Park Ensemble of Pavlovsk

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

Среди дворцово-парковых ансамблей Петербурга, зеленым кольцом окружающих город, художественно-архитектурный комплекс Павловска является последним по времени возникновения и принадлежит к числу выдающихся памятников русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Начало работ в Павловске относится к 1777 году, когда было решено построить загородную усадьбу для великого князя Павла Петровича, сына Екатерины II, впоследствии императора Павла I.

Файлы: 1 файл

Park Ensemble of Pavlovsk курсач.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

 

2.3. Колоннада Аполлона

 

Несомненно лучшие уголки пейзажного парка рождались в результате художественных исканий на протяжении многих лет, замыслы художника многократно менялись, они переплетались или даже подчас сталкивались с желаниями хозяев, а иногда на арену выступал "его величество случай" или даже стихийные силы природы. Именно так сформировался замечательный вид от дворца на противоположный берег реки с Колоннадой Аполлона, спускающимся от нее каскадом и мостом.

Замкнутое кольцо колоннады с бронзовой статуей Аполлона в центре уже к началу 1783 года было сооружено по проекту Ч. Камерона на поляне недалеко от берега. На рубеже 1799 и 1800 годов она была перенесена к самому склону, по которому в направлении окна Зала мира было устроено ложе каскада. Через семнадцать лет во время сильной грозы часть Колоннады со стороны каскада была разрушена, после чего бронзового Аполлона переместили на площадку "Двенадцать дорожек". Однако в XIX веке разрушение было "узаконено", и для Колоннады сделана новая отливка Аполлона Бельведерского (1826 г.), на этот раз чугунная, окрашенная в белый цвет.

 

2.4. Вольер

 

Вольер, помещение для птиц, павильон, возведенный Камероном в 1782 году, поставлен под угол к Тройной липовой аллее, непосредственно примыкает к ней, и глаз легко охватывает целиком весь его протяженный невысокий фасад.

Решение павильона, напоминающего в плане вытянутый прямоугольник, предельно просто и четко, как и большинство построек Камерона. К средней части, увенчанной куполом, -здесь размещался сравнительно большой квадратный зал - он пристроил по сторонам открытые галереи-колоннады, завершенные небольшими павильонами. Строгие дорические колонны, разделяющие Вольер, усиливают ощущение величавой простоты.

 

 

 

2.5. Молочня

 

В первые годы существования Павловского парка в разных его уголках появилось немало построек пасторального характера, облик и настроение которых должны были напоминать о сельской жизни. Самой оригинальной и интересной среди них справедливо, пожалуй, будет назвать Молочню, сооруженную в 1782 году по проекту Камерона у конца Тройной липовой аллеи, чуть в стороне от нее. Довольно большая по размерам, сложенная из валунов и булыжников - по образцу построек альпийских сел, -она завершена высокой кровлей, крытой соломой. Сквозь крышу проходил ствол росшего рядом огромного дерева, - это было частью общей декорации.

Внутри Молочни находился коровник, склад для хранения продуктов и помещение для отдыха, где придворные могли выпить молока, сливок с куском черного хлеба, "приобщаясь" таким образом к "естественной" жизни. Впрочем, внутреннее убранство салона для отдыха составляло разительный контраст с внешним обликом Молочни: стены, облицованные белыми фаянсовыми плитками, золоченая мебель, шелковые драпировки, мраморные столы и полки, богато расписанный плафон - все это придавало небольшому залу изысканно-нарядный, дворцовый характер.

