Развитие стиля Арт Деко

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:16, реферат

Краткое описание

Стиль Арт-Деко представляет собой великолепную возможность сочетать почти невозможное – наслаждаться элегантностью и утонченной красотой вещного мира и одновременно демонстрировать почти неприличную буржуазную роскошь. Обтекаемый, геометрический стиль впервые стал популярным в 20-30-е годы нашего века. Он характеризуется закругленными углами, четкими вертикальными линиями и вогнутыми формами. Источники Арт-Деко – рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. Обычные материалы включают в себя экзотические сорта древесины, пластиковый ламинат, хром и нержавеющую сталь. Как художественное течение Арт Деко оформился в 1906-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935 годами.

Оглавление

Введение 3
1. Развитие стиля Арт Деко в архитектуре 4
2. Арт Деко в искусстве 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

история художественного образования.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально  – педагогический университет»

Институт искусств

Филиал в г. Омске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История художественного образования»

тема: «Развитие стиля Арт Деко»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студ.гр.Ом – 418С ИД Т.Н. Богданова

Проверил: С.Н. Моисеева

 

 

 

 

 

Омск 2012 

Содержание

Введение  3

1. Развитие стиля Арт  Деко в архитектуре 4

2. Арт Деко в искусстве 8

Заключение 10

Список использованной литературы 11

 

 

 

Введение

Стиль Арт-Деко представляет собой великолепную возможность  сочетать почти невозможное –  наслаждаться элегантностью и утонченной красотой вещного мира и одновременно демонстрировать почти неприличную  буржуазную роскошь.

Обтекаемый, геометрический стиль впервые стал популярным в 20-30-е годы нашего века. Он характеризуется  закругленными углами, четкими вертикальными  линиями и вогнутыми формами. Источники Арт-Деко – рисунки  кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и  авиационный дизайн. Обычные материалы  включают в себя экзотические сорта  древесины, пластиковый ламинат, хром и нержавеющую сталь. Как художественное течение Арт Деко оформился в 1906-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935 годами.

Во времена Арт-Деко Европа открыла для себя джаз и Африку с их диким буйством форм и композиций и облекла это в оставшуюся от декаданса начала века европейскую  утонченность. Гибрид превзошел все  ожидания – родился Арт-Деко и  заполонил собой все – музыку, архитектуру, дизайн помещения, моду…

В 1966 году, во время выставки в парижском Музee декоративных искусств вернулся интерес к стилю и  тогда же сложилось его название. До этого Арт-Деко называли модерном с различными эпитетами, характеризующими частные особенности направления  – «обтекаемый модерн», шведский, голландский, итальянский, чешский, английский…

Кульминацией направления  Арт-Деко была Нью-йоркская всемирная  выставка в 1939 году. После начала второй мировой войны мир изменился  бесповоротно, и стиль Арт-Деко стал частью истории декоративно-прикладного  искусства.

Основной задачей контрольной  работы является осмысление сущности и роли школы Арт Деко. 

Развитие стиля Арт  Деко в архитектуре.

