Северодвинская роспись.
Северодвинская роспись
— общее обозначение русских крестьянских промыслов по
росписи изделий из дерева, существовавших в конце XVIII
— начале XIX в. в селах по течению р. Северной
Двины, впадающей в Белое море. В Архангельской и Вологодской губерниях на северо-западе
России издавна производили из дерева
посуду, детские игрушки, прялки, орудия
труда, мебель, украшенную резьбой и росписью. Расписывали темперой, разведенной на яичном желтке.
Вначале пером наносили черный контур, а затем заполняли рисунок яркими красками — красной, зеленой, желтой. Основные мотивы росписи — растительные побеги, трилистники и мелкий узор, чаще по белому фону. В понятие "роспись
северодвинского типа" включают самостоятельные
разновидности: пермогорскую, ракульскую
и собственно северодвинскую. Первая названа
по селу Пермогорье, близ Сольвычегодска.
Центром второй разновидности является
деревня Ульяновская у речки Ракулки.
Северо-двинская роспись делится на три
подвида: пучугскую, борецкую и тотемскую.
Они близки по композиционным приемам, но различаются мотивами
и особенностями колорита. Для мастеров села Пучуга типичен
мотив "большого тюльпана". Наиболее
интересна борецкая роспись (от фамилии
бояр Борецких). Расписные борецкие прялки,
самые древние, отличны белым фоном, преобладанием красного
цвета и позолоты. Композиции выстраиваются
по «принципу иконостаса», ярусно (в приемах росписи очевидна
связь с иконописью). Писали деревенские мастера
по грунту из яичного белка. После окончания
роспись покрывали маслянымлаком. Для поздней борецкой росписи
характерно использование натурального
цвета дерева. Мастера Пермогорья обычно
писали красным, зеленым и желтым по белому
грунту.
Технология выполнения.
Для росписи были взяты
рама для зеркала и заколка. Роспись
рамы выполнялась в стиле северодвинской
росписи, а заколка расписана
в свободной форме.
1.Поверхность изделий была обработана мелкой наждачной
бумагой, потом загрунтована;
2.Перенос эскиза на изделия;
3.Роспись рамы. Вначале наносился черный контур, а затем заполнялся рисунок яркими красками — красной, зеленой, желтой, синей. Роспись
заколки. Весь фон был залит черным цветом,
сверху нанесен рисунок.Для выполнения
орнамента использовались краски золотого
и белого цвета, а для рисунка краски желтого
и красного цвета.
4.Нанесение на готовое
изделие лака.
Приложение.
Северодвинская роспись.
Северодвинская роспись.
Мезенская роспись.
Ракульская роспись.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Хохлома.
Неваляшка.
Неваляшка.