Народный костюм (Византия) и возможности мотивов в современной одежде

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является выявление направлений стилей, сочетания цветов в одежде, рисунки на тканях византийских костюмов, которые могли бы использоваться в настоящее время и применить их в разработке эскизной коллекции современной одежды.
Каждый дизайнер в разработке своей коллекции одежды ищет новые элементы, которые вдохновили бы его для создания нового неповторимого стиля, одежды, которую с удовольствием носило бы определенное общество людей. В данной курсовой работе основой для создания подобной эскизной коллекции являются аспекты византийской одежды.

Оглавление

1.Обзор литературного и иллюстрированного материалов.
1.1Характеристика художественного стиля.
1.2Краткая характеристика костюма.
2.Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма.
3.Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма.
4.Выявление предпосылок использования мотивов исторического костюма в современной одежде.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа византия.docx

— 1.06 Мб (Скачать)

Такой же была одежда знатных  дам. Нижней одеждой служила туника, доходившая до ступней, плотно прилегающая к шее, с длинными рукавами узкими в запястье. Поверх нее одевалась вторая туника с короткими открытыми рукавами. Обе туники были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ еще был близок к античному типу. В качестве верхней одежды встречается также пенула с вырезом для головы (как у императрицы Феодоры).

Общее впечатление от византийской одежды – полная непроницаемость, наглухо  закрытые руки, грудь и плечи. Нагота стала греховной. В византийской одежде, все скрывающей, все представляющей плоским и прямолинейным, полностью  пренебрегающей телом, греко-римский  идеал одежды перешел в свою противоположность.

Выраженная в костюме  идея превосходства одних людей  над другими, может быть рассмотрена  как одна из причин строжайшей регламентации (выраженной даже в законодательной  форме)— вида, формы, цвета и даже количества одежды. Кому, что и когда  носить, и в каком количестве—  все это предмет для разрешений и запретов. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.

Для византии характерно сочетание  в одном костюме накладных  и драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье  – накладные виды одежды; лорум, мафорий, плащ – драпирующиеся виды одежды. Византийский костюм характеризуется  спокойными полукруглыми линиями, мягко  касающимися фигуры, не выявляя её. Акцентом было ассиметричное расположение фибулы (булавки, скалывающей плащ) и расходившихся от нее складок.

Появилась так называемая длинная мода, когда одежда полностью  закрывала не только тело, но и ноги. Костюм стал футляром, оболочкой очень простой по покрою. Декоративные украшения равномерно распределялись на одежде и обуви в основном по горизонтали, начиная с воротника— оплечья— и заканчивая каймой подола, придавая образу устойчивость.Они предназначались для того чтобы отвлекать вниманиеот естественных форм тела.

Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Нижние туникишились из тонкого  шелка, а вся верхняя одежда из плотного узорчатого шелка, превращавшего  его в стоячий драгоценный  футляр, упаковку, в которой свободно помещено тело. Это были шелка с  крупным рапортом, а также порча  и атлобас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчугом.

Далее будут описаны костюмы  императоров и императриц Византии, т. к. в них больше элементов и  деталей, которые могли бы использоваться в современных костюмах.

Начиная с IX века императоры начали украшать крестами как одежду, так и скипетр. Парадные костюмы одевали не только в торжественных случаях, они ходили в них всегда. Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, которые спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин – до середины груди. Очень популярны были диадемы, серьги из золота .

Одежда императрицы имеет сходство с одеждой императора, только нехватает клавуса на мантии. Вокруг шеи одето оплечье – византийский воротник из жемчуга и драгоценных камней. Спереди у ворота и на обоих плечах прикреплены бляхи, отделанными слезовидными жемчужинами, а нижний рубец мантии украшен широким золотым вышитым кантом. Длинная, узкая белая туника богато отделана золотыми цветным шелковым шитьем. Поверх столы из многоузорчатого шелка одет плащ с таблионом из парчи либо с широкой каймой. На столу также могли одеть короткое, богато украшенное покрывало, которое доходило до талии, закрывая грудь, спину и плечи. Под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками. На столе иногда просматриваются разрезы до бедер. На обрамляющих лицо волосах, украшенных жемчугом и лентами, лежит богато отделанный обод. Спереди, в середине его, выдается продолговатый четырехугольный орнамент с тремя выдвинутыми жемчужинами и с двумя остриями, расположенными по бокам. С боков короны спускаются до плеч жемчужные нити.

