Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, курсовая работа
Цель данной работы является изучить орнамент арабо-мусульманский и внести его в изделие в качестве декоративной отделки. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: изучить творческий источник, ознакомится с модными направлениями в декорирование одежды, выявить основные особенности орнамента, исследовать моду за пять лет, на основании анализа полученной информации составить основные черты образа коллекции, создать её эскизный проект, выбрать материалы и изготовить коллекцию платьев.
Орнамент пронизывает все виды искусства, его связь основой, будь то монументальные формы архитектуры, произведения прикладного искусства малых форм гармоническо-ритмическая ткань музыкального произведения, проявляется в органичном синтезе ритма, формы, цвета и других компонентов. Орнамент в самой обостренной форме выражает ритмическую структуру произведения. Поэтому орнамент – это высшая ступень абстрактно-символического обобщения, зародившаяся на самом раннем этапе возникновения искусства.
Мотивы орнамента.
Древней мировой
орнаментики четко
Орнамент предназначен
для украшения различных
Все орнаментальные рисунки
по их изобразительным
Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, который является главным его элементом. Самый сложный неизобразительный орнаментальный узор, или мотив, по существу состоит из простейших геометрических элементов правильной или неправильной формы. Начнем с точки, которая мало что значит сама по себе, но при ее умелом ритмическом повторении можно добиться интересного декоративного эффекта. Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она является основным формообразующим элементом. Если число неизобразительных абстрактных форм весьма велико, то линий, которые резко отличаются одна от другой. Поэтому существуют несколько линий, такие как прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, кривые с постоянным радиусом кривизны, окружности и их дуги, кривые с переменным радиусом кривизны, параболы, гиперболы и их отрезки. Эти линии являются первичными элементами для всех орнаментальных образований. Все три вида линии обладают определенной зрительной выразительностью и не похожи одна на другую. Сами по себе прямые и кривые линии не являются носителями художественной выразительности. Но при определенных условиях они могут “обнаружить” скрытый в них эмоциональный заряд. Так, прямые и кривые с постоянным радиусом кривизны способны выразить плавное, спокойное движение. В природе этих линий лежат постоянство, статика, уравновешенность; при этом считается, что горизонтальные линии в орнаменте символизируют стройность, строгость, определенную стабильность, наклонные же прямые линии создают впечатление постоянного движения. Линия или лента широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельный мотив. Мотив плетенки встречается в орнаментальном искусстве разных стран: дальневосточном и греческом, в западноевропейской средневековой книжной миниатюре и на ирландских резных крестах, в мусульманском искусстве. Квадрат и прямоугольник являются основной формой в орнаменте. Они, прежде всего, служат для ограничения поверхности, заполненной орнаментальными мотивами. Ярким примером использования этого мотива в искусстве могут служить греческие вазы; в архитектуре –потолки эпохи Возрождения. Шашечный орнамент широко используется в узорах тканей со времен Древнего Египта вплоть до наших дней. Шестиугольник и восьмиугольник самостоятельно и в сочетании были очень распространенными в декоративном искусстве мусульманских стран. К прямолинейным мотивам, широко использовавшимся с доисторических времен, следует отнести крест и свастику, которые служили преимущественно в качестве религиозных символов: крест – на Западе, свастика – в странах Ценральной и Юго-Восточной Азии. Крестообразные мотивы можно встретить также в античном искусстве. Окружность считается одной из самых совершенных и законченных форм. Она используется и как собственно орнаментальный элемент, например на арабо-мусульманском орнаменте, так для ограничения поверхности, включающей в себя другие мотивы. Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства. Наиболее распространенным среди изобразительных орнаментов является животный. Но фауна используется в орнаментальном творчестве значительно меньше. Это объясняется как свойствами самого материала, труднее поддающегося художественной переработке, так и запретами части религий на фигурные изображения.
Орнамент черпает
свои мотивы из геометрии,
Виды орнаментов
Основными
классификационными признаками
орнамента служат его
Арабо-мусульманский орнамент
В культуре
каждой страны есть
Поэтому декоративная отделка или декор считается одним из значимых элементов в композиции, связанной с тканью, линиями, формами, конструкцией и согласованной в цвете. Эти дополнения или украшения, которое совсем не обязательны в костюме, но они значительно усиливают и обогащают композицию.
Отделки обычно
используют для выделения
Одни виды отделок несут в себе конструктивное и декоративное значение, другие – декоративное и утилитарное. В каждом новом периоде развития моды присущи свои виды декора и способы их использования. Время от времени происходят периодические повторения и обновления в применении тех или иных видов отделок. Так было с восточным орнаментом, который актуален и сегодня, потому что восток всегда привлекал к себе дизайнеров своей нестандартной красотой и загадочностью.
