Рим

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является познать – каково оно художественное искусство Римской Республики. Для этого рассмотрим живопись Древнего Рима.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить литературу по этому вопросу;
- познакомиться с репродукциями;

Оглавление

Введение
Глава 1. Характерные признаки древнеримского искусства
1.1. Исторические корни римской культуры
1.2. Римский стиль живописи
Глава 2. Основные направления и разновидность древнеримской живописи
2.1. Фаюмские портреты.
2.2. Монументальная живопись
2.3. Живопись этрусков
2.4. Живопись эпохи республики
2.5. Живопись времени принципата Августа
2.6. Искусство времени Юлиев – Клавдиев и Флавиев
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.13 Кб (Скачать)

    Оглавление 

    Введение

    Глава 1. Характерные признаки древнеримского искусства

        1.1. Исторические корни римской культуры

        1.2. Римский стиль живописи

    Глава 2. Основные направления и разновидность  древнеримской живописи

        2.1. Фаюмские портреты.

        2.2. Монументальная живопись

        2.3. Живопись этрусков

        2.4. Живопись эпохи республики

        2.5. Живопись времени принципата  Августа

        2.6. Искусство времени Юлиев –  Клавдиев и Флавиев

    Заключение

    Библиография

 

     Введение 

    Искусство Древнего Рима с его оригинальными  и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит  к высшим достижениям мировой  культуры. Римское изобразительное  искусство, подобно искусству греков, составляет неотъемлемую часть художественной системы античности. Границы Римского государства и сферы его влияния  были обширны. В орбиту художественных влияний Рима включалось множество  разнообразных народов и племён, обладавших своими, подчас сильными художественными  традициями. Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой  эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые  формы. Художественное осмысление жизни  римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие  от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая  связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима –  непосредственно влияли на изменения  в живописных, скульптурных и архитектурных  формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам  определить время создания того или  иного произведения.

    Целью нашей работы является познать –  каково оно художественное  искусство  Римской Республики. Для этого  рассмотрим живопись Древнего Рима.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    - изучить литературу по этому  вопросу;

    - познакомиться с репродукциями;

    - выявить характерные признаки  древнеримской живописи.

      Множество источников помогут  нам в этой задаче. Так прежде  всего “История искусств” под  редакцией А. Воротникова, О.  Горшковоза, О. Еркина. Также “История  культуры Древнего Рима и Греции”  перевод с польского В. К.  Ронина.

    Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

 

     Глава 1. Характерные  признаки древнеримского искусства

    1.1. Исторические корни  римской культуры

    К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой  общины на Тибре, стал аристократической  республикой. Республиканский период явился временем становления римской  культуры.

    В IV-III вв. до н. э. Рим сумел подчинить  себе весь Апеннинский полуостров, в III-II вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и все Восточное  Средиземноморье. Завоеватели и  солдаты, римляне создали мощное военно-административное государство, ввели твердую упорядоченность  в свой быт, напоминавший быт казармы. Постоянный приток рабов из пленных  давал дешевую рабочую силу. Римская  республика патрициев и плебеев  превратилась очень скоро в могущественную рабовладельческую державу древнего мира. Но на протяжении всей истории  существования Римскую республику сотрясали восстания рабов, гражданские  войны, борьба за власть, что и привело  к падению республики и возникновению  империи.

    Римляне, как греки и этруски, были язычниками. Но их религия, а отсюда и художественная фантазия была прозаичнее греческой, их мировосприятие - более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали многие религиозные представления  и обычаи, более суровые, чем греческие, а также некоторые основы строительной техники. Уже в эпоху республики римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, строгие исторические сочинения, выработали кодекс законов (римское право явилось  основой всей европейской юриспруденции). После завоевания Римом Греции началось более тесное знакомство с греческим  искусством, которое римляне почитали за образец.

    Во II в. до н. э. греческий язык стал обычным  в высшем обществе. Произведения греческого искусства, прекрасные греческие статуи заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда  и появилось помимо подлинников  много копий с прославленных  греческих произведений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику  как избраннику богов, наделивших его  талантом, в Риме не было никогда. Римское  искусство всегда было более утилитарным.

    Утилитарность мышления римлян сказалась и в  архитектуре. Вслед за этрусками  римляне построили прежде всего  прекрасные дороги. По древнейшей из них, Аппиевой (ее строительство в IVв. до н. э. начал Аппий Клавдий), римские  легионеры шли на завоевание государств Средиземноморья.

    С конца I в. до н.э. с угасанием эллинистических  государств ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно  воплотило их в художественной практике колоссальной римской державы. В  основе римской художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от возвышенной поэтики  мифотворчества греков.

    Практический  склад римской культуры сказывается  во всем - в прагматичном стиле их мышления, в нормативном представлении  о целесообразном миропорядке, в  скрупулёзности римского права, в тяготении  к точным историческим фактам, в  примитивной конкретности религиозных  представлений, в суровости прозы  как формы литературы, главенствующей в римской культуре.

