Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:05, реферат
Среди дворцово-парковых ансамблей Петербурга, зеленым кольцом окружающих город, художественно-архитектурный комплекс Павловска является последним по времени возникновения и принадлежит к числу выдающихся памятников русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Начало работ в Павловске относится к 1777 году, когда было решено построить загородную усадьбу для великого князя Павла Петровича, сына Екатерины II, впоследствии императора Павла I.
18
Park Ensemble of Pavlovsk
Введение
Среди дворцово-парковых ансамблей Петербурга, зеленым кольцом окружающих город, художественно-архитектурный комплекс Павловска является последним по времени возникновения и принадлежит к числу выдающихся памятников русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Начало работ в Павловске относится к 1777 году, когда было решено построить загородную усадьбу для великого князя Павла Петровича, сына Екатерины II, впоследствии императора Павла I.
Известный русский историк архитектуры В. Курбатов, автор книг о Петербурге, Павловске и Гатчине, а также монументального труда "Сады и парки мира", в своем путеводителе по Павловску в 1911 году писал: "Как ни прекрасен Павловский дворец и как ни драгоценны его сокровища, ему не сравниться с Павловским парком".
Действительно, Павловский парк уже давно пользуется славой лучшего пейзажного парка в Европе. Поэтичный и бесконечно разнообразный, он, по словам французского писателя начала XIX века Сен-Мора, отвечает "всем вкусам и всем настроениям души". "Что шаг, то новая в глазах твоих картина" - так отозвался о прогулке по Павловскому парку русский поэт В. Жуковский.
Сейчас, анализируя причины очарования парка, главной из них часто называют удивительно найденную соразмерность природного ландшафта и архитектурных сооружений, которые в то же время находятся в гармонии с миром человека. Это проявляется и в ритмах, и в размерах, и в особенностях зрительного восприятия, и в скорости перемещения по дорожкам парка как пешком, так и верхом на лошадях или в экипажах. Залогом успеха был выбор уже самого места с холмистым, но не имеющим сильных контрастов ландшафтом. Безошибочное понимание природы, умение наилучшим образом выявить ее возможности - одно это уже было заслугой создателей парка.
1. История создания Павловского парка
Павловский парк по праву считается одним из лучших и крупнейших пейзажных парков Европы.
Дворцово –парковый ансамбль Павловска –один из лучших памятников русского зодчества эпохи классицизма. Он создавался во второй половине 18- первой четверти 19 вв.достаточно быстро и потому отличался особым стилистическим единством.
Павловск находится в 27 км к юго-западу от Петербурга и совсем рядом с городом Пушкиным - всего 5-6 км. В 1777 г. Екатерина 2 подарила эти охотничья угодия Павловское своему сыну Павлу и его жене Марии по случаю рождения у них сына.
В строительстве огромного (около 600 га) парка, дворца и парковых сооружений приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники. Их творческие замыслы воплощали мастера-садоводы, и сотни работных людей и крестьян из окрестных деревень. Первый период формирования парка был весьма значительным, хотя и занимал неполных десять лет. Этот период связан с именем шотландского архитектора Чарльза Камерона, который является автором композиционного решения Павловского парка. Он был приглашен для работы в 1779 году и проработал здесь почти 20 лет, построив за это время огромный архитектурно-парковый ансамбль: Павловский дворец, полтора десятка павильонов в распланированном им парке, в том числа павильон Трех граций, Коллонаду Аполлона, Вольер.
Ему удалось подчинить заросли русского леса своим творческим замыслам и после тщательно проверенных расчетов заложить главные артерии дорог, аллей, тропинок, выделить места для рощ и полян. Нарядные цветники, аналогичные цветникам голландских садов, вошли в оформление Центрального района парка — Вольерного участка и Собственного садика, над планировкой которых Ч. Камерон работал вместе с художником Ф. Виолье.
В течение 1780—1786 годов Ч. Камерону удалось осуществить лучшие свои замыслы. Под его руководством были построены павильоны: Храм Дружбы, Вольер, Молочня, Колоннада Аполлона; проложены Тройная липовая аллея и узкие тропинки, придающие своеобразие пейзажу Центрального района; сооружены мосты через реку Славянку. Подлинной жемчужиной творчества Ч. Камерона является Павловский дворец, который построен на высоком холме и виден из самых отдаленных районов парка. По проекту Ч. Камерона был также воздвигнут Обелиск в честь основания Павловска и заложены основы планировки районов Большая звезда и Белая береза.