Мусульманская культура многонациональна. Ее творцами были арабы, персы, таджики, мавры и тюрки. Объединяющим ее элементами являются ислам и арабский язык - язык Корана. Специфические черты мусульманской культуры – почти полное отсутствие в ней изобразительного искусства. Она практически не знает ни сюжетной живописи, ни скульптуры. Но особой привлекательностью в искусстве мусульманской культуры обладают восточные орнаменты. В прошлые века люди были более религиозны, чем сейчас и потому влияние религии сказывалось на всех аспектах жизни человека, в частности в изобразительном искусстве. Например, в мусульманстве запрещено изображать живых существ (не только Бога), поэтому это оставило особый отпечаток на изобразительное искусство востока, в особенности на восточный орнамент. Практически все восточное изобразительное искусство – это орнамент. Вследствие этого восточный орнамент обладает большим разнообразием цвета, форм и глубоким содержанием знаков и символов, составляющих узор. Есть два основных вида восточного орнамента (в мусульманском мире): гирих и ислими. Гирих – в переводе с персидского узел, сложный геометрический узор, построенный линиями в различные геометрические фигуры (звезды, прямоугольники, ромбы и др.). Обычно орнамент в стиле гирих используется в украшении зданий, мечетей. Ислими – стиль узора, в котором объединены вьющийся стебель и спираль. Ислими обладает огромным разнообразием вариантов узора в натуралистическом или стилизованном виде. Этот вид восточного узора используется для украшения книг, одежды, посуды и других предметов потребления.
Можно сказать, что восточный узор все еще в определенной степени является загадкой, так как львиная доля его разнообразия в стиле ислими скрыта от большинства человеческих глаз. В мусульманском мире женщина на публике не может выглядеть вызывающе, все красивое и привлекательное она надевает дома, для удовольствия своего мужа. А одежды у них украшены, очень красиво и разнообразно, подчеркивая эмоциональное состояние, чувства и характер той или иной женщины. Поэтому восточный узор это не просто украшение, это возможность человека для самовыражения при помощи символов и знаков. Коран не запрещает изображать людей и животных, но очевидно, что такие изображения не могут быть объектом поклонения и не должны размещаться в священных местах. Если нет изображений человека, то нет ни сюжетной, ни портретной, ни пейзажной живописи (исключения составляют книжные миниатюры). Ничего, подобного иконописи или храмовой скульптуре в мусульманском искусстве не было и не могло быть. Тем не менее, существовало светское искусство, на которое этот негласный запрет не распространялся. Создавались предметы роскоши, переписывались книги, которые украшались замечательными, тонкими миниатюрами. Большого расцвета искусство миниатюры достигло в Средней Азии, а также на территории империи Великих Моголов. В последующие времена негласный запрет на живопись и скульптуру соблюдался не особенно строго, однако немногочисленные портреты и статуи, созданные в порядке исключения, не могли иметь большого влияния на развитие искусства. Кроме того, подобные работы, как правило, поручались художникам из христиан. К ним принадлежат произведения искусства, которые более поздние халифы заказывали для себя лично. И все-таки, главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа. Основа художественного творчества мусульман - каллиграфия и орнамент (арабеска) - искусство изображения слова и искусство изображения символа, соответственно. Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетенное в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплетах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь. Мусульмане верят, что выведенное высеченное слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум. Ислам трансформировал в форму искусства геометрию, постоянно применяя принципы симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для создания удивительных художественных эффектов. С основами геометрии на плоскости, видимо, была знакома каждая ткачиха (если это не так, тогда интуитивное чувство математики, видимо, заложено в генотипе мусульман). Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличает тонкий, изысканный вкус. Вот почему, даже вещи, имеющие утилитарный смысл - например, ковры или книги - выходят за рамки декоративно-прикладного искусства или книжной графики и становятся произведениями высокого искусства. Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиции можно выделить следующие типы орнамента: орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен. В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства - арабеску. Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной". Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты"). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи.
2.2 Анализ композиции
В процессе
проектирования одежды
Композиция одежды – это составление, соединение элементов одежды в единое целое. Одним из основополагающих правил композиции является наличие композиционного центра.
Композиционный
центр – это тот акцент
в модели, на который сразу
обращаешь внимание. Он может
быть выражен цветом (контрастным
по отношению к основному,
Следующим правилом является единство формы одежды и ее назначение. Это означает, что внешняя форма любой вещи должно отвечать ее непосредственному назначению и быть целесообразно построенной. Так же одежда должна соответствовать назначению материала и форме. Художественная и практическая ценность одежды обеспечивается применением материала, который влияет на замысел модельера. Отсюда следует, что все части и элементы конструкции должны быть соразмерны. Соразмерность достигается качественным или количественным соотношением: объемов одежды, цвета и фактуры, деталей одежды и отделки. Объемы должны сочетаться в одном костюме, например верхней и нижней части костюма. Соотношения разных объемов в одном костюме диктуется модными тенденциями.
Цвет и фактура – это свойство влияет на зрительное восприятие массы костюма. Некоторые фактуры ткани способны визуально увеличивать или уменьшать площадь изделия.
Отделка
делает изделие богаче, выразительнее,
вносит определенный
Композиция будет цельной, если при ее создании соблюдались все правила, так как цельность композиции – это подчиненность второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, уравновешенность. Целостность способствует четкости выражения замысла и его наилучшему восприятию, а так же она зависит от умения отказаться от лишнего.
Информация о работе Разработка коллекции платьев на весну-лето 2011 г