Основные направления развития театра в России конца XIX - начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:40, реферат

Краткое описание

Знаменем нового театра стала драматургия Антона Павловича Чехова, не до конца раскрытая и сегодня. Премьера "Чайки" состоялась на сцене Художественного театра 17 декабря 1898 г., спустя два месяца после провала пьесы на сцене Александрийского театра в Санкт - Петербурге. Немирович Данченко понимал, что причина неудачи - в новизне и необычности этого произведения. Спектакль МХТ стал триумфом и прорывом в новый театральный век. Именно чеховская драматургия позволила Станиславскому создать собственный, ни на кого не похожий стиль, именно на пьесах Чехова он разрабатывал метод актёрской работы. Впоследствии это привело к созданию его знаменитой системы.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 3
МХАТ и его создатели К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Театр переживания ……………………………………….. 4
Система Станиславского ……………………………………………… 5
Малый театр как образец театра критического реализма ……….. 8
Театральные манифесты символистов ……………………..……… 10
Теория «соборного действа» Вячеслав Иванова ………………….. 10
Поэтический театр А.Блока .......................................................... 11
«Театр – храм» А.Белого ……………………………………………… 12
Татр модерна. …………………………………………………………... 12
Вс. Э. Мейерхольд …………………………………………………..…. 13
Евг. Б. Вахтангов ………………………………..…………………..… 17
М. А. Чехов …………………...………………………………………… 18
Александр Яковлевич Таиров .………………………………………. 19
Заключение …………………………………………………………….. 20
Список источников ……………………………………………………. 21

Файлы: 1 файл

ИР.docx

— 47.93 Кб (Скачать)

    Метод Чехова основывался на его актерском опыте. Все современники Чехова сходятся в понимании уникальности его актерского дарования. Воздействие Чехова - актера на зрителя было феноменом, который до сих пор никто не может полностью объяснить. Чехов обладал способностью заражать своим чувством зрителей.

   Чехов был одним из первых толкователей системы Станиславского. В студиях он проводил собственные изыскания в области театральной педагогики. Система росла как могучее дерево, техника же Чехова появилась как его ветвь. Пытаясь разрешить вопрос о слове и жесте, Чехов применял метод Штейнера — так называемую эвритмию — к речи и движению. Это новое искусство движения предполагает, что каждый звук заключает в себе определенный жест, который может быть воспроизведен движением человеческого тела. В звуковой эвритмии («видимая речь») речь истолкована не как система коммуникации, а как звуковой и ритмический материал, который может быть выражен языком тела. Суть его метода в освобождении творческой энергии актера.

 

Александр Яковлевич  Таиров

Александр Таиров родился 24 июня 1885 года в Полтавской губернии в семье учителя. Работу в театре актёром театра В. Ф. Комиссаржевской  в Петербурге. До 1913 года Таиров играл  в театрах Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном театре П. Гайдебурова; там же начал свою режиссёрскую деятельность, с постановок «Гамлета» и «Дяди Вани».

В 1914 году Таиров вместе с  Алисой Коонен и группой молодых  актёров создал Камерный театр, с  которым была связана вся его  дальнейшая жизнь. Спектакль «Сакунтала»  Калидасы определил его творческую платформу. Программными спектаклями Таирова были также: «Женитьба Фигаро» Бомарше; «Покрывало Пьеретты» Шницлера, и «Саломея» О.Уайльда.

Камерный театр отличался  от других театров того времени (например от «условного театра»), тем, что Таиров видел в актере основу яркого театрального искусства, в то время как в  других театрах актеры являлись всего  лишь «марионетками» режиссеров. Кроме  того, Таиров в Камерном театре создает  «неореализм», то есть в своих постановках  он говорит не жизненном реализме, а о реализме искусства. Все средства театральной выразительности –  музыка, декорации, литературные произведения, костюмы – служили актеру для  наибольшего раскрытия его мастерства. По мнению Таирова литературная драма  – это источник, но не самоценное произведение. То есть, на ее основе театр  должен был создать свое, новое, самоценное произведение искусства.

В Камерном театре была произведена  еще одна реформа, связанная с  устройством сцены. Таиров считал, что  в обычных спектаклях существовало противоречие между трехмерным телом  актера и двухмерностью декорации. А потому Камерный театр строит объемные пространственные декорации, цель которых — предоставить актеру «реальную базу для его действия». В основу декораций положен принцип геометрический, так как геометрические форсы создают бесконечный ряд всевозможных построений. Декорация театра всегда словно «изломана», она состоит из острых углов, возвышений, разнообразных лестниц — тут для актера открываются большие возможности для демонстрации ловкого владения своим телом. Художник в Камерном театре становится строителем вместо привычного живописца. Итак, спектакли Камерного театра — это «театральная жизнь, с театральной обстановкой, с театральными декорациями, с театральными актерами».

 

Заключение

Кризис театра конца XIX века привел к прорыву новых театральных идей и веяний века XX. Активно развивались теория театра, театральная педагогика, новая концепция актерского искусства. Изменился и зритель. Именно в XX веке в русском театре утвердилась профессия режиссера.

Открылись сотни новых театров. Развивались в самостоятельные организации любительские студии.

Открытия, сделанные в театре почти сотню лет назад, актуальны и в наше время. И сегодня наблюдается активный всплеск новых теорий театра, стилистик, систем и студийности, что говорит о театре, как о сложном, живом и дышащем организме, и в этом заключена его магия.

 

 

 

 

                Список источников:

    1. Хайченко Г.А., Страницы истории советского театра, М., 1983
    2. Мастерство актера в терминах и определениях К.С.Станиславского. М., 1961
    3. Белинский В.Г. О драме и театре в 2-х тт. М., 1983
    4. Зограф Н.Г. Малый театр в конце 19-20 веков. М., 1966
    5. Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. Л., 1982
    6. Завадский Ю.А. Учителя и ученики. М., 1975
    7. Бартошевич А. Федор Комиссаржевский. Чехов и Шекспир. – Московский наблюдатель, 1991, № 11
    8. http://scit.boom.ru/music/teatr/Russiu_teatr.htm
    9. http://www.krugosvet.ru
    10. http://www.dombulgakova.ru
    11. http://www.mihail-chehov.ru

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные направления развития театра в России конца XIX - начала XX века