Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:02, отчет по практике
Целью моей практики является рассмотрение теоритических и практических сторон различных видов росписи по дереву и применение полученных знаний на практике (роспись деревянных изделий). Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучение видов росписи по дереву;
Рассмотрение технологий выполнения различных видов росписи по дереву;
Росписьдеревянных изделий(рама для зеркала и заколка) .
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО МГГУ)
Факультет художественного образования, технологии и дизайна
Кафедра изобразительного искусства и дизайна
Отчет по практике
«Роспись по дереву»
Выполнила: студентка 2 курса ПО группы
Абдиева А.Р.
Научный руководитель: Феденева Елена Анатольевна
Мурманск
2012
Введение.
История
развития традиционной росписи уходит
далеко в прошлое. Первые пещерные рисунки
появились на заре человеческой истории.
Как предполагают ученые, они играли роль
мишеней в тренировках охотников, были
предметами бытовой магии, культа или
рассказами. Рисунки и резьба наносились на предметы
домашнего обихода. Они защищали хозяина,
играя роль оберегов, являлись способом
общения с богами. Тщательность, с которой
выполнялись рисунки, говорит о значительной
роли, которую отводили люди этому занятию.
Наиболее доступными материалами были
дерево, глина…
Актуальность.
Роспись по дереву является
одним из самых древних живописных
промыслов нашей страны. Ее корни
уходят далеко в архаические времена,
когда наши предки-язычники верили
во множество богов и поклонялись
Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным
стихиям. Каждое расписанное народными
мастерами изделие несет на себе
отпечатанное древними символами пожелание
здоровья, счастья, удачи, благословения
в дом.
Красочные картины народных гуляний или
цветочные орнаменты не только являются
знаками высокого мастерства народных
художников, но и несут позитивный заряд
радости и положительной энергии. Сейчас
интерес к старинным народным художественным
промыслам возрастает в связи с ростом
интереса к народной культуре и появлением
духа патриотизма у современной молодежи.
Открываются все новые и новые школы художественного
мастерства, где любой желающий может
обучиться искусству росписи по дереву.
Работы наших мастеров по художественной
росписи по дереву сейчас широко известны
не только в нашей стране, но и далеко за
ее пределами по всему миру. Расписная
тарелочка, ложка или шкатулка станут
прекрасным подарком для дорогого вам
человека на любой праздник.
Виды росписи по дереву.
Для росписи по дереву характерны
два основных направления - графическое
и кистевое.Вначале возникла графическая
роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность
изделия черной краской, а затем раскрашивал
нанесенные детали разными цветами, как
бы заливая ими намеченные контуры. Роспись,
отнесенная к графической, названа так
по общему принципу оформления изделий.
Графическая манера письма получила распространение
на Северной Двине. К северодвинской школе
относятся народные росписи Пермогорья,
Борка, Верхней Уфтюги, Тоймы, Пичугская
и Ракуловская. Этим своеобразным школам
присущи общие черты в построении композиции,
цветовом решении, орнаментальной трактовке.Другое
направление в росписи по дереву - кистевое.
Широко известны оригинальные росписи
исконных русских центров - Хохломы и Городца.
5. Городецкая роспись. Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.
6.Палех. Первое упоминание о Палехе относится
к началу 17 века. В различных документах
тех лет говорится о развитом иконописном
промысле в Палехе. К середине 17 века молва
о прекрасных работах палехских мастеров
достигла Москвы, и их стали приглашать
для росписи в столицу.
Хохломская роспись.
Предполагают, что хохломская
роспись возникла в XVII веке на левом
берегу Волги, в деревнях Большие
и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши,
Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной
хохломы считается поселок Ковернино
в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали,
расписывали деревянную посуду и везли
её для продажи в крупное торговое село
Хохлома (Нижегородской губернии), где
был торг. Отсюда и пошло название «хохломская
роспись», или просто «хохлома». Хохлома представляет собой декоративную
роспись деревянной посуды и ме
«осочки» - выполняется легким
движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим
плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием
кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде
непрерывной линии одинаковой толщины,
закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с
легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный
элемент, он состоит из более простых симметрично
расположенных элементов - «осочек», «травинок»,
«капелек», «усиков» и «завитков»;
«ягодки» - ягоды бруснички,
смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком
(полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку);
ягоды крыжовника, клубнички рисуются
кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются»
желтым цветом.
В хохломской росписи сложились два вида письма:
"фоновое" и "верховое". Сохранились
они и до сих пор, хотя по сравнению с росписью
конца XIX в. современная роспись богаче
по композиции и разнообразию мотивов.
Рассмотрим отдельно каждый вид письма,
чтобы понять его специфику и разобраться
в особенностях написания узора.
«Травная» роспись напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоуч, луговик и др. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента:
Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской — чаще всего черной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» — ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоемкий процесс, и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с этой росписью предназначались обычно для подарка, а поэтому выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Ее отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков.
Технология выполнения росписи.
Сначала делают заготовки из древесины. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа. Потом основу покрывают грунтовкой. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Последний слой сушат до момента когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются темперные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие краски — коричневый, зелёный, жёлтый. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Белые неокрашенные чашки, миски, станцы и солонки - так называемое белье - сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масла, каторым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебрянная. Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.