 

 

2.6.Храм Дружбы

 

Идя от Больших кругов узкой дорожкой вдоль высокого правого берега, мы попадаем на площадку, с которой открывается прекрасный вид на Храм Дружбы (Ч. Камерон, 1782 г.), стоящий в месте крутого поворота реки. Ясные, гармоничные формы павильона вызывают в памяти образы архитектуры Древней Греции. Павильон был посвящен Екатерине II. Над дверьми накладными золочеными буквами сделана надпись: "Любовь почтение и благодарность посвятили" (надпись исчезла в послереволюционные годы). Внутри, напротив входа, в нише была установлена портретная статуя Екатерины II, сначала в образе богини Минервы, а с 1792 года - Цереры (гипсовая фигура работы Ж.-А. Рашета). Снаружи на стенах Храма в просветах между колоннами были помещены медальоны-барельефы, также исполненные Рашетом. В них повторялись четыре аллегорических сюжета, посвященные Екатерине II. Один из них представляет собой персонификацию Щедрости, другой - Минерву-Викторию, третий - вручение дарственной грамоты на владение землями Павловска, четвертый символизировал Справедливость. Все персонажи изображены без какого-либо намека на портретное сходство. Статуя в интерьере была случайно разбита при работах внутри павильона около 1938 года.

Это павильон, получивший название Храм Дуржбы, был построен по проекту Камерона в 1782 году и стал настоящим символом парка. Даже Павловский дворец туристами не столь узнаваем, как этот павильон. Он был задуман как подарок Екатерине Великой от хозяев Павловска – Императора Павла и его жены, Марии Федоровне – в благодарность за предоставленные им земли. До Войны, когда все достопримечательности Павловского парка были разрушены, Храм дружбы украшала надпись «Любовь почтение и благодарность посвятили», а внутри стояла статую Екатерины.

Что касается архитектуры, то здесь Камерон избрал в качестве основы храм-ротонду, окруженный колоннами из белого мрамора. На фоне листвы ландшафтного Павловского парка, в окружении воды, ярко белый Храм Дружбы смотрится потрясающе.

О месторасположении павильона стоит сказать отдельно. Летом здесь планировалось организовывать ужины на свежем воздухе, поэтому недалеко была сооружена летняя кухня. Кроме того, для Храма дружбы выбрали одно из самых удобных и красивых мест парка – недалеко от Павловского дворца, в живописнейшей излучине реки Славянки.

Павильон Храм дружбы в Павловске незамысловат и даже прост, но одновременно красив и необыкновенно живописен. Сфотографироваться на его фоне – обязательный пункт программы посещения Павловского парка как иностранных туристов, так и гостей и Петербурга.

 

2.7.Амфитеатр

 

 

Одна из аллей Старой сильвии ведет к Амфитеатру (Бренна, 1793 г.). Амфитеатрами в парках XVIII- XIX веков назывались специфические садовые затеи, в которых использовались мотивы античных зрелищных сооружений. В Павловске Бренна расположил Амфитеатр по обе стороны реки. На правом берегу - Каменный амфитеатр в виде миниатюрного греческого театра, а не амфитеатра-постройки с кольцевым расположением мест для зрителей. Напротив, на левом берегу, был сделан Земляной амфитеатр, представлявший собой ряд земляных террас и лестниц с зелеными кулисами, предназначенный для устройства разнообразных представлений, развертывавшихся перед публикой, находившейся на Каменном амфитеатре.

В центре Каменного амфитеатра была установлена белая мраморная статуя, которую по причине сходства со своим античным прототипом обычно называли Флорой, хотя судя по венку из колосьев, украшавших ее голову, это была Церера. Подобно черной Церере, стоявшей рядом с Большим каскадом, статуя здесь также занимала доминирующее положение во всей панораме правого берега от Висконтиева моста до Пиль-башни; она сохранилась намного дольше. Только в 1920 году начались ее злоключения, и все последующие десятилетия статуя многократно повреждалась и сбрасывалась с пьедестала. В 1865 году на пьедестале статуи была помешена доска в память о рано ушедшем из жизни великом князе Николае Александровиче (Никсе) - старшем сыне Александра II, и в последующие годы Амфитеатр был более известен как Памятник Никсе.

