Памятники Санкт - Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 19:28, реферат

Краткое описание

Санкт - Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой.

Оглавление

1) Введение ……………………………………………………………………….. 3 - 4 стр.
2) Памятник Петру I …………………………………………………………… 4 - 7 стр.
3) Аничков мост …………………………………………………………………. 7 - 10 стр.
4) Памятник Екатерине II …………………………………………………… 10 - 16 стр.
5) Заключение …………………………………………………………………… 16 стр.
6) Использованная литература ………………………………………… 17 стр.

Файлы: 1 файл

мой мой мой.docx

— 339.45 Кб (Скачать)

Место это  будит богатые исторические воспоминания. Рядом — Российская национальная библиотека, известная многим поколениям петербуржцев как Публичка. В ее основе лежит книжное собрание польских епископов братьев Иосифа и Андрея Залусских, перевезенное в 1794 году по повелению Екатерины II в Петербург из Варшавы в качестве военного трофея. Вскоре собрание достигло почти 250 тысяч томов. Для него было построено специальное здание на углу Невского и Садовой (1796 —1801, архитектор Е.Т. Соколов), которое позднее соединилось с главным корпусом, обращенным фасадом на площадь (1828—1834, архитектор К. Росси). Императорская Публичная библиотека, доступная для всех горожан, открылась в 1814 году.

На другой стороне площади — усадьба  Аничкова дворца, строившегося в 1741—1750 годах как подарок императрицы  Елизаветы Петровны своему тайному  супругу, графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. В царствование Екатерины II дворец принадлежал Потемкину. В  саду Аничкова дворца, простиравшемся в XVIII веке от Фонтанки до Садовой улицы, находился каменный павильон, где  устраивались драматические и музыкальные  представления. В начале XIX века в  деревянном театре, стоявшем на том  месте, где позднее соорудили  памятник Екатерине, давала представления  Императорская российская труппа драматических  актеров, на сцене которого шли пьесы  драматургов Екатерининского времени: А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста, Д.И. Фонвизина.

Площадь эта  стала одним из театральных центров  Петербурга еще до постройки Александринского театра (1828—1832, архитектор К. И. Росси).

Работа над  эскизом памятника шла трудно. Споры велись в первую очередь  о его общей композиции: было принято  решение, что вокруг императрицы  следует изобразить самых выдающихся людей ее времени. После долгих обсуждений, наконец, остановились на девяти "претендентах": военачальники П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, секретарь Екатерины II А. А. Безбородко, президент Академии художеств И. И. Бецкой, флотоводцы А. Г. Орлов, В. Я. Чичагов, поэт Г. Р. Державин, президент Российской академии Е. Р. Дашкова. В результате памятник превращался в многофигурную композицию, при этом размер и место каждой статуи нужно было тщательно согласовать. В конце концов, общее решение выглядело так: в верхней части памятника, на постаменте - скульптура Екатерины II, вокруг постамента, у ее ног - остальные фигуры. В феврале 1865 года модель памятника была утверждена.

Над статуей  Екатерины II работал скульптор М. Чижов. Он изобразил императрицу  в длинной мантии со скипетром  в правой руке и лавровым венком в левой. Высота скульптуры четыре с  лишним метра, она выглядит монументально  и величественно. Фигуры выдающихся людей екатерининского времени  выполнил скульптор А. Опекушин, будущий автор знаменитого памятника Пушкину в Москве. Все скульптуры имеют большое портретное сходство и исполнены очень реалистично, известно даже, что для работы над памятником из Эрмитажа были выданы бюсты Екатерины, Румянцева, Потемкина, Суворова, Бецкого, Безбородко, Дашковой, Державина, художники изучали подлинные костюмы екатерининской эпохи.

