Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:12, дипломная работа
Цель дипломного проекта: создание настенной росписи в интерьере жилого помещения.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
- изучить теоретические основы монументальной живописи, выделить основные виды настенной росписи;
- определить особенности росписи стен в жилом помещении;
Введение…………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретическое обоснование настенной росписи ……….….........5
1.1. История возникновения настенной росписи …………………............5
1.2. Виды настенной живописи………………………………...……….....10
Глава 2. Роспись стены в интерьере жилого помещения ……………….15
2.1. Цвет в дизайне интерьера …………………….……………….……...15
2.2. Психологическая характеристика цветов……………….…….……..16
2.3. Особенности акриловой живописи……………………..………….....22
2.4. Свойства акриловых красок…………………………………………..25
2.5. Этапы выполнения росписи стены в интерьере
жилого помещения………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………….……...28
Список литературы……………………………………………...…….…...29
Приложение………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование настенной росписи ……….….........5
1.1. История возникновения настенной росписи …………………............5
1.2. Виды настенной живописи………………………………...………....
Глава 2. Роспись стены в интерьере жилого помещения ……………….15
2.1. Цвет в дизайне интерьера …………………….……………….……...15
2.2. Психологическая характеристика цветов……………….…….……..16
2.3. Особенности акриловой живописи……………………..………….....22
2.4. Свойства акриловых красок…………………………………………..25
2.5. Этапы выполнения росписи стены в интерьере
жилого помещения………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человек воспринимает мир в цвете. Бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает его всю жизнь. Люди любуются закатами и восходами солнца, северным сиянием и цветущей сиренью. Цвет вошел «в плоть и кровь» человека. Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности воздействия цвета на человека.
Безусловно, фундаментальной дисциплиной для художника в области цвета является живопись. Только она способна отразить на плоскости все богатство цветовых и световых отношений в их многообразных по характеру переходах и контрастах.
Живопись делится на станковую и монументальную. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т.п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Сейчас спрос на настенные и потолочные росписи постоянно растёт. К сожалению, не так много мастеров способных профессионально и стильно справится с этим. Будем надеяться, что спрос породит предложение и воскресит к жизни это прекрасное и древнее искусство.
Тема дипломного проекта: «Роспись стены в интерьере жилого помещения». Данная тема является реальным заказом, что делает ее значимой и актуальной.
Цель дипломного проекта: создание настенной росписи в интерьере жилого помещения.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
- изучить теоретические основы монументальной живописи, выделить основные виды настенной росписи;
- определить особенности
росписи стен в жилом
- исследовать потребности заказчика;
- изучить особенности техники настенной росписи акриловыми красками;
- разработать предварительные эскизы и определить оптимальный вариант;
- выполнить роспись стены в интерьере.
Объект дипломного проекта: настенная роспись, а предметом проекта является настенная роспись в интерьере жилого помещения в технике акриловой живописи.
Методологическая база исследования:
Информацию об истории развития настенной росписи представлена в книге Альберто Русо «Народ Майя».
Рассматривая тему: цвет в дизайне интерьера, автор использовал литературный источник: Агостон. Ж. – «Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне».- М., 1982г. и «Цвет в живописи».- Волкова И.Н.
Информацию о видах и особенностях акриловых красок, исследоваталь обнаружил в источниках интернета.
Первая глава дает
теоретическое обоснование
ГЛАВА 1. НАСТЕННАЯ РОСПИСЬ
1.1. История возникновения настенной росписи
Росписью называют и сюжетно – тематические, и чисто декоративные, орнаментальные композиции, выполненными красками непосредственно на поверхности стены, потолка, свода, столба и прочих архитектурных элементах по штукатурке или наклеенному на неё холсту.
Самые древние из сохранившихся художественных произведений относятся к первобытной эре (около шестидесяти тысяч лет тому назад).
Однако никто не знает точного
времени создания древнейшей пещерной
росписи. По мнению учёных, самые прекрасные из них были созданы, примерно
десять - двадцать тысяч лет назад. Когда
почти всю Европу покрывал толстый слой
льда; и люди могли жить лишь в южной части
материка. Ледник медленно отступал, а
вслед за ним двигались на север первобытные
охотники. Можно предположить, что в тяжелейших
условиях той поры все силы человека уходили
на борьбу с голодом, холодом и хищными
зверями, но именно тогда появляются первые
великолепные росписи. Первобытные художники
очень хорошо знали животных, от которых
зависело само существование людей. Лёгкой
и
гибкой линией передавали они позы и движения
зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное,
белое, жёлтое - производят чарующее впечатление.
Минералы, смешанные с водой,
животным жиром и соком растений, сделали
цвет пещерных росписей особенно ярким.
На стенах пещер
изображали животных, на которых тогда
уже умели охотиться, среди них встречались
и такие, которые будут приручены человеком
- быки,
лошади, северные олени. Были и те, которые
позднее совсем вымерли: мамонты, саблезубые
тигры, пещерные медведи. Возможно, что
камушки с
нацарапанными на них изображениями зверей,
найденные в пещерах, были ученическими
работами `художественных школ` каменного
века.
Самые интересные пещерные росписи в Европе были найдены совершенно случайно. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ласко (1940 г) во Франции. В настоящее время в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; и ученые не без оснований полагают, что это не предел, что не все пока обнаружены. Пещерные памятники найдены так же в Азии, в Северной Африке.
Огромное количество
этих росписей, и их высокая художественность долгое время
приводила специалистов к сомнению в подлинности
пещерных картин: казалось, что первобытные
люди не могли быть столь искусны в живописи,
а удивительная сохранность росписей
наводила на
мысль о подделке.