 

2.8. Пиль - башня

 

С площадки над Руинным каскадом открывается великолепный вид на Пиль-башню (В. Бренна, 1795 г.), стоящую на левом берегу реки. Название "Пиль", возможно, происходит от названия английской пограничной башни, но, видимо, все же не от слова "пилить". Существование здесь в конце XVIII века "водяной мельницы" действительно подтверждается рядом документов. Башня около 1798 года расписана П.-Г. Гонзага. Роспись создавала впечатление разрушенной средневековой башни, наспех починенной досками и приспособленной для жилья. Крыша была покрыта соломой. В 1971 году живопись была реставрирована.

 

2.9. Мавзолей Павла 1

 

В одном из самых уединенных и далеких уголков Новой Сильвии на переходе через овраг возникает еще одна постройка - Мавзолей Павла I (Ж. Тома де Томон, 1808 г.). Мавзолей - название более позднего времени. Первоначально его называли Храм Павла I или Памятник Павлу I. Действительно, строение сооружено в виде древнеримского храма-простиля и никогда не было местом захоронения Павла I. Оно поражает значительностью и гармонией форм и колорита, так что невозможно удержаться от искушения повернуть к нему. Но не следует идти напрямик по оврагу - это только первая видовая точка из нескольких последовательных ракурсов, в которых архитектор хотел показать свое творение.

Вскоре после оврага появляется извилистая тропинка, сворачивающая направо, - это и есть путь к Мавзолею. Строгие формы античного храма, монументальные гранитные колонны у входа, стены из желтого известняка, увенчанные поясом из плачущих масок, - все это как нельзя более соответствует траурному характеру постройки. Через решетчатые ворота мы видим интерьер храма. У стены напротив входа располагается мраморный кенотаф - ложное надгробие (И. Мартос, 1809 г.). Над ним в тимпане свода - гипсовые фигуры амуров, символизирующие скорбящие науки и искусства (Ж. Камберлен, 1809 г.).

2.10  Елизаветин павильон

 

Перейдя Новосильвийский мост, попадаем к замечательному в прошлом, но совершенно запушенному в настоящее время участку парка, который неоднократно изображался на акварелях XIX века, - это Елизаветин павильон (Ч. Камерон, 1799 г.), возвышающийся над местом, где северная цепь прудов (Круглозальные, Новошалейные и Краснодолинный) каскадом впадала в Славянку (в настоящее время каскад не действует). Свое название павильон получил потому, что был любимым местом прогулок Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I. У склона холма под павильоном была расположена сторожка, спрятанная в специально сооруженной Руине (Ч. Камерон, 1800-1803 гг.). Это место с восторгом описывал Павел Свиньин, автор вышедшей в 1816 году книги "Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей": "Вниз его Елизаветина павильона видны весьма искусно сделанные развалины; разбитые статуи, барельефы, карнизы и колонны разных мраморов, выказывающиеся из травы и поросшие мхом, представляют воображению живое понятие о развалинах Греции, дышащей еще величием и славою".

Постепенно все эти антики были убраны с Руины. Последние "раскопки" в 1918-1920 годах здесь сделал заведующий античным отделом Эрмитажа О. Вальдгауер. Найденные им статуи Венеры Прародительницы и Гигеи сейчас находятся в залах Эрмитажа, посвященных греческому искусству V века до н. э. Судя по некоторым документам и рисунку начала XIX века, реставрированная после войны статуя Фаустины Младшей в образе Венеры (см. Предцерковную галерею в Павловском дворце) также происходит из этих Руин.

 

2.11. Круглый зал

 

На месте соединения Двенадцати аллей находится Круглый зал (Ч. Камерон и В. Бренна, 1799-1800 гг.), в котором первоначально устраивались концерты. Мимо этого зала в 1836-1837 годах был проложен конечный участок первой в России пассажирской железной дороги (просека, где проходила эта линия, сохранилась до сих пор), а 22 мая 1838 года открылся Павловский вокзал (А. Штакеншнейдер), сыгравший огромную роль в музыкальной жизни нашей страны. Музыкальный вокзал (в предвоенные годы его называли также Курзалом) погиб во время оккупации Павловска.

