Особенности спортивной терминологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:19, реферат

Краткое описание

Теоретической базой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых терминоведов (Л М Алексеевой, Е И Головановой, С В Гринева, В П Даниленко, Т Л Канделаки, В М Лейчика, Д С Лотте, С Л Мишлановой, В Н Прохоровой, С Д Шелова, Л А Шкатовой и др ), в том числе исследователей спортивной терминологии (А А Елистратова, Р В Попова, А С Рылова, И М Юрковского и др), когнитологов (В.3 Демьянкова, Л Джекендоффа, Е С Кубряковой, Дж Лакоффа, Л А Манерко, В Ф Новодрановой, Ч Филлмора и др), психолингвистов (А Вежбицкой, А А Леонтьева и др), философов (В. фон Гумбольдта, А А Потебни, П А Флоренского и др )

Файлы: 1 файл

Реферируемая диссертация посвящена исследованию спортивной терминологии в лингвокогнитивном аспекте.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

 

Во второй главе «Спортивная  терминология в когнитивном аспекте» выявляются принципы организации системы  понятий в области спорта, анализируются  базовые концепты, вербализованные в спортивной терминологии, раскрывается специфика соотношения ментальных и языковых структур в сфере спорта

 

В основе системы понятий в области  спорта лежит понятие вида спорта -определенная разновидность спортивной деятельности Традиционно принято выделять две группы видов спорта- командные и индивидуальные Признавая значимость данной классификации и основываясь на наших собственных наблюдениях над спортивной терминологией, мы предлагаем дополнить существующую типологию новой, построенной на многоаспектной характеристике видов спортивной деятельности

 

Исходя из специфики видов спорта, их можно разделить на динамичные и статичные (две коррелирующих  подсистемы целостной системы понятий) К динамичным мы относим те виды спорта, которые характеризуются двигательной активностью, требуют от спортсменов повышенной физической отдачи, основаны на формировании и развитии их физических качеств Статичные виды спорта отличаются малоподвижностью и не предполагают доведения до совершенства каких-то физических качеств спортсмена или их совокупности

 

Динамичные виды спорта делятся, в  свою очередь, на летние и зимние В  соответствии с этим делением проводятся Летние и Зимние Олимпийские игры Под зимними понимаются те виды спорта, в которых используется снег или лед, под летними — те, в которых данные условия не требуются Летние виды спорта подразделяются, в зависимости от условий проведения соревнований, на

 

наземные, водные и воздушные Наземные и водные виды спорта далее делятся  по степени технической оснащенности на три класса 1) не использующие специальных средств {бег, плавание), 2) использующие снаряды (теннис, ватерполо)', 3) использующие транспортные средства (велоспорт, аквабайк).

 

Воздушные виды спорта представляют отдельный тип подсистемы летних видов спорта Приведем примеры дельтапланеризм, планеризм, вертолетный спорт, самолетный спорт, парашютизм Их отличительной особенностью является сложная техническая оснащенность, использование летательных транспортных средств

 

Зимние виды спорта делятся, в зависимости от условий проведения соревнования, на снеговые, то есть использующие снег, и ледовые, использующие лед Каждая группа по степени технической оснащенности делится на 1) виды спорта, предполагающие использование снарядов (горнолыжный спорт, керлинг); 2) виды спорта, основанные на использовании транспортных средств (гонки на снегоходах, мотогонки на льду)

 

Статичные виды спорта можно разделить  на собственно-интеллектуальные и технико-модельные

 

Особенностью собственно-интеллектуальных видов спорта является то, что они развивают и используют не физические, а прежде всего мыслительные качества спортсменов.

 

Можно выделить два класса собственно-интеллектуальных видов спорта

 

1)виды спорта с подручным  инвентарем (шахматы, спортивный  бридж),

 

2) технически оснащенные виды спорта (киберспорт)

 

Под технико-модельными видами спорта мы понимаем виды спортивного моделирования, то есть виды спорта, включающие изготовление различных моделей и их ходовые  испытания От спортсмена, занимающегося  технико-модельным видом спорта, требуется искусно управлять технической моделью для достижения высоких результатов

 

Как и летние, технико-модельные  виды спорта подразделяются на три  класса 1) наземные, включающие испытания  наземных моделей (автомоделизм),

 

2) водные, включающие испытания моделей, предназначенных для плавания на воде (судомоделизм), 3) воздушные, включающие испытания моделей, предназначенных для полетов (авиамоделизм, ракетомоделизм)

 

В целом, любой вид спорта из тех, что уже существуют, а также  из тех, которые могут появиться, возможно включить в данную модель, она оказывается универсальной

 

