Народный костюм (Византия) и возможности мотивов в современной одежде

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является выявление направлений стилей, сочетания цветов в одежде, рисунки на тканях византийских костюмов, которые могли бы использоваться в настоящее время и применить их в разработке эскизной коллекции современной одежды.
Каждый дизайнер в разработке своей коллекции одежды ищет новые элементы, которые вдохновили бы его для создания нового неповторимого стиля, одежды, которую с удовольствием носило бы определенное общество людей. В данной курсовой работе основой для создания подобной эскизной коллекции являются аспекты византийской одежды.

Оглавление

1.Обзор литературного и иллюстрированного материалов.
1.1Характеристика художественного стиля.
1.2Краткая характеристика костюма.
2.Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма.
3.Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма.
4.Выявление предпосылок использования мотивов исторического костюма в современной одежде.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа византия.docx

— 1.06 Мб (Скачать)

Московский \\

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

1.Обзор литературного и иллюстрированного материалов.

1.1Характеристика художественного  стиля.

1.2Краткая характеристика  костюма.

2.Анализ композиционно-конструктивного  построения исторического костюма.

3.Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма.

4.Выявление предпосылок использования мотивов исторического костюма в современной одежде.

Заключение.

Список литературы.

Графическая часть.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

костюм византийский мода

Данная курсовая работа дает возможность подробно рассматривать элементы художественной культуры, первоначально рабовладельческой, затем феодальной, сложной по своему этническому составу, так же ознакомится и изучить развитие костюма, моды и формы одежды, которую носили люди в Византии, в период её существования.

Целью моей  курсовой работы является выявление направлений стилей, сочетания цветов в одежде, рисунки на тканях византийских костюмов, которые могли бы использоваться в настоящее время и применить их в разработке эскизной коллекции современной одежды.

Каждый дизайнер в разработке своей коллекции одежды ищет новые  элементы, которые вдохновили бы его  для создания нового неповторимого  стиля, одежды, которую с удовольствием  носило бы определенное общество людей. В данной курсовой работе основой  для создания подобной эскизной коллекции  являются аспекты византийской одежды.

Для того чтобы достичь  поставленной цели необходимо провести анализ конструктивно-композиционного  построения византийского костюма  и выбрать наиболее характерные  варианты, на основе которых можно  выполнить условные макеты женского и мужского византийского костюма. Так же необходимо разработать эскизную коллекцию современной одежды с  выбранными вариантами мотивов и  элементов византийской одежды.

 

  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОГО И ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛОВ.
    1. Характеристика художественного стиля.

 

Своеобразие византийской культуры заключалась в том, что она  соединяла традиции поздней античной культуры с очень сильным восточным  влияниям и христианским мировоззрением. Это и явилось основой византийского  стиля. В Византийской империи зародилась новое своеобразная культура, впитавшая  в себя эллинистическую, восточную  и христианскую культуры. С принятием  и распространением христианства в  Византии формируется более сложная  система отношения человека и  Вселенной, чем во времена язычества. С распространением Христианства Вселенная  воспринималась византийцами как единая система мироздания, в которой  земля, всегда обращенная к небу, занимала особое место. Возникает сложная  система символов объединяющих видимый  мир с невидимым духовным божественным миром. И архитектура, и строительство  храмов, и прикладное искусство –  всё основано на сложной системе  символов. Любая деталь костюма, всякий камень, украшавший его, имели символический  смысл. Этот смысл, прежде всего, относился  к цвету. Например, голубой – цвет неба, зеленый – символ надежды  цветения земли, золотой – символ божественной энергии Святого Духа, чистоты.

 Положение людей в  системе христианского мироздания  было обусловлено учением о  греховности человеческой природы.  В эпоху византийского искусства  создается новый идеал красоты:  прекрасным может быть только  лицо, ибо человеческая душа, духовное  начало смотрит на мир глазами,  которые познают добро и зло.  Однако новое учение не изменило  природу людей, их естественных  потребностей и желаний. Стремление  к красоте не только не пропало,  а расцвело с какой-то особенной  силой. Люди, отрицавшие ценности  видимого мира, были создателями  тонкой красоты, ослепительной  роскоши, с которыми немногое  можно сравнить в мировом искусстве.  Идеал красоты для византийцев  – это человек в прекрасных  одеждах, скрывающих тело. Чем  наряднее, параднее, официознее костюм, тем больше он использует предметов  одежды, скрывающей своей многослойностью  естественные формы и пропорции  тела. Костюм оставлял открытыми  только кончики башмаков кисти  рук и лицо. Длинные одежды из негнущихся тканей, исключающие даже опоясанье, почти стерли разницу между мужской и женской одеждами, говоря об устремлении византийцев к неким ангельским внеполым одеяниям.

Византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного. Чувственная природа человека объявлялась  греховной.Никогда в историихристианствани  одной художнической школе неудавалось  в столь полной мере ввести в свои работы духовноеначало. Византийские теологинастаивали на том, чтобы  религиозные художники и мозаисты ставили своей целью отображение  образа Бога. Ведущими видами искусства  этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, расцвело искусство книжной  миниатюры, производство тканей, вышивка. В архитектуре новый стиль  проявился в строительстве христианских храмов.Сохранившиеся мозаики византийских церквей, иконопись являются основными источниками, отражающими всебе эстетический идеал икостюм человека той эпохи. Статуарная скульптура перестала развиваться, но зато появился новый вид живописи – писание икон по канонам.

Произведения монументальной живописи, главным образом мозаики, содержали сообщения, адресованные всем жителям, пришедшим в храм, народу.Сообщения  можно разбить на два предложения: «Император велик и могуч, никто не может сравниться с ним». Средства опознавания и фигуры императора и текста-сообщения о его величии— одно и то же— костюм вовсех подробностях и блеске. «Бойся→ восхищайся→ радуйся→ молись народ…»

Византийские мозаики  славились во всем христианском мире, а византийские мастера работали во многих странах, в том числе  и на Руси. В венецианском соборе Св. Маркасозданном по образцу построенной  Константином церкви Св. Апостолов,и соборе Topчелло имеются византийские мозаики.

Таблетки из слоновой кости  использовались в основном в качестве подарков послам и другим важным персонам, и являлись своего рода «сообщением во внешний мир» .

С принятием и распространением Христианства в Византии формируется  очень сложная система отношения  человека к Вселенной. Вселенная  воспринималась византийцами как единая система мироздания, в которой  Земля, всегда обращенная к небу, занимала особое место. Именно на Землю снизошел Бог Сын— Христос. На этой почве возникла сложная система символов, объединяющая видимый мир с невидимым божественным. Это были узоры с реальными и фантастическими животные (львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в обрамлении из растительного орнамента.(Приложение 1.1 рис 1.)

И архитектура, и мозаики  на стенах храмов, и парадные костюмы  царей и придворных— всё было основано на сложной системе символов, получивших неповторимое художественное воплощение в византийском искусстве. В отличие от изображения или  знака, символ наделен смыслом. Этот смысл, прежде всего, относился к  цвету: голубой— символ неба, зеленый— символ надежды, цветения, золотой— символ божественной энергии, Святого Духа, чистоты. Золото было предметом первой необходимости в этом особом языке цветовых символов и в парадных одеяния византийских Императоров и его приближенных.

В отличие от греков и  римлян византийцы ценили сложные сумрачные  цвета, придававшие облику таинственность. Однако в придворном костюме использовались и яркие тона, такие как пурпур, охра и др. В Византии с середины VI в. Знали тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя стало в Византии

государственной монополией. Шелковые материи ткались с систематично повторяющимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабскими и орнаментальными изображениями растительности (Рис 1). Сначала при выделке этих тканей придерживались новоперсидских и арабских образцов, со временем появились характерные оригинальные орнаменты, повторяющиеся и на позднейших византийских изделиях. Ниже приведены фрагменты сохранившихся шелковых полотен (Приложение 1. рис. 2). Благодаря непосредственной близости Востока, самые изысканные произведения ткацкого и красильного искусства, ценившиеся на Западе, в Византии можно было приобретать за небольшие деньги. Затем в VI веке культура шелковичных червей была перенесена в Грецию, шелковые ткани стали доступны почти всем слоям общества и перестали удовлетворять страсть византийцев к роскоши. Чтобы придать материи больше блеска затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем, вышивали металлическими нитями, драгоценными камнями. А христиане стали украшать свою одежду целыми картинами.