Нередко в костюмах императриц присутствует широкий парчовый шарф, переброшенный через плечи и  спускающийся до колен, также украшенный жемчугом и камнями. Его края белые  с пестрыми цветами украшены бахрамой.

Обувь мягкая, удобная с  ремешками (Рис. 11 а) и закрытая с  узкими носками – сочч. Домашняя – пантофли – также с узкими носами. Придворные носили мягкую яркую, пурпурную обувь с отделкой вышивкой, с золотыми бляшками и драгоценными камнями. Также в употреблении были мягкие сапоги – чем длиннее голенища у сапог, тем короче туника.

Византийский мужской  костюм. Роскошный костюм византийской знати является переходной ступенью от мягких драпированных одежд античного Рима к византийскому костюму цилиндрической формы. Блеск шёлка, цветовая гамма, сияние золотых нитей, свободно падающие складки широких одежд – все это создает большую художественную ценность костюма, нивелируя формы тела, и невольно заставляют сосредоточить внимание на символическое значение этого костюма.Основой для византийской одежды послужила римская туника-долматика: длинная прямая рубаха с рукавами, имеющими прямую пройму и сужающимися к запястью. Было несколько вариантов и названий подобной одежды как в мужском, так и в женском костюме.

Дивитисий – далматика  из самых великолепных тканей. Позже  она вошла в одежду русских  патриархов под названием саккос.

Коловий – туника-долматика  с короткими не доходящими до локтей рукавами либо без них.

Иматий – совсем простая  одежда в виде легкой туники простого покроя, без талии, с рукавами. Иматий являлся повседневным домашним платьем, однако мог быть и парадным. В  этом случае его подобающим образом  декорировали.

Скарамагий – ведет  свою историю от азиатских всадников  кочевников. Скарамагий настолько понравился византийцам, что постепенно превратился  в основной парадный костюм императорского двора.

Скараник – вид ездового кафтана.Кавадий – кафтан с длинными, застегивающимися полами, плотно прилегающий  к фигуре.Калиптра – головной убор императора – высокая шапка , покрытая дорогой парчевой тканью, украшенная жемчугами и самоцветами.

Фиал – один из самых  пышных императорских венцов, напоминавший фонтан из перьев и драгоценных камней.Стемма – корона в виде широкого золотого обруча, увенчанного крестом из драгоценных  камней в очелье. Стемма главный  предмет в парадном костюме императора.

 Характерная часть  восточного мужского костюма  штаны – вошли в византийский  костюм. Штаны – представляют  собой длинные чулки, которые  привязывались к поясу. Сверху  носили тунику с суживающимися  к запястьям рукавами. Качество  ткани и длина определяют социальное  положение владельца костюма.  Основная часть византийского  населения носила туники выше  колен. Туника знати доходила  до середины икры. Поверх дополнительно  одевали плащ из шерстяных  или полушерстяных тканей. Кроме  плаща византийцы носили и  римскую пенулу, которая имела  несколько вариантов покроя.

Костюм императора состоял  из пурпурного полудаментума, фибулы с  подвесками из драгоценных камней, золотого венца. Все это должно было производить неизгладимое впечатление  на поданных.

 На приближенных императора  одежды иные. Полу длинные туники  с пурпурными таблионами являются  знаком высокого общественного  положения владельца костюма.  Плечи и грудь обычно были украшены вышивкой

 Знаком царского достоинства  становится не только пурпурный  плащ, но и лорум – узкий  шарф из плотной парчовой ткани,  украшенный золотом и драгоценными  камнями. Свое происхождение он  берет от древнеримского шарфа  консулов, который они получали, когда назначались на консульство.  Лорум как часть торжественного  облачения византийского императора  позднее переходит в виде оплечья-бармы  в орнат – парадное одеяние  русских царей.

Активные торговые отношения  с Малой Азией, и особенно с  Персией, приводит к тому, что в  византийский быт проникает восточная  культура. Появляется совершенно новый  вариант костюма, возникшего больше под персидским влиянием, древнеримским. Появляется одежда с застежкой или  запахивающаяся с полы на полу одежда, выполненная по типу персидского  кафтана, прямая не широкая с узкими длинными рукавами и поясом.

