Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление направлений стилей, сочетания цветов в одежде, рисунки на тканях византийских костюмов, которые могли бы использоваться в настоящее время и применить их в разработке эскизной коллекции современной одежды.
Каждый дизайнер в разработке своей коллекции одежды ищет новые элементы, которые вдохновили бы его для создания нового неповторимого стиля, одежды, которую с удовольствием носило бы определенное общество людей. В данной курсовой работе основой для создания подобной эскизной коллекции являются аспекты византийской одежды.
1.Обзор литературного и иллюстрированного материалов.
1.1Характеристика художественного стиля.
1.2Краткая характеристика костюма.
2.Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма.
3.Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма.
4.Выявление предпосылок использования мотивов исторического костюма в современной одежде.
Заключение.
Список литературы.
Такой же была одежда знатных дам. Нижней одеждой служила туника, доходившая до ступней, плотно прилегающая к шее, с длинными рукавами узкими в запястье. Поверх нее одевалась вторая туника с короткими открытыми рукавами. Обе туники были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ еще был близок к античному типу. В качестве верхней одежды встречается также пенула с вырезом для головы (как у императрицы Феодоры).
Общее впечатление от византийской одежды – полная непроницаемость, наглухо закрытые руки, грудь и плечи. Нагота стала греховной. В византийской одежде, все скрывающей, все представляющей плоским и прямолинейным, полностью пренебрегающей телом, греко-римский идеал одежды перешел в свою противоположность.
Выраженная в костюме идея превосходства одних людей над другими, может быть рассмотрена как одна из причин строжайшей регламентации (выраженной даже в законодательной форме)— вида, формы, цвета и даже количества одежды. Кому, что и когда носить, и в каком количестве— все это предмет для разрешений и запретов. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.
Для византии характерно сочетание в одном костюме накладных и драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье – накладные виды одежды; лорум, мафорий, плащ – драпирующиеся виды одежды. Византийский костюм характеризуется спокойными полукруглыми линиями, мягко касающимися фигуры, не выявляя её. Акцентом было ассиметричное расположение фибулы (булавки, скалывающей плащ) и расходившихся от нее складок.
Появилась так называемая длинная мода, когда одежда полностью закрывала не только тело, но и ноги. Костюм стал футляром, оболочкой очень простой по покрою. Декоративные украшения равномерно распределялись на одежде и обуви в основном по горизонтали, начиная с воротника— оплечья— и заканчивая каймой подола, придавая образу устойчивость.Они предназначались для того чтобы отвлекать вниманиеот естественных форм тела.
Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Нижние туникишились из тонкого шелка, а вся верхняя одежда из плотного узорчатого шелка, превращавшего его в стоячий драгоценный футляр, упаковку, в которой свободно помещено тело. Это были шелка с крупным рапортом, а также порча и атлобас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчугом.
Далее будут описаны костюмы императоров и императриц Византии, т. к. в них больше элементов и деталей, которые могли бы использоваться в современных костюмах.
Начиная с IX века императоры начали украшать крестами как одежду, так и скипетр. Парадные костюмы одевали не только в торжественных случаях, они ходили в них всегда. Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, которые спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин – до середины груди. Очень популярны были диадемы, серьги из золота .
Одежда императрицы имеет сходство с одеждой императора, только нехватает клавуса на мантии. Вокруг шеи одето оплечье – византийский воротник из жемчуга и драгоценных камней. Спереди у ворота и на обоих плечах прикреплены бляхи, отделанными слезовидными жемчужинами, а нижний рубец мантии украшен широким золотым вышитым кантом. Длинная, узкая белая туника богато отделана золотыми цветным шелковым шитьем. Поверх столы из многоузорчатого шелка одет плащ с таблионом из парчи либо с широкой каймой. На столу также могли одеть короткое, богато украшенное покрывало, которое доходило до талии, закрывая грудь, спину и плечи. Под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками. На столе иногда просматриваются разрезы до бедер. На обрамляющих лицо волосах, украшенных жемчугом и лентами, лежит богато отделанный обод. Спереди, в середине его, выдается продолговатый четырехугольный орнамент с тремя выдвинутыми жемчужинами и с двумя остриями, расположенными по бокам. С боков короны спускаются до плеч жемчужные нити.
Нередко в костюмах императриц присутствует широкий парчовый шарф, переброшенный через плечи и спускающийся до колен, также украшенный жемчугом и камнями. Его края белые с пестрыми цветами украшены бахрамой.
Обувь мягкая, удобная с ремешками (Рис. 11 а) и закрытая с узкими носками – сочч. Домашняя – пантофли – также с узкими носами. Придворные носили мягкую яркую, пурпурную обувь с отделкой вышивкой, с золотыми бляшками и драгоценными камнями. Также в употреблении были мягкие сапоги – чем длиннее голенища у сапог, тем короче туника.
Византийский мужской костюм. Роскошный костюм византийской знати является переходной ступенью от мягких драпированных одежд античного Рима к византийскому костюму цилиндрической формы. Блеск шёлка, цветовая гамма, сияние золотых нитей, свободно падающие складки широких одежд – все это создает большую художественную ценность костюма, нивелируя формы тела, и невольно заставляют сосредоточить внимание на символическое значение этого костюма.Основой для византийской одежды послужила римская туника-долматика: длинная прямая рубаха с рукавами, имеющими прямую пройму и сужающимися к запястью. Было несколько вариантов и названий подобной одежды как в мужском, так и в женском костюме.
Дивитисий – далматика из самых великолепных тканей. Позже она вошла в одежду русских патриархов под названием саккос.
Коловий – туника-долматика с короткими не доходящими до локтей рукавами либо без них.