Византийский костюм знати  отличался необычной роскошью и  пышностью в убранстве, присущей Востоку. Цвета тканей очень разнообразные, яркие тона и оттенки. Высоко ценился  пурпур разных оттенков, который считался императорским цветом. Император  Константин 7 Богрянородный в своем придворном уставе описал костюмы василевса (греч.басилиус – титул императора) и придворных 13 степеней. В парадных костюмах ярко проявлялись представления византийцев об устройстве мира, пронизанного символами и подчиненного строгой иерархии. Особое значение имел цвет. Окрашенный в пурпурные оттенки шелк считался привилегией царской семьи и высших сановников. Такие шелка ткались в государственных мастерских – гинекеях – и все производство от изготовления до окраски было строго засекречено. Пурпурную ткань получали путем сложной двойной окраски в жидкости, выделяемой редкими морскими малюсками. Подлинный пурпур – это не ровный цвет, а такая окраска ткани, когда она приобретает блеск, а главное, тени в складках красного пурпура отливают, синим, а тени в складках синего и фиолетового пурпура имеют багровые отсветы. Пурпурные ткани были самых разнообразных оттенков – от розового до фиолетового (аметистового). Именно трагический аметистовый пурпур стал излюбленным цветом в христианском Константинополе, в отличие от радостно- триумфально красного, предпочитаемого в античном Риме. У византийцев соединение синего и красного в пурпуре получило символическое религиозное толкование. Синий цвет, как самый не материальный и мистический, олицетворял непостижимые тайны, божественную силу, небесную высоту. Право ставить подпись синими чернилами имели лишь высшие титулованные особы. Красный – это цвет крови Христа, Его страданий во имя любви к людям. Василевс восседал на троне, обитым пурпуром, на пурпурной же подушке, носил пурпурные сапоги. Он один мог подписываться пурпурными чернилами.

Для узоров использовали соединения таких цветов как жёлтый, коричневый, белый, черный. Ткани с большими узорами имели большой спрос. Использовались также серые и кремовые цвета. В орнаментации тканей использовали изображения животных (львов, слонов, быков), птиц (орлов, уток, павлинов) и фантастичных существ (грифонов, пегасов, фениксов), вписанных в углы многоугольников и ромбов. Эти изображения соединялись в цельный узор промежуточными розетками или завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом к лицу. Размер рисунка на ткани не редко достигала 30-40 см в диаметре. Позже появляются узоры религиозного содержания: кресты, монограмма Христа, изображение ангелов, святых, Богоматери, сцены из святого писания, а также условные фигуры бубновых, червовых и трефовых карт. Одежда священнослужителей кроилась в форме креста и украшалась крестообразным орнаментом, например, саккос митрополита, сшитый из сатина, дамаска, тафты, шелка, и украшенного серебряным и золотым шитьем.

 

 

    1. Краткая характеристика костюма.

 

Византийский костюм сформировался  на основе позднеримского исторического  костюма. От античного костюма он отличался принципиально другим отношением людей этой эпохи к  одежде. Тесно связанный с господством  христианской идеологии византийский костюм должен был прятать природные  формы «грешного» тела. Драпированная  одежда, которая охватывала тело мягкими, скульптурными складками сменилась  свисающей, не приталенной, глухой одеждой, под которой фигуры совсем не чувствовалось. Появился новый, так называемый, футлярный  тип одежды. Эта одежда придавала  осанке статичность и монументальность, черты присущие в целом византийскому  искусству. В византийской одежде не допускалось никакого обнажения  тела. Вся фигура прикрывалась тканью с головы до ног, и даже руки прикрывались до самой кисти. В костюмах феодальной знати одежда всё более удлинялась, спускаясь до ступней.

 Таким образом, тенденции  формирования бедующего средневекового  костюма, которые обнаруживаются  уже в позднем римском костюме,  в византийском костюме полностью  и окончательно определяются. Отличия  византийского костюма от позднеримского  костюма связаны только лишь  со сменой техники производства  тканей и с использованием  для одежды новых текстильных  материалов.Что касается формы  и покроя одежды, то оба пола  хранили верность антично–римской  одежде.

 Основные компоненты  византийского костюма: длинная  рубаха-юбка с рукавами (туника  или хитон); плащ (римский сагун или лацерна – верхнее дорожное платье с капюшоном).Плащ византийцев обычно более богатый, чем у римлян, часто с 4-х угольной вставки на груди, являющейся знаком высокого положения. Такие плащи носили знатные византийцы, император Юстиниан, его придворные, а также императоры более позднего времени. Наряду с плащом – повседневной одеждой придворных, - встречаются изображения другого плаща, который по приданию носил только Христос, апостолы и некоторые святые. Он имел форму гиматия древних греков, или точнее, ту идеальную форму, которая сохраняет христианские образы в современном искусстве. Античные формы одежды дополняются сугубо восточными мотивами: богатая отделка, разнообразие окраски, блеск ткани.

Византия с жадностью  принимала восточные шелковые ткани, которые вдобавок расшивались узором и орнаментом. Богатая отделка (чрезмерно богатая) из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом покрывала всю поверхность одежды и усиливала влияние прямолинейности и жесткости.

Информация о работе Народный костюм (Византия) и возможности мотивов в современной одежде