Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:00, реферат
Реферат о жизни и творчестве Рембрандта. Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна - одна из вершин мировой реалистической живописи. Рембрандт писал картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. Для его творчества характерно стремление к философскому осмыслению жизни, честность к себе и людям, интерес к духовному миру человека.
Биография и творчество
Анализы работ:
«Возвращение блудного сына»
«Жертвоприношение Авраама»
«Урок анатомии доктора Тульпа»
«Даная»
«Заговор Юлия Цивилиса»
«Ночной дозор»
«Пир Валтасара»
Список литературы
Заключение
Эту картину по праву считают одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века.
«Заговор Юлия Цивилиса»
В 1661 году Рембрандт получил заказ на живописное полотно для украшения новой городской ратуши (здания городского самоуправления). О старом мастере вспомнили лишь потому, что художник, которому первоначально была поручена эта работа, внезапно умер. Рембрандт должен был прославить героизм предков голландцев – батавов, в 69-70 годах н.э. восставших против римского владычества.
Монументальное полотно размером около шести квадратных метров было создано в короткий срок. Его водрузили на предназначенное место, но вскоре вернули автору для переделки, а затем заказ вообще был передан бывшему ученику Рембрандта. Отвергнутую картину художник от досады (или потому что нуждался в холсте для новых работ) разрезал на куски. От этого грандиозного полотна сохранились лишь центральная часть и общий набросок композиции.
Художник изобразил вождей восставших племен, которые клянутся в верности своему верховному предводителю – Юлию Клавдию Цивилису. Действие происходит в священной роще батавов. Большую часть полотна занимал таинственный и грозный ночной лес. В центре композиции, очевидно, помещался самый яркий эпизод. Здесь достигающий предельной силы свет сплотит в единое целое спокойные суровые лица повстанцев, их решительно поднятые руки и скрещенные для присяги мечи.
«Ночной дозор»
Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.
В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[1].
Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.
Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.
Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в голландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающемуптичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.
Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его алебарды, задающей направление движения.
Возможно, Рембрандт
изобразил на картине себя за правым
плечом Яна Окерсена, стрелка в цилиндре.
Ночной дозор или дневной?
Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
«Пир Валтасара»
На этом полотне изображен библейский сюжет, связанный с правлением и смертью последнего вавилонского царя Валтасара, с именем которого ассоциируется падение Вавилона. Во время осады в столице было достаточно запасов продуктов, поэтому жители могли еще долго не волноваться о пропитании. Однако Валтасар решил устроить роскошное пиршество по совершенно незначительному поводу, пригласив почти тысячу вельмож и придворных. В основе картины – кульминационный момент, когда в самый разгар пира на стене проявляется рука, написавшие некие слова. Царь, стоящий в центре композиции и занимающий основное ее пространство, в ужасе обернулся на это явление. Пиршествующая справа дама пригнулась в страхе, не замечая, как выливает на себя из драгоценного сосуда напиток. В библейском сюжете мудрецам не удалось прочесть эту волшебную надпись. И тогда был приглашен пророк Даниил, который ее расшифровал. Она гласила: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Ты взвешен и найден очень легким. Разделено твое царство и отдано мидянам и персам». В ту же ночь, согласно библейскому повествованию, царь халдейский Валтасар был убит.
Заключение
Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России —передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма.
Ещё сто лет назад самым
большим собранием
Творчество Рембрандта Харменса Ван
Рейна - одна из вершин мировой реалистической
живописи. Рембрандт писал картины на
исторические, библейские, мифологические
и бытовые темы, портреты и пейзажи. Он
был крупнейшим в Европе мастером рисунка
и офорта. Для его творчества характерно
стремление к философскому осмыслению
жизни, честность к себе и людям, интерес
к духовному миру человека. Нравственная
оценка событий и человека - основной нерв
искусства мастера. Одухотворенность
модели и драматизм события художник великолепно
передавал через эффекты светотени, когда
пространство словно тонет в тени, в золотистых
сумерках, а луч света выделяет отдельные
фигуры людей, их лица, жесты и движения.
В этом методе живописного построения
картины Рембрандту не было и нет равных
(один лишь только итальянец Караваджо
может соперничать с ним по мастерству
использования светотени). Как это часто
бывает в истории искусства, не смотря
на свой гениальный талант, Рембрандт
умер в бедности и одиночестве, забытым,
никому не нужным мастером. Но работы его
живут в веках, так что можно без преувеличения
сказать, что Рембрандт - один из самых
величайших художников в истории мирового
искусства. Многие назвали бы его непревзойденным
живописцем, даже гораздо более великим
чем Рафаэль или Леонардо. Его творчество,
казалось бы, сковывали традиции и догмы
голландского протестантского искусства,
ведь он никогда не выезжал за пределы
Голландии. И все же Рембрант не только
восхищает блестящей техникой живописи,
но и являет своим творчеством откровение:
никто прежде не рассказывал о простых
человеческих чувствах столь глубоко,
нежно, интересно и проникновенно. В своих
исторических и библейских сценах, в своих
портретах современников он достигает
глубин психологической выразительности.
Его мудрость, сострадание и проницательность,
скорее всего, являются следствием самопознания:
много раз, как никто другой, писал он автопортреты
и запечатлел свой жизненный путь, начиная
с поры молодости и успеха и кончая старостью,
принесшей горести и лишения.
В настоящий момент известно более ста автопортретов Рембрандта, каждый из которых является удивительным шедевром. Благодаря удачно сложившимся историческим обстоятельствам, Россия сейчас обладает одной из самых богатых коллекций картин Рембрандта. Почти все они хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, включая такие прославленные шедевры, как "Возвращение блудного сына", "Даная", "Портрет Саскии в образе Флоры", "Портрет старика в красном", "Давид и Урия" и др. На картинах Рембранта из Эрмитажа училось не одно поколение русских художников.
Рембрандт внес огромный вклад в историю мирового искусства. Он был великим мастером своего дела, крупнейшим представителем золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Список литературы:
Великие художники. Рембрандт.
Жабцев. Гении мировой живописи. Рембрандт Харменс ван Рейн.
Журнал Художественная галерея. Рембрандт.
Мишель Роскрам Аббинг. Рембрандт.
Энциклопедия для детей. Искусство II том.
Интернет.