Тем временем на площади перед Александрийским  театром уже велись строительные работы. Руководство ими было возложено  на профессора Давида Ивановича Гримма (1823—1898). По рисункам Гримма были созданы  четыре массивных канделябра с пятью  фонарями, форма оснований которых  как бы вторит силуэту постамента, картуш с надписью и несохранившаяся  бронзовая ограда в виде гирлянд  из дубовых листьев вокруг памятника. Некоторые архитектурные детали проработал ученик Гримма Виктор Александрович  Шретер (1839—1901).

Подряд на устройство фундамента и пьедестала был заключен с петербургскими купцами  ГА. Балушкиным и Н.П. Осетровым. Для устройства фундамента вынималась земля в диаметре девяти сажен (около 20 м) на глубину до пяти аршин (3,5 м). Фундамент на сваях клали из отборной бутовой плиты на портландском цементе. Поверх плиты прокладывали сплошной слой гранита, на котором, собственно, и держится постамент. Он сложен из блоков сердобольского гранита трех цветов: темно-красного, светло-серого и темно- серого. Гранит доставляли с апреля 1869 года из окрестностей Ладожского озера на специальных судах. Добывали его на островах Св. Сергия, Св.Германа и Янцарь, входящих в Валаамский архипелаг. Камни весом от одной до трех тысяч пудов (16—48 т) доставлялись к пристани, устроенной вблизи Лебяжьей канавки, откуда их, используя переносные рельсы, изготовленные на заводе Сан-Галли, перевозили на строительную площадку. Современники отмечали, что «перевозка камня поперек Невского проспекта почти не прерывала движения экипажей». В работах принимали участие сотни рабочих, но не было ни одного несчастного случая, за исключением происшествия 13 июня

1871 года, когда  при ломке камня на крестьянина  Щелпанова отлетела глыба весом в три тысячи пудов, но он удачно укрылся в расщелине между двумя блоками и остался «целехонек». 

Торжественная закладка памятника состоялась в  присутствии императора 24 ноября 1869 года. День был выбран не случайно: по церковному календарю, это День святой Екатерины, то есть день тезоименитства императрицы Екатерины II — в 1869 году исполнялось 140 лет со дня ее рождения. В основание памятника был  положен ящичек с золотыми и бронзовыми монетами и медалями. В подборке медалей символично соединялись  важные события двух царствований: восшествие Екатерины II на престол, присоединение  Крыма и Тамани, принятие Грузии в русское подданство, возвращение  русских областей от Польши — и  то, что происходило уже при  Александре II: его коронация, освобождение крестьян, покорение Западного Кавказа.

Перед началом  работы по отливке статуй в бронзе, 14 июня 1872 года гипсовые модели еще  раз осмотрел царственный заказчик. На этот раз были сделаны лишь мелкие замечания. Александр II обратил внимание на то, что Микешин изобразил графа  Безбородко с Георгиевской звездой, а этот орден, дававшийся за боевые заслуги, вельможа получить не мог, не имея высокого воинского звания. Чтобы  избежать подобных огрехов, царь тут  же велел присутствовавшему при  этом министру путей сообщения графу  А.П. Бобринскому (правнуку сына Екатерины II) дать точный список наград изображенных вельмож. По совету царя, около фамилий  сподвижников Екатерины были поставлены их графские и княжеские титулы.

С июня 1872 года по май 1873-го все бронзовые детали памятника были отлиты на литейном заводе Кохуна, принадлежавшем торговой фирме «Никольс и Плинке» Бронзы на памятник пошло 3100 пудов (почти 50 т) Высота скульптуры Екатерины — 6 аршин (4,2 м), статуй на постаменте — от четырех до трех аршин. Общая высота памятника, как и задумал Микешин, 7 саженей, то есть 15 метров .

К этому  времени постамент был уже  готов. В целом на него пошло больше 600 гранитных блоков, вес которых  после отделки и шлифовки составил 16,5 тысяч пудов (6 тысяч стесали  при обработке). Одна из особенностей массивного каменного сооружения состоит  в том, что, во избежание коррозии, блоки соединяли посредством  гнезд и выступов, без пиронов, винтов и железных полос Верхняя  бронзовая часть памятника накрывает  собой куполообразное завершение постамента, сложенного из гранитных блоков.