 

2.12. Памятник родителям

 

Павильон первоначально был построен как Памятник сестре Марии Федоровны - Фридерике Вюртсбергской (Ч. Камерон, 1787) и назывался просто Монумент. В 1801 году перед ним уже находился античный мраморный жертвенник (сейчас в Холодной бане), а по краям площадки стояли античные пеплохрательницы, потом перенесенные в Вольер, а затем и во дворец.

После смерти других вюртембергских родственников и родителей Марии Федоровны в павильоне был установлен около 1807 г. мраморный памятник (И. Мартос, очевидно, около 1803 г.).

 

 

 

2.13. Павильон Росси

 

Парковые павильоны Росси в Павловске в большинстве до наших дней не дошли, а в свое время их было не мало. Так, вблизи Больших кругов, на месте стоявшей здесь Турецкой палатки, он соорудил в 1815 году оригинальную беседку-трельяж, утопавшую в зелени. Около Пиль-башни Росси построил Хмелевую беседку. В числе других миниатюр архитектора, украшавших в прошлом парк, - беседка-навес над скульптурным памятником Александре Павловне, дочери Марии Федоровне и Павла, и беседка, которую называли Храм любви, на небольшом островке, носившем имя придворной дамы княгини Ливен.

В отличие от всех этих сооружений, возведенных, но затем исчезнувших, павильон Росси у Театральных ворот, отделяющих парк от города вблизи Вольерного участка, был только спроектирован зодчим, а практически установлен лишь почти сто лет спустя, в 1914 году. Павильон сооружен из железобетона, тем не менее павильон, украшенный колоннами и увенчанный полукуполом, не лишен легкости и изящества. Скульптурный памятник Марии Федоровне, стоящий в павильоне, выполнен по модели известного скульптура начала XX века В. А. Беклемешева.


3. Парковые сооружения

 

В пейзаже Павловского парка особая роль принадлежит многочисленным мостикам через Славянку. Разнообразные по форме и материалу, они архитектурно организуют берега реки, придавая каждому участку неповторимое своеобразие. Хотя все они не велики по размерам - Славянка столь узка, что напоминает местами ручеек, - им принадлежит важная роль в формировании окружающего пейзажа, без них долина реки утратила бы часть своего очарования.

Первые арочные мосты у дворца были сооружены еще по проекту Ч. Камерона (Мост у Колоннады Аполлона, Горбатый мостик).

В самом конце XVIII в. в строительстве мостов участвует В. Бренна (Кентаврийский мост, Мост через овраг, Проект Висконтиева моста).

Чугунный мостик у Храма дружбы, созданный по проекту Росси в 1823 году, - один из лучших в парке. Отлитый на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске, он выглядит легким, почти невесомым, особенно по контрасту с каменными устоями, на которых покоится. Покрытый чугунными плитами, мостик чуть выгнут и огражден перилами; их сплетенные обода, скрепленные розетками, создают тонкий, ажурный рисунок. По углам мостик украшен довольно большими декоративными вазами, похожими на чаши, с ручками в виде сплетенных жгутов.

Висконтиев мост перекинулся через Славянку у Старой Сильвии. Он издалека привлекает внимание необычным силуэтом, широким арочным пролетом, украшенным львиной головой, большими каменными вазами из светлого известняка, поставленными на довольно высокие постаменты. Арка моста, отражаясь в спокойной глади воды, замыкается в красивый овал. Деревянный мост на этом месте возник еще в конце XVIII века, но каменный был построен только в 1803 году. Свое название - Висконтиев мост -он получил по имени Карло Висконти, каменных дел мастера, который с начала XIX века руководил строительными работами в Павловском парке.

В основу постройки был положен проект В. Бренны. Его план и поперечный разрез моста в точности совпадают с современным видом. На окончательный же облик, очевидно, повлияли и поиски решения фасада А. Воронихиным, о чем свидетельствуют несколько вариантов его чертежей.

Информация о работе Park Ensemble of Pavlovsk