Понятие фирменного стиля в дизайне

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:32, реферат

Краткое описание

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно- технического проектирования, результатов этого процесса – проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов- изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр.

Оглавление

1. Понятие дизайна.
2. Понятие фирменного стиля.
3. Заключение.

Файлы: 1 файл

Контрольная дизайн.doc

— 92.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие фирменного стиля в дизайне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1. Понятие дизайна.

2. Понятие фирменного стиля.

3. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно- технического проектирования, результатов этого процесса – проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов- изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр.

   Дизайн родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Изделий удобных, надежных и красивых. Это то явление, которое в англоязычных, а затем и в других странах обозначалось термином Industrial design– индустриальный дизайн.

    В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно- экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание средовых объектов - проектной деятельности:

- массовое машинное промышленное производство;

- урбанизация;

- развитие науки, техники, использование достижений науки, техники в повседневной жизни;

- традиции и опыт художественно- прикладных ремесел;

- архитектурное проектирование;

- инженерное проектирование;

- процессы в искусстве: от классического искусства к импрессионизму и к постимпрессионизму как многоплановому явлению;

- кризис аналитических процессов в изобразительном искусстве.

    С момента зарождения и, особенно с началом американского периода (30-е годы) дизайну присущ коммерческий характер. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инженерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности. В последней трети столетия дизайн превратился глобальное явление постиндустриального общества, охватившее новые области проектной практики.

    В современном понимании объектами дизайн – проектирования являются не изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого- либо вида деятельности, в частности, осуществление определенной утилитарной функции. Поэтому представляется приемлемым следующее определение.                                           

     Дизайн – специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно- пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Основные виды современного проектного дизайнерского творчества:

- индустриальный дизайн;

- графический дизайн;

- компьютерный дизайн;

- дизайн архитектурной среды;

- дизайн выставочных экспозиций;

- дизайн одежды и аксессуаров;

- арт- дизайн;

    Графический дизайн является продолжением многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале 20 века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах). Позднее - заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последнее десятилетие – компьютерный дизайн.

Из истории графического дизайна.

    В конце 19 века симбиоз модерна и хромолитографии ознаменовал завершение длившейся столетие вялой эволюции рекламной графики. Произошел как бы взрыв невиданной мощи, потрясший сферу рекламы и культуры в целом. Хромолитография (от греч. chroma – цвет, краска; lithos - камень; grapho - пишу) – способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски  с плоской печатной формы непосредственно на бумагу. Этот способ был изобретен в Германии (1796- 98) А.Зенефельдером.

    Графический модерн расцвел в литографии и наоборот. Быстро совершенствовались станки суперформата, краски, бумага, методы обработки литографского камня (мелкозернистого известняка).

    Примитивные шрифтовые афиши смела волна многоцветных аршинных листов. Затейливый рисунок, многообразные шрифты вещали о товарах, фирмах, путешествиях, представлениях и пр.

    Наиболее интенсивно искусство плаката развивалось во Франции. Художник и график Пьер Боннар (1867- 1947) буквально ворвался в художественный мир с плакатом 1891 г. France Champagne («Французское шампанское»). Творчество художника Дега и искусство Японии помогли Лотреку выработать собственную художественную манеру, которую можно оценить как живописный рисунок или рисованную живопись.

    Подлинным проводником нового течения – модерна в массы стал чешский художник и график Альфонс Мария Муха (1860- 1939), нашедший свой уникальный стиль в Париже как мастер театрального плаката.

Рекламная графика в России.

      Годы конца 19 в. и начала 20 в. стали переломными в развитии рекламной графики и плаката в России. Рост промышленного производства, бурное развитие частного предпринимательства, возросшая грамотность населения совпали с прогрессом в полиграфии и новым веянием в искусстве – модерном. Соединение графического модерна с литографией сравнивают с взрывом небывалой мощности, оборвавшим вялую эволюцию в рекламе.

