Методики постижения мировой художественной культуры в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:15, реферат

Краткое описание

Урок — главная форма организации обучения и воспитания в школе и, естественно, главная форма преподавания МХК.
Стало быть, урок мировой художественной культуры должен подчиняться всем закономерностям процесса обучения и воспитания. Урок — логическая единица темы, раздела, всего курса.

Файлы: 1 файл

Методики постижения мировой художественной культуры в школе.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Разумеется, каждое из названных и подобных им драматургических произведений создали в совместном творчестве выдающиеся таланты. Но интуиция художника всегда основана на законах искусства. В приведенных примерах — и на законах искусства драматургии. Использовать их в методике преподавания мировой художественной культуры в школе — путь реальный и, как показала практика многолетней опытной проверки, эффективный.

Мы рассмотрели ряд позиций, которые позволяют говорить об общности воспитательных задач и возможности  их решения в условиях школьного  урока по искусству — произведения педагогического и спектакля — произведения драматургического. Но между драматургическим произведением и школьным уроком существуют и различия, на первый взгляд весьма важные. В драме идея произведения, его тема, то, что входит в понятие содержания, раскрываются через элементы формы: сюжет, композицию и ряд других специфических для драмы формообразующих элементов. При этом особая роль отводится сюжету, потому что именно через сюжет создаются конфликтные ситуации и проявляются конфликты, определяются их причинно-следственные связи.

Можно говорить и о «сюжете урока». Например, урок в теме «Романтизм в зарубежной литературе», посвященный роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В отличие от инсценировки романа, т. е. специальной адаптации его для театра, которая проводится на основе сюжетных линий романа, урок включает и биографические сведения о Гюго, и историю создания романа, и элементы искусствознания — все то, что важно знать ученику для того, чтобы ему открылись идейные, нравственные, эстетические проблемы, поднятые писателем. Наконец, само произведение искусства — основная часть всех уроков в курсе МХК — включается не целиком, а фрагментарно (то же происходит и в случае, если тема урока — большое музыкальное произведение). Урок будет представлять собой организованное учителем путешествие девятиклассников вместе с героями по страницам романа Гюго. Кратко сюжет урока сформулирован уже в названии темы: «Романтизм в зарубежной литературе. Роман В. Гюго „Собор Парижской Богоматери“». Но это не художественный сюжет. В основе сюжета урока по искусству — документальность, публицистическая направленность. Разрабатывая урок, учитель будет отбирать и «монтировать» в единый смысловой ряд свое обращение к учащимся, различные документальные материалы, произведения искусства и фрагменты из них. На уроке идет свой, специфический процесс осваивания произведений искусства.

Для того чтобы урок представлял  собой единое целое, чтобы эти, казалось бы, разрозненные части составили гармоническое единство, способное воздействовать на чувства и пробудить мысль ученика, чрезвычайно важно его драматургически выстроить, разработать его композицию и на основе композиции разработать «сценарий» урока.

В отличие от драматургического произведения не сюжет, а композиция урока является главным организатором художественно-документального материала. Функции композиции в разработке сценария урока становятся определяющими. Но, разрабатывая сценарий урока, мы должны иметь в виду еще одно весьма важное отличие школьного урока по искусству от драматургического произведения. Суть его в следующем.

На театральной сцене проблемы жизни, конфликтные ситуации разрешают  действующие лица, актеры. Зритель  лишь следит за столкновением позиций, мировоззрений и определяет к ним свое отношение «про себя», в процессе сопереживания. На занятиях в школе ученик — активный участник действия, но одновременно и зритель, и слушатель. Ученики, сидящие в классе, вместе с героями произведения ищут ответы, решают жизненные проблемы, которые ставят перед ними произведение искусства и учитель — организатор общения учеников с данным произведением. Создавая на уроке проблемные ситуации и включая учеников в поиски их решений, учитель лишь предположительно может предсказать возможные ответы учеников. Эти возможные ответы он имеет в виду, когда разрабатывает сценарий урока. Но вполне вероятен отход от намеченного учителем пути. Ответы учеников, возникшая дискуссия (что очень желательно) потребуют от учителя быстрой перестройки этапов урока, введение каких-то дополнительных материалов, импровизации. Если будет ясна цель урока, его основная задача, учитель приведет к ней учащихся. Должен привести.

Подведем некоторый итог сказанному. Цель курса МХК — использование силы воздействия различных искусств для формирования личности школьника, его идейных и нравственных убеждений — может быть достигнута лишь при условии создания особой методики преподавания этого предмета, опирающейся на законы дидактики, законы искусства и закономерности формирования личности. Одним из ведущих методов преподавания курса в школе должен стать метод художественно-педагогической драматургии. Он предполагает разработанную на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии систему целенаправленных действий учителя, организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих целостное восприятие произведения, использование силы его эмоционального воздействия для развития духовного мира школьника, а также получения знаний, необходимых для восприятия различных видов искусства.

