Особенности «сурового стиля» в советской живописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы обратимся к истокам живописи «сурового стиля», рассмотрим его возникновение, проследим эволюцию развития основных изобразительных жанров стиля, проанализируем особенности стиля на примерах произведений художников этого поколения и их изобразительные средства.
Задачи:
-Обратиться к истокам искусства, рассмотреть происхождение стиля.
-Проследить эволюцию в сюжетной линии.
-Рассмотреть особенности и характерные черты стиля через анализ произведений художников этого поколения, их тематика, художественные образы, герои.
Предмет исследования: живопись «сурового стиля».
Объект исследования: Произведения художников этого поколения, их тематика, сюжетная линия, основные образы и герои.

Оглавление

Введение
Основная часть
1. Искусство «сурового стиля» в советской живописи.
1.1. Эпоха перемен.
1.2. Истоки «сурового стиля».
2. Особенности живописи «сурового стиля».
2.1. Обращение художников в историко-революционный жанр.
2.2. Пейзажная живопись в «суровом стиле».
2.3. Основные образы «сурового стиля».
2.4. Эволюция в развитии портрета.
2.5. Приватизация «сурового стиля». Распад стиля на субкультуры.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ22.docx

— 75.48 Кб (Скачать)

                             Московский  гуманитарно – экономический институт

                                                  Волгоградский  филиал

 

 

                                       КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

           Студента  4  курса                                  факультета дизайна

                                     

          Учебная дисциплина: История   искусств  и   культуры

          Тема:  Особенности «сурового стиля» в советской живописи

 

 

 

 

                                                     Руководитель  

Член правления ВОО  ВТОО "СХР",         педагогикой Член Союза художников России,    заслуженный работник культуры РФ.

 

 

 

 

 Защищена                                                                             Оценка

«____»_________20___г.                                            «______________»   

 

 

ПЛАН

Введение

Основная часть

1. Искусство «сурового стиля» в советской живописи.

1.1. Эпоха перемен.

1.2. Истоки «сурового стиля».

2. Особенности живописи  «сурового стиля».

2.1. Обращение художников в историко-революционный жанр.

2.2. Пейзажная живопись  в «суровом стиле».

2.3. Основные образы «сурового стиля».

2.4. Эволюция в развитии портрета.

2.5. Приватизация «сурового стиля». Распад  стиля на субкультуры.

Заключение

Список литературы

Приложения (иллюстрации произведений художников)

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целью данной курсовой работы является раскрытие  особенностей «сурового стиля» в советской живописи.

От «сурового стиля» 60-х годов до сегодняшнего дня живопись прошла немалый путь развития. Ей свойственны различные стилевые концепции: лирико-эпические, и лирико-романтические, течения декоративное, ретроспективное и др. На сегодняшний день проблема стилей в современном искусстве является актуальной и  еще ждет своего теоретического осмысления. Сосуществование, взаимопроникновение, взаимообогащение и переработка стилевых  направлений   в национальные формы – это процесс очевидный, а главное, полезный для искусства в целом.

За последнее время, стало заметно, как стираются, размываются границы между жанрами, сближаются и виды искусства. Это вообще черта нашего времени. В изобразительном искусстве стирание границ жанров и сближение видов искусства – процесс закономерный, отражающий общий ход развития современной культуры.

Искусство «сурового стиля» в 60-е годы было главным событием в жизни отечественной живописи.

  Прошедшая война продолжает волновать как людей старшего поколения, так и некоторую  современную  молодежь.  Тема памяти трактуется в современном искусстве чаще всего не прозаически-предметно, а символически. Иногда даже живописец не выявляет четко границы жанра.

  В данной работе мы   обратимся  к  истокам  живописи  «сурового стиля», рассмотрим  его  возникновение, проследим  эволюцию  развития  основных изобразительных жанров стиля, проанализируем  особенности  стиля на  примерах  произведений художников этого поколения и их  изобразительные средства.

Задачи:

-Обратиться к истокам искусства, рассмотреть происхождение стиля.

-Проследить эволюцию  в сюжетной линии.