Иматий – совсем простая одежда в виде легкой туники простого покроя, без талии, с рукавами. Иматий являлся повседневным домашним платьем, однако мог быть и парадным. В этом случае его подобающим образом декорировали.
Скарамагий – ведет свою историю от азиатских всадников кочевников. Скарамагий настолько понравился византийцам, что постепенно превратился в основной парадный костюм императорского двора.
Скараник – вид ездового кафтана.Кавадий – кафтан с длинными, застегивающимися полами, плотно прилегающий к фигуре.Калиптра – головной убор императора – высокая шапка , покрытая дорогой парчевой тканью, украшенная жемчугами и самоцветами.
Фиал – один из самых пышных императорских венцов, напоминавший фонтан из перьев и драгоценных камней.Стемма – корона в виде широкого золотого обруча, увенчанного крестом из драгоценных камней в очелье. Стемма главный предмет в парадном костюме императора.
Характерная часть
восточного мужского костюма
штаны – вошли в византийский
костюм. Штаны – представляют
собой длинные чулки, которые
привязывались к поясу. Сверху
носили тунику с суживающимися
к запястьям рукавами. Качество
ткани и длина определяют
Костюм императора состоял из пурпурного полудаментума, фибулы с подвесками из драгоценных камней, золотого венца. Все это должно было производить неизгладимое впечатление на поданных.
На приближенных императора
одежды иные. Полу длинные туники
с пурпурными таблионами
Знаком царского достоинства
становится не только
Активные торговые отношения с Малой Азией, и особенно с Персией, приводит к тому, что в византийский быт проникает восточная культура. Появляется совершенно новый вариант костюма, возникшего больше под персидским влиянием, древнеримским. Появляется одежда с застежкой или запахивающаяся с полы на полу одежда, выполненная по типу персидского кафтана, прямая не широкая с узкими длинными рукавами и поясом.
Сословный характер государства требовал ясного разграничения и во внешнем облике поданных. Например, в Византии запрещалось низшему сословию носить одежду из шелковых пурпурных тканей с золотом. Только узкой группе привилегированных лиц разрешалось носить одежду из подобных тканей.
Византийский женский костюм. Женская одежда – длинная, прямого покроя из плотных тканей, тщательно скрывала тело. Первые 2 века н.э. в Византии ещё сохраняется римско-эллинистическое влияние на культуру и костюм. Но, начиная с 4-5 в., появляются все больше одежды прямых форм, и легкая римская пала заменяется покрывалом, окутывающим всю фигуру. В этот период распространенной одеждой является одежда, выполненная по типу римской долматики. Византийская долматика отличается от римской тем, что она выполнена с диагонально обрезанным подолом и вышита драгоценными камнями. В сочетании с атласной туникой и тонкой вуалью византийская долматика была произведением высокого художественного вкуса.
Но с течением времени изменяется и византийская долматика. В 10 в. она становится довольно узкой, длинной, с длинными сильно расширенными к низу рукавами. Носить такую одежду имели право только императоры. Полностью скрывая фигуру, она превращает женщину в роскошно убранный цилиндр, буквально выполняя требования церковных традиций в одежде. Такому костюму соответствовала и прическа из искусственных волос, подобная сложному головному убору.
Костюм женщин низшего сословия представлял тунику с вышитым оплечьем и каймой снизу. Бытовала одежда с короткими рукавами с вырезом на груди. Девушкам разрешалось носить короткую верхнюю тунику.
Замужние женщины и
вдовы должны были ходить с
покрытой головой.Традиционный
Женская обувь –
это мягкие башмаки из кожи
белого, красного, желтого цветов. Обувь
аристократок была из шелка
и парчи, украшенная вышивкой
драгоценным камнями и
Приложение 1.1
Рис.1
Рис 2.
Фрагменты шелковых полотен Византии:
А) Бык напротив быка, пальметта (узорчатое полотно) образца Xв. Шёлк(32,7х20см) Сокровищница св. Стефана, Маастрикт;
Б) пара птиц и гриффинов в кругах.фрагмент савана святого, соборная сокровищница, Сен Сена;
В) шелковая Ткань из Гробницы Карла Великого (Шарлеманя), Аахен. Шелк, вероятно, поместили в гробницу, когда её открывали в 1000г., высота 136см, полная ширина 62,5см. Берлин.
(А)
(Б)
(В)
Таблица 1. Анализ элементов композиции византийского костюма.
Элементы композиции |
Описание, изображения | ||||||||
Схематическое изображение изделия, название, назначение
|
Туника одевается на голое тело, плотно прилегает к шее; длинна – до пола, рукава длинные, зауженные в запястье. Туника (стола) – выглядит как длинная рубашка, расширенная к низу, с XII века укорочена до колен. Рукава – длинные, расширенные к запястью. Мантия – одевается на тунику; длинна – до пола, в более поздние века – до колен. Застегивается на правом плече. Вместо мантии могли использовать покрывало – одевается на плечи, прикрывает грудь и спину до талии. Шарф (лорум) - один конец опускали спереди (по середине) и на уровне груди, отвернут его под углом, перекидывали его через плечо, на спину. На спине из лорума делали петлю, через неё продевали оставшийся свободный конец, пропускали его наперед и располагали по левой руке. Является драпированным видом одежды. | ||||||||
материал |
фактура |
Гладкая, жесткая | |||||||
орнаментация |
четкая крупная, символика | ||||||||
цвет основного материала |
излюбленное сочетание: красная стола, голубая мантия | ||||||||
цвет отделки |
золотой, затемненный красный |
Информация о работе Народный костюм (Византия) и возможности мотивов в современной одежде