Задача любого произведения искусства — в том, чтобы апеллировать не только к чувству, не только к мысли, но и к воображению зрителя, слушателя, читателя. «Способность к воображению — основа творчества каждого художника, вне которой творческий процесс состояться не может. Всмотримся внимательно в само слово:

„во-ображ-ение“. Ведь это и есть способность творить образы, мыслить  образами, способность переводить в  художественный образ свое внутреннее видение, свою мысль, мечту, впечатление от реального события».

Но для того чтобы воспринимать искусство, также необходимо обладать воображением. Человек с неразвитым воображением способен воспринять лишь голую рациональную мысль произведения, но он останется равнодушным к ней. Такой же результат ожидает учителя МХК, если на уроке ему не удастся разбудить воображение ученика, воспитать в нем способность к образному видению мира. Воображение учащихся можно и нужно развивать и тренировать. Задача каждого урока МХК — разбудить воображение ученика, направить его в неожиданном для школьника, непривычном и недоступном ему ранее направлении, раскрыть перед учеником явление, факт в незнакомых ему ранее связях, в том числе и в связи с проблемами его собственной жизни. Только тогда урок искусства имеет смысл, только тогда он сможет выполнить свою особую, ничем не заменимую воспитательную функцию в школе.Выполнение этой задачи — одна из сторон организации урока на основе метода художественно-педагогической драматургии.

Что необходимо знать учителю мировой художественной культуры для того, чтобы разработать и провести урок? Очевидно, что учитель должен ясно представлять себе цель и задачи курса; знать содержание курса, каждой его части, раздела, темы; владеть материалом данного урока.

Очевидно также, что, приступая  к разработке урока, учителю необходимо прежде всего определить его задачи. В курсе МХК определить задачи урока — это значит вычленить те главные идейные, нравственные и эстетические проблемы, на постижение которых учитель будет стремиться направлять воображение ученика, его чувства и мысли. Определить задачи урока — это значит понять то, ради чего он необходим, то, что должен унести с собой ученик, уйдя из класса, какого воздействия на ученика учитель желает добиться, какие чувства и мысли хочет разбудить в нем, чтобы они, в свою очередь, «прорастали», питали «последействие».

Приступая к следующему этапу разработки урока, учитель стоит перед необходимостью решения того,какой материал отобрать и как его организовать, чтобы выполнить задачи урока наиболее полно. Как, какими средствами ввести ученика в мир произведения искусства, которое находится в центре внимания на уроке? Как это произведение должно зазвучать в сознании школьника, как оно свяжется с его жизненными проблемами? Учителю МХК, организующему общение ученика с произведением искусства, процесс сопереживания тому, ради чего автор создавал свое творение, необходимо найти средства для создания на уроке особой атмосферы, которую требует именно это художественное произведение. Таким образом, в процессе создания урока мировой художественной культуры важнейшим компонентом творчества учителя являются отбор и монтаж материала, его композиционное решение. Цель урока, его главные воспитательные и образовательные задачи — идейный стержень, на основе которого объединяются, монтируются части урока. Нельзя установить какие-либо общеобязательные каноны композиционных решений. Каждый урок строится в соответствии с конкретными его задачами, содержанием, творческим почерком учителя.

Есть общие правила разработки композиции. Прежде всего, она должна быть ясной и четкой. С. М. Эйзенштейн утверждал, что «композиция отнюдь не мелочь, а внутри художественного произведения одна из отраслей заботы о человеке — заботы о ясности, четкости и полноте его восприятия при максимальной экономии затрат на восприятие...». Нельзя построить урок, не сформулировав его цели, задачи. Замысел композиции урока, реализованный в последовательном, точном развитии проблем, переходящих из одной в другую, — это и есть то, за чем на уроке будет следить ученик, что будет волновать его воображение, чувства, мысль. В драматургии эта особенность композиции называется «сквозным действием». «Сквозное действие есть сценическое выражение той мысли, ради которой поставлен спектакль». Примем это название для определения стержня композиции урока.

Искусство передает жизнь в движении. Закон искусства требует передать это движение, развитие как процесс, имеющий свои истоки, кульминацию  и завершение. Определив то главное, что должен понять и с чем должен уйти ученик из класса, учитель выявляет композиционный центр урока, или его кульминацию. В. И. Суриков, имея в виду композиционное решение в живописи, говорил, что автору важно прежде всего нащупать «узел композиции», «узел идеи». Тогда рано или поздно завяжутся основные ее линии.