Стиль Art Deco получил распространение  в 1918-1939 гг. во Франции, отчасти в  других европейских странах и  США. Толчком к стремительному развитию этого стиля послужила парижская  выставка 1925 г., где показывались последние  достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий  из металла, стекла, керамики. Для этой выставки знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье, один из основателей конструктивизма  и функционализма, спроектировал  и построил павильон «Эспри Нуво» (франц. «Esprit Nouveau» - «Новый дух»); знаменитый художник Р. Лалик - фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и «стеклянный интерьер» павильона Севрской фарфоровой мануфактуры. Если для архитектора Ле Корбюзье его произведение знаменовало отход от конструктивизма к идеям, позднее получившим название «неопластицизма», то для ювелира Р. Лалика - эволюцию от прихотливо изогнутых линий и флореалъных стилизаций Арт Нуво к более простым геометрическим формам. В целом стиль «Art Deco» можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». В искусстве Art Deco продолжаются излюбленные темы и мотивы Модерна - точнее стиля Арт Нуво, - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных бледных женщин с распущенными волосами. Во всем чувствуется какая-то усталость, пресыщенность, но кроме этого и устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета. Именно эти качества отличают интерьеры, оформленные по проектам Ж. Деламара, архитектурно-дизайнерские разработки Р. Малле-Стевенса, ювелирные изделия мастеров парижской фирмы Картье. С искусством Модерна рубежа XIX-XX веков стиль Art Deco объединяет и желание многих художников создать иллюзию благополучия и «роскошной жизни» в трудные годы между двумя мировыми войнами. Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое. Духовная растерянность и смешение эстетических критериев, будто предвещавших ужасы второй мировой войны и пустоту первых послевоенных лет, заслонялись сознательной, программной эклектикой ретростилей. В ход пошли элементы Ампира, архаики египетского и крито-микенского искусства, соединялись находки декораторов Русских Балетных Сезонов в Париже, живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского и примитивного африканского искусства. Открытие искусства Амарны, гробницы египетского фараона Тутан-хамона (1922), оказывали на вкусы людей столь же сильное воздействие, как и обтекаемые формы новейших локомотивов и автомобилей. Интерьеры, оформленные в стиле Art Deco, производят впечатление не композиции, а суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» - мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника». Такие интерьеры создавались «с шиком» 1920-х годов, дорогих отелей и ресторанов и потому иногда их стиль называют «стилем Риц» (англ. Ritz Style). Показательно, что первая выставка художников-сюрреалистов состоялась в Париже в том же 1925 г. В декоративных росписях Art Deco и вновь вошедших в моду витражах и мозаике изображались женские «извращенные фигуры» в экспрессионистски изломанных движениях, деформированные - с фантастически развитой «мужской» мускулатурой. В «эпоху потерянного поколения» особенно ценились дорогие экзотические материалы: слоновая кость, черное - эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже «шкурки ящериц» и кожа крокодила. В поздних формах стиль Art Deco сближается с геометрическим конструктивизмом.

Арт Деко начинался с упоения  роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил направление  в сторону концепции функционального  дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу Арт Деко. В 1930-40 годах США охватила мода на "модерн" в стиле Арт Деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, такой как в голливудских фильмах, пользовались огромной популярностью. Количество предметов ручной работы было ограничено, но был налажен  выпуск огромного потока недорогих  изделий Арт Деко. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым  шпоном красного дерева и бежевым  лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали  из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны  были сочетания черного и светлого лака. Возникла необходимость в многофункциональной  мебели "чем компактнее, тем лучше". Ступенчатый силуэт, характерный  для многих работ Франкла, прост  и компактен. Прямоугольные очертания  соотносятся с модернистскими направлениями , в то время как использование  драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревцев.

В 1933 году Марсель Бройер, будучи членом Баухауза, создал первый обтекаемый стул из стальных трубок. Его  проект был задуман еще в 1928 году. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Свободнонесущая конструкция кресла, делающая ненужными ножки, для того времени была революционной. Популярность этой формы, некогда считавшайся  величайшим достижением конструкторов, привела к бесконечному ее повторению и копированию. Поэтому сейчас она  выглядит совершенно обыденно. В некотором  смысле, это кресло, изготовленное  из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины, ознаменовало окончательный разрыв с традициями, конец эпохи Арт Деко и приход "интернационального" стиля.

Подобно архитектуре современного движения Арт Деко видел себя интернациональным  стилевым движением, не связанным с  конкретными национальными традициями.

Формы этих новых зданий, возводившихся в конце 1920-х в  начале 1930-х годов, по сей день являются наиболее замечательным наследием  Арт Деко. До сих пор продолжают строить небоскребы по образу и подобию  Крайслер-билдинг.

Технические средства для  строительства высотных зданий - стальные конструкции и железобетон - к  моменту появления небоскребов  в стиле Арт Деко уже были хорошо освоены, стильность Арт Деко придавали ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, новые материалы и технологии.

Советский Арт Деко, сформировавшийся в конце 1920-х годов, явился сложным конгломератом форм, включая мотивы позднего русского модерна, архитектуры американских небоскребов и приемы отечественного конструктивизма. Наиболее ярко московский вариант Арт Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова.

Особенно широко в начале 1930-х годов приемы Арт Деко использовались в оформлении и меблировке интерьеров новых общественных и административных зданий (дом СТО в Охотном ряду, комбинат «Правда» и др.).

Именно этот стилевой подход характеризовал также советские  павильоны на Всемирных выставках 1937 г. в Париже и 1939 г. В Нью-Йорке  и многие постройки Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1930), где приемы Арт Деко оригинально переплетались  с национальными архитектурными и декоративно-орнаментальными мотивами. 