-Рассмотреть особенности и характерные черты стиля через анализ  произведений художников этого поколения, их тематика, художественные образы, герои.

Предмет исследования: живопись «сурового стиля».

Объект исследования: Произведения художников этого поколения, их тематика, сюжетная линия, основные образы и герои.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Искусство «сурового  стиля» в советской живописи.

1.1. Эпоха перемен.

    Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом — периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, — высокие моральные качества советских людей.

   На первых послевоенных выставках было показано много произведений, начатых еще в военное время.

  Годы тяжких страданий, пережитых в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. Ведь в повседневной жизни так причудливо переплетаются обыденные, героические, поэтические моменты.

Советские люди проявили невиданное мужество и стойкость в борьбе. Их питала твердая вера в победу правого дела. Имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев-краснодонцев узнал весь мир. Но были еще миллионы безымянных борцов, подвиг которых  также увековечен в искусстве.

Многие произведения искусства  были связаны с непосредственными  впечатлениями их авторов — участников войны. Так, например, возникла картина «Отдых после боя». Ее автор, бывший боец Ленинградского фронта, Ю. М. Непринцев изобразил в ней своих однополчан.

Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным  светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Один из бойцов читал поэму  вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как забыв об усталости, смеялись они, слушая это замечательное произведение.

В чем же огромная сила воздействия  поэмы? Почему так близок и дорог  сердцу каждого воина образ Василия  Теркина? Над этим уже тогда задумался  художник.

Непринцев перечитывает поэму  несколько раз и убеждается в  том, что ее герой вовсе не какая-то исключительная натура, а обыкновенный парень, в образе которого автор  выразил все лучшее, чистое и светлое, что присуще советским людям.

Весельчак и балагур, умеющий  в трудную минуту поднять настроение товарищей, подбодрить их шуткой, острым словом, Теркин и в бою проявляет  находчивость и мужество. Таких живых  «Теркиных» на дорогах войны можно  было встретить повсюду.

В большой жизненности  образа, созданного поэтом, и заключался секрет его обаяния. Именно поэтому  Василий Теркин сразу стал одним  из любимых народных героев.

 «Он жил в моем сознании, — писал впоследствии художник, — накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать главным героем картины».

Но не сразу родился  замысел картины. Длинный, полный труда  и раздумий путь прошел художник, прежде чем приступил к написанию  картины «Отдых после боя».

В 1947 году Непринцев пишет  картину «Здравствуй, Ленинград!», посвященную  героям-подводникам, возвращающимся в  родной город. Героической обороне  Севастополя посвящена его следующая  картина — «Последняя граната». В 1949 году на выставке появилась еще  одно полотно Непринцева — «Лиза  Чайкина».

Все эти картины были подчинены  одной цели, объединены одной идеей  — прославить замечательные черты  советского человека. Но требовательный к себе, художник не был удовлетворен созданным. Хотелось найти какое-то новое, жизненно-правдивое решение в характеристике душевных качеств советских людей, обобщить и свои впечатления от богатых событиями военных лет, создать такое произведение, которое ярко раскрывало бы величие героического подвига советского народа в Отечественной войне.

«Мне хотелось, — писал  художник, — изобразить воинов Советской  Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все  душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха».

Так зарождается мысль  о картине. Воспоминания военных  лет помогают определить ее сюжет: группа бойцов в короткий перерыв между  боями расположилась на заснеженной  поляне и слушает веселого рассказчика. В первых эскизах уже был намечен  общий характер будущей картины. Группа располагалась полукругом, развернутым  на зрителя, и состояла всего из 12—13 человек. Фигура Теркина была помещена в центре композиции и выделена цветом. Расположенные по бокам ог него фигуры формально уравновешивали композицию.

В этом решении было много  надуманного, условного. Малочисленность  группы придавала всей сцене характер случайности и не создавала впечатление  сильного, дружного коллектива людей.

Поэтому в последующих  эскизах Непринцев увеличивает  количество людей и наиболее естественно  их располагает. Главный герой Теркин перемещается художником от центра вправо, группа строится по диагонали слева  направо. Благодаря этому увеличивается  пространство, намечается его глубина.