Теперь будем прокладывать путь, который эмоционально и логически, на основе жизненной правды приведет учеников к кульминации урока.

Очень важно верно определить начало урока, его экспозицию. Экспонировать что-либо — значит показать начало, исходные моменты, причины явления. Экспозиция — это та ситуация, из которой впоследствии на уроке «вырастет» проблема, а ее разрешение приведет к кульминации. В театре афиша к спектаклю, соответственно оформленная программка с перечнем действующих лиц, занавес, его освещение, увертюра или музыкальное вступление есть уже экспонирующие элементы. Они особым образом настраивают зрителей на восприятие того, что потом им предстоит увидеть на сцене. Подобная экспозиция разрабатывается и для урока по мировой художественной культуре.

...Ученики входят в класс.  Садятся за парты. Со звонком,  оповещающим о начале урока,  отодвигаются шторки на классной  доске. На ней — четкая запись: название темы урока; литературный эпиграф, содержащий концентрированное, образное выражение главной идеи урока. Несколько секунд паузы: запись прочтена большинством учащихся. Включается музыка. Это может быть музыкальный эпиграф к уроку, увертюра или вступление к нему. Иногда, когда этого требуют задачи урока, одновременно со звучанием музыки на экране появляется зрительный ряд — демонстрируются слайды произведений изобразительного искусства. Так уже начало урока, его экспозиция задает уроку определенную тональность, вводит школьников в его образный мир и направляет их внимание на главную мысль, главную идею, которую им предстоит понять, постигнуть в ходе всего занятия. Далее может оказаться необходимым экспонировать обстоятельства, которые обусловили появление произведения: исторические события, биографические фрагменты, освещающие личность писателя и непосредственно связанные с историей создания данного произведения, экспонировать то, что послужило произведению питательной средой, что вызвало его к жизни и что будет направлять и будить воображение и мысль школьника…

Экспозиция готовит завязку. Завязка — это событие, факт, явление, которые послужат толчком к возникновению конфликта. В драматургии завязка — один из важнейших элементов построения сюжета. В уроке мировой художественной культуры завязка часто реализует конфликтные возможности, создает конфликтную ситуацию и позволяет определить проблему урока. Такую роль выполняет завязка, например, в уроке «Художественная культура конца XVIII — первой трети XIX в. Общая характеристика периода», на котором выясняются исторические причины возникновения романтизма.

Появление на экране картин Кипренского (портрет Швальбе) и Жерико (портрет  Делакруа) резко прерывает экспозицию, которая привлекала внимание девятиклассников к образам героев искусства Просвещения, уже знакомых учащимся. Новые герои не только незнакомы им, но и непонятны. Они загадочны, в них чувствуется душевный разлад, смятение. Почему они появились в искусстве? Что определило иной взгляд творцов искусства на человека и его взаимоотношения с окружающим миром? Эти и подобные им вопросы, по всей вероятности, возникнут у учащихся в момент завязки. Их подготовила экспозиция урока, содержание и целенаправленность предыдущих занятий. Но смысл этих вопросов представляет собой важнейшую проблему, которую предстоит решать учащимся на первом уроке, посвященном искусству романтизма, и на последующих уроках данного раздела курса.

По законам драматургии действие в драме всегда разворачивается  по восходящей линии. По мере его развития растет и напряжение, возникают новые конфликтные ситуации, новые проблемы. Так развивается драматургическое действие на всем его протяжении, вплоть до развязки. Все это действие от завязки до развязки состоит из этапов, которые могут быть выделены с разной отчетливостью в любом драматургическом произведении.

Но в развитии действия каждой пьесы, каждого драматургического произведения есть рубеж, знаменующий собой его  вершину, его высшее напряжение — кульминация. Кульминация (от лат.culmen — вершина) максимально заостряет конфликт. После кульминации действие в драме неуклонно движется к развязке. Ослабление напряженности наступает постепенно.

Кульминация урока МХК есть (повторю  определение Сурикова) «узел его  композиции», «узел его главной  идеи». Во время кульминации урока определяются те нравственные, идейные, эстетические выводы, к которым мы стремились подвести учащихся. И эти выводы должны возникнуть в сознании учащихся на очень высокой ноте эмоционального звучания. Поэтому важно, чтобы эмоциональное напряжение урока все время развивалось по восходящей и не затухало до его завершения. Поэтому же в отличие от композиции драмы, где обычно послекульминационный период — разрешение всех конфликтных «узлов» — разворачивается постепенно, кульминация урока сдвигается к финалу, а иногда и совпадает с ним.

Информация о работе Методики постижения мировой художественной культуры в школе