Арт Деко в искусстве

Одним из источников вдохновения  мастеров Арт Деко явились яркие  краски и экзотические персидские и  восточные мотивы балетных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые  с 1909 года по 1929 год покорили не только Париж, но и мир. Костюмы и декорации, созданные по эскизам Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Гончаровой соперничали по своей яркости с картинами  фовистов. Внезапно ярко-оранжевые, нежно-голубые, лимонно-желтые, ядовито-зеленые и  др. не менее необычные цвета и  оттенки вошли в моду в одежде, украшениях, появилось даже эстетическое течение «цвет ради цвета».

Арт Деко не избежал влияния  еще важного явления в искусстве  ХХ века - абстракционизма. Новации  абстракционизма связывают в  основном с заслугами Василия  Кандинского, который жил и работал  в Мюнхене с 1896 по 1914 год. Постепенно удаляя сюжет из своих картин, художник добился того, что они приобрели  вид полной абстрации.

Это также творчество Казимира Малевича, который явился основателем  супрематизма, упростивший изображение  до наложения одного белого квадрата на другой. Стиль конструктивизм оказал значительное влияние на искусство  Запада. Конструктивизм базировался  на убеждении, что искусство должно было служить социальным целям и  что оно являлось отражением скорее личного, чем общественного опыта. Художники конструктивисты создавали  работы, напоминавшие детали механизмов, составленные из геометрических форм и оказали влияние на графику  Арт Деко.

В целом, стиль Арт Деко явился результатом смешения множества  новаций, развивавшихся в этот период почти одновременно. В художественном смысле также заметное влияние на Арт Деко оказал кубизм, особенно его  способ расчленения предметов и  анализа их геометрических составляющих. Кубистское видение предметов появляется в работах Пабло Пикассо и  Жоржа Брака примерно в 1908-1909 годах. Глубокое влияние на Арт Деко оказала манера обращения кубистов с плоскостями и их техника использования цвета.

Итальянский художник Амадео Модельяни оказал влияние на развитие Арт Деко. Талантливый живописец и скульптор, он изображал живые, преимущественно женские формы, намеренно растягивая пропорции тела и черты лица, что явилось прообразом элегантной стилизации, свойственной Арт Деко.

В живописи, среди картин межвоенного периода чистый стиль  Арт Деко выделить очень трудно. Большинство художников использовали технику, заимствованную у кубистов. Живопись Арт Деко не входила в  число авангардных художественных направлений, более того, не носила прикладной характер, призванный соответствовать  основополагающим принципам декорирования.

Типичным Арт Деко считают  живопись Тамары де Лемпицки, родившейся в Польше, в творчестве которой  преобладают модные портреты и эротическая  обнаженная женская натура. За время  жизни в Париже она как портретист достигла большого успеха в модных кругах. Дать определение техники  письма де Лемпицкой можно, применив в век машин ее собственное утверждение о том, что художник «не должен забывать о точности. Картина должна быть чистой и аккуратной».

Скульптуру Арт Деко можно  разделить на две большие группы: на работы массового производства для  внутреннего рынка и произведения «изящного искусства». Созданные  художниками и скульпторами авангардного направления того периода, качественная скульптура и недорогая продукция  массового потребления шли рука об руку - мрамор и бронза существовали рядом с пластиком и сувенирами из керамики. В области скульптуры стиль Арт Деко проявлял себя повсюду, от высокого искусства до китча.

 

Заключение

Интерес широкой публики к стилю Арт Деко в последнее время значительно возрос. Явление Арт Деко рассматривается как одна из фаз стилевого развития ХХ века, таких как модерн, конструктивизм, модернизм. Становится все более очевидным значение Арт Деко как самостоятельного стиля, влияние его на массовую культуру: дизайн, рекламу, моду, архитектуру (строительство кинотеатров, библиотек, домов творчества, метрополитенов и др. сооружений) и переосмысливаются границы этого явления в художественной культуре ХХ века.

В свое время стиль Арт Деко подарил людям иллюзию красивой и беззаботной жизни, наполненной прекрасными вещами. Наверное, именно поэтому интерес к Арт Деко не утихает до сих пор. Конструктивизм архитектуры Ле Корбюзье, изысканная мебель Рульмана, красочные костюмы Поля Пуаре, элегантные аксессуары Картье и Бушерона, минимализм дизайна школы Баухауза, небоскребы Америки, обтекаемый, агрессивный дизайн машин – все это считают приметами одного стиля, именуемого эпохой Арт Деко.

Информация о работе Развитие стиля Арт Деко