Зритель перестает быть только свидетелем этой сцены, он становится как бы ее участником, вовлекается  в круг бойцов, слушающих Теркина.

Чтобы придать еще больше достоверности и жизненности  всей картине, Непринцев отказался  от солнечного освещения, так как  эффектные контрасты света и  тени могли бы внести в картину  элементы театральной условности, которой  так избегал художник. Мягкий рассеянный свет зимнего дня давал возможность  полнее и ярче выявить разнообразие лиц и их выражений.

Но самым главным для  художника была работа над изображением внутреннего мира героев. «Хотелось, — писал Непринцев, — чтобы  зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы  он находил и узнавал в картине  своих собственных фронтовых  друзей».

Художник понимал, что  только тогда ему удастся создать  убедительные и правдивые образы героев, когда они будут предельно  ясны для него самого. Непринцев  начал тщательно изучать характеры  бойцов, их манеру говорить, смеяться, отдельные жесты, привычки, иначе  говоря, начал «вживаться» в образы своих героев. В этом ему помогали впечатления военных лет, боевые встречи, воспоминания его фронтовых  товарищей. Неоценимую услугу оказали  ему его фронтовые зарисовки, портретные изображения боевых друзей. Много было сделано этюдов с натуры, но они не переносились в картину  непосредственно, без предварительной  доработки. Художник искал, выделял  наиболее яркие черты того или  иного человека и, напротив, убирал все второстепенное, случайное, мешающее выявлению основного. Каждый образ  он стремился сделать сугубо индивидуальным и типичным.

«В своей картине я  хотел дать коллективный портрет  советских людей, солдат великой  армии-освободительницы. Подлинный  герой моей картины — это русский  народ».

Картина «Отдых после боя» — результат напряженной, серьезной  работы художника, взволнованной любви  к своим героям, большого уважения к ним.

Каждый образ в картине  — это целая биография. И перед  взглядом любознательного зрителя  проходит целый ряд ярких индивидуально  неповторимых образов.

Глубокая жизненность  идеи обусловила ясность и цельность  композиции, простоту и естественность живописного решения. Картина Непринцева воскрешает трудные, полные героики и суровости, лишений и невзгод и вместе с тем радости побед дни Великой Отечественной войны. Именно поэтому она всегда будет дорога сердцу советского человека, любима широкими массами советского народа.

  Воинам, грудью прикрывавшим родную землю на тысячеверстных фронтах, помогал весь народ. Фронт и тыл были едины. Эта мысль нашла образное воплощение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта», Б. М. Неменского «Мать», «Сестры наши».

В годы, когда империалистические круги западных держав начали разрабатывать  планы новой войны, содействовать  возрождению германского фашизма, у художников Кукрыниксов возник замысел картины «Конец», в которой они показали, чем кончаются и впредь будут кончаться подлые попытки врагов поработить наш народ. В картине показаны последние минуты фашистских главарей, застигнутых врасплох в подземелье — в Рейхсканцелярии.

Эта картина не потеряла силы своего воздействия и в настоящее  время. Она является грозным предостережением тем, кто и сейчас еще стремится  возродить западногерманскую военную  машину.

События Великой Отечественной  войны пробудили горячий интерес  к героическому прошлому нашей Родины. Подвиг советского народа был живым  продолжением истории — ведь русские  люди уже не раз грудью вставали на защиту Отечества.

Важное место среди  произведений исторической живописи послевоенного  времени занимает картина А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Куликовская битва положила начало освобождению русской земли от татарского ига. Обращение к этой теме имело большое патриотическое значение.

Рожденные войной темы были различны. Неодинаковыми путями шли  художники и к их воплощению. Но общим для всех мастеров был высокий  пафос гуманистического утверждения  красоты и ценности человека и  острая ненависть ко всему, что мешает его счастью, что враждебно светлой  и радостной жизни на мирной земле.

Информация о работе Особенности «сурового стиля» в советской живописи