    Хронологические рамки древнеримской культуры охватывают почти тысячелетие. Начало римского искусства относится к периоду Республики - конец V - конец I вв. до н.э. Оно достигло своего наивысшего расцвета в так называемую эпоху Римской империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э.

    Художественная  культура Рима отличалась большим разнообразием  и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко  стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось  на основе сложного взаимопроникновения  самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами.

    Не  меньшее значение позже приобрело  для римской культуры и эллинистической  искусство, склонное к грандиозности  и масштабности. Вбирая разнообразные  и наиболее ценные для него элементы римская художественная культура сохраняла, тем не менее свою самобытность и  оригинальность.

    Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства  римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место  завоевал скульптурный портрет, к котором  проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление  о конкретно-историческом характере  рядового человека - гражданина римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.  

    1.2. Римский стиль  живописи

    Начав покорять мир, римляне знакомились  со все новыми способами украшательства домов и храмов, в том числе  с фресковой живописью.

    “Что  касается живописи римлян, то самый  ранний фрагмент росписи, уцелевший  до наших дней, датирован 3 в. до н. э. Речь идет о детали фрески из гробницы, открытой на холме Эсквилин в Риме. Роспись, скомпонованная в три яруса, представляла сцену битвы (с крепостной стеной и вождями враждующих племен). Стоит признать, что работа не поражает виртуозностью исполнения, однако это  вовсе не умаляет ее исторической ценности. От более ранней римской  живописи сохранялись только письменные рассказы, из которых известно, что  в конце 4 в. до н.э. в Риме жил популярный живописец Фабий, покрывший фресками стены храма богини Спасения. не особо изощряясь, граждане Вечного  города (так станут называть Рим  впоследствии) дали Фабию прозвище “Пиктор”, что как раз и означает “живописец”” [2, с. 156].

    Владел  кистью и известный трагический  поэт середины 2 в. до н. э. Паукувий, расписавший  храм на Бычьем форуме.

    Захватив  греческие полисы, римляне свезли себе в город чуть ли не все произведения искусства, какие им удалось погрузить  на корабли. Кроме, того, они понаделали со скульптур Лисиппа, Праксителя, Скопаса  и других греческих мастеров более  или менее удачные копии а  также попробовали сами создавать  кое-что подобное.

    “С  перенесением акцента на интерьер и  появлением парадных комнат в римских  домах и виллах на основе греческой  традиции разрабатывается система  высокохудожественных стенных росписей. С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский стиль  живописи – так называемый помпейский, изученный по фрескам обнаруженных в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах  Кампании (II-I вв. до н. э.). Помпейские росписи  уцелели благодаря тому, что во время сильного извержения вулкана  Везувий (79 г. н. э.) толстый слой вулканического пепла засыпал Помпеи вместе с  домами и виллами, а в некоторых  случаях даже и с жителями” [3, с. 245].

    В доме Саллюстия в Помпеях сохранился прием росписи стен, получивший название в науке “первый помпейский стиль”. Возник он как подражание станковой  живописи, из желания создать впечатление  развешенных по стенам картин. Суть его заключается в том, что все архитектурные детали стены сначала лепятся на поверхность стены объемно из штукатурки (карнизы, квадраты облицовки, цоколь и другие детали), а потом еще и расписываются. Помпейские росписи знакомят нас с основными чертами античной фрески. Римляне применяли росписи также и для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. Первый стиль - инкрустационный, был распространён во II в. до н.э. и до 80-х годов до н. э. после чего его сменил так называемый “второй стиль”.

    “С 80-х гг. до 20-х гг. до н.э. применялся второй из помпейских стилей - архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно-иллюзорными, расписанными колоннами, карнизами, нишами и портиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря  тому, что между колоннами часто  размещали большие многофигурные  композиции на мифологические сюжеты. Стены покрывались также изображениями  перспективно переданных улиц, площадей, храмов, садов, сельских равнин и гор. Это позволяло римлянам как бы расширять внутреннее пространство помещений. Второй стиль отличался  от первого полным отсутствием лепных украшений. В оформлении стен вводятся настоящие живописные картины. Привычка копировать греков оказалась такой  сильной, что чаще всего римские  живописцы лишь повторяют произведения греческих классических или эллинистических  художников. Эллинистический пейзаж со множеством фигур на тему “Одиссеи”  сохранился на стенах дома богатого римлянина (понятное дело, что бедные римляне  на стены картин не заказывали) на холме  Эсквилин. Что до портретных аллегорических изображений, то их можно видеть на вилле в Боскореале (середина I в. до н. э.), а также на стенах помпейских вилл, среди которой самой знаменитой считается “Вилла мистерии”” [1, с. 324].

    “Вилла  мистерий”, насчитывает 60 комнат, получила свое название по росписи стен одного из залов. Считается, что образом  для подражания римскому художнику  послужила греческая композиция, иллюстрирующая праздник (мистерию) в  честь Диониса и Ариадны. Особенно живописно выглядят крылатая богиня с хлыстом в руке, обнаженная танцовщица и коленопреклоненная девушка (весьма вероятно, что хлыст предназначается  именно для нее), припавшая к креслу женщины властного облика.

Информация о работе Рим