В августе 1873 года подходила к концу шлифовка постамента, шла установка бронзовых  деталей памятника. Вокруг сквера был  устроен тротуар из серого гранита  с асфальтовыми полосами между плитами. В сквере высаживали молодые дубки  и кусты жимолости. Газоны предполагались только травяные, без цветов и кустарников, что обеспечивало хороший обзор  памятника со всех сторон.

Устанавливалась «простая, но чрезвычайно изящная» ограда, кованые столбики которой  соединялись «толстой проволочной  сетью с ромбовидными отверстиями».

Открытие  памятника состоялось 24 ноября 1873 года. С 10 часов утра все войска, назначенные  к участию в церемонии, были на своих местах. Внутри здания Публичной  библиотеки и по периметру сквера был установлен почетный караул. В  половине 11-го государь начал объезд войск, выстроившихся на Невском  проспекте. Императрица Мария Александровна  с дочерями наблюдали за церемонией из окон библиотеки. От Казанского собора к памятнику направился крестный ход во главе с высшим духовенством. На специально устроенном в ограде помосте, обитом красным сукном, был отслужен молебен, после чего прогремел салют 360 выстрелами из всех орудий пешей и конной кавалерии.

Затем начался  церемониальный марш. В честь праздника  на Невском и Большой Морской  была устроена иллюминация газовыми светильниками и бенгальскими огнями. «Монумент Екатерине II освещался  посредством 4-х приборов в виде труб, отражавших на поверхность памятника  свет пламени особого горючего состава. Много было копоти и дыма, но эффекта  не было. Свет оказался слабым, не достигал вершины центральной фигуры, а  постамент очутился в полумраке».

«Коллежский асессор» М.О. Микешин получил в  награду за памятник орден Святой Анны 2-й степени, такой же орден  получил подрядчик, производивший  отливку бронзовых скульптур. А.М. Опекушин был удостоен Владимира 4-й степени, а М.А. Чижов — Станислава 3-й степени. Общая стоимость затрат на памятник достигла 500 000 рублей, более чем вдвое превысив первоначально намеченную по смете сумму в 241 740 рублей.

В целом  работа Михаила Микешина над памятником Екатерине II заняла двенадцать лет: ровно  столько же трудился в России Этьен Морис Фальконе, приглашенный Екатериной в 1766 году для создания памятника Петру I.

По тонкому  замечанию знатока русской скульптуры барона Н.Н. Врангеля,Микешин «всегда думал формой, грезил силуэтами и широкими очертаниями, понимал прелесть массы. Он один среди всех своих современников не хотел шаблона, смело и размашисто творил — сохранил всюду искру священного огня».

Силуэт памятника  Екатерине II четко очерчен, но в нем  нет сухой геометричности, контуры  смягчены динамичными разворотами  фигур на постаменте. Наиболее интересен  памятник со стороны Невского проспекта, откуда он эффектно вырисовывается на фоне ампирного портала Александрийского театра. Хорош он и в боковом  ракурсе, на фоне деревьев Аничкова сада: благодаря диагональным складкам мантии, фигура царицы кажется устремленной вперед. Интересен вид со стороны  театра, когда мантия императрицы, расшитая орлами, каскадом плавно струится вниз. Отовсюду хочется подойти поближе, взглянуть на массивный картуш со словами «Императрице Екатерине  И-й в царствование Императора Александра П-го. 1873 г.». Это эпиграф к разворачивающемуся повествованию.