Второй период в истории парка связан с творчеством итальянского архитектора В. Бренны. Он работал в 90-е годы XVIII века и создал удивительные по красоте и своеобразию районы Старой и Новой Сильвии. В пейзажные картины Старой Сильвии В. Бренна включил бронзовую скульптуру, в Центральном, или Придворцовом, районе распланировал участок Больших кругов, украсив его мраморной скульптурой и цветочными бордюрами; построил большую каменную лестницу, получившую название Итальянской, и оформил оба берега реки Славянки от Висконтиева моста до Пиль-башенного, объединив их Зеленым и Каменным Амфитеатрами.
Архитекторы А. Воронихин и К. Росси завершают формирование пейзажей парка строительством мостов через реку Славянку: Висконтиева, Пиль-башенного и Чугунного. Они также создали зеленые интерьеры в парке, включив в его пейзажи Воздушный театр, Турецкую беседку и другие композиции из природного материала. Значительная работа была проделана А. Воронихиным, П. Гонзаго и К. Росси по строительству и отделке Розового павильона.
В течение почти пятидесяти лет (1777—1824 гг.) продолжалось формирование Павловского дворцово-паркового ансамбля. Несмотря на различие художественных приемов, индивидуальность творческих почерков, все архитекторы, скульпторы и художники, работавшие в Павловске, создали целостный, стилистически единый ансамбль. В Павловском парке можно условно определить семь основных районов, каждый из которых имеет свои, присущие только ему, особенности. Прямые как стрелы лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой березы. И совершенно не похож ни на один из районов Центральный, или Придворцовый, район, почти полностью решенный в регулярном стиле. «Что шаг, то новая в глазах моих картина...» — так поэт В.А. Жуковский выразил свое восхищение своеобразием пейзажей Павловского парка. Многие известные поэты, писатели и художники так или иначе связали свою творческую судьбу с Павловском, закрепив за ним определение «приюта муз и граций»
В годы Великой Отечественной войны во время фашистской оккупации Павловска дворцово-парковому ансамблю был нанесен огромный ущерб: разрушены дворец, мосты, павильоны. В парке были вырублены 70 тысяч деревьев и 30 тысяч кустарников. Район Большой звезды был уничтожен почти полностью.
Благодаря энтузиазму советских людей, их героическим усилиям всемирно известный Павловский парк в мае 1950 года был открыт для посетителей. В течение нескольких десятилетий в парке проводится научно-реставрационная работа, которая ставит своей целью не только залечить оставшиеся раны военного периода, но и восстановить, по возможности, пейзажные композиции такими, какими они были созданы 200 лет тому назад выдающимися мастерами паркостроительного и садового искусства. Гармония рощ и лесов, плавные линии дорог и водоемов, соразмерное чередование открытых и закрытых пространств, семнадцать павильонов, двенадцать мостов через реку Славянку, многочисленные водоемы, образующие три системы прудов — все это, в сочетании с изысканными постройками русского классицизма и ценнейшей мраморной, бронзовой, чугунной и каменной скульптурой, делает парк необыкновенно поэтичным и совершенным творением мастеров конца XVIII — первой четверти XIX века. «Прелесть Павловского парка непередаваема. Его особенно надо беречь», так определил художественное значение парка А.В. Луначарский. В 1983 году павловский дворцово-парковый художественно-архитектурный ансамбль получил статус музея-заповедника. Сегодня Павловский парк — один из крупнейших центров эстетического воспитания и культурно-массовой работы.
2. По аллеям парка, павильоны.
2.1. Розовый павильон
Розовый павильон - памятник русской истории и культуры первой четверти XIX века. Он расположен в живописном месте Павловского парка, на границе трех районов: Парадного поля Новой Сильвии и Белой березы недалеко от самого большого пруда названного Розовопавильоным.
Первоначальное здание являлось до 1812 года дачей Багратиона, которая была выкуплена в казну, тем более что в эти годы она уже находилась на территории расширившегося Павловского парка. Архитектор Андрей Воронихин, являвшнйся в это время главным архитектором Павловска перестраивает здание для вдовствующей императрицы Mapии Федоровны. Это квадратный в плане деревянный павильон с четырьмя колонными портиками. Во фронтонах портиков живописные вставки с изображением игр амуров, выполненные в технике гризайль, имитируя лепку. Павильон был окружен замечательным розарием, откуда и пошло название павильона. Над главным фронтоном была надпись по-французски "Павильон роз".
Императрица Мария Федоровна была знатоком и любителем цветов, и розы для розария привозились ей со всей Европы. По замыслу хозяйки Павловска Розовый павильон должен был стать царством цветов. Цветы и их изображения украшали интерьеры павильона. Стены и центральный купольный зал-ротонда были расписаны гирляндами цветов. Разнообразные вышивки с изображением роз украшали изысканную мебель, которая была специально сделана для Розового павильона из карельской березы и ясеня: диваны, канапе, банкетки, полушкафы. В свободном пространстве павильона особое место занимали ширмы с вышивками и цветники, в которых стояли живые цветы.