 Сословный характер  государства требовал ясного  разграничения и во внешнем  облике поданных. Например, в Византии  запрещалось низшему сословию  носить одежду из шелковых пурпурных тканей с золотом. Только узкой группе привилегированных лиц разрешалось носить одежду из подобных тканей.

Византийский женский  костюм. Женская одежда – длинная, прямого покроя из плотных тканей, тщательно скрывала тело. Первые 2 века н.э. в Византии ещё сохраняется римско-эллинистическое влияние на культуру и костюм. Но, начиная с 4-5 в., появляются все больше одежды прямых форм, и легкая римская пала заменяется покрывалом, окутывающим всю фигуру. В этот период распространенной одеждой является одежда, выполненная по типу римской долматики. Византийская долматика отличается от римской тем, что она выполнена с диагонально обрезанным подолом и вышита драгоценными камнями. В сочетании с атласной туникой и тонкой вуалью византийская долматика была произведением высокого художественного вкуса.

Но с течением времени  изменяется и византийская долматика. В 10 в. она становится довольно узкой, длинной, с длинными сильно расширенными к низу рукавами. Носить такую одежду имели право только императоры. Полностью  скрывая фигуру, она превращает женщину  в роскошно убранный цилиндр, буквально  выполняя требования церковных традиций в одежде. Такому костюму соответствовала  и прическа из искусственных волос, подобная сложному головному убору.

Костюм женщин низшего  сословия представлял тунику с вышитым  оплечьем и каймой снизу. Бытовала одежда с короткими рукавами с вырезом  на груди. Девушкам разрешалось носить короткую верхнюю тунику.

 Замужние женщины и  вдовы должны были ходить с  покрытой головой.Традиционный костюм  византийских женщин – это  туника с поясом и покрывалом  – мофорием, – подобным римской  пенуле. Покрывало спускалось с  головы на плечи и окутывало  всю фигуру. В византийском и  русском искусстве в таком  костюме всегда изображали святых.

 Женская обувь –  это мягкие башмаки из кожи  белого, красного, желтого цветов. Обувь  аристократок была из шелка  и парчи, украшенная вышивкой  драгоценным камнями и жемчугом.

 

 

Приложение 1.1

Рис.1

 

Рис 2.

Фрагменты шелковых полотен  Византии:

А) Бык напротив быка, пальметта (узорчатое полотно) образца Xв. Шёлк(32,7х20см) Сокровищница св. Стефана, Маастрикт;

Б) пара птиц и гриффинов в кругах.фрагмент савана святого, соборная сокровищница, Сен Сена;

В) шелковая Ткань из Гробницы Карла Великого (Шарлеманя), Аахен. Шелк, вероятно, поместили в гробницу, когда её открывали в 1000г., высота 136см, полная ширина 62,5см. Берлин.

(А)

 

 

(Б)

 

(В)

 
2.Анализ композиционно- конструктивного построения исторического костюма.

 

 Таблица 1.  Анализ элементов композиции византийского костюма.

Элементы композиции

Описание, изображения

Схематическое изображение  изделия, название, назначение

 

 

 

 

Нижняя туника – надевается на голое тело

 

 

 

 

 

 

Туника (стола) – одевается  поверх нижней туники

 

 

Мантия – покрывает  обе туники

 

 

 

 

Покрывало – закрывает  грудь, спину и плечи

Шарф – перебрасывается  через плечи и спускается до колен


Туника одевается на голое  тело, плотно прилегает к шее; длинна – до пола, рукава длинные, зауженные  в запястье.

Туника (стола) – выглядит как длинная рубашка, расширенная  к низу, с XII века укорочена до колен. Рукава – длинные, расширенные к запястью.

Мантия – одевается  на тунику; длинна – до пола, в более  поздние века – до колен. Застегивается  на правом плече.

Вместо мантии могли использовать покрывало – одевается на плечи, прикрывает грудь и спину до талии.

Шарф (лорум) - один конец опускали спереди (по середине) и на уровне груди, отвернут его под углом, перекидывали его через плечо, на спину. На спине из лорума делали петлю, через неё продевали оставшийся свободный конец, пропускали его наперед и располагали по левой руке. Является драпированным видом одежды.

материал

фактура

Гладкая, жесткая

орнаментация

четкая крупная, символика

цвет основного материала

излюбленное сочетание: красная  стола, голубая мантия

цвет отделки

золотой, затемненный красный

Информация о работе Народный костюм (Византия) и возможности мотивов в современной одежде