Над картушем аллегорический натюрморт: книга с  надписью «Закон» окружена лавровым венком, символом славы, венчающим атрибуты наук (свитки), искусств (палитра и  фанфара), военного и морского дела (клинок, якорные цепи), земледелия (колосья). Суживающиеся покатые ступени, закругленные блоки полированного гранитного подиума направляют взгляд к бронзовому постаменту, окруженному фигурами сподвижников, и выше — к статуе императрицы. Она облачена в широкое, скрывающее очертания фигуры платье, плечи покрыты  порфирой, из-под которой ниспадает  мантия. На лице Екатерины запечатлено  выражение спокойного величия. На голове венец и ветви лавра. Важное смысловое  значение имеют детали, почти не видные зрителю снизу: муаровая лента  на груди и кованая цепь ордена Святого Андрея Первозванного —  высшей награды России. Скипетр —  знак державной власти — царица держит легко и уверенно. В левой  ее руке — лавровый венок. Вновь  и вновь остроконечные лавровые ветви напоминают о славе екатерининского  царствования. Гирлянды и венки из лавра декорируют круглый постамент, разделенный на четыре части орнаментированными волютами, обвивают медальон с вензелем Екатерины.

Венчающая памятник статуя фиксирует основную композиционную ось. Содержание памятника  раскрывается при его обходе, вглядывании  в детали, равномерно распределенные по всему периметру постамента.

Задача создания монументального портрета в виде отдельно стоящей фигуры в полный рост чрезвычайно сложна. Резко выраженное движение, запечатленное в бронзе, может придать скульптуре неуместно  суетливый оттенок. Полная статика  привносит ощущение монотонности. Динамика создается разворотом фигуры, точностью  найденного жеста, игрой света и  тени в складках одежды.

Особенно трудно решить тыльную  сторону статуи, поэтому подобные памятники обычно рассчитаны лишь на фронтальный обзор. О микешинской  Екатерине этого сказать нельзя. Фигура царицы живет, движется, сохраняя величавую осанку и царственную  гордость поступи. Тяжелые складки  мантии, подбитой горностаем, спадают  на постамент, создавая зримый образ  покрова, сени, под которой находят  убежище и обретают силы блистательные  сподвижники Екатерины.

Прямо под  вензелем, у ног императрицы, —  изваяние ее ближайшего советника и  друга Григория Потемкина. Его фигура занимает центральное место в группе из трех фельдмаршалов, военачальников Екатерины Великой. Он единственный из изображенных, среди наград и лент которого жалованный портрет Екатерины. А также здесь мы видим Александра Васильевича Суворова, Петра Александровича Румянцева, за спиной Суворова, справа, — группа из двух фигур, символизирующая государственную и филантропическую деятельность мудрой императрицы. За обсуждением архитектурного чертежа (возможно, Воспитательного дома или Академии художеств) запечатлены Безбородко и Бецкой. В следующей группе — два флотоводца, поглощенные беседой. В соседстве 
Чичагова и Орлова-Чесменского угадывается замысел напомнить об успехах 
Российского флота на севере и на юге: на Балтике и в Средиземноморье. Завершая обход памятника, зритель подходит к фигурам Державина и 
Дашковой, символизирующим искусства и науки, процветавшие в век Екатерины.

События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско - турецкая война (1877—1878) — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Архитектор Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Перед Александрийским театром предполагалось устроить фонтан, также украшенный скульптурой. Это еще ярче выявило бы сходство петербургского памятника с близкими ему по времени сооружениями в Европе. Согласно окончательному списку, утвержденному за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах. На изготовление моделей было отпущено в Академию художеств 185 525 рублей, но, кроме трех бюстов, изготовленных скульптором М. П. Поповым, ничего не было сделано, и проект остался неосуществленным. 
С установкой монумента, посвященного Екатерине II, Петербург приобрел еще один безусловно интересный памятник. Но при этом исчезла прекрасная панорама площади перед Александринским театром, которая открывалась с Невского проспекта. Сегодня мы уже не можем представить себе эту площадь без памятника Екатерине II, петербуржцы любят сквер в самом центре большого города и с удовольствием приходят сюда.
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Памятники Санкт - Петербурга