Каждая подсистема внутри целостной  системы спортивных понятий имеет  структуру и подразделяется на микросистемы В соответствии с данной схемой нами разработана структура микросистемы понятий отдельного вида спорта Она имеет свою специфику, что продемонстировано на рисунке 1

 

Вид спорта

 

I I I I I I I

 

Место Спортсмен Технико- Снаряд Амуниция Качество Количество тактические приемы

 

Рис 1

 

Структура микросистемы понятий  вида спорта

 

Место деятельности имеет большое  значение в спорте оно строго ограничено, регламентировано правилами {каток, стрельбище, стадион), а в некоторых командных  видах спорта определяет функционирование того или иного игрока (вратарская площадка, средняя зона, боковая линия) Представители определенных ввдов спорта обозначены в специальных наименованиях лица {волейболист, шпажист, шахматист) Технико-тактические действия, снаряды и амуниция являются средствами (инструментами) для осуществления деятельности спортсмена (обозначены в соответствующих наименованиях обводка, аксель, захват соперника, брусья, молот, щитки, каска) Продукт деятельности спортсмена — физические и интеллектуальные качества, необходимые для достижения результата {гибкость,

 

точность, быстрота реакции), который выражается в определенных единицах измерения {метр в секунду, гол, очко)

 

В работе представлены также структуры  микросистем понятий тренерской и судейской профессиональной деятельности

 

В качестве базовых категорий спортивной сферы мы рассматриваем категорию действий и процессов, а также категорию деятеля Категория действий и процессов является основополагающей для любого профессионального вида деятельности, однако именно в спорте выполнение действия становится значимым само по себе Исследуемая категория имеет сложную разветвленную структуру, которая включает две основные подкатегории

 

1 Подкатегория действий Под  действием мы понимаем конкретное  проявление физической или мыслительной  активности, ограниченное временными  рамками В терминологии спорта  подкатегория действий выражается  глагольными наименованиями, которые  оказываются особенно высокочастотными в текстах периодических изданий и в устной профессиональной коммуникации и позволяют передать динамизм событий, происходящих на спортивной площадке. Данная подкатегория объединяет представления о различных по характеру действиях, перечислим основные из них

 

1 1 Концепт физического воздействия  спортсмена на объект (спортсмена  или предмет) Физическое воздействие  на спортсмена является неотъемлемой  составляющей контактных видов  спорта ведение борьбы подразумевает  подавление соперника, лишение  его возможности сопротивляться Данный концепт вербализуется такими терминами, как атаковать, нападать, прессинговать, ударять и др

 

Воздействие на предмет осуществляется во всех видах спорта, подразумевающих  искусное владение тем или иным предметом (снарядом / транспортным средством) метать молот, метать копье, вбрасывать шайбу, толкать ядро, вести мяч, контролировать мяч, бить по мячу, перехватить мяч, отбивать шайбу, ловить шайбу, управлять болидом, перехватить мяч

 

12 Концепт борьбы Вербализаторы  данного концепта характеризуются общим значением 'бороться' Осуществление такого действия предполагает наличие по крайней мере двух спортсменов агрессия при этом носит обоюдонаправленный характер Концепт получил в языке спорта множественную репрезентацию бороться, сражаться, боксировать, вести бой и др

 

1 3 Концепт движения Под движением  мы понимаем перемещение спортсмена  в определенной пространственной  системе координат Движение спортсмена  всегда упорядочено и имеет  направленный характер бежать, грести, плыть, прыгать с парашютом, прыгать в длину, прыгать в высоту, входить в зону, выходить из зоны, кататься (на коньках) и т д

 

1 4 Концепт противодействия Не  меньшее значение, чем умение  нападать, в спорте имеет искусство  обороняться Это ответное действие  на физическое воздействие соперника Защита - важный тактический элемент любого контактного вида спорта, без применения которого невозможно добиться положительного результата. Предназначение защиты заключается в том, чтобы уберечь спортсмена от травмирующих ударов, либо уберечь какой-либо значимый предмет от атаки противника (например, защита ворот) Данный концепт объективируется в спортивной терминологии следующими лексическими единицами защищаться), оборонять(ся)

 

1 5 Концепт содействия Схема  командной игры предполагает не только противоборство с игроками команды соперников, но и взаимодействие между игроками одной команды Команда включает определенное правилами количество игроков, каждый из которых выполняет на площадке конкретные технико-тактические действия в зависимости от амплуа В спортивной терминологии концепт выражают термины ассистировать, играть в пас, пасовать Таких терминов немного, однако они отличаются высокой частотностью употребления в сфере функционирования

 

1 6 Концепт действий, направленных  на формирование физических качеств Становление и поддержание физической формы является необходимым условием профессионального спорта Концепт вербализуется термином тренировать (ся)

 