Потребность человека в красоте и радость творчества, вот одна из причин возникновения искусства, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Не зная как объяснить многие явления, люди того времени верили в магию: считая, что с помощью картин и заклинаний можно воздействовать на природу (порази стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты).
В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние помещения которого расписаны фресками. Он был не единственный. К храму примыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный комплекс — типичный для священных городов древних майя классического периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает «стены с живописью». Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. (Приложение 5). Они показывают, что классический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из которых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого — танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих росписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и уверенно распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями. Большинство фигур написано почти в натуральную величину.
Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторые другие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена. Почти все священные города классического периода несут на себе следы насильственных разрушений.
Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих на некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовались для традиционной раскраски тканей, а также лиц и тела.
А началось всё ещё с ритуальных рисунков, которыми наши пращуры стали украшать мрачные стены пещер. В начале III тысячелетия до новой эры египетские художники начали расписывать стены гробниц сценами предполагаемой загробной жизни. В Минойском искусстве на острове Крит впервые на стенах зданий появились фрески, датируемые 1700 г. до н. э.
В римских домах I века до н. э., сохранившихся в Помпеях, Геркулануме, Остии, именно расписанные художниками стены являются своеобразным лицом жилища. Стенная живопись, выполненная восковыми красками, главенствует в интерьере. Она свидетельствует не только о вкусах, культурном уровне владельца дома, но и характеризует его общественный статус, политическую принадлежность, материальные возможности.
Вторым рождением в Европе монументальная роспись стен обязана гению Джотто ди Бондоне. Его фрески в капелле Arena в Падуе произвели революцию в средневековом изобразительном искусстве. Выдающиеся мастера фресковой живописи эпохи Возрождения - Фра Анжелико, Мазаччо, Пьеро делла Франческа. Непревзойдённых вершин в этой технике достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанжело. Художники-маньеристы Паоло Вернезе и Джулио Романо научились мастерски использовать в настенных росписях эффект иллюзии. Крупнейший художник-монументалист барокко, писавший маслом на холстах и деревянных панелях, которые затем укреплялись на стенах, - Питер Пауль Рубенс. Кстати, по латыни стена - murus, отсюда и художников, занимающихся, росписью стен прозвали муралистами.
В XIX столетии наиболее значительными стенными росписями считаются работы романтика Эжена Делакруа. В нашем веке мексиканские муралисты - прежде всего Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос, - пользуясь всеми известными техниками, создали сотни монументальных росписей, украсивших стены общественных зданий Мехико.
Со времён Петра Великого в России монументальная стенная роспись (и в интерьере, и на фасадах) была обусловлена требованиями архитектуры и воспринималась как её органическая часть. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались приглашённые в Россию итальянские и французские мастера. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзаго, Д.-Б. Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и др. подготовили блестящую плеяду русских живописцев- монументалистов, выполнявших вместе с ними многочисленные заказы императорского двора.
В середине XVIII столетия в России появились национальные кадры мастеров европейского класса. В их творчестве органично слились западная и русская традиции внутреннего и внешнего оформления зданий. Русские архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев, по чьим проектам возводились многочисленные общественные и частные строения в пострадавшей от пожара 1812 г. Определённым эпохам и художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Что даёт художникам-декораторам основание оперировать такими понятиями, как цвета итальянского Ренессанса, XVIII столетия, времён королевы Виктории и короля Эдварда, стиля Ардеко и пр.
Для итальянского Ренессанса характерно применение большого количества природных пигментов, используемых в технике фрески. Путём добавления в цвета спектра белой и чёрной краски художники создавали множество тонов и оттенков. Наиболее распространёнными были "земляные" краски - сырая и жжёная охра и умбра.
В Европе XVIII века стены внутри здания красились недорогой и простой в применении клеевой темперой (в её состав часто входили жёлтая охра или окисел красного цвета). Использовались и менее распространённые составляющие, например, бычья кровь, придававшая краске ржаво-розовый оттенок.
Состоятельные владельцы особняков предпочитали окрашивать темперой потолки, тогда как стены декорировались масляными красками. В состав последних входили тот или иной пигмент, белила и льняное масло. Была популярна имитирующая фактуру дерева ценных пород покраска дверей, ставен, элементов внутреннего декора. Наряду с распространёнными комбинациями тонов от белого до ярко- жёлтого, в конце столетия входят в моду дорогие краски цветочных оттенков, а также соломенного, апельсинового, лимонного, оливкового, персикового и небесно-голубого цветов.
Вплоть до 50-х годов XIX столетия доминирующим цветом английского интерьера и экстерьера был зелёный. В целом же колористический выбор определялся индивидуальными особенностями помещения. Стены комнат с недостаточным естественным освещением обычно делались красными, сиреневыми, тёмно-жёлтыми или желтовато-розовыми. В солнечных помещениях свет приглушался теневой покраской в диапазоне от голубого до зелёного.
В 40-е годы тёмно-жёлтый и желтовато-розовый оставались в моде, потолок красился в кремовый или "не совсем белый" тон. При отделке стен стали использовать ударные цвета: терракотовый, красный различных оттенков и зелёный. В 50-е получили популярность светлые голубовато-зелёные, кремовые, бледно-жёлтые и бледно-розовые потолки.
В 90-е годы на смену масляным и газовым светильникам пришло электричество. Новый тип освещения повлёк за собой необходимость иных цветовых решений. В Англии начали делать стены комнат светлыми, часто белыми.