Летом 1814 года к павильону пристраивается танцевальный зал. Роспись осуществляет Д.- Б. Скотти. В живописном фризе и угловых композициях плафона изображены военные атрибуты в цветочных гирляндах. Центр плафона украшает композиция из 20 подвесных гирлянд искусственных роз, словно образующих огромную розетку. Из центра розетки спускается большая 4-х ярусная люстра, стержень которой украшают зеленые листья, образующие как бы ствол пальмы. По четырем углам - малые люстры такой же конструкции. Между окнами помещены бра в виде военных золотых шлемов, украшенных перьями и такими же, как на люстрах, листьями из окрашенной жести.
Декор Розового павильона и в особенности танцевального зала, является уникальным образцом русского декоративного искусства начала XIX века.
Именно Розовый павильон стал центром праздника состоявшегося 27 июля 1814 года, так как именно в Павловске устроена торжественная встреча Александра I - победителя Наполеона и освободителя Европы. У павильона на фоне декорации, на которой декоратор Пьетро Гонзага изобразил русскую деревню, многочисленные хоры исполняли кантаты и хвалебные гимны в честь Александра I. Стрельба из пушек, фейерверк и бал завершили праздник. Об этом знаменательном событии имеются упоминания в современной тогда прессе и воспоминаниях современников. Подробное описание праздника приводит историк М. Семевский в книге "Павловск. 1777-1877",нзданной к 100 -летию Павловска великим князем Константином Николаевичем.
До 1828 года, года смерти императрицы Марин Федоровны. Розовый павильон играл значительную роль в истории русской культуры, здесь читали свои литературные новинки В.Жуковский, Н.Карамзин, И.Крылов, выступали талантливые музыканты. Постоянным участником музыкальных вечеров был Д.Бортнянскнй, здесь бывал молодой М.Глинка.
В годы войны павильон был уничтожен. С конца 1970-х гг. по инициативе А.И.Зеленовой на основе исторических документов были начаты восстановительные работы. Сейчас павильон восстановлен.
2.2. Павильон Трех граций
В 1800 году Камерон создал свое последнее произведение в Павловском парке - павильон Трех граций в Собственном садике, у самого дворца. Камерон спроектировал павильон в виде античного портика, опоясанного шестнадцатью колоннами ионического ордера, которые поддерживают легкий кессонированный свод. Рельефы во фронтах, выполненные по рисункам известного скульптура И. П. Прокофьева, изображают Аполлона - со стороны Собственного садика и Минерву, богиню мудрости, - со стороны городской улицы. Вскоре после сооружения павильона, в 1803 году, в центре его появилась мраморная скульптура "Три грации", созданная видным ваятелем тех лет Паоло Трискорни. Прекрасные женские фигуры поддерживают стоящую на колонне вазу; они стройны, полны поэзии и гармонии, как и весь павильон.
В 1802 году, к дню своего рождения, 14 октября, Мария Федоровна получила роскошный подарок от старшего сына — скульптуру «Три грации». «Указ кабинету» Александра I заплатить 11000 рублей за купленную им для «Ея Величества Государыни Императрицы Любезнейшей Матери моей у итальянца Августина Трискор-ни Мраморную группу, представляющую трех граций» датирован 27 октября 1802 года.
С момента установки этой скульптурной группы меняется и название сооружения. С середины ХШ века во всех архивных делах его именуют «Павильоном Трех граций». Грации — богини, олицетворяющие женские прелести, красоту и радость. Эвфросина (Радость), Талия (Цвет), Аглая (Блеск). Они дочери Зевса и океаниды Эвриномы. Грации — частые спутницы богов: Гермеса, Диониса, Афродиты. «...главная их обязанность заключалась в том, чтобы доставлять богам и людям все то, что делает жизнь хорошей и счастливой». Скульптурная группа «Три грации» придала павильону необычайно легкое, поэтическое звучание. Она прекрасно гармонирует не только с Колоннадой Камерона, но и с окружающей природой. Во время войны скульптурная группа «Три грации» была спрятана, зарыта в землю. Фашисты нашли ее, но по счастливой случайности вывезти не успели.
Павильон Трех граций был отреставрирован в 1956-1957 годах под руководством архитектора С. В. Поповой-Гунич. В наши дни Собственный садик открыт для посетителей. Он по-прежнему восхищает коллекцией редких растений и цветочным партером. Иногда здесь устраивают приемы и камерные концерты.