1 7 Концепт действий, указывающих  на начало / конец состязания Каждое  соревнование проводится в определенный период времени, ограничено рамками и представляет собой время между стартом и финишем, что выражается терминами стартовать и финишировать

 

1 8 Концепт интеллектуальных действий  Интеллектуальная деятельность  представляет собой проявление умственной активности, последовательность мыслительных операций Каждый спортсмен обязан владеть тактикой ведения игры, осуществления своих действий, уметь анализировать обстановку, «просчитывать» возможное поведение соперника и сделать правильный выбор Мы нашли в терминологии лишь один пример вербализации этого концепта, причем характеризующий деятельность не спортсмена, а судьи — термин судить По-видимому, это объясняется тем, что в спортивной коммуникации основное внимание концентрируется прежде всего на выполнении физических действий

 

2 Подкатегория процессов Под  процессом в данной работе  мы понимаем проявление физической  или интеллектуальной активности, не ограниченное временными рамками  и безотносительное к конкретному  субъекту Наименования процессов, как правило, выражаются именами существительными, придающими значение предметности, статичности, и употребляются преимущественно в сфере фиксации - в текстах словарей и в учебной литературе маневрирование, вращение, завязывание, закрывание игрока, накрывание, опережение, отвлечение соперника, подкрутка, скручивание, выброс, заслон, разведка и др Отметим, что подобные термины обозначают не только процесс, но также характер либо условия его протекания забегание на мосту, закрытие назад (вперед) ('возвращение в боевую стойку после выпада, шага и выпада, скачка и выпада, «стрелы» в фехтовании') захват плеча с шеей сбоку, захват ближней руки рычагом, удар с лета, удар угловой уход с моста

 

Категорию деятеля спорта можно  представить в виде иерархической  структуры, включающей несколько уровней При этом понятия предшествующего уровня являются гиперонимами по отношению к понятиям последующего. Соответственно верхний уровень в языковом выражении составляют максимально

 

обобщенные наименования, знамения терминов каждого из нижестоящих уровней включают в себя все большее количество дифференцирующих признаков, отличающих данные наименования от остальных

 

Проведенный нами анализ наименований спортсменов позволил структурировать  категорию деятеля спорта следующим  образом

 

1 Суперординатный уровень Данный  уровень репрезентируют в терминологии  самые обобщенные наименования, указывающие на род деятельности  лица спортсмен (общее название  представителей всех видов спорта), игрок (общее название представителей  игровых видов спорта) На этом уровне возможно отграничение деятеля спорта от деятелей других профессиональных областей (производства, науки и т д )

 

2 Базовый, или срединный уровень  Это основной, наиболее значимый  уровень категоризации Вербализующие  его лексические единицы являются ядром тематической группы наименований лиц «На этом уровне восприятие и категоризация объектов осуществляется гештальтно, т е нерасчлененно мы воспринимаем объекты и оперируем их концептами неосознанно, не задумываясь об их основных характеристиках и составляющих компонентах» [Болдырев 2000 86] Сюда относятся термины, позволяющие соотнести деятеля с конкретным видом спорта Даже далекий от спорта человек с легкостью оперирует данными понятиями и без труда отличит фигуриста от хоккеиста, а баскетболиста от теннисиста

 

3 Тематический уровень Репрезентирующие  этот уровень наименования наделены  одним конкретизирующим признаком  Они необходимы для дифференциации  спортсменов внутри одного вида  спорта (лучник, саблист, шоссейник)

 

4. Субтематический уровень Данный уровень представлен в СТ наименованиями, значения которых имеют несколько (два и более) дифференцирующих признаков В структурном отношении эти термины являются словосочетаниями Например, значение термина левый крайний нападающий включает два различительных признака 1) игрок находится ближе к краю

 

площадки (в отличие от центрального нападающего), 2) игрок находится  слева (в отличие от правого нападающего).

 

На основе анализа дефиниций  спортивных терминов и представленных в них (эксплицитно или имплицитно) смыслов, а также на основе частоты употребления терминов в сфере функционирования мы выявили ключевые концепты спортивной концептосферы

 

Поскольку спорту как таковому присущи  борьба за победу, достижение наивысших  результатов, рекордов, концепты БОРЬБА, РЕЗУЛЬТАТ, ПОБЕДА и РЕКОРД аккумулируют специфику спортивной деятельности, вокруг них группируется наиболее значимая часть концептосферы спорта Так, например, содержание концепта БОРЬБА объективируется в языке посредством соответствующей лексемы борьба (как правило, в составе словосочетаний), однокорневых слов (единоборство, противоборство), а также близких по содержанию терминов (сражение, состязание, игра) и т д Составляющие концепта представлены в семантике данных наименований 'соревнование', 'контактное единоборство', 'совокупность действий', 'постоянное состояние спортсмена'

Информация о работе Особенности спортивной терминологии