если во втором
стиле преобладала
Как
и в росписях второго стиля, плоскости
стен, украшаются пейзажами, выполненными
в монохромной манере, нередко
мифологическими композициями, чаще,
чем раньше, копиями с известных
произведений греческих художников.
В доме Ливии на Палатине сохранилась
фреска, повторяющая картину
Среди
помпейских фресок встречаются картины,
связанные с гомеровскими поэмам,
в частности в доме Трагического
поэта повторено произведение греческого
художника Тиманфа «
Не
только фрески, но и мозаики оживляли
интерьеры домов. Сохранившиеся
образцы этого вида искусства
разнообразны по исполнению, цветовому
строю и сюжетам. В этой технике
создавались многофигурные