    Plakat (от франц. Plakard – объявление, афиша) в Германии вплоть до последней четверти века обозначал шрифтовое объявление или лозунг. Однако уже в 1898г. в словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона появилось определение «плакат художественный». В каталоге киевской выставки 1901г. было написано: «Международная выставка художественных афиш и плакатов».

    Наиболее ярко рекламная графика проявила себя в России, как и в странах Запада, именно в области плаката и других прикладных форм: упаковке, этикетках, фирменных знаках и пр. Аршинные многоцветные полотнища рекламы и рекламные объявления стали одним из заметных элементов городской среды.

    Наряду с модерном в интернациональном варианте сложилась своя национальная модификация – «неорусский стиль».

    Техника хромолитографии при изготовлении плакатов выдвигала свои требования, в частности, сокращение цветов, стандартизация размеров. Одновременно художники осваивали новые задачи эстетического плана – сокращение глубины пространства, минимальное использование светотени, работа с локальными цветами т.д.

    Развитие отечественного плаката, начавшееся в конце 1880-х годов, было прервано Первой мировой войной в 1914г.

Реклам - конструкторы 1920-х годов.

    Один из основоположников отечественного политического плаката Дени (Денисов Виктор Николаевич, 1893- 1946) писал:

Плакат не есть длинное чтиво,

Отнесись к зрителю нежно, учтиво…

Взглянул зритель и мыслью объят,

Вот это и есть плакат.

    В. Маяковский и А. Родченко, а затем их последователи второй половины 20-х годов использовали арсенал новых и разнообразных средств художественной выразительности. Новаторская деятельность «реклам- конструкторов» была своеобразно отмечена общественностью: их усиленно критиковали не только идеологи искусства, но и коллеги.

 

    Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества. Такое положение обусловлено тем, что более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору.

    Графический дизайн превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы однозначно. По словам Елены Черневич (в 60-е годы начинающий искусствовед, увлекающийся наукообразием), в структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста. Складывается новый тип профессионала: дизайнер- график.

Эта концепция графического дизайна, лежащая в русле концепции функционализма, во многом остается привлекательной и сегодня, особенно с методологических позиций.

    Объекты творческого внимания дизайн - графиков многочисленны и многоплановы. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания, можно выделить в ней несколько условных слоев.

    Первый слой, с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т.д. Сюда входят вывески, рекламные плакаты, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения ит.д.

    Второй слой - средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации.

    Третий, наиболее специфический, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного, бытового и прочего назначения. Человек, эксплуатирующий это оборудование, получает сведения, характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов непосредственно на рабочем месте. Здесь главным является скорость и эффективность (безошибочность) восприятия визуальной информации (эргономические требования), а художественная сторона несколько отодвигается на второстепенные роли.

       Разработка элементов второго слоя также требует учета оптимального образного стереотипа визуального восприятия. На основе анализа ситуации и с учетом проведенных предпроектных исследований формируется образное решение с применением единого графического языка.

      В визуальных средствах первого слоя, особенно в вывесках, рекламе, более явственно проявляется переход от эргономической обусловленности к творческой свободе замысла и воплощения, как в содержании, так и в форме.

        Принципы дизайна: целесообразность, экономичность, функциональность, физиологическое и психологическое удобство, чёткая социальная ориентация.

        2. Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет, но еще в древности отдельные элементы фирменного стиля использовались довольно часто. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.  В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

 

       В середине XIX века в США и странах Западной Европы складываются предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов.

       Одним из первых авторов разработки фирменного стиля в промышленности был Петер Беренс. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна - деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции. Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций - формирование фирменного стиля.

       Развитие промышленности в Европе и Америке обусловило качественно новое отношение предпринимателей к корпоративному дизайну в предвоенные 30-е годы. Однако подлинно широкомасштабное внедрение методов дизайна в создание фирменных стилей началось в 50-е годы, а в начале 60-х годов по всему миру прошла волна изменений, ознаменовавших начало новой эпохи в корпоративном дизайне. Знак перестал рассказывать, он начал намекать, оставляя свободу домысливанию.

Информация о работе Понятие фирменного стиля в дизайне